Защита от беспилотников: начинать надо уже с проектирования объектов
Станислав Публиченко, Михаил Карпов, 15/06/23
Как показали события последних лет, эффективным средством для осуществления противоправных действий, в том числе террористических актов, являются беспилотные летательные аппараты разных видов. Эту угрозу необходимо учитывать при разработке документации, использующейся для подготовки задания на проектирование объектов капитального строительства.
В декабре 2022 г. вышел первый российский стандарт в области антитеррористической защищенности ГОСТ Р 70620–2022 "Антитеррористическая защищенность. Термины и определения", устанавливающий основные термины с соответствующими определениями, применяемыми при осуществлении деятельности в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и минимизации последствий проявления терроризма субъектами этой деятельности.
Ранее Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти было выпущено более 50 нормативно-правовых актов, устанавливающих минимальные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти или относящихся к их сфере деятельности на всех этапах жизненного цикла (проектирования, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации). Данные нормативные правовые акты также регулируют вопросы организации антитеррористической деятельности на объектах (территориях), категорирования этих объектов по террористической опасности и разработку паспортов безопасности для этих объектов (территорий).
Кроме того, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и другое законодательство о градостроительной деятельности также содержат положения о необходимости разработки мероприятий и технических решений для антитеррористической защищенности объектов капитального строительства на этапе их проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта) и эксплуатации. В этой связи в национальном стандарте ГОСТ Р 70620–2022 "антитеррористическая защищенность. Термины и определения" представлен основной понятийный аппарат в сфере антитеррористической деятельности, что очень важно для единого понимания и использования терминологии. Это позволит обеспечить единообразное толкование установленных требований и осуществлять мероприятия по различным направлениям этой деятельности.
Беспилотные воздушные суда
В настоящее время в воздушном кодексе Российской Федерации и Правилах использования воздушного пространства используется понятие "беспилотные воздушные суда" (БВС). На них распространяются положения национального стандарта ГОСТ Р 56122–2014 "Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования", в котором установлены основные требования к сертификации, летной годности, станции внешнего пилота, авиационной связи БВС и т.п.
Однако устройства "беспилотник", "дрон", "БПЛА", "квадрокоптер" (и иные летательные аппараты), используемые при совершении противоправных действий, имеют мало общего с беспилотными воздушными судами: они не соответствуют нормам летной годности, стандарт связи этих устройств не имеет ничего общего с авиационной связью, а также имеется множество других отличий от БВС. В настоящее время нормативно-правовыми актами для ряда объектов устанавливаются особые зоны безопасности, где предусматривается использование технических систем противодействия беспилотным воздушным судам, в первую очередь это следующие документы:
- распоряжение Правительства Российской Федерации № 2631-р от 12.10.2020 г. "Перечень отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с описанием местоположения границ таких зон";
- постановление Правительства Российской Федерации № 1809 от 10.11.2020 г. "Об обеспечении особого режима защиты от актов незаконного вмешательства в зонах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, включенных в перечень отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с описанием местоположения границ таких зон".
С учетом активного развития БВС для перевозки грузов, сельскохозяйственных работ, спасательных операций и многих других задач потребуется актуализация отраслевых нормативно-правовых актов. В этой связи необходимо также совершенствовать соответствующие нормативно-правовые акты по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Обеспечение безопасности объектов от БВС
В результате для обеспечения безопасности объектов от БВС и иных летательных аппаратов будут спроектированы и установлены инженерно-технические средства, которые могут оказывать влияние на безопасность как самого объекта (территории), так и на безопасность окружающего воздушного пространства. Решения по противодействию БВС и иным летательным аппаратам необходимо обосновывать исходно-разрешительной документацией (далее – ИРД), включающей в себя сведения об электромагнитной совместимости технических средств, санитарно-эпидемиологическое заключение, данные о размещении объекта капитального строительства, радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, другие исходные данные, необходимые для проектирования.
Кроме того, принятые проектные решения должны быть обоснованы расчетами, исходя из специфики выбранного оборудования, с учетом особенностей объекта (территории) защиты.
При отнесении объектов (территорий) к защищаемым от беспилотных воздушных судов и иных летательных аппаратов целесообразно разделение системы обнаружения, для которой требуется небольшой объем ИРД, и системы противодействия беспилотным воздушным судам, объем ИРД для которой существенно больше.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: ru.freepik.com