Установка СКУД на судах. Опыт судовладельца
Максим Стельников 30/01/23
Функционал систем контроля и управления доступом (СКУД) на судах как технических средств обеспечения транспортной безопасности во многом схож с использованием подобных систем в других областях, но одновременно имеет свои особенности, которые важно учитывать как судовладельцам, так и поставщикам. В данной статье речь пойдет о специфике выбора, закупок и эксплуатации СКУД на морских судах.
Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ ВНИРО) – базовое научное учреждение рыбохозяйственной отрасли России, объединяющее в качестве филиалов 29 научных организаций от Калининграда до Командорских островов. Более половины судов ВНИРО оснащены системами контроля и управления доступом. Важно подчеркнуть, что все суда института относятся к рыбопромысловым, выполняя при этом научные исследования. Их экипаж состоит из команды и научной группы.
Для начала разберемся, что такое СКУД – необходимость или система, интегрируемая в общий перечень задач, стоящий перед судовладельцем.
Наличие в организационной форме компании букв "Г" и "Б", означающих "государственное" и "бюджетное", предполагает тщательный контроль соответствующих внутренних подразделений за тем, на что выделяются деньги и как они тратятся. Поэтому выбор того или иного оборудования должен быть максимально обоснован.
Чем шире функционал, чем больше задач оно закрывает, например учет вахтенного времени, зонирование передвижений, помощь при проверке ведения журналов машинного отделения, тем проще будет лицу, отвечающему за транспортную безопасность, доказать его актуальность и целесообразность.
История появления СКУД на судах
Данный подраздел следовало бы озаглавить "История возникновения проблемы установки СКУД на судах". Слово "проблема" здесь принципиально важно. Итак, любые идеи установки новых систем на судне начинаются, условно говоря, не со звука дрели, а со скрипа пера. В течение нескольких месяцев ведется переписка с соответствующими ведомствами и отправляются запросы о том, как планируемую систему совместить с выполнением требований по пожарной безопасности, безопасности мореплавания. Мы пошли в свое время именно этим путем, апеллируя к постановлению Правительства РФ от 08.10.2020 г. № 1637 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта", которое говорит о необходимости установки технических средств, обеспечивающих контроль доступа. Первое время мы пытались находить обоснования именно в том, что на судне уже существуют организационные меры, есть система ключей и система вторых ключей. То есть контроль доступа в те помещения, где этот контроль должен происходить, на судне уже существует без оснащения его какими-либо электромеханическими либо электронными устройствами. Далее мы обращаемся к постановлению Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности". В данном постановлении есть также отсылки к нескольким важным нам ГОСТам, которые в ответ на наши запросы потребовал соблюсти Минтранс.
Совместимость систем
Первый вопрос, возникший при установке СКУД, был связан с совместимостью с системой пожарной безопасности. На наших судах критическим элементом является только рубка, что стало возможно как раз благодаря вступлению в силу новых Требований (постановление Правительства РФ № 1637). СКУД устанавливается в рубке, которая считается критическим элементом согласно принятым в 2020 г. изменениям законодательства. Раньше критических элементов было больше, и система должна была быть установлена также в румпельном и машинном отделениях. Требования оптимизировались, критический элемент теперь один, но остался вопрос: каким образом произойдет эвакуация людей и останется ли возможность это сделать в случае пожара либо захвата рубки, откуда идет управление этой системой? Что будет, если система не сработает и начнется пожар? Минтранс дал ответ, что систему отключает оператор, который находится на пункте управления, то есть в рубке. Остался открытым такой момент: что происходит, если оператор системы уже потерял сознание?
Существует также вопрос совместимости системы контроля и управления доступом с остальными системами, имеющимися на судах. Наш флот не отличается новизной. Как правило, технические средства обеспечения безопасности вместе с навигационным оборудованием – самое современное оборудование на судне, что осложняет задачу интеграции. Пока ответ грустный и однозначный: средства обеспечения транспортной безопасности, в том числе СКУД, никак нельзя интегрировать ни с пожарной сигнализацией, ни с какой-либо другой системой.
Возможно, частичное решение этой задачи может быть построено не столько на интеграции, сколько на расширении функционала, придумав например, где система пожарной сигнализации сможет принести пользу, помимо своего первичного назначения.
Условия эксплуатации системы контроля и управления доступом
Для более предметного и успешного диалога с производителем или вендором важно, чтобы всем сторонам были заранее понятны и учтены условия эксплуатации оборудования. Например, нам бы хотелось устанавливать СКУД не только на рубке, как нам предписывают требования, но и на месте примыкания трапа, что помогло бы в учете рабочего времени. Но здесь бывают волны, а это соленая морская вода – крайне агрессивная среда для электрооборудования. Например, люки в румпельном машинном отделении – это люки на верхней палубе, которые даже при среднем волнении на море постоянно окатываются волнами.
Помимо этого, есть постоянная вибрация. Следовательно, для нас критично пресловутое судовое исполнение оборудования.
Существует добровольное одобрение регистра, морского и речного, но сейчас мы говорим больше о морских судах, где воздействие агрессивных сред значительно больше. Интересно, что СКУД не входит в состав судового оборудования, на которое требуется обязательное одобрение регистра. Регистр проверяет, насколько вы не помешали эксплуатации других систем, насколько подключение данной системы соответствует в том числе энергобезопасности судна, насколько правильно вы прошли переборки, чтобы не допустить попадания воды между водонепроницаемыми переборками.
Остается под вопросом, какая именно организация контролирует соответствие требованиям условий эксплуатации. Никто из судовладельцев и ответственных за обеспечение транспортной безопасности на них как субъектах транспортной инфраструктуры не хотел бы стать испытателем столь важных систем в наших суровых условиях.
В итоге мы получаем оборудование, которое сертифицировано по постановлению Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969, что увеличивает его стоимость, но при этом не учитывает конкретный вид транспорта и условия его эксплуатации.
Опыт использования СКУД
Получив все необходимые комментарии от Минтранса России и и Российского морского регистра судоходства, мы, во многом на свой страх и риск, приступили к установке системы контроля и управления доступом. Так получилось, что ФГБНУ ВНИРО установило СКУД на судах в числе первых. Конечно, у нас есть определенные замечания по эксплуатации, но мы их решаем по мере возникновения с производителем и обслуживающей организацией.
По сравнению с другими отраслями у нас есть послабление со стороны законодательства: судно, выходя из порта и покидая наши территориальные воды, может уйти в Индийский океан или в Антарктиду и мы не обязаны передавать данные судовладельцу в режиме онлайн. Законодательно установленный срок хранения данных – 30 дней. При этом никто не запрещает хранить их дольше, просто увеличив емкость жесткого диска. С другой стороны, система работает идеально тогда, когда она не дублирует другую. Производитель оборудования нам подсказал решение: данные с системы видеонаблюдения и системы СКУД приходят не на два разных контроллера, они приходят на жесткий диск автоматизированного рабочего места. Данное АРМ и является ядром системы.
Мы также задумывались о биометрии, об использовании системы видеонаблюдения как части СКУД, но на тот момент на ряде судов система видеонаблюдения уже стояла. Все, что мы смогли сделать, – это увязать место хранения данных на одном жестком диске.
Обучение экипажа работе с техническими средствами обеспечения транспортной безопасности
Закупки оборудования для таких организаций, как наша, происходят через государственные площадки. В итоге часто получается, что каждый филиал – а у нас их целая сеть – и каждое судно оборудуются системами СКУД и видеонаблюдения от разных производителей, с сертификатами разного срока действия. Различаются также все интерфейсы ПО, с которыми работают члены экипажа, отвечающие за съем данных.
Обеспечение взаимодействия с системой – лишь малая часть обязанностей соответствующего члена экипажа, поэтому понятный и доступный мануал от производителя был бы огромным подспорьем. Речь не о традиционной инструкции, а о видеоматериалах, подсказках на сайте, семинарах по общим вопросам и по отдельным задачам. Даже на сайтах некоторых производителей бывает мало информации, позволяющей сделать выводы о системах, в частности о возможных условиях эксплуатации.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2022
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
- Безопасность объектов (313)
- Пожарная безопасность (281)
- Видеонаблюдение (279)
- Комплексная безопасность (279)
- СКУД (260)
- Транспортная безопасность (172)
- Пожарная сигнализация (141)
- Каталог "Пожарная безопасность" (129)
- Мнения экспертов (118)
- Цифровая трансформация (115)
- Видеоаналитика (109)
- Видеокамеры (99)
- Биометрия (97)
- Искусственный интеллект (88)
- Пожаротушение (64)
- Цифровое ЖКХ (61)
- Места с массовым пребыванием людей (59)
- Информационная безопасность (57)
- Киберзащита (57)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2021 (48)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2023 (48)
- Ритейл (48)
- Охрана периметра (46)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2021 (45)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2022 (43)
- Беспроводные технологии (42)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2022 (42)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2023 (42)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2022 (41)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2024 (41)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2022 (41)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2020 (40)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2020 (39)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2022 (39)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2023 (39)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2019 (39)
- Умный дом (39)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2024 (38)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2023 (38)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2024 (38)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2021 (38)
- Технологии распознавания (38)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2022 (37)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2021 (36)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2023 (36)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2020 (36)
- ТЭК и нефтегаз (36)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2021 (35)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2020 (35)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2020 (34)
- Защита от БПЛА (34)
- Рынок безопасности (34)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2023 (33)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2024 (33)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2020 (33)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2019 (31)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2021 (30)
- Тепловидение (30)
- Автоматизация зданий (29)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2025 (29)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2024 (29)
- Центры обработки данных (ЦОД) (29)
- Интернет вещей (IoT) (28)
- Умный город (28)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2024 (27)
- Машинное зрение (27)
- Антидрон (26)
- Идентификация (26)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2019 (25)
- Нейросети (25)
- СОУЭ (25)
- Безопасность (24)
- Импортозамещение (24)
- Транспорт (24)
- Облачные технологии (23)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2019 (22)
- Новости компаний (20)
- Охрана труда и промышленная безопасность (ОТиПБ) (20)
- Банки и финансы (19)
- Промышленность (19)
- PSIM (17)
- Антитеррор (17)
- НВП "Болид" (17)
- COVID-19 (15)
- Досмотр (15)
- Охрана объектов (15)
- Интеграция (14)
- Аргус-Спектр (13)
- Безопасный город (13)
- Исследование (13)
- Турникеты (13)
- Итоги (12)
- Охранная сигнализация (12)
- Рейтинги (12)
- Системы хранения данных (СХД) (12)
- Удаленный доступ (12)
- All-over-IP (11)
- Beward (11)
- Автоматизация (11)
- Домофоны (11)
- Извещатели (11)
- Проектирование и монтаж (11)
- ТБ Форум (11)
- BioSmart (10)
- CCTV (10)
- МЧС России (10)
- Распознавание лиц (10)
- Сертификация (10)
- IdM (9)
- PERCo (9)
- Взрывозащита (9)
- Дайджест (9)
- Интервью (9)
- Источники бесперебойного питания (ИБП) (9)
- Роботизация (9)
- Axis Communications (8)
- Стрелец-ПРО (8)
- ААМ Системз (7)
- АРМО-Системы (7)
- Авиакомпании и аэропорты (7)
- БАС (7)
- Болид (7)
- ИТ-инфраструктура (7)
- Метрополитен (7)
- ПБ (7)
- Программное обеспечение (7)
- DSSL (6)
- Бизнес, идеи и мнения (6)
- Лидеры технологий (6)
- Радиоканальные системы (6)
- АСУ ТП (5)
- Беспилотники (5)
- Законодательство (5)
- Индустрия 4.0 (5)
- Компании (5)
- Металлургия (5)
- Мобильный доступ (5)
- Шлагбаумы (5)
- IDIS (4)
- ITV Group (4)
- PERCo-Web (4)
- Бюро Технического Развития (4)
- Журнал "Системы безопасности" (4)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2025 (4)
- ИПДА (4)
- ИТ-отрасль (4)
- Коммутаторы (4)
- Машинное обучение (4)
- ОПС (4)
- Регулирование (4)
- Ситуационные центры (4)
- ТД Актив-СБ (4)
- Тестирование (4)
- Трибуна заказчика (4)
- BIM-технологии (3)
- Smartec (3)
- dormakaba (3)
- АСКУЭ (3)
- АУП (3)
- Агрокомплекс (3)
- Алкотестер (3)
- Астрон (3)
- Безопасность КИИ (3)
- Важные люди (3)
- Гибридная война (3)
- Защита информации и связи, кибербезопасность (3)
- Информационные технологии (3)
- Колонка эксперта (3)
- Конференции (3)
- Критически важные объекты (КВО) (3)
- Мероприятия по безопасности (3)
- Микроэлектроника (3)
- Персональные данные (3)
- Промышленная автоматизация (3)
- Противотаранные устройства (3)
- СУРВ (3)
- Сельское хозяйство (3)
- ТЕКО (3)
- Умные парковки (3)
- Учет рабочего времени (3)
- Эксклюзив (3)
- 5G (2)
- ACaaS (2)
- EverFocus (2)
- IT-системы (2)
- Iron Logic (2)
- PALMJET (2)
- PCI DSS (2)
- Parsec (2)
- RPA (2)
- RusGuard (2)
- SaaS (2)
- Synology (2)
- TRASSIR (2)
- Vidau Systems (2)
- ZKTeco (2)
- АО "ОКБ "АСТРОН" (2)
- Аналитика (2)
- Астра-А (2)
- Аттестация (2)
- Аттестация персонала (2)
- Безопасность данных (2)
- Беспроводные системы (2)
- Виртуальный рабочий стол (2)
- Главгосэкспертиза (2)
- Делетрон (2)
- ИТС (2)
- Инновации (2)
- Кабельная продукция (2)
- Категорирование (2)
- Контроллеры (2)
- Корпоративная безопасность (2)
- Метро (2)
- Минтранс (2)
- Объекты культурного наследия (2)
- Охранный мониторинг (2)
- ПО (2)
- Производитель (2)
- РЖД (2)
- Росгвардия (2)
- ССОИ (2)
- Современный офис (2)
- Стандарты, нормы и требования (2)
- Строительная экспертиза (2)
- Термокожухи (2)
- Тоннели (2)
- Удаленная работа (2)
- Хранение оружия (2)
- ЦеСИС НИКИРЭТ (2)
- Цифровизация (2)
- Цифровые технологии (2)
- Энергетика (2)
- логистика (2)
- 3D-моделирование (1)
- Ajax (1)
- Axis Talk 2021 (1)
- BARNET (1)
- BIM- моделирование (1)
- BYOD (1)
- Basler AG (1)
- Beyond Security (1)
- Big Data (1)
- Bosch (1)
- CMOS-технология (1)
- COPE (1)
- ChatGPT (1)
- Cloud4Y (1)
- D-link (1)
- DBaaS (1)
- DCImanager (1)
- DDoS-атаки (1)
- DIS Group (1)
- Dahua (1)
- Deep Learning (1)
- EAS-система (1)
- EKF (1)
- Edge AI + Vision (1)
- Face ID (1)
- FaceStation 2 (1)
- Faceter Russia (1)
- Flamax (1)
- GDPR-террористы (1)
- Grundig Security (1)
- HID Global (1)
- HR Tech (1)
- Hanwha Techwin (1)
- Hi-Tech Security (1)
- Hikvision Russia (1)
- Hrtech (1)
- IP-коммуникации (1)
- IP-протокол (1)
- IP-системы (1)
- ISPsystem (1)
- IT-инфраструктура (1)
- IaaS (1)
- InPrice Distribution (1)
- InfoWatch Traffic Monitor (1)
- Intel (1)
- Intelligent Video (1)
- Milestone Systems (1)
- Mission Critical (1)
- NAS (1)
- NFC (1)
- NFC BLE (1)
- NOVIcam (1)
- NVR (1)
- OSDP (1)
- OSRAM (1)
- ParsecNET 3 (1)
- Phoenix Contact (1)
- QNAP (1)
- QR-коды (1)
- RPA-платформы (1)
- RecFaces (1)
- SIP (1)
- SVA/SVI (1)
- SVP/SVZ (1)
- Seagate (1)
- Seagate Technology (1)
- SecuriSmoke (1)
- Securika Moscow (1)
- Sicurezza (1)
- Sigur (1)
- Synology DVA3219 (1)
- UEM SafeMobile (1)
- Ultra-Wideband (1)
- VMS (1)
- VUCA-мир (1)
- deepfake (1)
- e-commerce (1)
- e-сommerce (1)
- eIVP1570 VE (1)
- АМТ-ГРУП (1)
- АНВ (1)
- АПС rubetek (1)
- АСУДД (1)
- Адресные СПС (1)
- Аспирационные системы (1)
- Астра-Z-8845 (1)
- Астра-Zитадель (1)
- Астра-РИ-М (1)
- БГ-Оптикс (1)
- БайтЭрг (1)
- Бесконтактный сканер (1)
- Беспилотный транспорт (1)
- Бизнес (1)
- Биотехнологии (1)
- Большие данные (1)
- Бун Эдам (1)
- В2В (1)
- В2С (1)
- Вентиляция (1)
- Верификация (1)
- Виртуальный ассистент (1)
- Вирусная активность (1)
- Вишинг (1)
- Всероссийский союз страховщиков (1)
- Гениус Первый (1)
- Гибридная пена (1)
- Государственный надзор (1)
- Дактилоскопия (1)
- Деловая программа (1)
- Дистанционное обучение (1)
- Добродел (1)
- ЕБС (1)
- Евразийский экономический союз (1)
- Европейский союз (1)
- ЖКУ (1)
- Зимняя вишня (1)
- ИИС (1)
- ИКАО (1)
- ИПДЛ (1)
- ИСБ (1)
- ИСО Орион (1)
- ИСП (1)
- ИТРИУМ СПб (1)
- Игорь Олейник (1)
- Иконоскоп Зворыкина (1)
- Интеллектуальные транспортные системы (1)
- Интернет (1)
- Интером (1)
- Источники информации (1)
- К2Тех (1)
- Квантовые вычисления (1)
- Киберугрозы (1)
- Колонка редактора (1)
- Контрафактная продукция (1)
- Контроллер Matrix-VI (1)
- Контроль доступа (1)
- Конфиденциальная информация (1)
- Логический доступ (1)
- МГП ЗАРЯ (1)
- МФСБ (1)
- МЦД (1)
- Малленом Системс (1)
- Менеджер по продажам СБ (1)
- Методы защиты информации (1)
- Метрология (1)
- Микропроцессоры (1)
- Минимизация последствий ЧС (1)
- Минэнерго (1)
- Минэнерго России (1)
- Мировая урбанизация (1)
- Мобильные мошенники (1)
- Модули подключения (1)
- Морская безопасность (1)
- Мосгортранс (1)
- Московский метрополитен (1)
- Мошеннические схемы (1)
- Мощность излучения (1)
- НПЗ (1)
- НПК "Фотоника" (1)
- Нетворк Профи (1)
- Ниеншанц-Автоматика (1)
- Новости (1)
- ОКБ "Гамма" (1)
- ОС QuTS hero (1)
- ОТИ (1)
- Огневые испытания (1)
- Опрос онлайн (1)
- Оптимизация систем безопасности (1)
- Отраслевые сайты по безопасности (1)
- Отрасль (1)
- Охранные системы (1)
- ПАО "КАМАЗ" (1)
- ПК (1)
- Пентест (1)
- Передатчик (1)
- Персоны (1)
- Пожтехника (1)
- Полупроводники (1)
- Развитие экономики (1)
- Результаты сертификации (1)
- Росжелдор (1)
- Росморречфлот (1)
- Ростехнадзор (1)
- Рынок ИТ (1)
- СБ "Марит" (1)
- СМК (1)
- Самарский метрополитен (1)
- Самолет-амфибия (1)
- Сбербанк (1)
- Сверхвысокочастотный сигнал (1)
- Сенсорные барьеры (1)
- Система измерения (1)
- Системы безопасности (1)
- Системы защиты с трибоэлектрическим кабелем (1)
- Системы позиционирования (1)
- Системы связи и мониторинга (1)
- Сканер отпечатков пальцев (1)
- Сканирование пассажиров в метро (1)
- Сколково (1)
- Смарт-считыватели (1)
- События (1)
- Советы менеджерам (1)
- Социальная инженерия (1)
- Стивен Кови (1)
- Стрелец-Мониторинг (1)
- Строительство (1)
- Считыватели (1)
- Считыватели рисунка вен (1)
- Т8 Сенсор (1)
- ТЕНЗОР (1)
- ТПУ (1)
- ТСПО (1)
- Тайм менеджмент (1)
- Телевидение (1)
- Телеком (1)
- Телефонные мошенники (1)
- Терагерцовая технология (1)
- Термометрия (1)
- Тест (1)
- Технологии (1)
- Управление доступом (1)
- Управляемый хаос (1)
- ФСБ (1)
- ФСТЭК (1)
- Фиксация нарушений ПДД (1)
- Форум (1)
- Центр ФСБ России (1)
- Цикл продаж СБ (1)
- Чат-бот (1)
- Широкополосный доступ (1)
- Шоплифтер (1)
- Экономическая безопасность (1)
- Экспертиза (1)
- Электрозамки (1)
- Электромагнитная совместимость (1)
- Эпоха диджитализации (1)
- виртуальная реальность (1)
- здравоохранение (1)
- маркетинг (1)
- процессоры (1)
- связь (1)
- фишинг (1)
- Апрель 2025 (20)
- Март 2025 (22)
- Февраль 2025 (17)
- Январь 2025 (17)
- Декабрь 2024 (21)
- Ноябрь 2024 (26)
- Октябрь 2024 (24)
- Сентябрь 2024 (22)
- Август 2024 (23)
- Июль 2024 (23)
- Июнь 2024 (18)
- Май 2024 (23)
- Апрель 2024 (20)
- Март 2024 (20)
- Февраль 2024 (19)
- Январь 2024 (25)
- Декабрь 2023 (30)
- Ноябрь 2023 (24)
- Октябрь 2023 (19)
- Сентябрь 2023 (23)
- Август 2023 (26)
- Июль 2023 (21)
- Июнь 2023 (20)
- Май 2023 (24)
- Апрель 2023 (17)
- Март 2023 (21)
- Февраль 2023 (24)
- Январь 2023 (24)
- Декабрь 2022 (32)
- Ноябрь 2022 (28)
- Октябрь 2022 (24)
- Сентябрь 2022 (25)
- Август 2022 (21)
- Июль 2022 (24)
- Июнь 2022 (27)
- Май 2022 (24)
- Апрель 2022 (24)
- Март 2022 (27)
- Февраль 2022 (21)
- Январь 2022 (22)
- Декабрь 2021 (25)
- Ноябрь 2021 (23)
- Октябрь 2021 (24)
- Сентябрь 2021 (25)
- Август 2021 (24)
- Июль 2021 (26)
- Июнь 2021 (30)
- Май 2021 (25)
- Апрель 2021 (25)
- Март 2021 (22)
- Февраль 2021 (17)
- Январь 2021 (17)
- Декабрь 2020 (23)
- Ноябрь 2020 (19)
- Октябрь 2020 (17)
- Сентябрь 2020 (16)
- Август 2020 (23)
- Июль 2020 (20)
- Июнь 2020 (22)
- Май 2020 (16)
- Апрель 2020 (26)
- Март 2020 (22)
- Февраль 2020 (17)
- Январь 2020 (20)
- Декабрь 2019 (21)
- Ноябрь 2019 (12)
- Октябрь 2019 (18)
- Сентябрь 2019 (24)
- Август 2019 (14)
- Июль 2019 (17)
- Июнь 2019 (17)
- Май 2019 (13)
- Апрель 2019 (18)
- Март 2019 (18)
- Февраль 2019 (25)
Поделитесь вашими идеями