Управление качеством безопасности объектов инфраструктуры
Владимир Балановский, Антон Прокопчук, Алексей Авдонов, Леонид Балановский, 18/03/21
В настоящее время в условиях гибридной войны меняется понятие мобилизации, которая становится совокупностью мероприятий, проводимых государством для сосредоточения и приведения в активное состояние имеющихся сил, ресурсов и средств ввиду чрезвычайных обстоятельств. Источниками опасностей являются естественные процессы и явления, человеческие действия, которые таят в себе угрозу опасности. Наиболее вероятно воздействие 20 факторов: природных и техногенных, актов незаконного вмешательства (АНВ), человеческого фактора и культуры безопасности.
Опыт показывает, что АНВ проводятся массированно по нескольким направлениям по типу "домино" с использованием различных методов. Отсутствие адекватных мер противодействия не позволяет обеспечивать надлежащий уровень безопасности критически важных объектов, мест массового пребывания людей и кластеров, их объединяющих.
Проблема разобщенности действий и систем
Противодействие разным видам опасностей осуществляется, в частности, на территории объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) различными ведомствами разобщенно, преследуя ведомственные интересы для снижения степени ответственности. Складываются параллельно функционирующие системы, что исключает возможность совместной подготовки и принятия решений по противодействию воздействиям различной природы в режиме реального времени. Суммарная стоимость таких систем безопасности с ведомственными ситуационными центрами на порядок дороже комплексной системы. Но безопасность не функция отдельной системы безопасности, а способность ОТИ в целом одинаково устойчиво работать в штатных условиях и при деструктивных воздействиях.
Формирование комплексной безопасности должно базироваться на управлении качеством с его синергическим эффектом.
Цели и задачи управления качеством безопасности
Управление качеством безопасности – это подход к управлению ОТИ, нацеленный на соблюдение нормативно заданного уровня безопасности (качества безопасности), основанный на участии всего персонала ОТИ и использовании инженерных средств, инженерно-технических систем, аппаратно-программных комплексов и направленный на достижение успеха посредством удовлетворения нормативных требований и выгоды для персонала ОТИ. Под управлением качеством безопасности понимается не только реализация безопасности как услуги, а консолидация ресурсов ОТИ в области безопасности. Внедрение повышения качества безопасности требует изменения культуры безопасности как одного из основных компонентов, определяющего уровень безопасности.
Цель управления качеством безопасности – оптимизация уровня и состояния качества безопасности с учетом экономических интересов ОТИ, а также требований устойчивого развития и непрерывности бизнеса.
Схема управления качеством безопасности ОТИ, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Управление качеством безопасности ОТИ
Условия обеспечения качества безопасности ОТИ
Работа ведется на критических элементах ОТИ, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и (или) возникновению ЧС. Переход от "сплошной" защиты ОТИ к защите их критических элементов и внедрению управления качеством безопасности уменьшает вложения в безопасность и сокращает сроки их защиты. Происходит интеграция технических средств и организационных мероприятий в единый комплекс, автоматизация цикла реагирования на угрозы от обнаружения до ликвидации, что обеспечивает прозрачность ситуации в реальном времени.
"Краткая история средств контроля доступа" читать >>
Анализ позволяет наметить комплексы работ для оптимизации процесса разработки систем безопасности и в результате получить синергический эффект и улучшить производственно-экономические показатели. Это дает возможность надежно парировать воздействия на ОТИ факторов различной природы, значительно повысить способность локализовать последствия ЧС и ликвидировать их. Использование для оптимизации уровня безопасности ОТИ методов управления качеством безопасности с использованием методологии управления качеством позволяет получить синергический эффект, который достигается при комбинации признаков, представленных на рис. 2.
Рис. 2. Синергический эффект системы безопасности ОТИ
В условиях гибридной войны ключевым направлением становится создание эффективных методов синтеза СБ ОТИ. Основные этапы этой работы представлены в таблице.
Таблица. Управление качеством систем безопасности ОТИ
Разработка методологии определения производственно-экономического уровня СБ ОТИ, позволяющей прогнозировать динамику развития систем безопасности и сформировать требования к ним |
Разработка методологии оптимизации структуры и параметров СБ, позволяющей вырабатывать решения в интересах всего процесса создания СБ за счет согласования экономических и технических показателей качества на всех этапах жизненного цикла ОТИ |
Разработка методологии структурного и параметрического синтеза, обеспечивающей оптимизацию различных вариантов межблочного комплексирования высокоэффективных СБ ОТИ и минимизацию затрат на их производство |
Разработка методик расчета, анализа и оптимизации стоимостных и конструктивных параметров, показателей качества перспективных СБ ОТИ для автоматизированного решения задач синтеза и оптимизации их структуры |
Разработка методики структурной и параметрической оптимизации СБ ОТИ на основе дискретного программирования, ранжирования фиксируемых и управляемых параметров, эвристического направленного перебора, интерактивного режима обработки |
Разработка принципов построения программного обеспечения для синтеза перспективных СБ ОТИ с учетом оптимизации их структуры, повышения экономической эффективности, технического уровня, качества разработки и производства |
Техническая и экономическая эффективность
Создание СБ на основе управления качеством безопасности должно осуществляться совместно с использованием лучших практик, наилучших доступных технологий (НДТ), энергосберегающих решений. В этом случае СБ ОТИ из планово убыточной можно превратить в экономически выгодную систему. Такой подход позволит существенно повысить эффективность обеспечения безопасности не только транспортного комплекса, но и городского хозяйства в целом, информационных технологий связи и защиты информации.