Зарубежный опыт обеспечения защиты метрополитена
Иван Тушко, 16/09/24
Особая роль в обеспечении мобильности городов отводится метрополитену. В данной статье поговорим о зарубежном опыте некоторых стран в области защиты и безопасности подземного транспорта, а также постараемся сравнить его с российской системой обеспечения защиты метрополитена.
Первоначально линии метро строили, чтобы разгрузить улицы больших городов, в настоящее время они фактически стали основным структурообразующим элементом современного города, на основе которого строится политика обеспечения мобильности населения. С каждым годом в мире уделяется все больше внимания безопасности транспорта, и метрополитен в этом смысле не является исключением. Для начала поговорим о роли метрополитена.
Значимость метро
Основная задача, к которой сводится планирование транспортной системы городов, – это подбор видов транспорта с провозной способностью, достаточной для прогнозируемой интенсивности пассажиропотоков. В части планирования автомобильных дорог соотносится их пропускная способность и прогнозируемая интенсивность транспортных средств. Мировой опыт последних лет позволяет сделать вполне определенный вывод: ареалом эффективного использования традиционных метрополитенов с тоннельным ходом (subway) остаются исключительно города с многомиллионным населением, где формируются пассажирские потоки в пиковые часы в объеме как минимум 25 тыс. пассажиров в час в одном направлении. Наиболее эффективны метрополитены с потоками до 50–60 тыс. пассажиров в час в одном направлении и, соответственно, частотой движения до 40 поездов в час.
Метрополитены играют ведущую роль при интеграции транспортной, градостроительной и социальной политики, определяющих вместе уровень мобильности. Среди всех видов городского транспорта метрополитен находится на острие внедрения инновационных технологий, направленных на надежность эксплуатационной работы и упрощение технического обслуживания. Метрополитен является самым эффективным видом городского пассажирского транспорта с точки зрения потребления энергии и занимаемых площадей. Расчеты специалистов показали, что для перевозки 50 тыс. пассажиров в час в одном направлении при использовании метрополитена требуется коридор шириной 9 м, автобусов – 35 м, личных автомобилей – 175 м. Килограмма нефти достаточно, чтобы перевезти одного пассажира на расстояние 48 км на метрополитене, 38 км – на автобусе, 19 км – на автомобиле. Метрополитен опережает все виды транспорта в развитии инновационных технологий, направленных на упрощение эксплуатации и технического обслуживания, совершенствование платежных систем. Метрополитен – ключевое звено систем мобильности городов. Несмотря на то что транспортная функция является основной для всех предприятий – операторов метрополитенов, такая функция, как обеспечение безопасности пассажиров и защита транспортной инфраструктуры метро от актов незаконного вмешательства, приобретает все большее значение в последние годы во всех городах и странах мира, в связи с возрастанием и появлением новых угроз для нарушения бесперебойной работы подземного транспорта.
Рассмотрим примеры защиты подземки в других странах и постараемся сравнить зарубежный опыт с системой обеспечения безопасности метро нашей страны.
Опыт Великобритании
Лондон по праву считается родиной метро. Первая в мире подземная городская железная дорога была открыта в 1863 г., по ней проезжал поезд без крыши, управляемый паровозом Стефенсона.
Правительство Великобритании приняло глобальные меры по предотвращению терактов на транспорте после взрывов 7 июля 2005 г. в Лондоне. В метро стали проводиться постоянные проверки пассажиров. Испытания прошли специальные умные камеры наблюдения, издающие сигнал тревоги, если пассажир оставит какой-либо предмет без присмотра. Станции оборудовали металлодетекторами, большим количеством камер слежения. Появились полицейские с собаками, вынюхивающими взрывчатку. Были улучшены системы радиосвязи для общения водителей поездов метро с их операторами, лондонской пожарной бригадой, лондонской службой скорой помощи и полицейской службой метро.
Охраной лондонского метро и некоторых других наземных рельсовых транспортных систем страны занимается британская транспортная полиция, специальная полицейская служба. Основной задачей ее сотрудников является борьба с крупными и мелкими правонарушениями, беспорядками и инцидентами в системе железных дорог Англии, Уэльса и Шотландии, в том числе и в лондонском метрополитене.
Опыт Франции
Еще в 1978 г. в стране была разработана концепция плана "Вижипират" (Vigipirate). План "Вижипират" входит в список 40 возможных мер, предусмотренных французским правительством на случай различного рода кризисов. Его специфика – предупреждение террористических актов, кроме ядерных и воздушных, для которых существуют специальные планы ("Пиратэр" и "Пиратом"). "Вижипират" – это система мер, состоящая из нескольких фаз, применение которых определяется степенью реальности террористической угрозы.
План включает две фазы: простую и усиленную (Vigipirate simple и Vigipirate renforcé). Вооруженные силы участвуют только во второй фазе плана, согласно которой предусматривается мобилизация полиции и жандармерии, ас ними, в свою очередь, могут взаимодействовать ВВС, ВМС и пехота. План был применен и после взрывов в метро (станции Musée d'Orsay, Port-Royal) в 1996 г. Он предусматривал самый широкий спектр мер безопасности. В частности, речь шла об организации усиленного патрулирования силами полиции и армейских частей мест наибольшего скопления людей – вокзалов, аэропортов и метро.
Устраивались масштабные проверки документов. Практически все урны как на городских улицах, так и под землей были наглухо закрыты. Позже они были заменены прозрачными пластиковыми мешками, их закрепляли на специальной металлической стойке с обручем. Таким образом, потенциальные злоумышленники лишались возможности оставить там бомбу – она бы сразу привлекла внимание.
В поездах сети RER (загородные электрички, соединенные с метро переходами) пространство под сиденьями, где легко можно было бы разместить, к примеру, большую сумку или чемодан, перекрыли металлическими щитами.
В дополнение к уже имевшимся камерам видеонаблюдения были добавлены новые.
Французский опыт показал, что призывы к бдительности стали одной из самых эффективных антитеррористических мер. Парижане активно сообщали в полицию обо всем, что вызывало подозрение, особенно когда речь шла о предметах, оставленных без присмотра. Вся ответственность за безопасность пассажиров в подземке Парижа лежит на полиции, а сотрудники метро занимаются лишь его эксплуатацией.
Опыт Испании
В Испании, по информации национальной полиции, после взрывов 11 марта 2004 г. действует комплексный план для всех правоохранительных органов. Практически сразу после трагедии 2004 г. в мадридском метро были установлены около 4 тыс. дополнительных камер видеонаблюдения, было произведено расширение штата частной охраны, а также создан специальный отряд национальной полиции для патрулирования метрополитена. Кроме того, частные охранники обзавелись собаками, обученными искать различные взрывчатые вещества. Охранники, как правило, стоят у входа, у турникетов, и следят за входящими пассажирами. Они наделены правом останавливать пассажиров, требовать у них документы и производить досмотр. В случае выявления каких-либо подозрительных личностей вызываются сотрудники полиции.
Когда в стране объявляется повышенная готовность на случай терактов (это происходит обычно перед праздниками, важными государственными визитами, крупными международными форумами), на транспорте увеличивается присутствие дорожной полиции, а некоторые объекты на железной дороге берутся под контроль военными. Система электронного наблюдения на всех транспортных объектах постоянно модернизируется, а физическое присутствие сотрудников полиции в метро и на железнодорожных станциях с каждым годом увеличивается.
Опыт Японии
В Японии после атаки религиозных фанатиков секты "Аум Синрике", распыливших ядовитый газ в токийском метро в марте 1995 г., началась тотальная установка различного оборудования, которое бы обеспечивало безопасность пассажиров, но существенно не влияло бы на их привычное перемещение по вокзальным комплексам и прочим инфраструктурным объектам. Метро было полностью оборудовано системой видеонаблюдения, а также едиными ситуативными центрами, куда поступает информация как с видеокамер, так и от работающих на станции представителей полиции.
Старые камеры были заменены новыми, меньшими по размеру и с лучшим качеством передаваемого изображения. Среди новых разработок в области технологий обеспечения безопасности следует отметить установку в токийском метро систем резерва чистого воздуха, который в случае повторения подобной ситуации с помощью электронных систем управления может быть направлен на зараженные участки.
Меры безопасности, применяемые в японском метро, практически идентичны существующим на вокзалах. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, метро и вокзалы там, как правило, представляют собой единые крупные транспортные узлы, а во-вторых – вокзалы либо расположены под землей, либо являются полностью закрытыми надземными сооружениями. События 1995 г. привели к тому, что на всей железнодорожной инфраструктуре, как надземной, так и подземной, начали решать вопросы интеграции и кооперации работы железнодорожных компаний и служб экстренного реагирования, доступности каналов связи при катастрофах (во время токийской катастрофы мобильные телефоны пассажиров и сотрудников не работали из-за перегруза сети), а также обеспечения экстренных служб быстрым и удобным доступом к защитным маскам и костюмам. Обсуждались и возможности установки специальных датчиков анализа воздуха на наличие отравляющих веществ, однако внедрение этих систем проходит пока только в тестовом режиме. Вокзалы охраняются государственными полицейскими службами, постоянно патрулирующими вокзалы, отвечая за контроль общественного порядка.
Поскольку именно на них лежит задача обеспечения безопасности, Япония уделяет огромное внимание подготовке и обучению этих кадров. В частности, все сотрудники имеют детальные инструкции о том, каким образом действовать в каждом конкретном критическом случае. Все они имеют хорошие навыки оказания первой медицинской помощи. Еще одной важной составляющей является обучение слаженному взаимодействию с другими службами экстренного реагирования.
Опыт США
Метрополитены крупнейших городов США защищены довольно традиционным образом. В подземках Нью-Йорка, Чикаго, Вашингтона и других крупных городов все станции оборудованы видеокамерами и на каждой платформе установлено несколько специальных телефонов, которые позволяют пассажирам в экстренном случае немедленно связаться со службами быстрого реагирования.
В Вашингтоне и Нью-Йорке служба охраны метрополитена имеет право проводить выборочный досмотр сумок и чемоданов у пассажиров, вызывающих подозрение. Сумки сканируют с помощью специальных устройств, а в некоторых случаях просят открыть и показать их содержимое. На станциях дежурят отряды кинологов с собаками. При нежелании проходить досмотр пассажиров не задерживают, но на станцию не пускают. В транспортной полиции утверждают, что мера не связана с конкретной угрозой и нужна просто для усиления безопасности.
Опыт России
После совершения ряда террористических актов на Московском и Петербургском метрополитене, а также ввиду общемирового повышения уровня террористических угроз особое внимание в настоящее время уделяется оснащению метрополитенов России инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности. Из обширного количества терминов и определений в сфере транспортной безопасности России выделим следующие два:
- Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
- Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
За счет предоставленных из федерального бюджета субсидий за годы действия Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте были закуплены и установлены на метрополитенах следующие инженерно-технические средства и системы обеспечения транспортной безопасности:
- рамки металлообнаружителей;
- ручные металлообнаружители;
- аппаратура радиационного контроля;
- стационарные сканирующие рентгеновские установки для персонального обследования пассажиров;
- стационарные досмотровые рентгеновские установки конвейерного типа для досмотра багажа;
- переносные рентгенотелевизионные комплексы;
- взрывозащитные контейнеры;
- портативные обнаружители паров взрывчатых веществ;
- переносные комплексы обнаружения взрывчатых веществ на основе быстрых меченых нейтронов;
- системы подавления радиолиний управления взрывными устройствами.
Важно подчеркнуть, что при изучении и описания выше зарубежного опыта защиты метро нередко затрагивался вопрос ответственности за обеспечение транспортной безопасности подземных объектов в других странах. В большинстве приведенных примеров ответственность лежит либо на государстве в лице правоохранительных органов, либо на специально созданных подразделениях полиции. На этом фоне ярко выделяется пример России, где согласно Федеральному закону № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" ответственность за обеспечение транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков. Иными словами, мерами противодействия актам незаконного вмешательства, в том числе террористическим актам, занимаются транспортные компании, владеющие категорированными объектами, и перевозчики, владеющие либо арендующие транспортные средства. Данные меры реализуются самостоятельно или с привлечением аккредитованных подразделений транспортной безопасности, которые являются юридическими лицами и оказывают коммерческие услуги. При этом важно заметить, что уровень обеспечения транспортной безопасности на метрополитене в России крайне высок. После терактов в московской и питерской подземке каждый раз происходил анализ произошедшего и улучшалась система применяемых мер по безопасности.
Созданная за последние 20 лет нормативная база и контрольно-надзорная деятельность позволяют обеспечивать защиту транспортной инфраструктуры на уровне не хуже, чем на воздушном транспорте, который является эталоном в области безопасности. И это несмотря на огромный пассажиропоток в метро!
Выводы напрашиваются сами
Сравнивая опыт России и других стран в области защиты граждан на метрополитене, можно сделать ряд выводов. Прежде всего, система принимаемых мер во всех крупных городах мира значительно улучшилась за последние годы. Связано это в первую очередь с произошедшими терактами в столичных метрополитенах. В большинстве подземок установлены инженерно-технические средства безопасности, направленные на выявление нарушителей и предупреждение нарушений. Вместе с тем в ряде стран отмечено, что установка дорогостоящих систем безопасности и все применяемые меры не способны противостоять подготовленному нарушителю, а способны лишь бороться с мелкими нарушениями вроде краж и хулиганства. Борьбой с подготовленными нарушителями должны заниматься правоохранительные органы и специальные службы.
Как уже отмечалось выше, наша страна резко отличается от многих других системой принимаемых мер не только с точки зрения большого объема энерго- и капиталозатрат, но и с точки зрения соотношения прав и обязанностей при обеспечении безопасности. Несмотря на то что главной функцией для транспортных субъектов остается осуществление перевозок, все же обеспечение безопасности государством возложено именно на тех, кто осуществляет эти перевозки.
А ответственность действительно высока, ведь законодательством предусмотрены и административные, и уголовные меры пресечения. Впереди эра искусственного интеллекта (ИИ), который незаметно все больше входит в нашу повседневную жизнь. Это таит в себе одновременно немало опасностей, но и много возможностей. Быть может, именно новые технологии в сфере ИИ позволят обеспечить более безопасный транспорт.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2024
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Изображение сгенерировано нейросетью Шедеврум