Внеуличный транспорт
Иван Тушко 28/03/25
Данная статья посвящена внеуличному транспорту. Он включает в себя сразу несколько важных типов транспорта, которыми мы постоянно пользуемся. Это определение существует уже несколько лет и закреплено в нормативных актах. В статье мы разберемся в основных понятиях, правовой основе, видах внеуличного транспорта, его технической эксплуатации и правилах пользования.
Правовое регулирование функционирования внеуличного транспорта основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.12.2017 г. № 442-ФЗ (Далее – Закон).
Правовые основы
Закон устанавливает правовые условия функционирования внеуличного транспорта (метрополитена, монорельсового транспорта, подвесной канатной дороги и фуникулера), а также основы организации транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом в Российской Федерации.
Применительно к сфере внеуличного транспорта Законом определяются такие понятия, как "перевозка", "перевозчик", "пассажир", "объекты инфраструктуры", "станция", "пути внеуличного транспорта" и "маршрут регулярных перевозок".
Законом регулируются полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере внеуличного транспорта, отношения, возникающие между перевозчиками и пассажирами при оказании услуг по перевозке внеуличным транспортом, включая содержание договора перевозки пассажира, права и обязанности перевозчика, пассажира, ответственность перевозчика и особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов, вопросы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, особенности регулирования труда отдельных категорий работников внеуличного транспорта, в том числе порядок прохождения обязательных медицинских осмотров и освидетельствований.
Устанавливаются также требования к технической эксплуатации внеуличного транспорта и порядок утверждения правил пользования.
Федеральный закон имеет очень большое значение для проектирования, строительства и эксплуатации транспортных систем городов, а также для подготовки специалистов соответствующего профиля различных уровней.
Основные понятия
Согласно Закону, внеуличный транспорт – технологический комплекс, включающий в себя подвижной состав внеуличного транспорта и объекты инфраструктуры, обеспечивающие перевозку пассажиров и провоз ручной клади по договорам перевозки пассажиров.
Закон включает немало терминов и определений. Одним из наиболее значимых с точки зрения идентификации является определение объектов инфраструктуры внеуличного транспорта – это пути внеуличного транспорта, станции, межстанционные переходы для пассажиров, электродепо, устройства систем электроснабжения, сигнализации, управления движением, сети связи, другие устройства, здания и сооружения, в том числе тоннели и вентиляционные шахты, предназначенные для выполнения производственных процессов, связанных с эксплуатацией внеуличного транспорта, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов в подвижном составе внеуличного транспорта, использования в качестве объектов гражданской обороны, а также машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации внеуличного транспорта.
Станция внеуличного транспорта – это объект инфраструктуры, имеющий пропускные пункты, места для посадки, высадки пассажиров и ожидания подвижного состава внеуличного транспорта.
К внеуличному транспорту законодательно относятся метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесные канатные дороги, фуникулер. Таким образом, внеуличными признаются не все виды транспорта, функционирующие в современных городах "вне улиц" и, безусловно, соответствующие приведенному определению.
Пути внеуличного транспорта – инженерно-технические сооружения, которые предназначены для движения по ним подвижного состава внеуличного транспорта и не имеют пересечений на одном уровне с автомобильными дорогами, железнодорожными путями общего пользования, железнодорожными путями необщего пользования, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками. Таким образом, главной и обязательной характеристикой внеуличного транспорта является изолированность его путевых структур от любых других транспортных систем и путей движения пешеходов. Хотя этот признак условный, например, в Москве пассажирские перевозки по МЦК и МЦД интегрированы с метрополитеном.
Подвижной состав внеуличного транспорта – это устройство (вагон, кабина или иное устройство, кроме кресел и буксировочных устройств (бугелей) или совокупность таких устройств, предназначенных для перевозок пассажиров и провоза ручной клади, а также для перевозок грузов, оборудования, работников внеуличного транспорта в целях обеспечения функционирования объектов инфраструктуры внеуличного транспорта.
Метрополитен
Как уже было сказано, законодательством определено четыре вида внеуличного транспорта. Самый распространенный – метрополитен. Это вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по двум рельсам.
С момента открытия в Лондоне в 1863 г. первой линии длиной 3,6 км действующая сеть метрополитенов мира превышает на сегодня 6 тыс. км в двухпутном исчислении. Получив широкое развитие в крупных городах, метрополитены мира к началу XXI века перевозили уже более 150 млн пассажиров в сутки. Главные преимущества метрополитена как внеуличного вида транспорта – это высокая (до 100 км/ч) скорость и регулярность движения поездов с интервалом до 80 с., что в совокупности определяет провозную способность более 50 тыс. чел/ч в одном направлении. При соответствующем развитии транспортной сети города и грамотной организации перевозок метрополитен сокращает затраты времени в пути на работу и обратно на 15%, что отвечает основополагающим критериям эффективности городского транспорта. По количеству перевезенных пассажиров в год лидируют метрополитены Токио (3,2 млрд), Москвы (2,4 млрд) и Пекина (2,2 млрд) пассажиров.
Немаловажным является усовершенствование метро для использования его обывателями. Изначально пассажиры располагали большим количеством времени, чтобы оценить архитектурные изыски станций, различные технологические новшества. В наши дни подземка – это в первую очередь быстрый способ добраться из пункта А в пункт Б, поэтому во многих городах мира новые станции строятся по типовым проектам. Утилитарный подход метростроителей призван максимально сократить время передвижения пассажиров, например это обеспечивают удобная система переходов с одной линии на другую, установка большего количества эскалаторов и траволаторов на станциях с максимальной загруженностью, уменьшение интервала движения поездов и т.д.
Являясь, по сути, ключевым звеном систем мобильности городов, метрополитены при этом остаются сложными и дорогостоящими инженерными сооружениями, требующими для строительства и содержания больших объемов денежных средств. Поэтому наряду с классическими методами бюджетного финансирования все заинтересованные стороны создают новые схемы на основе партнерских отношений. Такие схемы могут включать предоставление со стороны государства налоговых льгот, права льготного использования земельных участков в зоне трасс прохождения линий и размещения станций, включение участников строительства в состав основных акционеров, а также различные методы формирования государственно-частного партнерства.
Монорельсовый транспорт
Монорельсовый транспорт – это вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по ходовой балке, расположенной на эстакаде.
Впервые идея перемещения грузов и людей при помощи монорельса появилась в начале XIX века. Пик монорельсового строения пришелся на вторую половину ХХ века, но данный вид транспорта в это время так и не набрал популярность. Сегодня монорельсы преимущественно применяют для решения задач узкой специализации.
Классифицировать монорельсы можно следующим образом:
- По области назначения (пассажирские, грузовые, для парков развлечений).
- По сфере использования (междугородные, пригородные, городские, внутрицеховые, лабораторные, для открытых и закрытых парков).
Задача монорельса состоит в доставке людей и грузов там, где дорога либо отсутствует, либо дорожная инфраструктура не справляется с грузовым и пассажирским потоком. Необходимы монорельсы для реализации внутрицеховой логистики, они способны обеспечить оперативное транспортирование крупногабаритных грузов, занимая минимум пространственного объема на предприятии.
Монорельсовый двутавр (балка) предназначен выдерживать вертикальные поперечные нагрузки. Балка монорельсовая может быть прямой и криволинейной. Она является металлопрокатом, по типу двутавра. Внутренний уклон сечения не превышает 12%, высота может быть от 24 до 80 см. В связи с тем, что балка должна выдерживать не только большой вес, но и давление катками, прогиб, скручивание, у нее повышенная в сравнении с обычным прокатом высота и ширина стенок и полки. Для прочности конструкции такой металлопрокат изготавливается из низколегированной или углеродистой стали.
В случае повышенной грузоподъемности балка усиливается путем приварки с нижней части дополнительной полосы. После такой обработки монорельсовые балки способны выдерживать вес более 10 т. В случае когда рассчитывается перевозить грузы с массой до 5–8 т на расстояние не менее 6 м, изготавливается балка без усиления с высотой сечения 24–45 см, (24М, 36М, 45М). Собственно, благодаря уклону граней и закругленному сечению прокат способен выдерживать прогибы, скручивания, колебания, длительную механическую нагрузку.
Балки данного типа устанавливают на участках, где требуется подвесной путь для транспортировки грузов. Они монтируются практически на любых предприятиях разнообразных направленностей, когда необходимо перемещать материалы, сырье, готовую продукцию. Основными ее составляющими являются элементы кранов, части ездовых путей тельфера. Когда при помощи балки формируют подвесной путь, используют металлопрокат следующих типов: 45М, 36М, 30М, 24М, 18М, а также усиленные конструкции. Номер типа проката указывает на его фактическую высоту.
Монорельсовые системы могут быть проложены по земле (следственно, вагон находится сверху), но в таком случае утрачиваются все положительные стороны таких конструкций в сравнении, например, с трамваями, в связи с этим, как правило, рельс располагают на 5–7 м над уровнем земли. Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, монорельсовый путь сложен в устройстве и трудоемок в строительстве.
Канатная дорога
Подвесная канатная дорога – вид внеуличного транспорта, подвижной состав которого перемещается в том числе над землей по несущему канату, тяговым канатам или посредством несуще-тяговых канатов, которые поддерживаются опорами.
Пока канатные дороги в городе для большинства россиян являются футуристической идеей, несмотря на то, что они часто пользуются ими на горнолыжных склонах или экскурсионных маршрутах. Еще в советские годы люди, если не пользовались сами, то видели в фильмах "канатку" в Ялте или в Приэльбрусье, тогда их в основном строили в горных районах. В Грузии, например, недалеко от Тбилиси есть знаменитый город канатных дорог Чиатура, где в 1954 г. была построена первая в СССР канатная дорога. Позже они появились в Армении, на Черноморском побережье Кавказа и Крыма, в республиках Средней Азии, на Урале, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. К концу существования в СССР было построено почти 600 пассажирских канатных дорог. Темпы роста замедлились в 1990-е гг., однако после перестройки строительство возобновилось с новой силой. К концу 2012 г. в нашей стране было уже построено более 200 современных канатных дорог, среди них, например, первая в России канатная дорога системы 3S фирмы Doppelmayr на олимпийском объекте в Красной Поляне (Сочи).
Желание людей быстро, удобно и безопасно передвигаться в пространстве мегаполисов и между городами вновь и вновь заставляет искать новые решения транспортных потребностей, в том числе пересмотреть свое отношение к канатным дорогам. А ведь действительно, прекрасно работает канатное метро в колумбийском Медельине и бразильском Рио-де-Жанейро, где канатные дороги проходят над густонаселенными районами. В плотно застроенном боливийском городе Ла-Пас за четыре года построили шесть линий канатных дорог общей протяженностью 30 км. В прошлом году самая длинная в мире "канатка" типа 3S (3S HonThom) соединила два курортных острова в Южном Вьетнаме. Дорога, длина которой без малого 8 км, способна перевозить 3,5 тыс. человек в час, а добраться с острова на остров можно быстрее, чем по морю на моторной лодке.
На примере других стран мы видим, что в условиях густонаселенных городов зачастую использование канатной дороги значительно выгоднее и рациональнее, чем других видов транспорта. К примеру, строительство одной станции метро в Москве обходится в 8–10 млрд руб. и занимает в среднем пять-шесть лет. Сообщение между Петербургом и Всеволожском предполагает строительство 7–8 км линии скоростного трамвая, которое обойдется в 4 млрд руб.
В то же время стоимость одной линии канатной дороги с двумя станциями протяженностью 2–3 км требует 1–1,5 млрд руб. Цена зависит от типа канатной дороги, ее производительности, необходимости в дополнительных станциях, рельефа местности, высоты и сложности опор. Построить такую линию возможно за девять месяцев.
Если сравнить канатную дорогу с примерно сопоставимым по экологичности транспортом, то она экономичнее: затраты энергии на перевозку одного пассажира по канатной дороге в несколько десятков раз меньше, чем в метро или трамвае. К примеру, современный подъемник в немецком Кобленце (производительность 3,6 тыс. чел/ч в каждом направлении) для транспортировки одного пассажира потребляет 0,1 кВт⋅ч. Примерно столько энергии потребляет бытовой фен за пять минут работы. При полной загрузке подъемника (девять кабинок по 35 человек в одну сторону) он потребляет 31,5 кВт⋅ч.
Не будет преувеличением сказать, что идея строить канатные дороги уже буквально витает в воздухе. А где-то – уже работает. Так, в Москве есть пассажирская канатная дорога между стадионом "Лужники" и смотровой площадкой Воробьевых гор.
Современные технологии канатных дорог могут составить реальную конкуренцию традиционным видам городского транспорта. Для перевозки 10 тыс. человек в час в среднем необходимо 2 тыс. автомобилей, 100 автобусов или одна канатная дорога. Канатные дороги можно строить везде по кратчайшему расстоянию между пунктом А до пункта Б.
Фуникулер
Фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная) – вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется по рельсовому пути либо эстакаде одним или несколькими тяговыми канатами.
Канатная дорога представляет собой подвесной объект, а фуникулер – это разновидность рельсового транспорта. Но в движение фуникулер приводится не локомотивом, как поезд, а при помощи канатов, таким образом его считают еще и одной из разновидностей канатной дороги. Двигатель приводит в движение перекинутый через него и уложенный между опорными рельсами канат, на концах которого закреплены вагоны.
Принцип работы фуникулера основан на использовании силы тяжести и противодействии этой силы. При подъеме вагон движется вверх за счет того, что канат с вагоном притягивается с помощью двигателя на подъем, давая пассажирам возможность перемещаться на более высокий уровень. При спуске канат с вагоном тормозится двигателем на спуск, чтобы предотвратить слишком быстрое движение вниз.
В фуникулерах чаще всего используются два вагона с жестко соединенными стальными тросами. По устройству фуникулер близок к канатной дороге. Главное отличие заключается в том, что вагоны фуникулера движутся по рельсам, а на канатной дороге вагон, вагонетка, кабина или кресло едет по кабелю, не касаясь земли. Их передвижение обеспечивает тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами.
Фуникулеры имеют не очень высокую пропускную способность – примерно 600 пассажиров в час, в то время как пассажирские канатные дороги могут перевозить до 2 тыс. человек в час. Но часто это бывает единственно возможным вариантом транспорта, которым можно добраться в труднодоступные точки в местности со сложным рельефом. Кроме того, стоимость строительства канатной трассы значительно ниже, чем прокладка автомобильной дороги. При этом наносится значительно меньший ущерб природе, а сам канатный транспорт абсолютно экологичен.
Вагоны фуникулера передвигаются в маятниковом режиме, то есть когда один вагон движется наверх, другой опускается вниз, разъезжаются они в середине маршрута. При этом энергия тратится не на подъем и спуск вагонов, а на работу для преодоления силы трения и торможение вагонов, что очень экономично. Существуют и одновагонные фуникулеры, но такая схема требует больших затрат энергии на перемещение.
Для каждой конкретной трассы с учетом степени ее уклона проектируется свой тип вагонов: пол внутри вагонов должен быть расположен примерно горизонтально независимо от крутизны склона.
На пути следования можно добавлять промежуточные станции, что позволяет устанавливать фуникулеры не только на горнолыжных курортах, но и в городах для использования в качестве общественного транспорта. Например, когда в естественном ландшафте есть высокая гора, целесообразнее строительство канатных дорог и фуникулеров.
Права и обязанности перевозчика
Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые приняли на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и провезти ручную кладь внеуличным транспортом.
На любом виде внеуличного транспорта перевозчик вправе расторгнуть договор перевозки пассажира при несоблюдении пассажиром правил пользования внеуличным транспортом.
При этом перевозчик имеет обязанности перед пассажиром и перед государством в лице контролирующих органов:
1) предоставить услуги по перевозке пассажиров внеуличным транспортом в соответствии с графиком (расписанием) транспортного обслуживания и по установленным тарифам;
2) при осуществлении перевозок пассажиров метрополитеном и монорельсовым транспортом соблюдать правила технической эксплуатации внеуличного транспорта;
3) при осуществлении перевозок пассажиров соблюдать относящиеся к нему требования правил пользования внеуличным транспортом;
4) заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозке пассажира монорельсовым транспортом;
5) заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (канатной дороге, фуникулере или эскалаторе метрополитена) в случае, если перевозчик является владельцем указанного опасного объекта;
6) возместить вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также третьим лицам, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
7) соблюдать иные требования в сфере внеуличного транспорта, установленные законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности пассажира
Пассажир – физическое лицо, заключившее с перевозчиком договор перевозки. У некоторых граждан, к сожалению, складывается стереотип, что в общественном транспорте не существует никаких ограничений относительно поведения пассажира и он может только требовать от сотрудников транспорта особого отношения к себе.
При пользовании внеуличным транспортом пассажир имеет следующие права:
1) требовать предоставления оплаченных услуг по перевозке и провозу ручной клади;
2) провозить с собой ручную кладь в пределах установленных норм, в том числе бесплатно;
3) требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу, причиненного при перевозке пассажиров внеуличным транспортом;
4) получать информацию о работе внеуличного транспорта и об условиях перевозки пассажиров внеуличным транспортом;
5) провозить с собой бесплатно детей, не достигших возраста семи лет, без предоставления отдельных мест для сидения, за некоторым исключением.
В случаях, если типовыми правилами пользования внеуличным транспортом в подвижном составе запрещена перевозка пассажиров и (или) детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право провозить с собой двоих детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% от установленной полной платы.
Этим права пассажира ограничиваются, а дальше наступают обязанности пассажира:
1) оплатить услуги по перевозке и провозу ручной клади;
2) оплатить провоз ручной клади сверх установленных норм;
3) соблюдать правила пользования внеуличным транспортом;
4) сохранять проездной документ до окончания перевозки (за исключением жетонов).
Создание современной транспортной сети – приоритетная задача любого государства. Для признания необходимости капитального строительства, обоснования выбора того или иного вида транспорта, оптимальной трассировки транспортных коммуникаций необходимо учитывать условия размещения транспортных систем. Это позволит максимально точно спрогнозировать последствия и принять взвешенное решение.
Наиболее эффективными транспортными системами для крупнейших городов являются внеуличные виды транспорта, главным образом метрополитен и монорельс. Отсутствие систем скоростного внеуличного транспорта, охватывающих всю территорию агломераций, снижает транспортную доступность и увеличивает нагрузку на улично-дорожную сеть. При этом имеющаяся железнодорожная инфраструктура не всегда эксплуатируется на благо городов и зачастую мешает их развитию, занимая территории и разделяя селитебную зону. Необходимо использовать существующий инфраструктурный и территориальный ресурс для развития пассажирского пригородно-городского рельсового транспорта в соответствии с предложенными в статье критериями планирования.
Техническая эксплуатация
Техническая эксплуатация внеуличного транспорта (за исключением фуникулеров и канатных дорог) осуществляется в соответствии с правилами технической эксплуатации внеуличного транспорта, утвержденными высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, которые могут учитывать региональные особенности функционирования внеуличного транспорта.
Правила технической эксплуатации внеуличного транспорта устанавливают порядок движения подвижного состава и организации маневровой работы, функционирования объектов инфраструктуры, систему сигналов, относящихся к движению подвижного состава и организации маневровой работы, типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются, определяют действия работников внеуличного транспорта при его технической эксплуатации.
Утверждение правил технической эксплуатации внеуличного транспорта осуществляется отдельно для метрополитена и монорельсового транспорта.
Надлежащее техническое состояние принадлежащих перевозчику объектов инфраструктуры и подвижного состава внеуличного транспорта обеспечивается перевозчиком самостоятельно или с привлечением иных организаций.
Таким образом, Законом определены лишь основные направления технической эксплуатации метрополитенов и монорельса и дана возможность каждому перевозчику разрабатывать свои правила, опираясь на конкретные особенности своей транспортной инфраструктуры.
Правила пользования
Типовые правила пользования внеуличным транспортом регулируют порядок и условия организации перевозок пассажиров и провоза ручной клади, а также определяют требования к информированию пассажиров, находящихся в подвижном составе, на станциях внеуличного транспорта и на межстанционных переходах для пассажиров.
Правила пользования внеуличным транспортом устанавливают нормы провоза пассажиром ручной клади, в том числе норму бесплатного провоза ручной клади. Тарифы на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм устанавливаются собственниками внеуличного транспорта.
Каждый перевозчик обычно закрепляет основные правила пользования в каждом вагоне для информирования пассажиров. В том же метрополитене некоторые особо важные нормы правил пользования регулярно повторяют в форме аудиооповещения. Одним из наиболее повторяемых является упоминание о том, что отказ пассажира от досмотра является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем отказе в связи с тем, что некоторые пассажиры не хотят участвовать в досмотровых мероприятиях.
Коротко о главном
Внеуличный транспорт – это пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров по изолированным от автомобильных дорог путям в пределах населенного пункта. К нему относятся метрополитен, монорельс, канатная дорога и фуникулер.
Движение транспорта в городских условиях связано с большим количеством перестроений, разветвлений и слияний транспортных потоков. Такой сложный характер маневрирования в городах обусловлен необходимостью обеспечения пассажиро- и грузоперевозок между различными зонами города и большим количеством корреспонденции и транспортных связей, и чем крупнее город, тем бóльшим становится количество таких связей.
Кроме того, крупные города являются узлом автомобильных дорог, по которым осуществляется движение не только внутренних, но и транзитных транспортных потоков, что дополнительно загружает улично-дорожную сеть, имеющую ограниченную пропускную способность. Особенно острая транспортная ситуация складывается в центральных районах крупнейших городов, в которых плотность "дневного" населения, а следовательно, и транспортных потоков наиболее высока, а пропускная способность улично-дорожной сети существенно ограничена.
Для внеуличного транспорта несущественна часть факторов, важных для наземного, например прохождение линии под исторической застройкой не оказывает значительного воздействия на экологическую обстановку или на градостроительное зонирование.
Отсутствие систем скоростного внеуличного транспорта, охватывающих всю территорию агломераций, снижает транспортную доступность и увеличивает нагрузку на улично-дорожную сеть. При этом имеющаяся железнодорожная инфраструктура не всегда эксплуатируется на благо городов и зачастую мешает их развитию, занимая территории и разделяя селитебную зону.
Важно объединить транспортные возможности метрополитена и других видов внеуличного транспорта. Помимо решения транспортных проблем, развитие внеуличных видов транспорта улучшит экологическую ситуацию, повысит транспортную доступность населения за счет охвата районов с неразвитой автодорожной инфраструктурой и за счет скорости движения.
В России из внеуличных видов транспорта наиболее распространен метрополитен. Наряду с ним существуют монорельсовый транспорт, подвесные канатные дороги, транспортные фуникулеры, позволяющие разгрузить автомобильные дороги и обеспечить безопасность, комфорт и ритмичность перевозок в крупных российских городах.
До издания вышеуказанного Закона механизмы организации транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом осуществлялись исходя из сложившейся практики в соответствующих регионах, что приводило к нарушению единства регулирования, в том числе в вопросах технической эксплуатации и правил движения. Изданный Закон смог решить эти и многие другие вопросы.
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
- Безопасность объектов (313)
- Пожарная безопасность (281)
- Видеонаблюдение (279)
- Комплексная безопасность (279)
- СКУД (260)
- Транспортная безопасность (172)
- Пожарная сигнализация (141)
- Каталог "Пожарная безопасность" (129)
- Мнения экспертов (118)
- Цифровая трансформация (115)
- Видеоаналитика (109)
- Видеокамеры (99)
- Биометрия (97)
- Искусственный интеллект (88)
- Пожаротушение (64)
- Цифровое ЖКХ (61)
- Места с массовым пребыванием людей (59)
- Информационная безопасность (57)
- Киберзащита (57)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2021 (48)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2023 (48)
- Ритейл (48)
- Охрана периметра (46)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2021 (45)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2022 (43)
- Беспроводные технологии (42)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2022 (42)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2023 (42)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2022 (41)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2024 (41)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2022 (41)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2020 (40)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2020 (39)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2022 (39)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2023 (39)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2019 (39)
- Умный дом (39)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2024 (38)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2023 (38)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2024 (38)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2021 (38)
- Технологии распознавания (38)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2022 (37)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2021 (36)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2023 (36)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2020 (36)
- ТЭК и нефтегаз (36)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2021 (35)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2020 (35)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2020 (34)
- Защита от БПЛА (34)
- Рынок безопасности (34)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2023 (33)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2024 (33)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2020 (33)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2019 (31)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2021 (30)
- Тепловидение (30)
- Автоматизация зданий (29)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2025 (29)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2024 (29)
- Центры обработки данных (ЦОД) (29)
- Интернет вещей (IoT) (28)
- Умный город (28)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2024 (27)
- Машинное зрение (27)
- Антидрон (26)
- Идентификация (26)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2019 (25)
- Нейросети (25)
- СОУЭ (25)
- Безопасность (24)
- Импортозамещение (24)
- Транспорт (24)
- Облачные технологии (23)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2019 (22)
- Новости компаний (20)
- Охрана труда и промышленная безопасность (ОТиПБ) (20)
- Банки и финансы (19)
- Промышленность (19)
- PSIM (17)
- Антитеррор (17)
- НВП "Болид" (17)
- COVID-19 (15)
- Досмотр (15)
- Охрана объектов (15)
- Интеграция (14)
- Аргус-Спектр (13)
- Безопасный город (13)
- Исследование (13)
- Турникеты (13)
- Итоги (12)
- Охранная сигнализация (12)
- Рейтинги (12)
- Системы хранения данных (СХД) (12)
- Удаленный доступ (12)
- All-over-IP (11)
- Beward (11)
- Автоматизация (11)
- Домофоны (11)
- Извещатели (11)
- Проектирование и монтаж (11)
- ТБ Форум (11)
- BioSmart (10)
- CCTV (10)
- МЧС России (10)
- Распознавание лиц (10)
- Сертификация (10)
- IdM (9)
- PERCo (9)
- Взрывозащита (9)
- Дайджест (9)
- Интервью (9)
- Источники бесперебойного питания (ИБП) (9)
- Роботизация (9)
- Axis Communications (8)
- Стрелец-ПРО (8)
- ААМ Системз (7)
- АРМО-Системы (7)
- Авиакомпании и аэропорты (7)
- БАС (7)
- Болид (7)
- ИТ-инфраструктура (7)
- Метрополитен (7)
- ПБ (7)
- Программное обеспечение (7)
- DSSL (6)
- Бизнес, идеи и мнения (6)
- Лидеры технологий (6)
- Радиоканальные системы (6)
- АСУ ТП (5)
- Беспилотники (5)
- Законодательство (5)
- Индустрия 4.0 (5)
- Компании (5)
- Металлургия (5)
- Мобильный доступ (5)
- Шлагбаумы (5)
- IDIS (4)
- ITV Group (4)
- PERCo-Web (4)
- Бюро Технического Развития (4)
- Журнал "Системы безопасности" (4)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2025 (4)
- ИПДА (4)
- ИТ-отрасль (4)
- Коммутаторы (4)
- Машинное обучение (4)
- ОПС (4)
- Регулирование (4)
- Ситуационные центры (4)
- ТД Актив-СБ (4)
- Тестирование (4)
- Трибуна заказчика (4)
- BIM-технологии (3)
- Smartec (3)
- dormakaba (3)
- АСКУЭ (3)
- АУП (3)
- Агрокомплекс (3)
- Алкотестер (3)
- Астрон (3)
- Безопасность КИИ (3)
- Важные люди (3)
- Гибридная война (3)
- Защита информации и связи, кибербезопасность (3)
- Информационные технологии (3)
- Колонка эксперта (3)
- Конференции (3)
- Критически важные объекты (КВО) (3)
- Мероприятия по безопасности (3)
- Микроэлектроника (3)
- Персональные данные (3)
- Промышленная автоматизация (3)
- Противотаранные устройства (3)
- СУРВ (3)
- Сельское хозяйство (3)
- ТЕКО (3)
- Умные парковки (3)
- Учет рабочего времени (3)
- Эксклюзив (3)
- 5G (2)
- ACaaS (2)
- EverFocus (2)
- IT-системы (2)
- Iron Logic (2)
- PALMJET (2)
- PCI DSS (2)
- Parsec (2)
- RPA (2)
- RusGuard (2)
- SaaS (2)
- Synology (2)
- TRASSIR (2)
- Vidau Systems (2)
- ZKTeco (2)
- АО "ОКБ "АСТРОН" (2)
- Аналитика (2)
- Астра-А (2)
- Аттестация (2)
- Аттестация персонала (2)
- Безопасность данных (2)
- Беспроводные системы (2)
- Виртуальный рабочий стол (2)
- Главгосэкспертиза (2)
- Делетрон (2)
- ИТС (2)
- Инновации (2)
- Кабельная продукция (2)
- Категорирование (2)
- Контроллеры (2)
- Корпоративная безопасность (2)
- Метро (2)
- Минтранс (2)
- Объекты культурного наследия (2)
- Охранный мониторинг (2)
- ПО (2)
- Производитель (2)
- РЖД (2)
- Росгвардия (2)
- ССОИ (2)
- Современный офис (2)
- Стандарты, нормы и требования (2)
- Строительная экспертиза (2)
- Термокожухи (2)
- Тоннели (2)
- Удаленная работа (2)
- Хранение оружия (2)
- ЦеСИС НИКИРЭТ (2)
- Цифровизация (2)
- Цифровые технологии (2)
- Энергетика (2)
- логистика (2)
- 3D-моделирование (1)
- Ajax (1)
- Axis Talk 2021 (1)
- BARNET (1)
- BIM- моделирование (1)
- BYOD (1)
- Basler AG (1)
- Beyond Security (1)
- Big Data (1)
- Bosch (1)
- CMOS-технология (1)
- COPE (1)
- ChatGPT (1)
- Cloud4Y (1)
- D-link (1)
- DBaaS (1)
- DCImanager (1)
- DDoS-атаки (1)
- DIS Group (1)
- Dahua (1)
- Deep Learning (1)
- EAS-система (1)
- EKF (1)
- Edge AI + Vision (1)
- Face ID (1)
- FaceStation 2 (1)
- Faceter Russia (1)
- Flamax (1)
- GDPR-террористы (1)
- Grundig Security (1)
- HID Global (1)
- HR Tech (1)
- Hanwha Techwin (1)
- Hi-Tech Security (1)
- Hikvision Russia (1)
- Hrtech (1)
- IP-коммуникации (1)
- IP-протокол (1)
- IP-системы (1)
- ISPsystem (1)
- IT-инфраструктура (1)
- IaaS (1)
- InPrice Distribution (1)
- InfoWatch Traffic Monitor (1)
- Intel (1)
- Intelligent Video (1)
- Milestone Systems (1)
- Mission Critical (1)
- NAS (1)
- NFC (1)
- NFC BLE (1)
- NOVIcam (1)
- NVR (1)
- OSDP (1)
- OSRAM (1)
- ParsecNET 3 (1)
- Phoenix Contact (1)
- QNAP (1)
- QR-коды (1)
- RPA-платформы (1)
- RecFaces (1)
- SIP (1)
- SVA/SVI (1)
- SVP/SVZ (1)
- Seagate (1)
- Seagate Technology (1)
- SecuriSmoke (1)
- Securika Moscow (1)
- Sicurezza (1)
- Sigur (1)
- Synology DVA3219 (1)
- UEM SafeMobile (1)
- Ultra-Wideband (1)
- VMS (1)
- VUCA-мир (1)
- deepfake (1)
- e-commerce (1)
- e-сommerce (1)
- eIVP1570 VE (1)
- АМТ-ГРУП (1)
- АНВ (1)
- АПС rubetek (1)
- АСУДД (1)
- Адресные СПС (1)
- Аспирационные системы (1)
- Астра-Z-8845 (1)
- Астра-Zитадель (1)
- Астра-РИ-М (1)
- БГ-Оптикс (1)
- БайтЭрг (1)
- Бесконтактный сканер (1)
- Беспилотный транспорт (1)
- Бизнес (1)
- Биотехнологии (1)
- Большие данные (1)
- Бун Эдам (1)
- В2В (1)
- В2С (1)
- Вентиляция (1)
- Верификация (1)
- Виртуальный ассистент (1)
- Вирусная активность (1)
- Вишинг (1)
- Всероссийский союз страховщиков (1)
- Гениус Первый (1)
- Гибридная пена (1)
- Государственный надзор (1)
- Дактилоскопия (1)
- Деловая программа (1)
- Дистанционное обучение (1)
- Добродел (1)
- ЕБС (1)
- Евразийский экономический союз (1)
- Европейский союз (1)
- ЖКУ (1)
- Зимняя вишня (1)
- ИИС (1)
- ИКАО (1)
- ИПДЛ (1)
- ИСБ (1)
- ИСО Орион (1)
- ИСП (1)
- ИТРИУМ СПб (1)
- Игорь Олейник (1)
- Иконоскоп Зворыкина (1)
- Интеллектуальные транспортные системы (1)
- Интернет (1)
- Интером (1)
- Источники информации (1)
- К2Тех (1)
- Квантовые вычисления (1)
- Киберугрозы (1)
- Колонка редактора (1)
- Контрафактная продукция (1)
- Контроллер Matrix-VI (1)
- Контроль доступа (1)
- Конфиденциальная информация (1)
- Логический доступ (1)
- МГП ЗАРЯ (1)
- МФСБ (1)
- МЦД (1)
- Малленом Системс (1)
- Менеджер по продажам СБ (1)
- Методы защиты информации (1)
- Метрология (1)
- Микропроцессоры (1)
- Минимизация последствий ЧС (1)
- Минэнерго (1)
- Минэнерго России (1)
- Мировая урбанизация (1)
- Мобильные мошенники (1)
- Модули подключения (1)
- Морская безопасность (1)
- Мосгортранс (1)
- Московский метрополитен (1)
- Мошеннические схемы (1)
- Мощность излучения (1)
- НПЗ (1)
- НПК "Фотоника" (1)
- Нетворк Профи (1)
- Ниеншанц-Автоматика (1)
- Новости (1)
- ОКБ "Гамма" (1)
- ОС QuTS hero (1)
- ОТИ (1)
- Огневые испытания (1)
- Опрос онлайн (1)
- Оптимизация систем безопасности (1)
- Отраслевые сайты по безопасности (1)
- Отрасль (1)
- Охранные системы (1)
- ПАО "КАМАЗ" (1)
- ПК (1)
- Пентест (1)
- Передатчик (1)
- Персоны (1)
- Пожтехника (1)
- Полупроводники (1)
- Развитие экономики (1)
- Результаты сертификации (1)
- Росжелдор (1)
- Росморречфлот (1)
- Ростехнадзор (1)
- Рынок ИТ (1)
- СБ "Марит" (1)
- СМК (1)
- Самарский метрополитен (1)
- Самолет-амфибия (1)
- Сбербанк (1)
- Сверхвысокочастотный сигнал (1)
- Сенсорные барьеры (1)
- Система измерения (1)
- Системы безопасности (1)
- Системы защиты с трибоэлектрическим кабелем (1)
- Системы позиционирования (1)
- Системы связи и мониторинга (1)
- Сканер отпечатков пальцев (1)
- Сканирование пассажиров в метро (1)
- Сколково (1)
- Смарт-считыватели (1)
- События (1)
- Советы менеджерам (1)
- Социальная инженерия (1)
- Стивен Кови (1)
- Стрелец-Мониторинг (1)
- Строительство (1)
- Считыватели (1)
- Считыватели рисунка вен (1)
- Т8 Сенсор (1)
- ТЕНЗОР (1)
- ТПУ (1)
- ТСПО (1)
- Тайм менеджмент (1)
- Телевидение (1)
- Телеком (1)
- Телефонные мошенники (1)
- Терагерцовая технология (1)
- Термометрия (1)
- Тест (1)
- Технологии (1)
- Управление доступом (1)
- Управляемый хаос (1)
- ФСБ (1)
- ФСТЭК (1)
- Фиксация нарушений ПДД (1)
- Форум (1)
- Центр ФСБ России (1)
- Цикл продаж СБ (1)
- Чат-бот (1)
- Широкополосный доступ (1)
- Шоплифтер (1)
- Экономическая безопасность (1)
- Экспертиза (1)
- Электрозамки (1)
- Электромагнитная совместимость (1)
- Эпоха диджитализации (1)
- виртуальная реальность (1)
- здравоохранение (1)
- маркетинг (1)
- процессоры (1)
- связь (1)
- фишинг (1)
- Апрель 2025 (20)
- Март 2025 (22)
- Февраль 2025 (17)
- Январь 2025 (17)
- Декабрь 2024 (21)
- Ноябрь 2024 (26)
- Октябрь 2024 (24)
- Сентябрь 2024 (22)
- Август 2024 (23)
- Июль 2024 (23)
- Июнь 2024 (18)
- Май 2024 (23)
- Апрель 2024 (20)
- Март 2024 (20)
- Февраль 2024 (19)
- Январь 2024 (25)
- Декабрь 2023 (30)
- Ноябрь 2023 (24)
- Октябрь 2023 (19)
- Сентябрь 2023 (23)
- Август 2023 (26)
- Июль 2023 (21)
- Июнь 2023 (20)
- Май 2023 (24)
- Апрель 2023 (17)
- Март 2023 (21)
- Февраль 2023 (24)
- Январь 2023 (24)
- Декабрь 2022 (32)
- Ноябрь 2022 (28)
- Октябрь 2022 (24)
- Сентябрь 2022 (25)
- Август 2022 (21)
- Июль 2022 (24)
- Июнь 2022 (27)
- Май 2022 (24)
- Апрель 2022 (24)
- Март 2022 (27)
- Февраль 2022 (21)
- Январь 2022 (22)
- Декабрь 2021 (25)
- Ноябрь 2021 (23)
- Октябрь 2021 (24)
- Сентябрь 2021 (25)
- Август 2021 (24)
- Июль 2021 (26)
- Июнь 2021 (30)
- Май 2021 (25)
- Апрель 2021 (25)
- Март 2021 (22)
- Февраль 2021 (17)
- Январь 2021 (17)
- Декабрь 2020 (23)
- Ноябрь 2020 (19)
- Октябрь 2020 (17)
- Сентябрь 2020 (16)
- Август 2020 (23)
- Июль 2020 (20)
- Июнь 2020 (22)
- Май 2020 (16)
- Апрель 2020 (26)
- Март 2020 (22)
- Февраль 2020 (17)
- Январь 2020 (20)
- Декабрь 2019 (21)
- Ноябрь 2019 (12)
- Октябрь 2019 (18)
- Сентябрь 2019 (24)
- Август 2019 (14)
- Июль 2019 (17)
- Июнь 2019 (17)
- Май 2019 (13)
- Апрель 2019 (18)
- Март 2019 (18)
- Февраль 2019 (25)
Поделитесь вашими идеями