Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Транспортная безопасность на объектах Московского метрополитена

Михаил Ромашин, 26/01/23

ГУП "Московский метрополитен" к вопросам обеспечения безопасности подходит системно и комплексно, поэтапно охватывая все объекты инфраструктуры и уровни управления. В общей сложности ГУП "Московский метрополитен" как субъект транспортной инфраструктуры обязано реализовать комплекс мер по защите 578 категорированных объектов транспортной инфраструктуры и 622 транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Являясь крупнейшим транспортным оператором города Москвы, ГУП "Московский метрополитен" постоянно развивается и уже вышло далеко за рамки метрополитена. Помимо объектов метрополитена (станции, тоннели, электродепо), в нашей зоне ответственности есть как объекты железнодорожного (Московское центральное кольцо), так и наземного городского пассажирского транспорта (автовокзалы и трамвайное хозяйство).

Предприятие накопило внушительный опыт в области обеспечения транспортной безопасности. С момента выхода основополагающего закона о транспортной безопасности прошло 15 лет, а в 2022 г. служба безопасности Московского метрополитена отметила свой 10-летний юбилей. Наш подход – это интеграция решений и всех основных требований в рамках одного субъекта транспортной инфраструктуры, а ключевые элементы нашей системы – это люди, технологии и нормативная база.

Аккредитованное подразделение транспортной безопасности

ГУП "Московский метрополитен" имеет собственное подразделение транспортной безопасности, аккредитованное как по линии Росжелдора (метрополитены и железные дороги), так и по линии Росавтодора (наземный городской пассажирский транспорт). Кроме того, мы являемся специализированной организацией, также аккредитованной в вышеуказанных агентствах Министерства транспорта РФ, что позволяет проводить весь комплекс мероприятий по категорированию, проведению оценок уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности собственными силами.

В 2022 г., учитывая планы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы по наведению порядка в акватории Москвы-реки, мы аккредитовались и по линии Росморречфлота как подразделение транспортной безопасности и специализированная организация. Теперь готовы обеспечивать безопасность на причалах и речных вокзалах города.

рис1 (8)-3

Дивизия безопасности

В основной состав сил обеспечения транспортной безопасности ГУП "Московский метрополитен" входят:

  • Инспекторский состав более 400 досмотровых зон, расположенных на контрольно-пропускных пунктах наших объектов.
  • Силы быстрого реагирования, реализованные как в формате мобильных экипажей, так и пеших групп, присутствующих на платформах станций, электродепо, автовокзалов.
  • Операторы систем управления обеспечением транспортной безопасности как на центральном пункте, расположенном в едином диспетчерском центре, так и на локальных постах.
  • Специалисты по категорированию, проведению оценки уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности.
    Метрополитен аккредитован в качестве специализированной организации.
  • Специалисты по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима на всех наших объектах.

Суммарно штатная численность подразделения транспортной безопасности ГУП "Московский метрополитен" вплотную подобралась к 10 тыс. человек – мы уже почти целая дивизия. И судя по планам развития Московского транспортного узла, это далеко не предел.

Учебный центр для работников

Для обучения и повышения квалификации личного состава создан собственный учебный центр. Реализована технология 100%-ного обучения всех работников подразделения транспортной безопасности еще до устройства в штат (выплачивается стипендия по ученическому договору, сдаются выпускные экзамены). Затем работник направляется на аттестацию и приступает к работе. По сути, аттестация носит постоянный характер, так как, помимо постоянного увеличения размеров объекта, существует естественная ротация кадров, а также неизбежная переаттестация в зависимости от категории сил.

Нам бы хотелось совместить на базе своего учебного центра как функции подготовки работников сил обеспечения транспортной безопасности, так и их последующую аттестацию, но пока действующая нормативная база нам этого не позволяет. По нашему мнению, гораздо выгоднее один раз вложиться в оборудование специальных классов с надлежащим уровнем технического контроля за проведением экзаменов, нежели ежегодно отыгрывать конкурс для привлечения стороннего контрагента.

Приведу пример. Как отмечалось выше, ГУП "Московский метрополитен" аккредитовано в качестве специализированной организации и реализует весь комплекс мероприятий по категорированию, проведению оценок уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности собственными силами.

В соответствии с действующими требованиями Московским метрополитеном разработаны шаблоны основных документов, и мы не только успешно защищаем их в компетентном органе, но и уже делимся ими с другими метрополитенами, если они их запрашивают. Интеграция специализированной организации в структуру субъекта транспортной инфраструктуры, с одной стороны, значительно упростила процедуру сбора и актуализации данных о наших объектах (не требуется проводить конкурентные процедуры под каждый новый или реконструируемый объект), а с другой – позволила увеличить глубину проработки, провести совместно со специалистами компетентного органа "расшивку" узких мест, выработать единый взгляд на методы реализации требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в условиях массового пассажиропотока (более 8 млн человек в день) и непрерывной работы предприятия.

Наличие специализированной организации стало огромным подспорьем при вступлении в действие новых требований (24.10.2020 г.) по обеспечению транспортной безопасности (ПП от 08.10.2020 г. № 1641 и № 1633), когда потребовалось проведение повторной оценки уязвимости с последующим внесением изменений в планы обеспечения транспортной безопасности по всем нашим категорированным объектам.

По нашему мнению, это оптимальная интеграция процесса исполнения требований в рамках одного субъекта транспортной инфраструктуры.

Техническая оснащенность объектов средствами обеспечения транспортной безопасности

Огромное значение для обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов имеет техническая вооруженность. В Московском метрополитене, в том числе в рамках первого этапа Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, была заложена существенная материально-техническая база оснащения объектов метрополитена современными системами безопасности.

Техническими средствами обеспечения транспортной безопасности оснащены все вестибюли станций Московского метрополитена. С учетом требований к строящимся объектам и их проектированию все новые станции Московского метрополитена в отношении транспортной безопасности сдаются практически под ключ: мы получаем полностью оборудованные досмотровые зоны, необходимые помещения, системы видеонаблюдения. Наша основная задача при открытии новых станций – проверить работу технических средств обеспечения транспортной безопасности, настроить аппаратуру и выставить подготовленный и аттестованный персонал подразделения транспортной безопасности.

На всех вестибюлях станций метрополитена размещено досмотровое оборудование. Установленная техника позволяет осуществлять сплошной контроль входящего пассажиропотока и выявлять в ходе досмотровых операций основные запрещенные предметы и вещества.

Ежедневно дополнительный досмотр проходят порядка 500 тыс. пассажиров, обследуется 250 тыс. единиц багажа, выявляется 800–900 потенциально опасных предметов. Мы имеем положительную динамику как в части отношения пассажиров к нашей работе, так и в уменьшении количества нарушений при перевозке запрещенных предметов и веществ. Эту же тенденцию подтверждает и анализ статистики правоохранительных органов, показывающий, что количество уголовных и административных правонарушений начиная с 2015 г., когда на станциях заработал полноценный входной контроль, снизилось более чем в два раза.

Интеллектуальные технологии для снижения криминогенной обстановки

В ГУП "Московский метрополитен" организован центр управления обеспечением транспортной безопасности, куда поступает информация со всех систем видеонаблюдения метрополитена и городских камер ЕЦХД, установленных в непосредственной близости от вентиляционных шахт, вестибюлей и электродепо.

На объектах метрополитена создана интеллектуальная система видеонаблюдения, которая включает в себя более 18 тыс. камер. Продолжается замена устаревших аналоговых камер, размещенных на платформах станций, на цифровые, а также модернизируются системы контроля прохода в тоннель и управления доступом. Во всех электродепо старой постройки осуществляется реконструкция КПП: разворачиваются современные досмотровые зоны, проводится реконструкция ограждений, в том числе открытых участков перегонов.

С сентября 2020 г. в вестибюлях станций введена система биометрической идентификации с использованием порядка 5 тыс. камер, установленных на турникетах. Она уже доказала свою эффективность, так как с начала ее использования правоохранительным органам удалось задержать несколько тысяч человек, находящихся в розыске по тем или иным причинам. При этом в данном проекте метрополитен напрямую не участвует, так как не является органом, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Но мы всецело приветствуем такую работу и видим одним из положительных результатов устойчивое снижение криминогенной обстановки на наших объектах.

Безопасность пассажиров – главный приоритет

В реалиях сегодняшнего дня вопросы обеспечения транспортной безопасности актуальны как никогда. Сложная международная обстановка, новые угрозы и вызовы, как внешние, так и внутренние, требуют от нас максимальной концентрации сил и внимания на задачах обеспечения безопасности наших пассажиров, которые, безусловно, имеют для нас наивысший приоритет.

Форум "Технологии и безопасность" завершен. МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ >>

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2022

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: ruslandtour.ru

Темы:Транспортная безопасностьМетрополитенБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №6/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...