Статьи

Техническое перевооружение производственного объекта

В настоящее время одним из основных направлений совершенствования производственного комплекса России является его перевооружение. Оно позволяет с минимальными затратами в сжатые сроки обеспечивать модернизацию промышленных мощностей, поддерживая их соответствие современным технологическим требованиям.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным (налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.).

Обзор решений для защиты КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

При модернизации производственных объектов или их частей проводятся инженерно-технические усовершенствования, включающие замену или установку дополнительного оборудования, перенос производственных участков и инженерных систем, строительство новых зданий и сооружений (рис. 1).

1 (2)-Aug-11-2025-04-19-16-2043-AMРис. 1. Пути модернизации производственных объектов

Этапы разработки проектно-сметной документации

Процесс разработки проектно-сметной документации на техническое перевооружение производственного объекта включает в себя несколько основных этапов. На первом этапе проводится анализ текущего состояния объекта для определения необходимости и объема изменений, предлагаемых заказчиком для внедрения в производство. затем разрабатываются основные технические решения и обоснования концепции перевооружения.

В ходе подготовки проектно-сметной документации на техническое перевооружение определяются мероприятия по обеспечению различных видов безопасности, которые включают и антитеррористическую.

Методические рекомендации

С целью выработки единого подхода в вопросах практической организации антитеррористической и противодиверсионной безопасности промышленных объектов для сотрудников проектных и строительно-монтажных организаций, органов экспертизы, руководителей объектов промышленности должны применяться методические рекомендации по антитеррористической и противодиверсионной безопасности. Эти методические рекомендации по оборудованию промышленных объектов инженерно-техническими средствами комплексной безопасности (мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности) (далее – "методические рекомендации") должны быть основаны на нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность по обеспечению антитеррористической безопасности объектов. На базе "методических рекомендаций" могут разрабатываться инструкции должностным лицам объектов для организации контроля за поддержанием системы безопасности объектов в постоянной готовности к предотвращению террористических и диверсионных актов и минимизации возможного ущерба в случае их совершения.

Главные задачи противодействия терроризму и диверсиям

Главными задачами противодействия терроризму и диверсиям на промышленных объектах являются:

  • выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористических и диверсионных действий;
  • предупреждение, выявление, пресечение террористических и диверсионных действий и минимизация их последствий;
  • осуществление комплекса организационных и технических мер и мероприятий во взаимодействии с правоохранительными органами и МЧС.

Стратегия реагирования на ЧС: основные составляющие

На обеспечение безопасности промышленных объектов существенное влияние оказывают такие факторы, как высокая их уязвимость в террористическом и диверсионном отношении, большая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) с тяжелыми последствиями, рост социальной напряженности и организованной преступности (в том числе этнической). Стратегию реагирования на ЧС, вызванные диверсионно-террористическими актами, можно условно разделить на следующие составляющие:

  1. Предотвращение причин возникновения ЧС. Недопущение действий и процессов, которые создают предпосылки для формирования угроз возникновения ЧС, профилактика негативных факторов и условий, способствующих их развитию.
  2. Предотвращение самих ЧС. В случаях, когда причины, порождающие данную ЧС, устранить невозможно или не удается, разрабатываются меры, направленные на пресечение ее перманентно развивающихся негативных последствий для адекватного реагирования на реальную и непосредственную угрозу безопасности объектов, чтобы не допустить выхода ситуации из-под контроля и гарантировать безопасность персонала объекта населения путем заблаговременного оповещения, эвакуации, срочного укрытия и т.п.
  3. Смягчение последствий возможной ЧС. Подразумевает ориентацию на максимальное ослабление и локализацию последствий ЧС, которую нельзя или не удалось предотвратить.

Этапы работы по антитеррористической и противодиверсионной защите

Непосредственная работа по организации и обеспечению антитеррористической и противодиверсионной защиты промышленных объектов состоит из следующих этапов:

1. Определение ключевых зон

Первый этап – определение на объектах ключевых, наиболее уязвимых к террористическим и диверсионным проявлениям элементов объектов (зон). Для этого необходимо провести анализ конкретно взятого объекта, что позволяет определить его готовность к предупреждению и смягчению последствий ЧС, в том числе террористического и диверсионного характера.

2. Формирование системы антитеррористических мер

Второй этап – формирование системы антитеррористических мер (организационных, административно-режимных, физической и технической защиты, взаимодействия и координации действий с правоохранительными органами, информирования населения, подготовки сил и средств объекта и ведомственных подразделений реагирования на ЧС).

Виды, система и порядок (способы) охраны промышленных объектов определяются на основании положений федеральных законов "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О ведомственной охране", постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2024 г. № 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основными задачами охраны являются:

  • защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
  • обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах;
  • участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.

Система охраны объекта включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране и обороне объекта. Она должна соответствовать особенностям охраняемого объекта, уровню его оборудования инженерно-техническими средствами охраны, обстановке в его окружении и обеспечивать наиболее эффективное и экономически рациональное использование имеющихся сил и средств.

3. Разработка системы профилактических мероприятий

Третий этап – моделирование возможных диверсионно-террористических актов, разработка системы профилактических мероприятий.

Система профилактических мероприятий включает в себя регулярное получение информации о состоянии объекта, технических средств охраны, своевременное вскрытие недостатков и нарушений в их работе, выявление лиц, пытающихся без видимых оснований или при подозрительных обстоятельствах проникнуть на объект. При этом следует иметь в виду, что, как правило, исполнители террористических актов свои преступные намерения предпочитают осуществлять на объектах, где работают (работали), имеют на них знакомых или в окружении которых проживают. Это позволяет им более полно изучить характер и специфику производственной деятельности объекта, облегчает возможность тщательной подготовки террористической и диверсионной акции, применение соответствующих орудий и средств их совершения, выбор соучастников и пособников.

При организации антитеррористической защиты промышленного объекта необходимо также учитывать возможность относительно свободного при существующем уровне физической охраны и внутриобъектового режима проникновения на них и к уязвимым участкам (зонам) посторонних лиц, что облегчает доставку террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, связи и т.п. Необходимо принимать во внимание, что нарушители совершенствуют тактику подрывных действий, применяют труднораспознаваемые способы совершения террористических и диверсионных актов, придают им характер аварий и ЧС, произошедших в результате неумышленных действий, несовершенства технологических процессов. Они осуществляют свои акции на таких участках, где уничтожаются следы их деятельности, используют специальные устройства замедленного и дистанционного действия.

В настоящее время в связи с развитием телекоммуникационных связей, закупкой импортного оборудования существует возможность внедрения в программное обеспечение АСУ промышленных объектов специальных закладок, вызывающих сбои в работе АСУ. В результате таких действий могут произойти взрывы, пожары, вывод из строя оборудования.

Рынок физической безопасности. Экспертиза. Исследования. Обзоры

Признаки подготовки теракта и диверсии

Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической и диверсионной деятельности являются:

  • проявление необоснованного интереса к наиболее важным и уязвимым элементам объекта;
  • изучение уязвимых элементов объекта и порядка доступа к ним, порядка системы пропускного режима и охраны объекта;
  • выяснение вопросов, связанных с возможностью искусственного создания аварийной ситуации;
  • проявление интереса к последствиям применения на данном объекте взрывчатых, зажигательных и других пригодных для диверсии средств;
  • хищения или попытки приобретения взрывчатых и зажигательных веществ, а также компонентов, из которых они могут быть приготовлены;
  • изготовление самодельных диверсионных средств, изучение специальной литературы по взрывному делу, способам изготовления и использования террористических средств;
  • привлечение участников из числа лиц, способных оказать содействие в проникновении на уязвимые элементы объекта, доставке на них террористических средств или их изготовлении;
  • изыскание путей и способов скрытой доставки на объект террористических средств;
  • хищение, приобретение или изготовление фиктивных документов для доступа на уязвимые участки;
  • создание условий для совершения взрыва, пожара, вывода из строя оборудования путем отключения приборов, автоматики и сигнализации, открытия и переключения дренажей, пробоотборников, кранов, задвижек;
  • создание условий, препятствующих ликвидации ЧС, затрудняющих тушение пожара путем вывода из строя противопожарных и других противоаварийных систем, средств индивидуальной защиты персонала;
  • наличие на месте происшествия средств для взрыва и поджога, их остатков и следов применения (наличие на поверхности емкостей, трубопроводов, резервуаров различных отверстий, пробоин, разрывов);
  • обнаружение на месте вероятного ЧС отдельных компонентов, из которых могут быть изготовлены взрывчатые вещества и средства подрыва;
  • возникновение одновременных или почти одновременных взрывов на удаленных друг от друга элементах объекта, если исключается детонация от первого взрыва;
  • обнаружение различных приспособлений, предметов для крепления взрывозажигательной техники, применение специальных трудногасимых зажигательных средств – термита, фосфора, напалма.

Проектирование раздела "Мероприятия по противодействию террористическим актам"

На основе изучения руководящих документов и оценки террористической и диверсионной уязвимости промышленных объектов, определения системы профилактических мер, вида и способа охраны объекта, а также моделирования возможных террористических актов на каждом промышленном объекте должны быть разработаны:

  1. Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) объекта.
  2. Должностные инструкции руководящему составу, дежурно-диспетчерскому персоналу, личному составу сил безопасности и всему персоналу объекта по действиям в ЧС, вызванных террористическими и диверсионными актами.

Все это предъявляет особые требования к разработке задания на проектирование раздела "Мероприятия по противодействию террористическим актам" проектно-сметной документации на техническое перевооружение производственного объекта. Задание на проектирование этого раздела разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке заданий на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными приказом директора ГАУ РК "Госстройэкспертиза" от 14.09.2022 г. № 126.

Таблица. Разделы "методических рекомендаций"ТАБ (3)

ТАБ (5)

ТАБ (4)

ТАБ (7)

ТАБ (6)

В п. 29 "Требования к инженерно-техническому укреплению объекта в целях обеспечения его антитеррористической защищенности" указывается необходимость выполнения мероприятий и (или) соответствующих разделов проектной документации в соответствии с требованиями технических регламентов с учетом функционального назначения и параметров объекта, а также требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)".

В техническом задании, разработанном с использованием методических рекомендаций по оборудованию промышленных объектов инженерно-техническими средствами комплексной безопасности (мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности), указываются требования застройщика (технического заказчика) к инженерно-техническому укреплению промышленного объекта в целях обеспечения его антитеррористической и антидиверсионной защищенности. Указывается необходимость выполнения мероприятий и проектных решений, направленных на обеспечение защиты объекта от угроз террористического, диверсионного характера и несанкционированного вторжения в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2024 г. № 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности министерства промышленности и торговли РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

О важности "методических рекомендаций"

1. "Методические рекомендации" подготовлены в целях обеспечения полноты сведений, содержащихся в проектной документации на архитектурно-строительное проектирование таких промышленных объектов, как объекты капитального строительства, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляется с соблюдением требований по обеспечению защиты объектов от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, а также в целях минимизации затрат на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Они учитывают актуальные требования по обеспечению комплексной безопасности промышленных объектов и опыт разработки и эксплуатации объектов в условиях СВО, а также новых рисков и угроз, вызванных гибридной войной.

2. "Методические рекомендации" разработаны на основании анализа результатов экспертиз проектной документации по выполнению подраздела "Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности" проектов, разрабатываемых и реализуемых в 2019–2024 гг.

Мероприятия и проектные решения, направленные на обеспечение защиты промышленных объектов от угроз террористического, диверсионного характера и несанкционированного вторжения, приведенные в "Методических рекомендациях", разрабатываются на основании постановлений и распоряжений Правительства РФ в сфере противодействия терроризму – требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерств и ведомств РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере их деятельности, с учетом обобщения опыта разработки и эксплуатации объектов различной функциональной направленности в условиях новых рисков и угроз.

3. "Методические рекомендации" определяют совокупность основных технических требований, унифицированных технических и технологических решений, организационных мероприятий, обеспечивающих повышение надежности и эффективности функционирования промышленных объектов, совершенствование их технического уровня путем применения современных, инновационных технологий и оборудования, в том числе на основе положительного опыта, при обеспечении надлежащего уровня безопасности, надежности и антитеррористической защищенности.

4. "Методические рекомендации" обязательны для применения предприятиями и организациями, выполняющими на договорной основе проектные, строительно-монтажные и наладочные работы на промышленных объектах, находящихся в управлении, эксплуатации, аренде, а также на объектах, присоединяющихся к сетям промышленных объектов и граничащих с ними, путем включения в заключаемые договоры условия, что указанные лица обязаны руководствоваться требованиями "методических рекомендаций".

5. "Методические рекомендации" подлежат периодическому пересмотру, корректировкам, дополнениям в соответствии с практическими наработками и опытом эксплуатации промышленных объектов на основании решений Ростехнадзора. В таблице приведены общие разделы "методических рекомендаций" (некоторые разделы приводятся более подробно).

Применение системного подхода и подробных "методических рекомендаций" позволяет значительно сократить время на разработку и повысить качество проектно-сметной документации на техническое перевооружение промышленного объекта. В результате эта документация становится более точной и надежной, подтверждается детализированными расчетами, что способствует успешной реализации проекта и повышению уровня антитеррористической и противодиверсионной безопасности на производственных объектах.

Николай Махутов
Председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., профессор
 
Владимир Балановский
Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук
 
Павел Постников
Директор департамента обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности и торговли РФ
 
Тимур Сагиров
Заместитель директора департамента обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности и торговли РФ
 
Игорь Грунин
Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, судебный строительно-технический эксперт, член-корр. АПК
 
Леонид Балановский
Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член экспертного совета МТПП, член-корр. АПК
 

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 3/2025

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky 

Программа онлайн-мероприятий для специалистов по безопасности, ИТ и цифровой  трансформации

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости

Критерии выбора систем защиты периметра