Подписка
МЕНЮ
Подписка

Виктор Ермаков: "Для обеспечения безопасности в Международном аэропорту Шереметьево используются самые передовые технологии"

Виктор Ермаков, 16/09/22

О том, как построен процесс обеспечения транспортной безопасности в крупнейшем аэропорту России и одном из ведущих хабов Европы, рассказывает заместитель генерального директора по безопасности АО "МАШ" (Международный аэропорт Шереметьево) Виктор Ермаков.

Виктор Ермаков

 

 

 

 

 
Виктор Ермаков
Заместитель генерального директора по безопасности АО "МАШ"
 

– Виктор Евгеньевич, каким образом в аэропорту Шереметьево реализуется выполнение требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности? Применяет ли аэропорт при этом какие-то инновационные подходы?

– Международный аэропорт Шереметьево является флагманом отрасли в сфере цифровизации и внедрения передовых технологических решений, в том числе в области обеспечения транспортной безопасности.

Одно из инновационных решений, которое успешно применяется в аэропорту уже несколько лет, – интеграционная информационная платформа NEST. Эта система обеспечивает оперативную передачу информации со всех действующих технических средств обеспечения безопасности в пункты управления обеспечением транспортной безопасности Южного и Северного терминальных комплексов аэропорта. Сейчас функционал платформы расширяется в направлении возможного применения технологий искусственного интеллекта.

Еще одним нововведением, которое проходит тестирование, является система интеллектуального видеонаблюдения, позволяющая в автоматическом режиме распознавать проносимое на территорию аэропорта оружие в поле зрения видеокамер. Этот алгоритм после апробации будет внедрен в общую систему видеонаблюдения. Работает он так: по факту обнаружения подозрительного объекта система формирует тревожное событие, которое влечет реакцию на него сотрудников подразделения транспортной безопасности. Это нововведение станет важным шагом в процессе автоматизации обеспечения транспортной безопасности (ОТБ). Сегодня в существующей технологии не хватает машинной алгоритмизации для автоматического выявления событий и окончательное решение по поступающим тревожным сообщениям из системы принимает оператор.

Аэропорт Шереметьево постоянно модернизирует спектр имеющихся в арсенале средств видеонаблюдения по мере появления на рынке новых моделей. В этом году мы протестировали систему распознавания лиц, аналог которой работает в международном аэропорту Бен-Гурион в Тель-Авиве, Израиль. Эту программу мы планируем использовать при составлении трекинга нарушителя на территории аэропорта через технологию псевдоопознавания "свой-чужой". Система действует следующим образом: специальная метка зашивается в пропуск RFID, территория аэровокзального комплекса оборудуется считывателями данных меток. Далее программа строит траекторию движения предполагаемого нарушителя, используя биометрические данные из системы контроля и управления доступом (СКУД) и системы видеонаблюдения, а также датчиков движения и считывателей СКУД.

Была протестирована и возможность постройки прогноза направления движения подозрительного объекта на территории аэропорта Шереметьево. Это необходимо для того, чтобы держать нарушителя под контролем и оперативно маршрутизировать группу быстрого реагирования. В результате тестирования мы поняли, что построение прогноза через датчики движения и считыватели RFID-метки – это дорого и пока не очень эффективно, поэтому пошли по пути построения трекинга нарушителя на основе видеоаналитики. Протестировав систему на наших видеокамерах с небольшим углом обзора, мы получили неплохие результаты. Порядок распознавания дошел до 90% даже с учетом неполного обзора, например, если на лице потенциального злоумышленника маска.

В Шереметьево успешно прошло тестирование радиолокационной станции обзора контролируемой зоны для поиска нарушителей, которые оказались внутри периметра аэропорта.

Апробация не только показала положительные результаты работы системы, но и продемонстрировала возможность ее применения для охраны воздушных судов посредством обозначения виртуального периметра стоянки. Пока реализация этой инновации приостановлена: производителю оборудования необходимо согласовать с ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" порядок использования определенных частот во избежание помех и возникновения сбоев в работе бортового оборудования воздушных судов. После проведения необходимых исследований мы планируем запустить данную функцию.

Шереметьево

– Есть ли среди перечисленных технологий системы отечественного производства?

– Все новые разработки, о которых шла речь, предоставлены исключительно российскими компаниями. Вопрос об импортозамещении перед АО "МАШ" не стоит, поскольку уже в течение нескольких лет мы поэтапно переходим к использованию отечественных систем.

Используемые в аэропорту сложные досмотровые системы, такие как рентгенотелевизионные интроскопы, томографы, все импортного производства, но исключительно ввиду их конкурентного преимущества по техническим и эксплуатационным характеристикам. Данное оборудование является рекомендованным со стороны ИКАО (Международной организации гражданской авиации) и отвечает всем необходимым требованиям в области обеспечения авиационной безопасности. В случае использования иного оборудования Шереметьево как международный аэропорт должен применять дополнительные меры ОТБ для организации полетов в другие государства. Это было бы обременительно как для нас, так и для авиакомпаний.

К сожалению, сложного досмотрового оборудования отечественного производства, полностью соответствующего импортному, на рынке пока не представлено. Существующие разработки, которые тестировались у нас, по техническим параметрам все же уступают иностранным, в том числе по такому важному параметру, как наработка на отказ часов. Ведь мы заинтересованы в том, чтобы оборудование работало больше, чем простаивало. В настоящий момент технические средства обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ), используемые в аэропорту Шереметьево, большую часть времени эксплуатируются, останавливаясь только на проведение плановых регламентных работ.

Вход в зону предполетного досмотраВход в зону предполетного досмотра Терминала В

– Каким образом модернизируются уже действующие в аэропорту системы ОТБ?

– Важное направление – оптимизация нашей деятельности в области ОТБ. К примеру, в зоне предполетного досмотра в Терминале С внедрена уникальная для Российской Федерации автоматизированная система досмотра ручной клади пассажиров. Лотки с вещами автоматически сортируются на две параллельные линии – "чистую" и линию ручного досмотра.

Анализ изображений ручной клади, передаваемых с интроскопов, проводится компьютером и инспекторами в отдельном операционном зале. По этому же принципу мы планируем организовать работу в Терминале В на предполетном досмотре внутренних авиалиний. Изображения, полученные с интроскопов, будут передаваться для обработки в уже существующую операторскую в Терминале С.

Благодаря этому решению мы обеспечиваем соблюдение необходимых требований по охране труда, поскольку деятельность сотрудников на технических средствах обеспечения транспортной безопасности с рентгеновским излучением предполагает определенный сменный режим с частыми перерывами. Кроме того, исключается непосредственный контакт оператора с пассажирами и потенциальные отвлекающие факторы.

– Возможно ли будет в результате внедрения систем искусственного интеллекта в работу оборудования полностью исключить деятельность инспектора по досмотру?

– Полностью исключить работу инспектора из этого процесса не удастся. При работе всех существующих автоматизированных систем, в том числе на предполетном досмотре, на досмотре багажа, окончательное решение так или иначе принимает оператор. Он либо подтверждает предположение машины относительно подозрительного объекта, либо снимает присвоенное подозрение, а возможно, назначает свое. Автоматизированные системы скорее являются вспомогательным инструментом для обеспечения транспортной безопасности.

Биометрические турникетыБиометрические турникеты для прохода в зону предполетного досмотра Терминала В

– Как организовано техническое обслуживание ТСОТБ в аэропорту Шереметьево? Учитывается ли при выборе технических средств последующая стоимость обслуживания оборудования, запасных частей, расходных материалов?

– В этом вопросе мы придерживаемся комплексного подхода. ТСОТБ, работающие на территории аэропорта Шереметьево, преимущественно производства немецкой компании Smiths Heimann GmbH. Это надежное, эффективное оборудование с хорошим выбором по моделям и составу. Его технические характеристики также полностью соответствуют нашим запросам. Обслуживание ТСОТБ проводится как специалистами российского представительства компании, так и инженерно-техническими подразделениями АО "МАШ", которые выполняют несложные формы ремонтных работ и технического сервиса. С недельными и месячными регламентами наши сотрудники справляются вполне успешно. Более сложные операции, включая перенастройку, проверку, тяжелый ремонт, осуществляет подрядная организация. С поставками оборудования также нет трудностей. В марте этого года мы получили большую партию ТСОТБ, которые будут установлены в Терминале В также силами подрядной организации.

Важно понимать, что вопросы обеспечения транспортной безопасности не должны зависеть от международных отношений или каких-либо конфликтов между государствами. Это общемировая проблема, связанная с безопасностью граждан любой страны – потенциальных пассажиров воздушного транспорта. Данный вопрос лежит вне политики. Поэтому мы не ожидаем сложностей или ограничений на поставки иностранного оборудования. Если трудности и возникнут, то, скорее всего, они будут связаны с логистикой. Тогда при выборе поставщика мы будем исходить не только из требований к техническим характеристикам и качеству обслуживания оборудования, но и к срокам его поставки.

– Представители некоторых аэропортов просят разрешить использовать иностранное досмотровое оборудование после истечения срока службы из опасения, что не смогут его заменить на идентичное по характеристикам в условиях санкций и будут вынуждены перейти на ручной досмотр пассажиров. На ваш взгляд, существует ли такая проблема?

– Проблема использования иностранного досмотрового оборудования после истечения сроков годности, на мой взгляд, не актуальна. Например, досмотровое оборудование, установленное при запуске Терминала D, уже преодолело порог службы, установленный производителем. При этом по такому важному параметру, как "наработка часов на отказ", оно не уступает новому. Производители выполнят плановые апгрейды, подтверждая его работоспособность.

Как уже было сказано, проблем с поставкой импортного оборудования аэропорт Шереметьево не испытывает. При этом, понимая текущую ситуацию, мы все же ищем альтернативных подрядчиков. Серьезно рассматриваем оборудование китайской компании Nuctech, которая полностью оснастила новый аэропорт Пекина с пассажиропотоком порядка 100 млн человек в год. Продукция этой компании включена в основные международные перечни и реестры рекомендованного оборудования.

В целом минимум на десять лет аэропорт Шереметьево полностью обеспечен необходимыми ТСОТБ, в том числе за счет прошедшей недавно закупки. Приобретенное оборудование будет установлено в зоне предполетного досмотра Терминала В.

Вопросы обеспечения транспортной безопасностиВопросы обеспечения транспортной безопасности не должны зависеть от международных отношений

– Существует ли потребность в каких-то технологических решениях, которые пока еще не представлены на рынке?

– Пример такого инновационного решения – перспектива использования технологий искусственного интеллекта при распознавании запрещенных опасных веществ в ручной клади, багаже и грузах. Эта система действительно необходима, и она станет большим подспорьем в нашей работе. Что касается остального оборудования – все необходимое на рынке есть, его нужно внедрять и осваивать, оценив предварительно, насколько это нужно и эффективно.

Уникальная для России автоматизированная система досмотра ручной кладиУникальная для России автоматизированная система досмотра ручной клади в Терминале С

– Как в аэропорту Шереметьево организован процесс подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности?

– Обучение сотрудников обеспечивает дочернее предприятие Международного аэропорта Шереметьево АО "Шереметьево Безопасность".  Это крупнейшее и опытнейшее профильное предприятие в авиационной отрасли. Об этом говорит и тот факт, что именно инспекторы "Шереметьево Безопасность" осуществляют функцию контроля и отчасти надзора в аэропортах Египта.

На базе АО "Шереметьево Безопасность" работает учебный центр по авиационной и транспортной безопасности, с богатой историей. Он имеет все необходимые лицензии и сертификаты для ведения образовательной деятельности в данной области. Центр реализует основные и дополнительные профессиональные программы подготовки персонала по авиационной безопасности, сил обеспечения транспортной безопасности, а также других категорий работников специализированных организаций, учебных центров, охранных предприятий и иных профильных организаций. Сейчас идет процесс получения АО "Шереметьево Безопасность" статуса аттестующей организации. Хорошая учебная база позволяет изучать как теорию, так и практику на всем имеющемся в аэропорту оборудовании.

Учебный центр ведет обучение на основе разработанных собственных стандартов, в том числе с использованием современных дистанционных технологий, что было особенно актуальным в пандемию. Все технологические процессы разбиты на стадии, наборы действий стандартизированы. Это необходимо для того, чтобы ученики могли прийти к единообразию выполнения действий в едином темпе. Используемый подход позволяет минимизировать количество ошибок.

Что касается режима, а также охраны и реагирования – в АО "МАШ" создано собственное подразделение охраны. Дополнительно мы привлекаем на договорной основе ФГУП "УВО Минтранса России" как аттестованное в этой области государственное предприятие.

В Шереметьево также успешно работает собственная группа быстрого реагирования, состоящая преимущественно из военнослужащих, офицеров полиции – хорошо обученных сотрудников с отличной физической подготовкой. Руководитель подразделения группы быстрого реагирования – профессионал высокого уровня, в прошлом офицер подразделения антитеррора "Альфа", который также преподавал оперативно-боевую подготовку в Академии ФСБ России.

Подчеркну, что все сотрудники Шереметьево, отвечающие за обеспечение транспортной безопасности, – сплоченный коллектив единомышленников, профессионалы своего дела. Нельзя не отметить также серьезный и внимательный подход высшего руководящего органа компании – Совета директоров АО "МАШ" к вопросам ОТБ с детальной проработкой существующего положения дел, причин и возможных путей решения возникающих проблем. Совокупность этих факторов позволяет обеспечить высокий уровень безопасности для наших пассажиров, сотрудников и партнеров на территории аэропорта и в полете, что является одним из ключевых приоритетов деятельности Шереметьево.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2022

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

ALL-OVER-IP 2022 15 – 16 ноября | живой старт и личные встречи 17 ноября – 8 декабря | онлайн-программа

Темы:Транспортная безопасностьБезопасность объектовТрибуна заказчикаЖурнал "Системы безопасности" №4/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...