Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Взгляд изнутри на современный пожарный автомобиль

Антон Лобарев, 29/06/22

Роль пожарного автомобиля (ПА) при возникновении чрезвычайной ситуации невозможно переоценить, ведь эта техника должна обеспечить выполнение возложенных на нее функций для помощи огнеборцам в спасении жизни и здоровья людей. Несмотря на возросшие требования к качеству оснащения ПА и модернизацию производственных процессов, остается множество нерешенных технических и организационных проблем, которые влияют на успешность операций по тушению пожаров. Антон Лобарев, до недавнего времени занимавший пост начальника караула 26-й пожарно-спасательной части Восточного округа Москвы, поделился взглядом изнутри на функциональность, комплектацию и удобство современного пожарного автомобиля в боевых условиях.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей работе и зоне ответственности.

– В пожарной охране можно выделить два глобальных направления: госпожнадзор, специалисты которого проводят проверки для предотвращения трагедий и расследуют причины пожара, и непосредственно пожарные, которые тушат огонь и спасают людей.  Я – пожарный, и посвятил этому делу 25 лет. Не буду называть все должности, ранги и чины, скажу только, что я не коренной москвич и в прошлом работал в сибирских регионах с суровыми температурными показателями. Последние 10–12 лет трудился в Москве и закончил службу начальником караула 26-й пожарно-спасательной части Восточного округа столицы. Такой опыт и практика позволяют судить о конкретных вещах в пожарной охране.

РИС (34)

– Наш разговор сегодня строится вокруг пожарного автомобиля. Что он из себя представляет?

– Я бы назвал пожарный автомобиль своего рода "женской сумочкой". Такое сравнение мне кажется наиболее ярким и точным. Как это часто бывает, в женской сумочке есть все, чтобы при необходимости спасти мир.
В пожарном автомобиле все точно так же.

Пожарное дело – это история про братство и поддержку, потому что бороться с огнем лучше коллективно и сообща. А для того чтобы бравых бойцов доставить к пожару, нужно средство передвижения.

Исторически пожарная машина была больше транспортным средством, но с годами она модернизировалась: придали боевую раскраску и накрутили паровой гудок, чтобы сделать ее заметной и громкой, добавили насосы, чтобы не только брызгать водой, но и попадать с больших расстояний туда, куда нужно.

Современная пожарная машина создавалась поколениями, кровью и потом, через ошибки и промахи. Со времен Великой Октябрьской революции и до 1960-х гг. пожарные ездили на относительно простом транспорте (хотя он был передовым для уровня того периода, просто "не отшлифованным временем"), а затем пересели на привычные многим автомобили Прилукского завода АЦ-40, АНР, АД, АЛ и АП–2 на базе ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, которые эксплуатируются до сих пор. Перед инженерами тех времен я склоняю голову, потому что именно они качественно повлияли на современную пожарную охрану. Пожарный автомобиль – это история.

– Что именно входит состав пожарного автомобиля?

– Все необходимое для того, чтобы предотвратить чрезвычайную ситуацию, любую. Чтобы снять людей с высоты во время пожара, нужны подъемные механизмы – трехколенные выдвижные лестницы, штурмовые лестницы, лестницы-палки, лестницы Чернышева. Во время пожара все это помогает работать на фасадах зданий, балконах, крышах. При этом есть и не очень комфортные средства спасения, например пожарная спасательная веревка. Никто ее не любит, потому что лететь вниз по ней с любого этажа неприятно, особенно если рядом все горит. Однако всегда стараются прибегать к таким методам только в крайних случаях.

Мы стремимся спасать с минимальными рисками. В пожарном автомобиле находится масса разнообразных средств для тушения пожара, а также спасательных рукавов по виду и назначению. Их главная задача – взять и подать воду туда, где она необходима, будь то для защиты и спасения людей, а может, и просто для подачи в очаг возгорания. Для каждого рукава нужен пожарный ствол, позволяющий усилить напор воды и добить до своей цели. Автомобиль в том числе помогает привезти на место пожара эту воду. Многие считают, что воды в таких ситуациях на пожарных автомобилях очень много. С этим общепринятым мнением не согласится ни один пожарный. Они точно знают характеристики своих машин и могут просчитать точно, через какое время у них она закончится. И это время ужасающе маленькое, все зависит от количества и интенсивности подачи огнетушащих веществ. А чтобы справиться с горящими нефтепродуктами и легковоспламеняющимися жидкостями, используется пожарная пена, тоже запасливо припрятанная в машине.

РИС (35)

Также в машине много различных типов огнетушителей – не все рационально тушить водой или пеной, иногда требуется порошковый огнетушитель, углекислотный или любой другой, позволяющий создать условия для спасения людей.

Для происшествий на воде в распоряжении спасателей имеются спасательные круги, жилеты, гидрокостюмы.

Пожарная гидравлика, ножницы, домкраты, кусачки и все то, что позволяет попасть куда угодно, – об этих инструментах я говорю с гордостью. То, что раньше делали ломами, теперь можно гораздо проще и быстрее сделать при помощи механизмов.

Инженеры, работающие с пожарными автомобилями, молодцы: они меняют и дополняют снаряжение достаточно часто, и было бы глупо не пользоваться этими технологиями.

Газовое пожаротушение: обзор решений

– Новые технологии – это инициатива инженеров или отклик на нужды спасателей?

– Часто новинки опережают свое время, однако если вернуться к тому, что у спасателей в автомобиле должно быть все на любой случай, то новые изобретения в основном оправданны. Другие вопросы: кем, где и как это применяется?

То, что появляются новые разработки, правильно: лучше что-то предусмотреть или сделать проще. Но иногда мы забываем про самую важную особенность нашей страны – ее огромные размеры. И пожарное оборудование, работающее при -50 °С, удобно в северных регионах, но, скажем, в Москве оно неоправданно и не нужно.

– Каким, на ваш взгляд, должно быть взаимодействие участников рынка для усовершенствования пожарного автомобиля?

– На мой взгляд, сейчас пожарный автомобиль нужен тем, кто заинтересован в контрактах, выигрыше тендера, заключении договоров и экономической составляющей. Если спросить их, то проблем нет. Они стараются закупить и укомплектовать лучшим. А вот пользователей – спасателей никто никогда не спрашивает, удобно им или неудобно.

РИС (37)

Основной тезис мирового автопрома: "Мы лучше всех ремонтируем!" И в пожарном бизнесе это тоже самая главная помеха. На верхнем уровне неинтересно, удобно ли нам, спасателям, работать. Цель – выполнить задачу. Они уверены в нас, что при любых условиях мы сделаем все от нас зависящее. Мы закалены историей.

Единообразие в пожарных автомобилях для всех регионов нашей страны абсолютно неуместно. Если брать одну и ту же машину и отправлять тушить пожары в разные области и города, то в половине из них она просто не доедет до пункта назначения. Во-первых, из-за узких улиц или плотной парковки по вечерам у домов. Во-вторых, часть пожарных автомобилей – заднеприводные.

Машины, которые должны тащить тонны оборудования, заднеприводные! Мы что, только по асфальту ездим? Недальновидность заключается еще и в том, что подобный транспорт отдают в регионы, где большинство дорог в плачевном состоянии или грунтовые. Третья проблема – высота автомобилей. Существуют пожарные автомобили узкого специального направления для выполнения конкретных задач. Таковыми являются пожарные автолестницы и коленчатые подъемники. Некоторые из них имеют высоту, недопустимую для того или иного района города. Закупая такие автомобили, совершенно не думают о том, что они не проедут под имеющимися в данном месте мостами, из-за чего водителям приходится выбирать менее короткие и удобные варианты проезда к месту пожара.

Я жил в образцовом регионе, где летом мы использовали одни машины, но как только наступали холода и снег, в боевой расчет обязательно попадал другой транспорт, более высокой проходимости, мощный и устойчивый к температурным перепадам. Так поступали многие регионы, я не хвалю конкретный. Это было в нормальной, здоровой практике в большинстве краев и областей. Сейчас подобное отношение к технике считается излишним, и спасатели пользуются тем, что есть в части.

Парадокс, но большая проблема в пожарном автомобиле сейчас исходит от большого блага – электроники. Раньше за ночь можно было перебрать насос, а теперь нельзя ни к чему подступиться, потому что автомобилем управляет компьютер. А попробуйте привезти этот компьютер, скажем, в Якутию: он замерзает, датчики умрут, и, как только хоть один из них выходит из строя, пожарная машина превращается в статую, и есть вероятность выхода ее из строя как тактической единицы. А это, извините, пожарно-спасательный автомобиль, а не кабриолет из Майами.

РИС (36)

– На кого ложится ответственность за то, что подобные автомобили отправляются в регионы, где не могут корректно эксплуатироваться?

– Разработчики здесь, конечно, ни при чем. Они, как Леонардо да Винчи и Никола Тесла, создают полезность. Хотя инженеры, которые не отработали устройство до конца и передали его в эксплуатацию с "сырой" прошивкой, конечно, тоже несут ответственность за поломки. Ведь именно они убедили закупщика приобрести пожарный автомобиль. Но, с другой стороны, кто у нас закупщики? Отдел, назовем его снабжения, который создан для того, чтобы заключать контракты и договоры. И вопрос к ним: если вы ничего не понимаете, как вы можете принимать на себя ответственность по закупке некачественного оборудования или оборудования, которое не подходит к данному региону по каким-либо параметрам или банально мешает адекватно спасать жизни?
И дальше вопросы по инстанциям все выше и выше.

РИС (38)

– Что нужно изменить, чтобы спасателям было удобнее работать с пожарным автомобилем?

– Часто, представляя пожарного в автомобиле, многие говорят, что важен комфорт. Я вас, может быть, удивлю, но когда спасатель едет к месту пожара, он вообще не думает про удобство и комфорт. Он думает, сколько времени ему придется потратить для того, чтобы добраться до людей, как их спасти, сколько примерно времени нужно для ликвидации ЧС, как пройдут переговоры, как обезопасить себя и свой личный состав вместе с техникой. А пневмосиденье у него или нет – вообще неважно!

В Москве до пожара мы добираемся максимум 10 минут. За это время я, как волчок, кручусь, одеваюсь и собираюсь, раздаю указания своей команде, связываюсь с диспетчером. Поэтому про подобное удобство говорить не стоит, оно совершенно никакой роли не играет.

Экономическая составляющая – тоже проблема. К нам поступает оборудование, которое, на мой взгляд, должно быть взаимозаменяемым. Подобные устройства должны быть в соседних частях, чтобы мы говорили с ними на одном языке и я мог, вызывая подкрепление, понимать, с чем они ко мне придут на помощь. Иногда непонятно, чем руководствуются производители, когда укомплектовывают машины. И часто состав одного транспорта отличается от другого. Этой проблемы можно было бы избежать, если бы "верх" разговаривал с "низами". Комплектация автомобиля должна быть не с завода-изготовителя, а с места базирования.

Пожарный автомобиль – это "конь", связанный с огнем. Как он может быть пластиковым? Да, пластик красивый и удобный, экономичный. Но это же автомобиль для пожара! Можно сколько угодно обвинять начальника караула, что он поставил машину близко к огню, но ведь есть и природные факторы: иногда ветер меняет направление, иной раз у нас нет выбора, кроме как встать в тактически невыгодном месте, к примеру в тупике жилого сектора, откуда может пойти сильное тепловое излучение. Кто-то тушит лесной пожар, где вообще сложно что-то предугадать. Это большая недальновидность – создавать пожарный автомобиль с пластиковыми навесными крыльями и т.п.

И наконец, важно, чтобы комплектацию пожарного автомобиля можно было менять в зависимости от нужд спасателей. Неуместно заполнять целый отсек автомобиля средствами для спасения на воде, если в зоне обслуживания этой пожарной части нет ни одного водоема. Теплоотражательные костюмы – один из ярких элементов анахронизма. Они годами лежат в частях без использования, уже непригодны, но списать их нельзя. Где заменяемость? Это пожарный автомобиль, техника и оборудование на котором работает в сложных условиях часами, а иногда и сутками. В снегопад, мороз, жару, штиль или ураганный ветер, грозу – она работает. Так дайте ей шанс работать дольше!

РИС (40)

– Как вы считаете, можно ли исправить подобные проблемы на законодательном уровне?

– Дело в том, что людей с образованием пожарного в верхних эшелонах власти практически нет. И как они могут сказать, что мне нужно для работы, а что мешает? Их задача – экономическая составляющая нашего дела. Любые попытки помочь резко увеличивают вложения на обслуживание пожарных автомобилей. Но можно усилить контроль за техническим обслуживанием, чтобы оно было в реальности, а не на бумаге.

РИС (39)Фото из личного архива автора

Темы:Пожарная безопасностьКаталог "Пожарная безопасность"
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...