Подписка
МЕНЮ
Подписка

Современные инструменты защиты объектов транспорта

Иван Тушко, 07/01/22

На протяжении последних десятилетий объекты транспорта являются источником повышенной опасности для здоровья и жизни людей в силу своей привлекательности для различного рода нарушителей. Речь не только об угрозах террористического характера, но и о всевозможных проявлениях актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. В статье мы поговорим о современных инструментах защиты транспорта от внешних угроз и рассмотрим их эффективность в общей системе мер обеспечения безопасности.

Форум "Технологии безопасности". 15 - 17 февраля 2022 | Москва, Крокус Экспо

В ХХ столетии терроризм на транспорте как особый и достаточно своеобразный вид терроризма не только стал быстрее распространяться, но и превратился в многогранное явление современной общественной жизни, которое не может и не должно оставаться вне поля зрения статистической науки и практики1.

Одновременно не нужно забывать, что среди всех возможных мест массового скопления людей наиболее частым террористическим актам подвергаются именно объекты транспортной инфраструктуры, где, согласно существующей статистике, происходит до 70% всех нападений. Подобная особенность предопределяет необходимость повышенного внимания к транспортному терроризму как наиболее распространенной форме столь неблаговидной и предельно опасной общественной деятельности2.

Таким образом, транспорт, являясь важнейшей составляющей экономики любого города и страны, находится в центре внимания огромного количества людей и нуждается в постоянной надежной системе мер по обеспечению безопасности.

05-Dec-27-2021-10-43-48-29-AMДорогомиловский железнодорожный мост и Москва-Сити

Комплекс защитных мер

Система мер по обеспечению безопасности подразумевает применение различных инструментов защиты, которые созданы государством и конкретными транспортными предприятиями.

Такими инструментами могут быть:

  • бюрократические меры, выражающиеся в создании организационно-распорядительных мер по защите объекта или транспортного средства;
  • инженерные средства, установленные в зависимости от архитектурно-планировочных решений;
  • технические средства, позволяющие автономно обеспечивать защиту объектов транспорта;
  • физическая охрана, способная использовать человеческий фактор, порой играющий решающую роль для безопасности.

При этом крайне важно помнить о том, что какие бы меры защиты ни были созданы сегодня, завтра они могут потерять свою актуальность, поскольку процесс развития технологий является непрерывным, а значит, с совершенствованием инструментов защиты объектов транспорта могут совершенствоваться и инструменты их разрушения. Данная закономерность приводит к необходимости создания условий для устойчивого развития описанной выше системы безопасности.

Устойчивое, то есть гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное), развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического прогресса, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют современный и будущие потенциалы для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений3.

Представить оборудование для контроля доступа, дать рекомендации по СКУД

Бюрократические меры

В современной России очень остро стоит вопрос эффективности функционирования государственного аппарата. Конечно, чиновничество как социальный класс всегда играло важную роль в жизни российского государства, но именно в эпоху социальных и экономических перемен и кризисов к бюрократии всегда было приковано особое внимание4.

Сегодня под понятием "бюрократия" большинство людей понимают некий механизм удовлетворения своих потребностей, подразумевающий четкий формализм и включающий в себя большое количество этапов, для прохождения каждого из которых требуется бесчисленное множество требуемых документов.

Транспортная отрасль – одна из самых зарегулированных. Каждый вид транспорта имеет как общие, так и частные требования законодательства по защите своих объектов и транспортных средств. Именно эти требования определяют наличие на объекте:

  • сектора свободного доступа (куда может попасть любой человек после прохождения процедуры досмотра);
  • перевозочного сектора (куда может попасть только досмотренный пассажир с билетом);
  • технологического сектора (куда может попасть только работник объекта).

Все секторы относятся к зоне транспортной безопасности и обозначаются специальными табличками.

Однако наибольшую значимость среди бюрократических мер все же представляет собой план обеспечения транспортной безопасности, состоящий из различных порядков, инструкций и регламентов, которые и определяют всю систему безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

SS_Security and Safety

Инженерные средства

Комплексный подход к обеспечению эффективной защиты объекта предполагает возможность развития существующей или разрабатываемой системы безопасности путем расширения и совершенствования отдельных элементов ее частей, а также добавления новых подсистем5. К одной из таких подсистем безопасности можно отнести инженерные средства, предназначенные для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства.

Инженерные средства должны учитывать архитектурно-планировочные решения конкретного объекта, технические и технологические характеристики объекта транспортной инфраструктуры (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации), а также организацию эксплуатации (функционирования).

Если рассматривать инженерные средства в сфере транспорта, то к таковым можно отнести заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзовые камеры, досмотровые эстакады, запорные устройства.

Технические средства

В условиях все более нарастающего прессинга угроз различного (в том числе террористического) характера вопросы создания надежных систем физической защиты критически важных, потенциально опасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей приобретают особую значимость6. на объектах транспорта к ним относятся технические системы и средства:

  • сигнализации;
  • контроля доступа;
  • досмотра;
  • видеонаблюдения;
  • интеллектуального видеонаблюдения;
  • видеозаписи;
  • аудиозаписи;
  • связи, приема и передачи информации;
  • оповещения;
  • сбора и обработки информации.

Перечисленными средствами и системами оборудуются периметры охраняемых зон, охраняемые здания, сооружения и помещения, а также контрольно-пропускные пункты.

В наше время стремительного развития технологий технические средства физической защиты занимают, пожалуй, ведущее место в обеспечении безопасности объекта, являются важнейшим инструментом в системе защиты транспорта от внешних угроз актов незаконного вмешательства. Именно технические средства охраны, их качество и функциональные возможности, количество и охват охраняемой территории формируют вокруг себя иные меры (инструменты) по обеспечению безопасности.

Предупреждение террористических актов на транспорте заключается в проведении эффективных мероприятий по усилению охраны важных объектов (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других мест транспортной инфраструктуры, так как они чаще всего являются объектами атак террористов).

Совершенствование механизма нормативного регулирования требует внедрения самых современных технических средств контроля и защиты, что автоматически подразумевает увеличение ассигнований на подобные цели, разработку и реализацию программ подготовки спецподразделений по обеспечению безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры7.

Представить оборудование и решения для транспортной безопасности

Физическая охрана

Охрана объекта – это деятельность компетентных органов (организаций), осуществляемая в целях обеспечения состояния защищенности охраняемого объекта и направленная на предупреждение (профилактику) противоправных посягательств в отношении него8. Несмотря на то что технические и инженерные средства защиты объекта играют крайне важную роль, исключать человеческий фактор из системы безопасности совершенно нельзя.

Сегодня объекты транспорта охраняют аккредитованные Росавтодором подразделения транспортной безопасности либо частные охранные организации.

Многие технические средства, в том числе интеллектуальные системы безопасности, нуждаются в своевременном обслуживании, профессиональном эксплуатировании и принятии мер по реагированию на тревожные сигналы срабатывания при возникновении нештатной ситуации на объекте.

Чего не хватает

Обобщая перечисленные современные инструменты защиты транспорта от внешних угроз актов незаконного вмешательства, стоит отметить, что одним из важнейших аспектов успешной и надежной защиты объекта является правильная интеграция всех процессов в единый комплекс. баланс всех подсистем безопасности становится главным залогом успеха при защите объекта, ведь перекос в какую-либо сторону развития безопасности может привести к возникновению уязвимых участков, создать причины и условия для совершения акта незаконного вмешательства, в том числе террористического характера, и нарушению работы всего предприятия.

Многими работниками транспортных компаний остро ощущается недостаточность научно-практических подходов, методик, моделей для анализа защищенности своего предприятия и применения научно обоснованных решений в осуществлении антитеррористической защищенности. Ведь для выявления слабых участков, оценки качества и дальнейшего устранения выявленных недостатков важен постоянный ежегодный мониторинг и аудит системы безопасности предприятия.

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

Вектор развития

От бесперебойного, качественного, планомерного, управляемого, безопасного перевозочного процесса зависит развитие других направлений хозяйственной и социальной деятельности, осуществляемой как на территории страны, так и за ее пределами. По праву транспорт России можно назвать системообразующей отраслью9.

В чем же заключается специфика транспортного комплекса, которая характеризует объекты, подвергающиеся противоправным проявлениям?

Во-первых, это большая протяженность и наличие большого количества объектов транспортной инфраструктуры.

Во-вторых, это огромный пассажиро- и грузопоток.

В-третьих, объекты транспорта имеют такие особенности, как массовость, интенсивность движения, а также доступность посещения.

Если принять к сведению все названные угрозы, мы приходим к выводу о том, что происходит рост угроз совершения актов незаконного вмешательства. Следовательно, уровень обеспечения транспортной безопасности снижается10.

В этой статье были рассмотрены современные инструменты защиты транспорта от внешних угроз актов незаконного вмешательства. Данный перечень не является исчерпывающим. Однако он важен как для работников, обеспечивающих безопасность объектов, так и для руководителей транспортных предприятий, поскольку реализация всех указанных мер требует значительных финансовых затрат.

Объекты транспорта и дальше будут являться источником повышенной опасности для здоровья и жизни людей, а также привлекательной целью для реализации угроз противоправных посягательств. Противостоять таким угрозам – непростая задача как для работников, обеспечивающих безопасность объектов транспорта, так и для государства в целом. Причиной тому служит стремительное развитие науки и техники, которые могут быть направлены не только на защиту, но и на разрушение. Однако данная задача вполне выполнима.

1 Горбунов Ю.С. Журнал российского права. http//juristlib.ru.
2 Карманов М.В., Кузин С.И. Особенности статистической характеристики терроризма на транспорте // Вестник университета. 2018. № 2. С. 147–152.
3 Сухов Ф.И., Попов В.Г., Боландова Ю.К., Асманкин Е.Г. Управление безопасностью и культура безопасности на транспорте // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2019. № 4. С. 611–619.
4 Щелоков К.С. К вопросу о бюрократизме в России // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 247–249.
5 Рыжова В.А. Основные аспекты реализации инженерно-технической безопасности объекта // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2012. С. 1–8.
6 Куделькин В.А. Алгоритм подбора технических средств системы физической защиты объектов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. № 6 (2). С. 577–581.
7 Левин А.О. Предупреждение террористических актов на транспорте // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 114–117.
8 Серегин Ю.В. Понятия безопасности, защиты, охраны, антитеррористической защищенности объектов // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 3. С. 246–257.
9 Зайкова С.Н. Транспортная безопасность в Российской Федерации: понятие и система // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 3 (140). С. 81–92.
10 Агаркова Н.А. Особенности транспортной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. С. 132–137.
 
 
Темы:Транспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №6/2021

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ 2022
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
ПРОЕКТ "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"
Комментарии

More...