Статьи

Технология борьбы с крупномасштабными пожарами на объектах ТЭК РФ

При постоянно меняющихся внешних условиях и повышенных угрозах террористических актов

В статье рассказывается о производимом ООО НПО "СОПОТ" оборудовании, позволяющем быстро реагировать на возникающие и эффективно подавлять распространяющиеся пожары.

Как показал анализ процессов ликвидации пожаров на предприятиях хранения, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов на объектах ТЭК России, пожаров в зоне ответственности российских железных дорог, а также на объектах специального назначения, в том числе в туннелях, за последние два-три года резко повысилась необходимость разработки новых средств пожаровзрывопредотвращения и тактики их применения в условиях постоянно меняющейся обстановки, в том числе связанной с применением зажигательных и взрывчатых средств, например носимых с помощью БПЛА. Специалистами отмечается необходимость совершенствования как нормативной базы, так и самих технологий и средств пожаровзрывопредотвращения. Особая роль должна, по нашему мнению, отводиться системам быстрого реагирования на возникающие пожары и системам, обеспечивающим высокую интенсивность подачи составов и эффективность подавления вновь возникающих и распространяющихся пожаров.

Участие ООО НПО "СОПОТ" в учениях "Безопасная Арктика – 2025"

В период с 29 по 31 января 2025 г. на территории РФ проводились межведомственные опытно-исследовательские учения "Безопасная Арктика – 2025". ООО НПО "СОПОТ" приняло в них участие, представив на испытаниях следующие технологии:

  1. Технологию взрывопожаропредотвращения нефти и нефтепродуктов, а также сжиженных углеводородных газов (СУГ) и сжиженных природных газов (СПГ) с помощью гибридной пены на основе пенообразователей отечественного производства, не содержащих фторированные компоненты.
  2. Технологию взрывопожаропредотвращения особо взрывопожароопасных веществ и материалов, в том числе аварийно химически опасных веществ (АХОВ), с помощью быстротвердеющей пены.
  3. Технологию тушения пожаров в резервуарных парках с помощью комплекса робототехнических устройств.

Реализация первой технологии осуществлялась с помощью применения установок комбинированного тушения пожаров УКТП "Пурга".

Для реализации второго направления применялись установки для подачи быстротвердеющей пены на основе специализированной двухкомпонентной композиции (далее СДКП).

Реализация третьего направления осуществлялась с помощью разработанного ООО НПО "СОПОТ" робототехнического комплекса взрывопожаропредотвращения "Пурга" (далее РКВХ "Пурга").

Тушение пожаров с помощью гибридной пены

Концепция тушения пожаров с помощью гибридной пены связана с применением многокомпонентных струй воздушно-механической пены, в частности пен низкой и средней кратности. Средства подачи таких пен не исключают, а наоборот активно используют турбулентное смешение водопенных струй в сочетании с использованием ламинарно истекающих струй пены низкой и средней кратности.

Данный способ разработан более 10 лет назад и описан в ряде статей и патентов РФ, например в статье Г.Н. Куприна и И.М. Абдурагимова в журнале "Сфера Нефть и Газ" № 5, 2016 г., стр. 40–41, а также в патенте RU2589562 C2.

УКТП "Пурга"

Способ реализован в установках комбинированного тушения пожаров (далее УКТП "Пурга"), выпускаемых более чем в 100 различных видах, серийное производство которых отлажено в ООО НПО "СОПОТ" (см. рис. 1). Воздушно-механическая пена, получаемая от этих установок, обладает повышенной скоростью растекания по разлитой поверхности нефтепродуктов и твердых горючих веществ, повышенной охлаждаемой способностью и достаточно высокой изолирующей способностью, что позволяет увеличить скорость тушения до 10-20 м2/сек. Дальность подачи струй пены средней кратности (Кп 20–40) от 20 до 120 м. Выпускаются установки производительностью от 2 до 300 л/с.

012-Jun-27-2025-04-40-10-7210-AM

Рис. 1. Установки комбинированного тушения пожаров УКТП "Пурга" в различных модификациях

На учениях "Безопасная Арктика – 2025" в г. Кировске Мурманской области также был представлен один из сотен пожарных поездов, эксплуатируемых в РФ, в составе которых штатно УКТП "Пурга 5" и УКТП "Пурга 30".

УКТП "Пурга 30" предназначена для получения воздушно-механической пены средней кратности с повышенной дальностью подачи.

Установка используется для тушения пожаров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, твердых горючих материалов, а также для создания светотеплозащитных экранов в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, для дегазации и дезактивации, маскировки объектов гражданского и военного назначения.

Установками УКТП "Пурга 5" и УКТП "Пурга" 30 оснащены пожарные поезда, в состав которых включены Автономные пожарные модули контейнерного типа (далее АПМКТ), поставленные на боевое дежурство для защиты Крымского моста (рис. 2, 3).

013-4

Рис. 2. Подача воды или гибридной (комбинированной) огнетушащей пены от АПМКТ на ж\д платформе

014-3

Рис. 3. Подача воды или гибридной (комбинированной) огнетушащей пены от АПМКТ на ж\д платформе

Аналогичные модули проходят опытную эксплуатацию в Ямало-Ненецком округе на объектах железнодорожной линии "Обская-Бованенково". Эти модули являются самостоятельными средствами пожаровзрывопредотвращения на приграничных к железным дорогам объектам. Они способны немедленно включаться в работу и подавать огнетушащие вещества в процессе движения железнодорожной платформы в составе пожарных поездов.

Следует отметить, что появление автономных пожарных модулей контейнерного типа (АПМКТ) актуально еще и потому, что в Российской Федерации появились газомоторные локомотивы, работающие на сжиженном природном газе, для защиты которых они могут быть использованы. Возможность применения технологии тушения пожаров СПГ подтверждена положительными результатами натурных испытаний, проведенных совместно с ФГБУН "Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко" РАН.

Пожаровзрывопредтвращение в резервуарных парках

В рамках учений "Безопасная Арктика – 2025" проверялась новая тактика пожаровзрывопредтвращения в резервуарных парках путем обеспечения защиты негорящих резервуаров от теплового лучистого потока пламени быстротвердеющей пеной на основе СДКП. С этой целью пожарная автоцистерна, входящая в боевой расчет защиты АНОФ-3 Кировского филиала АО "Апатит", была заправлена раствором СДКП, который по команде руководителя тушения пожаров подавался в установку УКТП "Пурга", специально предназначенную для формирования струй БТП. Струя пены подавалась на борт защищаемого резервуара. За счет высокой адгезии и быстрого затвердевания (2–15 сек.) на поверхности резервуара создавался теплозащитный слой серовато-белого цвета, который надежно держался на вертикальной поверхности, не разрушаясь длительное время (более суток). Данные испытания подтвердили возможность применения новой тактики в условиях дефицита воды и низкой наружной температуры, обеспечивая защиту соседних с горящим резервуаром не путем подачи воды для охлаждения, а путем создания теплозащитного (светоотражающего) слоя быстротвердеющей пены на нагретых металлических конструкциях, что позволяет существенно сократить расходы воды, особенно в условиях Арктики (рис. 4).

015-1

Рис. 4. Обеспечение защиты резервуара с помощью быстротвердеющей пены от теплового излучения пламени

016

Рис. 5. РКВХ "Пурга", состоящий из двух электромеханических платформ: ведущей и ведомой

Робототехнический комплекс на электромеханической платформе

На учениях "Безопасная Арктика – 2025" прошел испытания комплекс робототехнических устройств на электромеханической платформе, состоящий из ведущего РКВХ с лафетным стволом УКТП "Пурга" в спарке с ведомым РКВХ просьба расшифровать, предназначенным для автоматической прокладки рукавных линий от лафетного ствола к насосной станции (пожарному автомобилю) (рис. 6, 7).

0220

Рис. 6. РКВХ с УКТП "Пурга" 40 в процессе подачи пены внутрь резервуара

0222

Рис. 7. Подача пены от РКВХ с УКТП "Пурга" 40 на очаг возгорания

На ведущем модуле смонтирован лафетный ствол УКТП "Пурга 40" для подачи воды или гибридной (комбинированной) огнетушащей пены. Ствол обеспечивает одновременную подачу пены низкой и средней кратности. Производительность ствола 40±5 л/с, давление на входе 0,8–1 МПа.

Ведомый комплекс состоит из электромеханической платформы, на которой размещена конструкция с пожарными рукавами диаметром 77 мм суммарной длиной 360 м.

Технические характеристики комплекса робототехнических устройств на электромеханической платформе

Максимальная скорость передвижения комплекса в спарке: 15–20 км/ч при полной нагрузке.

Интуитивное дистанционное управление:

  • на открытой местности: до 1 000 м;
  • с выносной антенной подвижного пункта управления 1 500 м;
  • в условиях городской инфраструктуры: до 300 м.

Широкий угол обзора: видеонаблюдение осуществляется посредством видеокамер с углом зрения по горизонтали до 100 град.

Высокая проходимость:

  • в городских условиях и на пересеченной местности;
  • по участкам со сложным (сыпучим, влагонаполненным) грунтом, по траве высотой до 1 м, снегу глубиной до 400 мм, в дождь по залитым водой поверхностям глубиной до 300 мм.

Сменные модули полезной нагрузки "Пурга":

  • обеспечивают тушение пожаров углеводородных топлив отечественными пенообразователями, свободными от фтора;
  • обеспечивают автоматическую прокладку рукавной линии.

Результаты испытаний полностью положительные. Доказана возможность автоматической прокладки рукавной линии с последующей подачей в ведущий робот на лафетный ствол УКТП "Пурга" водопенных средств пожаротушения.

В настоящее время аналогичный комплекс на базе электромеханической платформы "Нерехта" включены в боевой расчет пожарных поездов, обеспечивающих защиту Крымского моста.

сопот

Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность"

Изображения предоставлены автором
Иллюстрация к статье сгенерирована нейросетью Kandinsky 

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости

Технологии. Обзоры решений. Задачи заказчиков.