Транспортные происшествия на железнодорожном транспорте и меры их профилактики
Евгений Юдин, 01/02/24
Железнодорожный транспорт является одним из основных видов транспорта в Российской Федерации, обеспечивающий быстрое и надежное перемещение пассажиров и грузов. Безопасность на транспорте для Ространснадзора является главным приоритетом. Невыполнение обязательных требований транспортного законодательства может привести к серьезным последствиям, влекущим за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Обеспечение должного уровня безопасности на железнодорожном транспорте, предотвращение транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий является одной из основных задач Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Статистика показывает, что именно нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводят к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. Так, за девять месяцев 2023 г. на железнодорожном транспорте Российской Федерации допущено 11 транспортных происшествий (девять крушений и две аварии), из них восемь – на пути общего пользования и три – на пути необщего.
Из 11 допущенных транспортных происшествий в этом году причинами четырех из них (три происшествия на инфраструктуре ОАО "РЖД" и одно на инфраструктуре Крымской железной дороги) явились акты незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта.
На инфраструктуре ОАО "РЖД" количество транспортных происшествий, допущенных именно по причине нарушения обязательных требований законодательства в области железнодорожного транспорта, снизилось к уровню прошлого года на 62% (в 2023 г. – три происшествия, в 2022 г. – восемь).
Основные причины транспортных происшествий и методы их предупреждения
По результатам анализа транспортных происшествий и событий Ространснадзором выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
На путях общего пользования это:
- нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества);
- нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества);
- нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества).
В рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) на железнодорожном транспорте и проводимой работы, направленной на повышение уровня безопасности движения, Ространснадзором за девять месяцев 2023 г. проведено 69 контрольных (надзорных) мероприятий (56 плановых и 13 внеплановых проверок), по результатам которых выявлено 7 052 нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
Профилактические мероприятия
Установленные законодательством ограничения осуществления контрольно-надзорной деятельности значительно повлияли на организацию работы Ространснадзора по недопущению нарушения обязательных требований участниками перевозочного процесса. Приоритет направлен на проведение профилактических мероприятий и контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом:
- Проведено 4 337 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (2 043 наблюдения за соблюдением обязательных требований, 2 294 выездных обследования), выявлено 38 904 нарушения действующего законодательства.
- Объявлено 4 960 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (в 2022 г. – 4 110 предостережений).
- Проведено 1 246 профилактических визитов (в 2022 г. – 1 042 профилактических визита).
- Организовано 24 публичных обсуждения правоприменительной практики, в том числе семь совместно с представителями Центрального аппарата Ространснадзора (в 2022 г. – 23 публичных обсуждения).
- Ежемесячно на официальном сайте Ространснадзора размещается анализ безопасности движения на железнодорожном транспорте в Российской Федерации.
Индикаторы рисков
Эффективным инструментом контроля соблюдения обязательных требований являются разработанные Ространснадзором в соответствии с положениями Федерального закона № 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта.
С 22 апреля 2023 г. вступили в силу зарегистрированные Минюстом России новые индикаторы риска (приказ Минтранса России от 07.03.2023 г. № 70), срабатывание которых является одним из оснований для организации внеплановых контрольно-надзорных мероприятий.
Ространснадзором на постоянной основе ведется учет срабатывания индикаторов риска и контроля организации внеплановых проверок.
Все проведенные в 2023 г. проверки выявили нарушения законодательства в области железнодорожного транспорта, требующие в том числе закрытия движения и ограничения скорости движения поездов, что подтверждает высокую эффективность выбранных индикаторов и является одним из важных инструментов предупреждения аварийности.
Карты рисков по железнодорожному транспорту
Новыми направлениями в работе по выявлению рисков возникновения нарушений безопасности движения поездов являются дистанционный мониторинг и карты рисков по железнодорожному транспорту.
Информационные сервисы ОАО "РЖД" служат источником получения информации в рамках заключенного соглашения об информационном взаимодействии с Ространснадзором для осуществления дистанционного мониторинга, что позволяет Федеральной службе по надзору в сфере транспорта контролировать сроки службы критически важных составных частей подвижного состава и выполнение плановых видов ремонта грузовых вагонов.
В текущем году совместно с Российским университетом транспорта в рамках научно-исследовательской работы были разработаны научно обоснованные критерии и формулы расчета риска по объектам контроля – железнодорожным путям, вагоно- и локомотиворемонтным предприятиям, а также железнодорожным станциям.
Карты рисков позволяют объективно оценить динамику формирования угроз безопасности, ранжировать каждый объект контроля по зонам риска, что обеспечивает повышение эффективности инструментов планирования и проведения профилактических мероприятий.
Меры стимулирования добросовестности
Важным направлением развития профилактической деятельности является формирование условий, стимулирующих добросовестность контролируемых лиц, позволяя снизить категорию риска.
Для этого контролируемому лицу необходимо:
- пройти самообследование;
- принять декларацию соблюдения обязательных требований;
- соответствовать критериям добросовестности.
Данная возможность должна способствовать осуществлению контролируемыми лицами вопросов безопасности в долгосрочной перспективе и на постоянной основе.
Использование Ространснадзором всех инструментов контроля позволяет обеспечивать должный уровень безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: ru.freepik.com