Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  15 мая. Профилактика пожарных рисков в крупных коммерческих объектах за счёт  использования автоматизированных систем  16 мая. Пожарная безопасность зданий и коммерческой недвижимости  22 мая. Видеоаналитика и автоматизированный видеоконтроль технологических  процессов, производственных регламентов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Транспортная безопасность в период санкций

Иван Тушко, 04/05/22

В последнее время санкции и противодействие им стали неотъемлемым элементом российской экономики. Транспортная отрасль в целом и транспортная безопасность в частности не являются исключением. В статье поговорим о влиянии экономических санкций на транспортную безопасность России и о том, с чем сегодня сталкиваются специалисты.

рис1 (10)

В современных условиях перед специалистами транспортной отрасли стоит важная задача: понять и оценить возможный ущерб от происходящего и постараться уже сейчас найти потенциальные пути, чтобы избежать его и предотвратить угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса действия, которые могут повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб.

Транспортная безопасность в период санкций является крайне важной составляющей обеспечения должного высокого уровня существования всей транспортной отрасли. Первый шаг в решении любой проблемы – это признать ее существование. Попробуем сделать его вместе!

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Вектор развития – безопасность транспортного комплекса

На протяжении ХХ века в силу объективных причин транспортной безопасности не уделялось должного внимания ни одной страной в мире. Исключением являлся воздушный транспорт, где технологии досмотра и выявления опасных предметов и веществ, а также нарушителей начали выходить на передний план.

Поворотным моментом в мировой истории стала серия из четырех террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 г. в Соединенных Штатах Америки членами террористической организации "Аль-Каида". По официальным данным, жертвами терактов стали 2 977 человек, среди погибших были граждане США и еще 91 государства.

События 11 сентября повлекли за собой обширные политические, экономические и социальные последствия по всему миру. Произошедшее заставило большинство стран пересмотреть свое отношение к вопросам обеспечения транспортной безопасности не только в сфере авиации, но и на всех видах транспорта.

рис1 (7)Террористический акт в США. Нью-Йорк, 11.09.2001 г.

Отечественная история начала ХХI века также насчитывает немалое количество совершенных террористических атак, поэтому вектор развития государством транспортной безопасности был совершенно оправданным и ожидаемым.

Одним из первых шагов стал Указ Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму", благодаря которому в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму был образован Национальный антитеррористический комитет и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Мощный толчок развитию этого направления придал Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", определивший целями обеспечения транспортной безопасности устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Именно с появления данного нормативного акта начало формироваться многофункциональное интегрированное направление деятельности, которое впоследствии Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 было закреплено как важная составная часть национальной безопасности.

Благодаря Федеральному закону № 16-ФЗ начала создаваться нормативная правовая база, развиваться профильные направления деятельности (специализированные и аттестующие организации, учебные центры), началось оснащение объектов транспорта и транспортных средств инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

рис1 (11)Скоростные проходы на железнодорожном вокзале (турникеты с распашными створками)

При этом важно отметить, что обеспечение безопасности на воздушном транспорте в России больше не являлось приоритетом, в отличие от большинства стран мира. Подход к созданию системы безопасности на транспорте поистине принял комплексный системный характер.

После подписания Указа Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте", который стал реакцией на теракты в Московском метрополитене, был разработан комплекс мер по антитеррористической защищенности.

В основу комплексной программы заложены принципы и механизм реализации Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", определяющего единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.

Вектор государственной политики – создание системы обеспечения транспортной безопасности всех видов транспорта – находится в постоянном развитии и направлен на оптимизацию и совершенствование существующих технологий и механизмов. Оптимизация приобретает особое значение в период экономических и политических санкций.

Форум "Технологии и безопасность" завершен. МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ >>

Оптимизация транспортной безопасности

Вопрос оптимизации расходов на транспортную безопасность изначально не стоит связывать с введением экономических санкций или пандемией. Транспортная отрасль на сегодняшний день является одной из самых зарегулированных, следствием чего являются затраты транспортных предприятий на безопасность, порой необоснованные и рассчитываемые исходя не из практической пользы, а требований законодательства.

Поэтому данная проблема привлекла внимание Минтранса России еще в 2017 г.: "В последние годы мы акцентируем внимание на вопросе оптимизации подходов к реализации требований транспортной безопасности в условиях финансовых ограничений и устранения избыточных норм, не оказывающих существенного влияния на состояние антитеррористической защищенности объектов транспорта. Вопрос финансирования мероприятий по реализации законодательства в сфере транспортной безопасности – один из самых важных при обеспечении защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Особую актуальность он приобрел в настоящее время, в период сложной экономической ситуации в стране, когда введение секторальных санкций в отношении ключевых элементов нашей экономики негативно отражается на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов транспортного комплекса, на которые возложена ответственность за реализацию требований в области обеспечения транспортной безопасности" [1].

Именно по этой причине правительство страны приняло решение ввести "регуляторную гильотину". Термин "регуляторная гильотина" означает инвентаризацию всех действующих и обязательных для бизнеса требований с целью понять, соответствуют ли они современным реалиям. Реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Транспортная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области ее обеспечения, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных существующим угрозам и рискам в транспортной сфере [2].

Период санкций и пандемии

Западные страны с марта 2014 г. несколько раз вводили санкции из-за позиции России по Украине. Уже тогда произошел рост цен и изменение курса валют, что не могло не сказаться на стоимости оборудования для транспортной безопасности и прочих изменениях конъюнктуры рынка. Справедливости ради стоит отметить, что транспортная отрасль, как и вся экономика страны, достаточно быстро приспособилась к новым правилам, а самое главное – технологический процесс перевозок, как и обеспечение его безопасности, продолжали исправно функционировать.

Стоит упомянуть и о пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, которая была в центре внимания на протяжении 2020–2021 гг. Данное явление не остановило транспортную отрасль, однако затормозило ее развитие, как и другие сферы экономики. Важной составляющей развития является взаимодействие представителей государственной власти, бизнеса и транспортного сообщества. На форумах и конференциях в этот период был заметен резкий отток участников, связанный с общей эпидемиологической обстановкой, а также ухудшением финансовой ситуации отдельных предприятий.

рис1 (9)XI международный форум "Безопасность на транспорте", Санкт-Петербург, 2020 г.

В 2022 г. произошло очередное обострение геополитической ситуации, за которым последовала новая волна санкций и ограничений в отношении российской экономики. Транспортная инфраструктура в целом и направление транспортной безопасности в частности так или иначе интегрированы в мировую экономику, и окончательно оценить последствия происходящего нам еще только предстоит.

Ситуация с закупками оборудования в настоящее время

Пожалуй, главным негативным фактором для транспортной безопасности в настоящее время считается глобальный рост цен на оборудование, связанный с санкциями против российских компаний и уходом с рынка многих зарубежных производителей систем безопасности.

Важно понимать, что большинство транспортных предприятий страны ведет плановую экономику, предусматривая закупки и обновление технических систем в будущих периодах. А поскольку оборудование выросло в цене и продолжает расти, то спрогнозировать свою закупочную деятельность сейчас просто невозможно. Поэтому многие ставят этот процесс на паузу, не желая заключать заведомо невыполнимые контракты с исполнителями и поставщиками.

В данный период возникает необходимость пересмотра выделенных лимитов финансирования для планируемых договоров и необходимость нового формирования начальных стоимостей закупочных процедур, в том числе в связи с аннулированием ранее направленных коммерческих предложений от поставщиков.

Вот пример увеличения стоимости на отдельные позиции оборудования систем безопасности. 

Таблица. Увеличение стоимости отдельных позиций оборудования

№ п/п

Наименование

Увеличение стоимости в апреле 2022 г., по сравнению с IV кварталом 2021 г., %

1.

Шлагбаум, в комплекте

35

2.

Жесткий диск, 2 Тбайт

4

3.

IP-видеокамера уличная цилиндрическая

47

4.

IP-видеокамера уличная купольная

39

5.

Источник бесперебойного питания 1000 VA

21

 

Более тяжелая ситуация у исполнителей и заказчиков, у которых договоры уже заключены, а изменение цен произошло буквально в процессе, и предвидеть подобные глобальные изменения в экономике при заключении контрактов ранее было практически нереально. Поэтому некоторые договоры сейчас расторгаются по обоюдному соглашению сторон.

Большинство технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности импортного производства, а те, которые производятся в нашей стране, имеют много комплектующих от иностранных компаний.

рис1 (8)Системы досмотра в аэропорту

Некоторые организации, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт систем безопасности, предусмотрительно произвели закупки оборудования, которого должно хватить до конца 2022 г. Опять же, речь идет о компаниях среднего и крупного масштаба, обладающих достаточными финансовыми подушками безопасности.

В итоге приостановились поставки ряда комплектующих, необходимых для построения крупных интегрированных систем безопасности, не имеющих аналогов/эквивалентов (для серверного оборудования, процессоров, а также некоторого программного обеспечения), в результате чего возникла невозможность формирования спецификаций проектных решений, срок реализации которых составляет от полугода.

В настоящее время распродаются остатки оборудования, находящегося на складах поставщиков. Информация о поступлении новых партий, стоимости и сроках поставки не предоставляется. Таким образом, проектные организации не имеют полной информации о марках и моделях оборудования, которое можно будет приобрести, когда настанет время реализации проекта, а также его возможной стоимости.

Что касается закупки этих остатков оборудования, то существует необходимость 100% оплаты его стоимости при размещении заказов, на что многие государственные транспортные предприятия пойти не могут, так как в основном контракты заключаются при условии оплаты услуг только после их завершения. Как правило, крупные организации с государственным участием заключают договоры без авансирования – в текущих реалиях это приводит к уменьшению числа организаций, готовых осуществить поставку оборудования на таких условиях.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Период неопределенности

В настоящее время процессы интеграции и глобализации охватывают практически все сферы. Современная мировая экономика характеризуется тесной взаимосвязью экономик отдельных стран, поэтому мы можем рассматривать ее как систему, для четкого функционирования которой необходима исправность и правильная работа всех составляющих. Соответственно, выход из строя одного или нескольких элементов ведет к сбою работы всей системы [3].

Сегодня время вся мировая экономика находится в процессе изменений и резких колебаний, что создает сложности для ведения деятельности плановым образом и стабильного развития. Это касается всех отраслей российской экономики, где транспорт занимает важное место.

Перед направлением транспортной безопасности стоит непростая задача: сохранить все, что было создано за последние 20 лет, и в то же время продолжать противостоять повысившимся угрозам совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Для этого важно преодолеть период неопределенности, существующий в настоящее время, как можно раньше. Особенно это касается технических систем безопасности, ведь обеспечить защиту объектов только силами физической охраны, как раньше, уже не получится.

В последние годы многие усилия по развитию транспортной инфраструктуры сводились к модернизации и автоматизации технологических процессов. То же самое происходило и в сфере безопасности. Сегодня многие ключевые объекты транспорта оснащены системами видеонаблюдения, сигнализации, контроля доступа, связи и пр. Важно не допустить резкого увеличения количества сбоев в работе оборудования безопасности. Ведь в конечном итоге это может привести не только к возникновению чрезвычайных ситуаций, но и уничтожению 20-летней работы огромного количества специалистов данной области.

Список литературы

  1. Захряпин В.Ю. Совершенствование государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 2 (69). С. 3–6.
  2. Рыбин О.А., Попов В.В. Пути повышения транспортной безопасности на основе оценки функционального резерва элементов транспортного комплекса // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2013. С. 16–23.
  3. Всяких М.В., Бакаева А.В. Санкции в отношении РФ и их последствия // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 6 (46). С. 143–149.

Фото предоставлены автором

О чем будем писать в 2024 году? Запросить тематический план >>

Темы:Транспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №2/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...