Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Железнодорожный транспорт и метрополитен – что безопаснее?

Иван Тушко, 16/05/23

Железнодорожный транспорт и метрополитен объединяет много особенностей как технических, так и технологических. Не вызывает удивления и тот факт, что многие работники, в том числе и руководители высшего звена, со знанием специфики одного вида транспорта без особых проблем адаптируются к работе на смежном. Как обстоят дела с обеспечением транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на этих видах транспорта, какие есть сходства и различия? Разберемся в этой статье.

Хотя история железных дорог началась первой (в XVIII веке) и тянется намного дольше, метрополитен по специфике и организации своей деятельности во многом напоминает своего старшего железнодорожного собрата.

Преимущества рельсовых видов транспорта

В традиционном понимании метрополитен является городской железной подземной дорогой с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделенной от любого другого транспорта и пешеходного движения (внеуличной).

Оба этих вида транспорта выделяет ряд преимуществ перед другими видами: высокая точность маршрутов движения, низкая аварийность, мобильность передвижения, независимость от погодных условий, низкие финансовые затраты на дорогу и отсутствие дополнительных расходов, экологичность и многое другое. В связи с тем что Россия – самая большая страна в мире по занимаемой площади, железнодорожный транспорт всегда будет иметь особую значимость в ее транспортной системе [1]. Метрополитен же играет ведущую роль при интеграции городской транспортной, градостроительной и социальной политики.

Первоначально линии метро строили, чтобы разгрузить улицы больших городов. В настоящее время метрополитены фактически стали основным структурообразующим элементом современного города, на основе которого строится политика обеспечения мобильности населения.

рис (1)-May-16-2023-07-49-09-3683-AM

рис (2)-May-16-2023-07-49-22-9997-AM

Организация безопасности на железнодорожных вокзалах и метрополитене имеет много общего

Категорированные объекты транспорта

Печально известные террористические акты, совершенные 11.11.2001 г. в Нью-Йорке и унесшие жизни 2 977 человек, положили начало новому этапу противодействия террористической угрозе во всех странах. Этот этап характеризуется пониманием, что терроризм есть глобальное зло, для борьбы с которым необходима консолидация сил всего мирового сообщества, накопление и систематизация информации, обмен опытом, особенно в вопросах, связанных с транспортной безопасностью [2].

В этой связи наше государство уже более 15 лет ведет активную политику в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, разрабатывая и совершенствуя комплекс мер. Система данных мер распространяется на объекты транспортной инфраструктуры по каждому виду транспорта, которые подверглись процедуре категорирования федеральными агентствами Минтранса России.

Несмотря на множественную схожесть, железнодорожный транспорт и метрополитен имеют свое уникальное нормативно-правовое регулирование и собственные требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности.

Так, в сфере железных дорог категорированию и последующему применению требований по безопасности и защищенности подлежат такие типы объектов, как:

  • железнодорожные вокзалы и станции;
  • тоннели, эстакады, мосты;
  • объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств железнодорожного транспорта.

Объекты метрополитенов действующим законодательством отнесены к объектам инфраструктуры внеуличного транспорта, и на практике категорированию зачастую подлежат станции, тоннели и пункты управления движением. Таким образом, железнодорожный транспорт и метрополитен, а точнее объекты данных видов транспорта, подвергаются категорированию не в полном объеме, но все же наибольшая их часть, задействованная в процессе обеспечения перевозок.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Несовершенство законодательства

Несовершенством нормативно-правового регулирования той или иной области экономики вряд ли кого-то можно сегодня удивить. И связано это вовсе не с особенностями нашей страны, а скорее с тем, что общественные отношения всегда находятся в постоянном развитии и нормотворчество всегда будет не поспевать за их официальным урегулированием.

Требования законодательства по обеспечению безопасности сегодня по каждому виду транспорта обладают универсальностью, лишены индивидуального подхода к принятию тех или иных решений, не учитывают специфику, особенности и реальность практической реализации данных требований, отсутствуют осмысленность и целесообразность принятия некоторых обязательных к исполнению мер на конкретном виде транспорта.

Обратной стороной универсальности закона стала избыточная детализация регулирования отдельных правоотношений. Например, в требованиях по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта содержатся нормы, предписывающие, сколько работников должно быть в том или ином месте. То есть в нормах не учтены особенности и специфика конкретного объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) или транспортного средства (ТС). В результате субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик заведомо не может оптимально спланировать меры по обеспечению транспортной безопасности конкретного ОТИ или ТС, так как вынужден содержать работников и технические средства обеспечения транспортной безопасности без объективной необходимости [3].

Чем различаются поезда на метрополитене и железной дороге?

Метрополитен и железная дорога – это два вида транспорта, которые используются населением для перемещения из одного места в другое. Метрополитен используется для путешествий на короткие расстояния за меньшее время, в то время как железная дорога используется для поездок на дальние расстояния.

Поезда в подземке и на ж/д транспорте имеют разные двигатели, а также разные технические характеристики. Они используют разное напряжение: в метро оно составляет 825 в, на железной дороге – 3 000 в.

Еще одно различие – источник тока: в метро он идет от контактного рельса, расположенного сбоку от путей, а на железной дороге – от контактной сети сверху. Есть разница и в размерах: поезд метро имеет гораздо меньший размер, так как диаметр тоннеля в метро составляет всего 5,5 м. Может различаться и количество вагонов: самый длинный состав метро для перевозки пассажиров может состоять только из восьми вагонов, на железной дороге таких ограничений нет.

Есть свои различия и в обеспечении транспортной безопасности на этих двух видах транспорта. Так, люди, которые работают в этой области, – сотрудники досмотра и административный персонал должны пройти специальное обучение и аттестацию, показав свою квалификацию и знание законов по безопасности. Так вот, несмотря на схожую тематику вопросов для аттестации, все же они различаются, и нужно сдавать отдельный экзамен для каждого вида транспорта.

Некоторой особенностью подземки является высокий уровень пыли и мелких инородных частиц, которые постоянно находятся в воздухе и влияют на работу и настройку технических средств досмотра, которые, в отличие от ж/д транспорта, требуют большего внимания и сервисного обслуживания.

Про категорирование объектов транспорта до начала обеспечения их безопасности было сказано выше. Отличий железнодорожного транспорта от метрополитена действительно много, поэтому рассмотрим лишь те, которые оказывают существенное влияние на обеспечение транспортной безопасности:

  1. В силу того что железные дороги предназначены больше для перевозки пассажиров между населенными пунктами, а метрополитены являются субъектами инфраструктуры городского внеуличного транспорта, явным их различием является действующий пассажиропоток. Для крупных мегаполисов метрополитен – это главный вид транспорта, и объем перевозок в часы пик несопоставим с железнодорожным транспортом. Данный фактор не позволяет обеспечить 100%-ный досмотр пассажиров и резко снижает антитеррористическую защищенность метрополитенов.
  2. Пассажирские станции обладают разными архитектурно-планировочными особенностями, что прямым образом влияет на улучшение или ухудшение условий выполнения требований по безопасности. Многие железнодорожные вокзалы имеют достаточную площадь для осуществления досмотровых мероприятий, в отличие от вестибюлей станций метро.
  3. Разный подход к подразделению транспортной безопасности (ПТБ). законодательством предусмотрены возможности и по формированию собственного ПТБ для физической защиты объектов транспорта, и по созданию собственного ПТБ. метрополитены (в частности, московский и Петербургский) пошли путем создания собственных ПТБ, ОАО "РЖД" же в основном привлекает сторонние ПТБ.

Среди всех видов транспорта в части обеспечения безопасности явно выделяется авиационный транспорт, где вопросам защищенности уделяется внимание уже более полувека. Ж/д транспорт и метро в части принимаемых мер по безопасности пока что не успели выйти на тот уровень, чтобы можно было говорить о существенных различиях. Однако эти различия крайне необходимы для того, чтобы обеспечивать безопасность пассажирских перевозок на конкретном виде транспорта с учетом его специфики. Каждый вид транспорта проходит свой путь развития и обладает особенностями, которые необходимо учитывать в первую очередь при принятии решений.

Что общего у ж/д транспорта и метро?

У ж/д транспорта и метрополитена много близких характеристик, которые выражены в схожей организации пассажирского перевозочного процесса, смежности формирования технологической работы станций, однородности предъявляемых требований законодательства в части обеспечения транспортной безопасности и др. Метрополитен, или метро, – это рельсовый вид городского транспорта, трассы которого проложены отдельно от улиц и, как правило, под землей. Движение поездов в метро регулярное, согласно расписанию. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). линии метрополитена обычно прокладывают под землей (в тоннелях), при необходимости по поверхности и на эстакадах.

Некоторые вагоны, созданные для наземных железных дорог, теоретически, если позволят габариты и оснащенность дизелем, могут проехаться по линиям метро. Что же касается метро-вагонов, то хоть пассажиров возить они вместо электричек и не смогут, но вот просто проехать себе по наземной железной дороге – вполне. И не только могут, а вполне себе успешно ездят. Например, именно так новый поезд, построенный на заводе, попадает в метро. Своими колесами, по железным дорогам общего пользования, и точно так же через много лет эксплуатации возвращается на завод для проведения ремонтных работ и различных модернизаций.

В доперестроечный период метрополитен был отнесен к сфере правового регулирования железнодорожного транспорта. Однако с принятием законов о железнодорожном транспорте он был исключен из сферы их действия. Не нашлось ему места и в других транспортных законодательных актах. Хотя метрополитен в России имеет почти 90-летнюю историю, в настоящее время основными нормативными актами, регулирующими его деятельность, являются правила пользования метрополитеном и правила эксплуатации метрополитена.
Причем в городах, имеющих этот вид транспорта, действуют свои правила.

Что объединяет метро и железнодорожный транспорт в сфере безопасности? Прежде всего специфика. Человек, работавший в этой области на одном транспорте, без проблем адаптируется для работы на другом. Часть законов и норм едины в нашей стране для всех видов транспорта, а те, что различаются, не имеют кардинальных изменений.

Схожим образом на объектах устанавливается зона транспортной безопасности – территория, где устанавливается пропускной режим. С поправкой на архитектурные особенности каждого объекта одинаково устанавливаются контрольно-пропускные пункты, где применяются схожие инженерно-технические устройства.

Резюмируя, можно сказать, что железнодорожный транспорт и метрополитен всегда будут сравнивать, ведь у них так много общего. Пожалуй, это подобно сравнению морского и речного видов транспорта. У каждого есть своя специфика, свои особенности, но общего все-таки больше, чем различий.

Список литературы

1. Тушко И.С. Транспортная безопасность на железнодорожном транспорте. Проблематика и пути решения // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4 (19). С. 62–67.

2. Свистильников А.Б., Селин Б.Н., Сергиенко А.С. Об опыте Великобритании и России по предупреждению террористических актов на железнодорожном транспорте и минимизации их последствий // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 3 (32). С. 48–55.

3. Семенов С.А. Транспортная безопасность: проблемы становления // Транспорт Российской Федерации. 2018. № 3 (76). С. 19–23.

Фото предоставлены автором

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2023

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Безопасность объектов с массовым пребыванием людей: обзор >>

Фото: photo.metroblog.ru

Темы:Комплексная безопасностьТранспортная безопасностьБезопасность объектов
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...