Зарубежные поставщики уходят из России. Как решить проблемы с оборудованием?
Вячеслав Палащенко, Павел Казаков, Андрей Мурыгин, 04/05/22
Уход с российского рынка многих зарубежных поставщиков создал значительные трудности в сфере проектирования, эксплуатации и модернизации противопожарного оборудования. Авторы статьи рассматривают этот вопрос и излагают предложения о путях решения возникших проблем.
Проектирование систем пожарной безопасности регламентируется сводом правил СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования". Данный свод правил в соответствии с п. 1 устанавливает нормы и правила проектирования и последующего содержания систем пожарной сигнализации и автоматизации противопожарной защиты для зданий, сооружений, оборудования, наружных установок различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.
До 2014 г. многие организации, занимающиеся проектированием систем пожарной безопасности, в том числе организации, спроектировавшие системы пожарной безопасности на олимпийских объектах, при проектировании и строительстве использовали оборудование иностранного производства. В частности, на объекте "Санно-бобслейная трасса" проектом предусмотрено оборудование системы пожарной безопасности и системы оповещения и управления эвакуацией производства компании Esser by Honeywell. Общее количество оборудования указанных систем – более 2 200 единиц.
Рис. 1. Серверный шкаф на финише трассы
Рис. 2. Скрин программы автоматической пожарной сигнализации
В соответствии с п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.
В 2022 г. после введения недружественными странами санкций по отношению к Российской Федерации приобретение оборудования, запасных частей, произведенных в недружественных странах, для ремонта и модернизации имеющихся систем становится затруднительным, а порой и просто невозможным, значит, руководитель организации не сможет выполнить требования Правил противопожарного режима.
Необходимость модернизации оборудования и вопросы финансирования
Какое количество объектов в Российской Федерации используют в системах пожарной безопасности иностранное оборудование, подсчитать сложно. Учитывая, что активное импортозамещение в нашей стране началось только после 2014 г., можно понять, что установленное оборудование используется уже 10 и более лет, а значит, имеет большой срок наработки.
Сотрудник государственного противопожарного надзора при проведении инспекторской проверки в случае выявления нарушений обязан будет выписать штраф и предписание об устранении нарушения, которое руководитель организации может устранить, только переоборудовав объект. Финансовых средств на переоборудование объектов, особенно таких крупных, как олимпийские, торгово-развлекательные и спортивные центры, может понадобиться очень много. По приблизительным оценкам на переоборудование санно-бобслейной трассы отечественными системой пожарной безопасности и системой оповещения и управления эвакуацией потребуется не менее 150 млн рублей.
Отечественные производители систем безопасности уже зарекомендовали себя. Многие объекты оборудованы системами пожарной безопасности, на слуху крупнейшие – "Рубеж" и "Болид", но одномоментно поменять все системы на отечественные не представляется возможным.
Пути решения проблемы
На наш взгляд, для поэтапного решения возникшей проблемы необходимо:
- Создать реестр всех объектов, на которых установлены системы пожарной безопасности, спроектированные и смонтированные на базе оборудования из недружественных стран.
- Создать реестр запасных частей и иного имеющегося оборудования, требующегося для поддержания работоспособности систем пожарной безопасности, смонтированных на базе оборудования из недружественных стран.
- Разработать план модернизации всех объектов с переводом их на отечественные системы пожарной безопасности. При этом нужно понимать возможности финансирования каждого объекта.
- Оборудование модернизируемых объектов использовать для поддержания работоспособности немодернизированных. Тут возникает ряд вопросов, например объекты, финансируемые из бюджетов (федерального, регионального, муниципального) и работающие в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не могут приобретать оборудование, бывшее в употреблении.
И самое главное: кто будет все это делать? При этом нужно понимать, что это огромная работа, направленная прежде всего на обеспечение безопасности граждан.
На наш взгляд, данный вопрос надо рассматривать в свете государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2018 г. № 2.
В соответствии с пп. "г" п. 14 вышеназванного указа приоритетными направлениями государственной политики в области пожарной безопасности является в том числе выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности.
Мы считаем, что с данной работой успешно могут справиться специалисты Всероссийского научно-исследовательского института пожарной охраны МЧС России, так как у них имеются научно-технические кадры, а также административный ресурс МЧС России для сбора и аналитики информации со всех объектов на территории Российской Федерации, и подключения решению данного вопроса других министерств и ведомств, в чьем ведении находятся такие объекты. Мы уверены, что многие специалисты готовы включиться в эту работу совместно с МЧС России.
Рис.3. Работу по модернизации оборудования может возглавить Всероссийский научно-исследовательский институт пожарной охраны МЧС России
Считаем, что данную практику необходимо распространить и на системы промышленной безопасности, антитеррористической защищенности и иные системы, функционирование которых критично для объектов на территории Российской Федерации.
Иллюстрации предоставлены авторами
Фото: ru.freepik.com