Транспортная безопасность: вчера, сегодня, завтра
Иван Тушко, 21/08/24
Статья посвящена исследованию основных аспектов транспортной безопасности, истокам возникновения данной отрасли в России, дается оценка развитию ее основных направлений.
Автором многократно делался акцент на социальной и экономической важности городского общественного транспорта. Ведь именно транспорт является одновременно причиной и следствием развития городов, особенно крупных мегаполисов.
Без транспорта никуда
Наряду с такими базовыми отраслями, как промышленность, строительство, торговля и сельское хозяйство, транспорт занимает важное место в экономике России. Для этого используются транспортные средства (подвижной состав), пути сообщения, топливо и электроэнергия. Поэтому без работы транспорта невозможно функционирование остальных отраслей экономики
Продукцию транспорта измеряют в тоннах доставленного груза, услуги транспорта – в количестве перевезенных пассажиров, а работу, соответственно, в тонно-километрах и пассажирокилометрах. Показатели "грузооборот" и "пассажирооборот" не отражают продукцию транспорта, а показывают результаты его работы.
Одной из основных задач транспорта является своевременная и безопасная доставка грузов и пассажиров. К факторам, влияющим на качество перевозок, относятся сохранность, доступность по времени, точность, регулярность, надежность, уровень комфортности, состав и качество дополнительных услуг грузоотправителям и пассажирам в пунктах отправления и прибытия.
Темпы развития транспорта должны несколько опережать потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров является серьезным тормозом в развитии экономики.
Недоучет роли транспорта в экономике приводит к отставанию отдельных отраслей промышленного производства и сельского хозяйства. Плохие дороги (или их отсутствие) не позволяют вывезти готовую продукцию, что особенно пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограниченный срок реализации. Несвоевременная доставка людей к месту работы или проживания может отрицательно сказаться на их здоровье и работоспособности.
Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественного производства. Продукт только тогда готов к использованию, когда закончилось его перемещение к месту потребления. При этом следует иметь в виду, что внутрипроизводственный транспорт включен в средства производства и процессы выработки товаров на тех предприятиях, которые он обслуживает, то есть в определенных случаях он является составной частью технологического процесса производства данного продукта.
Однако роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов или пассажиров – он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на складское хозяйство и т.д. Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для продажи. Только в этом случае образуется система "деньги – товар – деньги", на которой строится любая экономика.
Ранняя транспортная безопасность
Протяженность территории нашего государства и необходимость в постоянном обеспечении высокого уровня безопасности транспортных коммуникаций – это основные факторы, которые способствовали зарождению отрасли в нашей стране на пороге открытия общественного транспорта.
Кроме того, была разработана необходимая нормативная база, обеспечивающая безопасность на транспорте. В начале XIX века в Российской империи существовала сельская и городская полиция, а также органы полиции на транспорте, действовавшие независимо от сельской, городской полиции и местной администрации. Позднее борьба с преступностью на транспорте перешла в сферу полномочий жандармских полицейских управлений железных дорог, функционировавших при Отдельном корпусе жандармов. После Октябрьской революции 1917 г. повысилась актуальность вопросов, связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Подразделения транспортной безопасности не раз меняли ведомственную принадлежность, но исполняемые ими функции всегда обладали огромным значением.
Стоит отметить, что транспортной безопасности в ХХ веке и близко не уделяли такого внимания, как сейчас, а каждый новый акт незаконного вмешательства (в том числе террористический акт) на транспорте заставлял государства менять свое отношение к вопросам защиты населения на транспорте.
Истоки современной транспортной безопасности
На протяжении ХХ века защита транспорта не притягивала к себе столь пристального внимания. Исключением являлся воздушный транспорт, где технологии досмотра и выявления опасных предметов и веществ, нарушителей начали выходить на передний план. Этому способствовали захваты и угоны самолетов и анализ подобных событий.
Поворотным моментом в мировой истории стала серия из четырех террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 г. в США членами террористической организации "АльКаида". По официальным данным, жертвами терактов стали 2 977 человек, среди погибших были граждане США и еще 91 государства.
События 11 сентября повлекли за собой обширные политические, экономические и социальные последствия по всему миру. Произошедшее заставило большинство стран пересмотреть свое отношение к вопросам обеспечения транспортной безопасности не только в сфере авиации, но и на всех видах транспорта.
Отечественная история начала ХХI века тоже насчитывает немалое количество совершенных террористических атак, поэтому начало вектора развития транспортной безопасности было совершенно оправданным и ожидаемым.
Одним из первых шагов стало издание Указа Президента РФ от 15.02.2006 № 116 "О мерах по противодействию терроризму", благодаря которому в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму был образован Национальный антитеррористический комитет и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.
Мощный толчок развитию придало издание Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", определившего целями обеспечения транспортной безопасности устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Благодаря Федеральному закону № 16-ФЗ начала создаваться нормативная правовая база, начали развиваться профильные направления деятельности (специализированные и аттестующие организации, учебные центры), началось оснащение объектов транспорта и транспортных средств инженерно-техническими средствами. После подписания Указа Президента РФ от 31.03.2010 № 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте", который стал реакцией на теракты в Московском метрополитене, был разработан комплекс мер по антитеррористической защищенности. В основу комплексной программы заложены принципы и механизм реализации Федерального закона № 16-ФЗ, определяющего единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности в стране.
Значительная часть нормативных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, была разработана и принята в 2009–2010 гг. (после взрыва "Невского экспресса"). Второй толчок, поспособствовавший ускорению законотворческого процесса, имел место в 2011 г. – теракт в Домодедово. После этого события Минтрансом России были изданы приказы, устанавливающие требования по обеспечению транспортной безопасности по каждому виду транспорта, которые запустили механизм реализации Федерального закона № 16-ФЗ.
В результате такого ускоренного и форсированного процесса разработки и утверждения нормативной базы в сфере обеспечения транспортной безопасности сложилась ситуация, когда выполнение установленных требований сопряжено с определенными трудностями, а иногда и вовсе невозможно. Во многом это объясняется наличием в законодательных актах большого количества изъянов и противоречий, что опять же возникает из-за неравномерного толчкообразного темпа развития.
Эволюция безопасности на транспорте
Безопасность перевозки включает в себя безопасность для людей и окружающей среды, а также безопасность самих транспортных средств. Одним из приоритетных направлений деятельности как внутренней, так и внешней политики современной Российской Федерации является бесперебойное функционирование транспортной отрасли и поддержание национальной безопасности.
За 15 лет истории современной транспортной безопасности, если вести свой отчет начиная с Федерального закона № 16-ФЗ, в развитии безопасности на транспорте не было каких-то революций и радикальных изменений. Все, что происходило с отраслью, является эволюцией – постепенным развитием общества, которое ускорялось государством за счет реформ.
Можно классифицировать рассматриваемую отрасль с разных сторон. Постараемся выделить основные субъекты (участников) общественных отношений в сфере транспортной безопасности:
1. Государство. Оно контролирует все области экономики и является самым главным участником этого процесса. Государство осуществляет нормотворчество и контроль за исполнением устанавливаемых норм и правил. Среди основных участников стоит выделить Минтранс России и его подведомственные организации: Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот, Росавиацию, Ротранснадзор и ЗащитаИнфоТранс.
2. Субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ) и перевозчики. Осуществление функции перевозки грузов и пассажиров всегда было и будет основой транспорта. Данную функцию выполняют различные субъекты транспортной безопасности, которые владеют объектами транспорта, и (или) перевозчики, которые владеют или арендуют транспортные средства.
В настоящее время функция обеспечения безопасности выделяется наряду с главной функцией перевозки. СТИ разрабатывают документацию по обеспечению безопасности своих объектов и транспортных средств и реализуют различные обязательные требования, установленные государством.
3. Специализированные организации. Проведение оценки уязвимости объектов транспорта – это определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства. Оценку уязвимости проводят специализированные организации, которые проходят процедуру аккредитации для данного вида деятельности, а заказчиками являются СТИ и перевозчики. Согласованием и утверждением занимаются Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот и Росавиация – по видам транспорта.
4. Учебные центры, органы аттестации и аттестующие организации. Процедура определения текущей квалификации, знаний и умений работников помогает оценить соответствие специалиста занимаемой должности, в том числе уровень профессиональной подготовки, с дальнейшим присвоением квалификационного разряда.
5. Органы сертификации. Процесс удостоверения соответствия оборудования нормам, установленным законом о техрегулировании, а также требованиям госстандартов и техрегламентов для продукции такого рода, осуществляется различными органами сертификации: ФСБ России, МВД России, МЧС России, Россвязью, Минтрансом России.
6. Подразделения транспортной безопасности. Это осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с СТИ) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Данная классификация приведена для понимания того, к чему пришла отрасль транспортной безопасности с момента ее первичного возникновения и эволюции до современного этапа развития.
Транспортная безопасность – сформированный юридический институт
Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" провозглашает шесть основных задач обеспечения транспортной безопасности:
- нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
- определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
- оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
- разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В сложившейся обстановке основные задачи обеспечения транспортной безопасности, обозначенные государством, остаются неизменными. В то же время требуется уделить особое внимание актуализации перечня угроз совершения актов незаконного вмешательства, с учетом развития информационных технологий, совершенствования инженерных и технических средств, применяемых потенциальными нарушителями.
После данной актуализации можно будет говорить о корректировке остальных задач в целях соответствия системы применяемых мер по антитеррористической защищенности реальным действующим угрозам.
Сегодня можно смело утверждать, что транспортная безопасность является сформированным юридическим институтом. Фундамент законодательной базы заложен, создаются новые нормы закона, совершенствуются старые.
К тому же сформированы основные направления развития отрасли: обучение и аттестация сотрудников, производство и сертификация технических средств охраны, работа подразделений транспортной безопасности, оценка уязвимости и разработка планов обеспечения безопасности и пр.
Обеспечение транспортной безопасности транспортного комплекса от потенциальных внутренних и внешних угроз несанкционированного вмешательства в его деятельность имеет важное стратегическое значение для государства.
Транспортная инфраструктура всегда будет привлекательной мишенью для террористических атак в связи с наличием высокой концентрации человеческих ресурсов и возможностью причинения вреда жизни и здоровью людей, нанесения материального ущерба экономике страны, что, как следствие, вызовет необходимый для достижения целей терроризма общественный и политический резонанс.
Несмотря на то что с течением времени одни производственные процессы приходят на смену другим, транспорт всегда будет одной из главных отраслей экономики любого государства. Вот почему обеспечение безопасности данного направления будет всегда представлять повышенный интерес.
К сожалению, представители транспортных компаний и специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности крайне редко привлекаются в качестве экспертов для разработки научно-практических подходов, методик, моделей, стратегий, которые в дальнейшем пополнят нормативную базу и будут носить общеобязательный характер.
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Изображение обработано нейросетью Kandinsky