Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Защита аэропорта от БПЛА: требования к технологиям

Эдуард Иванов, 18/08/23

Гражданские и военные объекты в Российской Федерации столкнулись с необходимостью противодействия БПЛА, которые используются в целях совершения террористических акций, причем указанная проблема назревала задолго до начала специальной военной операции.

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами (БВС), установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 г. № 138 (ФАП-138).

Полеты беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БПЛА, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Обзор технических средств обнаружения и подавления дронов

Противодействие БПЛА – государственная задача

Для выполнения полетов БПЛА ФАП-138 установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет. Однако специальная военная операция стала полигоном для демонстрации всех преимуществ использования БПЛА в военных и террористических целях.

Государственные усилия недружественных Российской Федерации стран позволили прежде всего в техническом плане существенно повысить эффективность БПЛА. В данном случае высокая эффективность достигнута за счет использования специального программного обеспечения, спутниковых систем навигации и современных аэронавигационных средств.

Таким образом, противодействие БПЛА в Российской Федерации – это в первую очередь государственная задача, которая должна решаться посредством организации и подготовки специалистов, создания технических средств обнаружения и борьбы с БПЛА и необходимой нормативно-правовой базы.

Пробелы в нормативно-правовой базе

Для дальнейшего решения проблемы необходимо разобрать имеющуюся нормативно-правовую базу противодействия БПЛА на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) воздушного транспорта.

Законодательство, регулирующее организацию противодействия актам незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность гражданской авиации, базировалось на требовании транспортной и авиационной безопасности.

Федеральный закон от 03.04.2023 г. № 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" упрощает задачу анализа, поскольку отменяет с 01.03.2024 г. все установленные требования по авиационной безопасности. Но это не упрощение, а усложнение задачи, поскольку отменяется уже апробированная российская практика реализации международного законодательства в области авиационной безопасности, при том что норма необходимости соответствия международным требованиям остается. В этой связи законодательство в области транспортной безопасности является единственной нормативно-правовой основой, по которой необходимо организовывать работу по противодействию БПЛА. Прямых норм, содержащих конкретные требования по противодействию БПЛА, в Федеральном законе от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ФЗ-16), постановлении Правительства РФ от 05.10.2020 г. № 1605 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта" не содержится. Одновременно с этим ив постановлении Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" нет требований к техническим средствам выявления и противодействия БПЛА. Однако возможна практика, при которой существующие технические средства противодействия БПЛА можно отнести к ч. 2 постановления № 969 "Требования к функциональным свойствам технических систем и средств сигнализации". Необходимо отметить, что ст. 1 пп. 1.1 гласит: "Зона транспортной безопасности – объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных". Данный пункт указывает на наличие "воздушной" части на ОТИ, а также особый режим для пересечения "иных материальных объектов".

Таблица. Порядок действий в случае совершения АНВ с использованием БПЛА на объектах гражданской авиациитабл1 (2)-3

Действия при выявлении БПЛА

Порядок действий в случае совершения АНВ с использованием БПЛА на объектах гражданской авиации указан в таблице. Приведенные временные промежутки условны и будут зависеть от особенностей ОТИ, подготовки персонала, характеристик технических средств обеспечения транспортной безопасности, типа используемых БПЛА и т.д.

Однако таблица демонстрирует, что при использовании БПЛА в целях АНВ время на ответные действия в случае выявления на границах ОТИ измеряется минутами. При этом в таблице не приведены примеры БПЛА, находящегося не под управлением оператора: данный БПЛА возможно остановить только физическим способом.

Ограничения на полеты БПЛА: плюсы и минусы

Решающее противодействие БПЛА на ОТИ гражданской авиации, позволяющее исключить или минимизировать возможные жертвы, можно обеспечить с помощью средств противовоздушной обороны. Это в очередной раз демонстрирует исключительную компетенцию государственных органов Российской Федерации по противодействию БПЛА.

В настоящее время решением региональных органов власти вводятся частичные или полные ограничения на полеты БПЛА. Такое
решение призвано снизить уровень угрозы применения БПЛА в качестве средств АНВ.

К сожалению, на практике это может стать ограничителем развития отрасли, поскольку злоумышленников указанные постановления не смогут остановить, но граждане и юридические лица, ведущие разработки в данной области, могут столкнуться с непреодолимыми ограничениями. Кроме того, при необходимости провести обучение персонала по противодействию БПЛА на ОТИ и других объектах без использования самих БПЛА будет недостаточно информативно.

Запрещающие методы на современном уровне развития информационных технологи будут неэффективны. В этой связи возможно развитие системы противодействия БПЛА по иному пути.

Потенциальное решение

На фундаментальной основе государству необходимо сформировать целую индустрию в рамках авиационной отрасли. Не будем углубляться в эту тему, а остановимся на принципах формирования нормативно-правовой основы, способной эффективно противодействовать АНВ, связанным с использованием БПЛА:

  1. В законодательстве должна быть прописана роль подведомственного органа Росавиации ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации). В настоящее время именно Госкорпорация по ОрВД обладает достаточной компетенцией для возможности разворачивания на территории конкретного региона ситуационного центра мониторинга и управления полетами БПЛА в целях обеспечения идентификации и наблюдения.
  2. На субъекты транспортной инфраструктуры возложены полномочия по мониторингу пространства контролируемой зоны ОТИ и нефизическому противодействию БПЛА в целях своевременного оповещения о выявленных БПЛА ситуационного центра и силовых органов.
  3. Полномочия по физическому противодействию БПЛА возложены на уполномоченные государственные органы – ФСБ, МВД, Росгвардию. Помимо этого, может быть принято решение наделения полномочиями по физическому противодействию БПЛА подразделений ведомственной охраны в гражданской авиации ФГУП УВО Минтранса России.

Распределение ответственности по вопросу противодействия БПЛА позволит существенным образом повысить эффективность ответных мер и снизить существующие риски.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 3/2023

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: ru.freepik.com

Форум "Технологии и безопасность" завершен. МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ >>

Темы:Комплексная безопасностьАнтидронЗащита от БПЛАБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №3/2023
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...