Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Импортозамещение в системах видеонаблюдения * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Вопросы обеспечения пожарной безопасности при проектировании уникальных и сложных объектов

Коллектив авторов СПб УГПС МЧС России, 27/09/19

Обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений является одной из важнейших функций государства [1].

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте. Форматы участия для рекламодателей >>

В ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее — № 123-ФЗ) [3] указано, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного в № 123-ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Условия для обеспечения пожарной безопасности объекта

В п. 1 ст. 6 № 123-ФЗ приведены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

  1. В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом № 123-ФЗ.
  2. В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Таким образом, по ч. 2 п. 1 ст. 6 № 123-ФЗ проектная документация должна полностью соответствовать техническим требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Это так называемое жесткое нормирование — принцип нормирования, при котором требования технических норм обязательны для исполнения. В соответствии с п. 3 ст. 4 № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее — Росстандарт) от 03.06.2019 г. № 1317 утвержден "Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В данном перечне приведены национальные стандарты (205 ГОСТ и 1 NFPA) и 28 сводов правил.

Следует учесть, что при разработке раздела мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (МОПБ) необходимо также использовать своды правил и национальные стандарты, разработанные в развитие Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [2] и утвержденные в качестве обязательных нормативных документов (перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. № 1521), а также утвержденные в качестве нормативных документов добровольного применения (перечень, утвержденный приказом Росстандарта от 17.04.2019 г. № 831).

Форум "Технологии и безопасность" завершен. МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ >>

Проблемы при проведении экспертизы

Можно выделить основные проблемы при проведении экспертизы проектов уникальных и сложных объектов на соответствие требованиям пожарной безопасности.

Превышение допустимых объемов здания

Превышение допустимых объемов здания не позволяет проектировать по нормам наружный и внутренний противопожарный водопровод, при этом не разрабатываются специальные технические условия по обеспечению пожарной безопасности, требуемые в соответствии с прим. 5 табл. 4 СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (табл. 1) и прим. 1 табл. 2 СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования" (табл. 2).

Таблица 1. Расход воды на наружное пожаротушение зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5

tabl1

Таблица 2. Число пожарных стволов и минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение в производственных и складских зданиях

tabl2

При этом СП 8.13130.2009 и СП 10.13130.2009 как нормативные документы по пожарной безопасности добровольного применения могут не использоваться при проектировании при условии, что пожарный риск не превышает нормативного значения (ч. 1 п. 1 ст. 6 № 123-ФЗ ТРоТПБ), однако в этом случае специальные технические условия (СТУ) все равно должны разрабатываться, так как на объекты, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, разработка СТУ обязательна в соответствии с п. 2 ст. 78 № 123-ФЗ.

СКУД для офисов и бизнец-центров. Подобрать решение >>

Ширина эвакуационных выходов

Проблемы, связанные с шириной эвакуационных выходов, для большинства из которых действуют требования пп. 4.2.5, 4.1.7 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" — не менее 0,8 м в свету. Таким образом, в проектах зданий практически все эвакуационные выходы (за редким исключением) должны иметь ширину дверного полотна одностворчатой двери не меньше 0,82 м (с учетом притвора двери) или двухстворчатые двери. Ширина стандартного дверного полотна составляет 0,6, 0,7, 0,8, 0,9, 1,0 м, то есть для обеспечения нормативной ширины эвакуационного выхода заказываются дверные полотна нестандартной ширины или применяются стандартные, шириной не менее 0,9 м, или двухстворчатые двери.

Эвакуация из отдельных помещений

В связи с конкретизацией определения "помещение" (ч. 14 п. 2 ст. 2 № 384-ФЗ) становится невозможной организация эвакуации людей в некоторых случаях, так как последовательность эвакуации довольно жестко прописана в п. 3 ст. 89 № 123-ФЗ. Например, группы помещений, которые традиционно принимались как одно помещение (квартиры, гостиничные номера, санитарные узлы и др.), в настоящее время при рассмотрении эвакуации должны учитываться как отдельные помещения и зачастую на эвакуацию из них нормативов нет.

Превышение допустимой высоты здания

В п. 9.2 и табл. 9.1 СП 267.1325800.2016 "Здания и комплексы высотные. Правила проектирования" указана высота здания и предел огнестойкости строительных конструкций (табл. 3), но в то же время нет значений допустимой площади пожарного отсека, которые указаны в СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" (табл. 4). Поэтому для общественных зданий высотой более 50 м необходимо проектировать пожарные СТУ, так как для таких зданий отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности.

Таблица 3. Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций высотных зданий

tab3

Таблица 4. Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности, допустимая высота зданий и площадь этажа в пределах пожарного отсека общественных зданий

tab4

Выступить на онлайн-конференции | представить свои решения

Гибкое нормирование

Все нарушения, связанные с отступлением от требований нормативных документов по пожарной безопасности в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 № 123-ФЗ, можно обосновать путем расчета пожарного риска. Это так называемое гибкое нормирование — принцип нормирования, при котором конкретные технические требования могут нарушаться при расчетном обосновании. К сожалению, в нормативных правовых актах положения п. 1 ч. 1 ст. 6 № 123-ФЗ не разъяснены более подробно, а в настоящее время существует два подхода к реализации "гибкого нормирования". Для производственных и складских зданий, для которых расчет пожарного риска выполняется по приказу МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404 [5], гибкое нормирование может применяться в полном объеме. Для жилых и общественных зданий, для которых расчет пожарного риска выполняется по приказу МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 [4], гибкое нормирование применяется только для зданий, характеристики которых учитываются в методике [4] (ширина и протяженность путей эвакуации, ширина эвакуационных выходов, вместимость помещений, оснащение первичными средствами пожаротушения зданий класса Ф 1.1, устройство аварийных выходов в жилых зданиях, оснащение системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией при пожаре, автоматического пожаротушения, противодымной вентиляции). Поэтому далеко не все требования любых нормативных документов по пожарной безопасности, указанные в перечне к № 123-ФЗ (приказ Росстандарта от 03.06.2019 г. № 1317) могут быть отменены в связи с тем, что пожарная безопасность объекта защиты обеспечена путем расчета пожарного риска.

Кроме того, при проведении проверки здания органами Государственного пожарного надзора расчет пожарного риска может быть отменен и, например, составлено решение о непринятии результатов расчета пожарного риска на объекте защиты (письмо МЧС России от 06.08.2012 г. № 19-3-1-3170). Однако государственный пожарный надзор приходит на объект защиты в зависимости от его назначения через два-три года после сдачи в эксплуатацию, и многие проектировщики считают, что при проектировании проще обходиться расчетом риска.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Лучшее решение проблем

Для устранения любых проблем с непринятием расчета пожарного риска, а также несоблюдением требований нормативных документов по пожарной безопасности в случае, если по нормам проектирование невозможно, для уникальных и сложных объектов, вероятно, самым лучшим решением является разработка специальных технических условий по обеспечению пожарной безопасности (СТУ). СТУ для данного объекта будут являться нормативным документом на весь срок его проектирования, строительства и эксплуатации.

Для объектов, подлежащих реконструкции, капитальному ремонту или перепланировке, реализовать требования пожарной безопасности иногда кроме как с помощью СТУ невозможно, но для большинства вновь проектируемых зданий реализация мероприятий СТУ будет обходиться дороже, чем проектирование и строительство по нормам.
Таким образом, разработчик раздела проекта "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" уникального и сложного объекта на начальном этапе проектирования может выбирать любой из способов подтверждения условий обеспечения пожарной безопасности. Каждый из способов имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны, поэтому при незнании всех особенностей современного пожарного нормирования в России в проект могут быть заложены технические решения, кажущиеся недорогими на этапе проектирования, но дорого обходящиеся собственнику объекта на этапе эксплуатации [6, 7].

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
  2. Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
  3. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
  4. Приказ МЧС России от 30.06.2009 г. № 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности".
  5. Приказ МЧС России от 10.07.2009 г. № 404 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах".
  6. Дорожкин А.С., Вагин А.В., Шидловский Г.Л. Вопросы обеспечения пожарной безопасности при выполнении проектной документации общественных и жилых зданий. В сборнике: Пожарная безопасность общественных и жилых зданий. Нормативы, проектирование, устройство и эксплуатация. Материалы научно-технической конференции. — 2018. — С. 13—19.
  7. Таранцев А.А., Потапенко В.В., Дорожкин А.С. О взаимосвязях в нормативных документах в части обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. // Проблемы управления рисками в техносфере. — 2016. — № 4.
Vagin

 

 

 

Александр Вагин
Доцент кафедры пожарной безопасности зданий и автоматизированных систем пожаротушения СПб УГПС МЧС России, к.т.н.

Dorozhkin

Александр Дорожкин
Старший преподаватель кафедры пожарной безопасности зданий и автоматизированных систем пожаротушения СПб УГПС МЧС России

Больше статей по теме "Пожарная безопасность"

Темы:Пожарная безопасностьПожаротушениеМЧС России
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...