Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Импортозамещение в системах видеонаблюдения * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Средства досмотра на транспорте: безопасность прежде всего

Иван Тушко, 17/05/22

Досмотр на транспорте давно стал неотъемлемой частью перевозочного процесса. Даже не будучи техническими экспертами, многие пассажиры знают и понимают принцип действия систем и средств досмотра, так как постоянно с ними контактируют перед посадкой в самолет, поезд, автобус или морское судно. В этой статье мы подробнее поговорим о системах досмотра, применяемых в целях обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, требованиях к функциональным свойствам, которые предъявляются действующим законодательством, органе сертификации и алгоритме самой процедуры сертификации. Материал будет полезен как представителям транспортного сообщества, так и обычным пассажирам.

рис1 (5)Подвижной состав ГУП "Мосгортранс"

К приоритетным направлениям деятельности как внутренней, так и внешней политики современной России относится бесперебойное функционирование транспортной отрасли и поддержание национальной безопасности. При этом интересы национальной безопасности страны имеют статус долгосрочных. Благодаря им определяются основополагающие цели, стратегические и текущие задачи для проведения внутренних и внешних политических мероприятий в области транспортной безопасности и объектов транспорта.

Роль транспортной сферы постоянно растет. Так как национальная безопасность является системообразующим фактором транспортной системы, значимость последней заключается также и в обеспечении экономической, политической, оборонной и других видов безопасности России1.

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ информация о проекте и заявка на участие

В фокусе внимания – безопасность перевозок

Транспортная система нашей страны – это важнейшая и динамично развивающаяся отрасль народного хозяйства. С каждым годом увеличиваются масштабы пассажиропотока и грузоперевозок, расширяется инфраструктура на объектах транспорта, растет сеть железнодорожных путей, воздушных терминалов и т.д. На объектах транспорта постоянно находятся огромные материальные ценности. Все это не может не привлекать внимание преступных элементов2.

Безопасность перевозок с каждым годом играет все более заметную и важную роль в технологическом процессе транспортного комплекса.
И как бы стремительно ни развивались методы и виды совершения актов незаконного вмешательства, транспортное сообщество успешно противостоит всем видам угроз, сохраняя устойчивость и бесперебойность работы транспорта. Достигается это во многом благодаря функционированию технических систем и средств безопасности, среди которых явно выделяется оборудование для проведения досмотровых мероприятий.

Состав досмотровой техники

К особенностям организации обеспечения досмотра относится тот факт, что данный технологический процесс выполняется при движении потока пассажиров и имеет сходство с работой на конвейере3.

В этой связи хочется отметить значимость технических средств досмотра, применяемых на объектах транспортной инфраструктуры. Правовым основанием использования досмотровой техники служат многочисленные законы в области транспортной безопасности, одним из которых является приказ Минтранса России от 23 июля 2015 г. № 227, который гласит, что при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра используются соответствующие Требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТС ОТБ), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969, рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Человеческий фактор

При проведении досмотра имеет немаловажное значение и человеческий фактор. Сотрудники службы досмотра – лицо предприятия, они первые, кого видят пассажиры при входе на объект. От их умелой работы и грамотной эксплуатации технических средств досмотра зависит и общее состояние защищенности объекта, а также корректная работа досмотровой техники.

Места размещения

По-разному обстоит дело с местом размещения досмотровой техники на различных видах транспорта. Самая сложная ситуация на объектах метрополитена: подобрать место для размещения зоны досмотра непросто, так как многие станции, особенно старой постройки, представляют собой индивидуальные объекты, имеющие историческую и архитектурную ценность. Учитывая дефицит свободных площадей в вестибюлях, по каждой станции приходится принимать индивидуальные технические решения. При этом важно обеспечить необходимую пропускную способность станций, особенно в часы пик, и не парализовать их работу4.

Так или иначе, досмотр – это неотъемлемый атрибут современного транспорта, а качество применяемого досмотрового оборудования многое говорит об отношении того или иного субъекта транспортной инфраструктуры к вопросам обеспечения безопасности своего объекта и пассажиров. Во многих странах мира надежное обеспечение транспортной безопасности стало одной из самых актуальных задач5.

рис2 (4)-1Досмотровое оборудование в метро

Процедура сертификации

Органом по сертификации ТС ОТБ в части технических средств и систем досмотра определено ФГУП "Научно-технический центр "Орион"
ФСБ России, саму процедуру сертификации осуществляет ФГКУ "Войсковая часть 68240" (всего один орган в России).

Пройти сертификацию и получить сертификат необходимо:

  • компаниям, которые производят рентгеновские установки, аппаратуру радиационного контроля, металлодетекторы;
  • организациям, в собственности которых есть ЛДУ, металлодетекторы.

Сертификация происходит на основании реальных испытаний оборудования. В соответствии с протоколом испытаний орган по сертификации ФГКУ "Войсковая часть 68240" проводит работы по сертификации по одной из схем (схема № 1, № 2, № 3 или № 4).

Форум "Технологии и безопасность" завершен. МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ >>

К видам оборудования, которые подлежат обязательной сертификации ФСБ, относятся:

  • аппаратура радиационного контроля;
  • газоаналитическая и химическая аппаратура;
  • металлодетекторы;
  • рентгенотелевизионные установки;
  • ТССД, не относящиеся к указанным;
  • алгоритмы детекции;
  • аппаратно-программные средства (АПС) детекции (кроме видеокамер со встроенной аналитикой);
  • АПС детекции (видеокамеры со встроенной аналитикой);
  • алгоритмы идентификации;
  • АПС идентификации;
  • алгоритмы обнаружения тревожных ситуаций;
  • АПС обнаружения тревожных ситуаций.

Для прохождения процедуры сертификации необходимо предоставить пакет документов:

  • заявку;
  • ТУ (технические условия) на серийно выпускаемые средства досмотра;
  • паспорта или формуляры оборудования;
  • эксплуатационные документы на средства досмотра (техническое описание, инструкции по монтажу и эксплуатации, регламент техобслуживания);
  • сертификаты или декларации соответствия требованиям электромагнитной совместимости и безопасности.

Правила сертификации

Безопасность транспорта и перевозочного процесса – важнейший критерий высокого уровня транспортного обслуживания6.

В современном мире, где ежедневно происходит перемещение сотен миллионов человек с помощью различных видов транспорта, вопросу обеспечения транспортной безопасности уделяется особо пристальное внимание7. Поэтому и сертификации технических систем и средств безопасности придается столь большое значение.

При проведении обязательной сертификации серийно выпускаемых ТС ОТБ и партий ТС ОТБ, в том числе установленных на объектах транспортной инфраструктуры, орган по сертификации должен осуществить отбор образцов для проведения сертификационных испытаний.

Выборка образцов из партии ТС ОТБ, указанных в заявке, проводится в соответствии с разработанной органом по сертификации ФГУП "НТЦ "Орион" методикой отбора образцов ТС ОТБ.

Количество отбираемых образцов определяется следующим образом:

  • при численности партии от 2 до 50 единиц изделий случайным образом отбираются 2 образца;
  • при численности партии от 51 до 100 единиц изделий случайным образом отбираются 3 образца;
  • при численности партии более 100 единиц изделий случайным образом отбираются 4 образца, более 200 – 5 образцов, более 300 – 6 образцов и т.д.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

При обязательной сертификации ТС ОТБ применяются следующие схемы сертификации.

  • Схема № 1 – при сертификации единичных образцов технических средств ОТБ по заявке заявителя. Предусматривает сертификационные испытания единичных образцов, взятых у заявителя. Сертификат соответствия выдается только на сертифицируемый единичный образец.
  • Схема № 2 – при сертификации партии ТС ОТБ по заявке заявителя. Предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя из этой партии. Сертификат соответствия выдается только на сертифицируемую партию.
  • Схема № 3 – при сертификации серийно выпускаемых ТС ОТБ по заявке заявителя. Предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя, и предварительную проверку производства на предмет оценки возможности заявителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия ТС ОТБ.
  • Схема № 4 – при сертификации ТС ОТБ, установленных на ОТИ или ТС, по заявке заявителя. Предусматривает сертификационные испытания образцов на ОТИ или ТС.

Срок выдачи органом по сертификации заявителю сертификата соответствия не должен превышать 90 рабочих дней, если иное не указано в договоре заявителя с органом по сертификации. При соответствии представленных документов орган по сертификации готовит решение о проведении обязательной сертификации ТС ОТБ.

Во время проведения сертификационных испытаний оценивается соответствие технических средств ОТБ требованиям к их функциональным свойствам. Максимальный срок проведения сертификационных испытаний составляет не более 30 рабочих дней со дня принятия решения о проведении обязательной сертификации ТС ОТБ.

рис3 (2)-1Досмотровое оборудование в аэропорту

О чем будем писать в 2024 году? Запросить тематический план >>

Требования к функциональным свойствам

Важность выявления запрещенных предметов и веществ на транспорте трудно переоценить, поскольку именно транспорт в последние годы является наиболее привлекательной целью для совершения различных угроз.

Взрывы в общественном транспорте, которым пользуется существенная часть населения, имеют особенно большой резонанс: люди начинают опасаться совершать поездки, в обществе формируется гнетущая атмосфера напряженности и страха8.

Технические системы и средства досмотра должны обеспечивать:

а) не менее 49 случаев правильного обнаружения радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;

б) не менее 49 случаев правильного идентифицирования радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;

в) не более трех случаев ложного обнаружения радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;

г) не более трех случаев ложной идентификации радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;

д) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства ТСР/IР;

е) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML.

рис4-May-17-2022-04-22-06-49-AMДосмотровое оборудование на ж/д вокзале

Что имеем?

Все мировое сообщество обеспокоено проблемой усиливающейся террористической активности. Особая опасность осуществляемых террористических актов, особенно на объектах транспорта, состоит прежде всего в большом количестве жертв среди мирного населения.
И Россия не стала исключением9.

Незаконный оборот огнестрельного оружия создает не только большой риск для общества, но и условия для совершения тяжких и особо тяжких преступлений10. Это же относится и к незаконному обороту взрывчатых веществ.

За период с 2016 по 2021 г. в стране окончательно сформировался механизм сертификации технических систем и средств досмотра, определены требования к функциональным свойствам, обозначены правила и процедура сертификации. Конечно же, нашлись организации, готовые на коммерческой основе выполнить весь комплекс услуг по сертификации оборудования за субъект транспортной инфраструктуры.

Стоит признать, что какие бы меры по транспортной безопасности ни предпринимались, это не гарантирует полную защиту объектов от актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Вместе с тем повышение внимания к этим вопросам только с одной стороны создает дискомфорт для некоторых пассажиров, но в целом формирует предпосылки для существования бесперебойной и безопасной транспортной системы.

1 Агаркова Н.А. Особенности транспортной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. С. 132–137.
2 Жиляков И.А. Актуальные вопросы противодействия экстремизму и терроризму на объектах транспортного комплекса Российской Федерации // Академическая мысль. 2021. № 1 (14).
С. 99–104.
3 Лебедев А.М., Волков А.К. Метод снижения вероятности реализации угроз авиационной безопасности путем оптимизации состава средств досмотра на основе линейного программирования // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. С. 144–150.
4 Швецов А.В. Транспортная безопасность метрополитена // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2015. № 4 (2015). С. 72–77.
5 Швец О.В., Симонова О.В., Зливко А.П. Транспортная безопасность в современном мире // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. Section 11. С. 114–116.
6 Зайкова С.Н. Транспортная безопасность в Российской Федерации: понятие и система // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. С. 81–92.
7 Александров А.Н., Гундаров А.В. Транспортная безопасность: учебник БелЮИ МВД России им. И.Д. Путилина. 2017. С. 326.
8 Капитонова Е.А., Романовский Г.Б. Современный терроризм: монография. 2015. С. 216.
9 Богомолов С.Ю. Ответственность за финансирование терроризма: уголовно-правовое и криминологическое исследование: монография. 2018. С. 256.
10 Пронькина Е.А. Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия: коллизии законодательства и правоприменительной практики // Юридическая техника. 2017. № 11. С. 547–550.
 
Фото предоставлены автором
 
Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте. Форматы участия для рекламодателей >>
 
Темы:Транспортная безопасностьДосмотровые системыЖурнал "Системы безопасности" №1/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...