Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек" 22 октября. AgroTech: интеллектуальные технологии в сельском хозяйстве 23 октября. Выбор и проектирование автоматических систем пожаротушения 29 октября. BPM/ECM-платформы для автоматизации бизнес-процессов 30 октября. Управление данными для современного цифрового предприятия 31 октября. Комплексная безопасность объектов промышленности   Регистрируйтесь и участвуйте!

Зона транспортной безопасности: соблюдение правил обязательно!

Иван Тушко, 27/12/22

Статья рассказывает о нынешнем состоянии защищенности объектов транспорта и транспортных средств, раскрывает некоторые нюансы технологического процесса транспортного комплекса и помогает понять, почему появляются определенные правила нахождения граждан на транспорте.

Настало время поговорить о зоне транспортной безопасности, как и зачем она устанавливается, в чем ее особенности и почему соблюдение определенных правил нахождения в ней столь важно.

Покупая проездной билет, мы подчас сталкиваемся с конфликтными ситуациями и сразу вспоминаем о своих правах, будь то права гражданина, предоставленные Конституцией России, либо права пассажира, заключившего договор перевозки после покупки проездного документа. Однако мы нередко забываем либо вовсе не знаем о своих обязанностях перед перевозчиком. Особенно это актуально для моментов, связанных с обеспечением им безопасности своих объектов, потому что проводимые мероприятия иногда мешают комфорту пассажира.

Определение границ зоны транспортной безопасности

Сегодня меры по обеспечению транспортной безопасности являются важной составляющей повседневной деятельности всех транспортных предприятий, а также частью процесса перевозки для самих пассажиров.

Оптимизация работы транспортной инфраструктуры – это научная задача, от правильного решения которой зависит работа системы обеспечения транспортной безопасности. Неслучайно повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России"1.

Одной из мер по обеспечению безопасности является определение и установление границ и конфигурации зоны транспортной безопасности (ЗТБ) и ее секторов.

Зона транспортной безопасности – объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных. Зона транспортной безопасности состоит (может состоять, если они установлены) из трех секторов:

  • технологический сектор;
  • перевозочный сектор;
  • сектор свободного доступа.

Зона транспортной безопасности определяется на этапе проведения оценки уязвимости объекта и далее устанавливается субъектом транспортной инфраструктуры организационно-распорядительным приказом. Пассажирам важно осознавать, что установление ЗТБ на том же вокзале не является прихотью начальника вокзала, а всего лишь требование федерального законодательства.

Вряд ли кого-то можно сегодня действительно удивить на железнодорожном вокзале или станции метрополитена установленным в целях обеспечения безопасности оборудованием: досмотровыми лучевыми установками, камерами видеонаблюдения, стационарными металлодетекторами и пр. Не вызывает удивления и процедура прохождения досмотра, напоминающая нам аналогичные мероприятия из сферы авиационной безопасности, но в слегка упрощенном режиме.

Безопасность мест с массовым пребыванием людей: обзор >>

Технологический сектор зоны транспортной безопасности

В теории это части зоны транспортной безопасности, допуск в которые ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам установленных видов для персонала и посетителей объекта, с учетом запрета или ограничения на предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения.

На практике технологический сектор ЗТБ устанавливается на каждом категорированном объекте. К данному сектору законодательством предъявляются наиболее жесткие требования по обеспечению защищенности. Из самого определения ясно, что территория технологического сектора не предназначена для пассажиров, а допуск посторонних лиц осуществляется только по специальным пропускам. При разработке и обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов технологический сектор зоны транспортной безопасности и его безопасность опять же имеют приоритет перед остальными секторами.

К технологическому сектору объектов, если это вокзал или станция, чаще всего относят служебные помещения, предназначенные для нахождения там исключительно персонала либо посетителей, прошедших бюро пропусков. С точки зрения защиты объекта инженерно-техническими средствами технологический сектор ЗТБ всегда наиболее полно оснащен системами контроля и управления доступом, видеонаблюдением, сигнализацией и пр.

Защита технологического сектора действительно первостепенна, ведь именно в нем расположены стратегически важные элементы, вывод из строя которых приведет к частичному либо полному прекращению функционирования объекта.

В подвижном составе технологическим сектором является кабина водителя (пилота) и различные технологические отсеки, доступ в которые для пассажиров ограничен по понятным причинам.

Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности

В теории перевозочный сектор ЗТБ – это конфигурация и границы частей зоны транспортной безопасности, допуск физических лиц в которые осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов с учетом запрета или ограничения на предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения.

В действительности перевозочный сектор ЗТБ устанавливается в аэропортах, на авто- и железнодорожных вокзалах, станциях, в морских портах, где требуется сверка и проверка перевозочных документов с паспортом гражданина. В зависимости от вида транспорта перевозочный сектор ЗТБ устанавливается по-разному, но абсолютно очевидно, что начинается он там, где пассажир предъявляет сотрудникам службы безопасности проездной документ и проходит в зону посадки на транспортное средство. При прохождении в этот сектор пассажир, багаж и ручная кладь уже должны быть полностью досмотрены.

Еще одним очевидным фактом является то, что перевозочным сектором ЗТБ признается пассажирский салон.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности

В теории это части зоны транспортной безопасности, в которых производится досмотр проходящих (проезжающих) физических лиц (транспортных средств) и (или) проносимых (провозимых) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещаемых животных или иных материально-технических объектов, а также дополнительный досмотр и повторный досмотр, при этом выявление у физических лиц (транспортных средств) правовых оснований для прохода (проезда) не требуется.

Данный сектор общедоступен как для пассажиров, так и других физических лиц, не обладающих проездными документами, и имеется он на тех же вокзалах (как правило, территория после входной зоны досмотра, но до выхода на посадку). По этой причине сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности для транспортных средств чаще всего не устанавливается.

Важно сказать, что для всех лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, будь то пассажир, уже имеющий проездной билет, или провожающий, действуют одни и те же правила проведения досмотра. На практике это иногда становится источником конфликта между провожающими и работниками досмотра, поскольку первые считают процедуру досмотра избыточной из-за того, что они никуда не отправляются.

Пассажир обязан!

Иногда между работниками досмотра и пассажирами возникают конфликтные ситуации. Бывает и превышение служебных полномочий со стороны работников безопасности, но подчас пассажиры, знающие свои права и ощущающие "превосходство" над людьми в форме, не понимают, что те также наделены законными правами и обязанностями в деле обеспечения безопасности, а также полномочиями не допускать пассажира при нарушении им данных правил.

Поговорим же о тех нормах закона, выполнение которых является обязательным для любого пассажира вне зависимости от его пола, возраста и внутренних убеждений.

Для пассажира основными документами, регламентирующими соблюдение правил безопасности на объектах транспорта, являются постановление Правительства РФ от 15.11.2014 г. № 1208 "Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта" и приказ Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности".

Остановимся на требованиях постановления Правительства РФ от 15.11.2014 г. № 1208, в соответствии с которым физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве (ОТИ или ТС), обязаны:

а) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, включающими перечень необходимых документов, устанавливаемыми Минтрансом России по согласованию с МВД России и ФСБ России;

б) выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей;

в) информировать силы обеспечения транспортной безопасности о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности ОТИ или ТС.

Кроме того, физическим лицам, следующим либо находящимся на ОТИ или ТС, запрещается:

а) проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения на ОТИ или ТС;

б) препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности, расположенных в зоне транспортной безопасности;

в) принимать материальные объекты для их перевозки на транспортном средстве без уведомления сил обеспечения транспортной безопасности и прохождения процедуры досмотра;

г) совершать действия, создающие препятствия (в том числе с использованием транспортных и других технических средств) функционированию транспортного средства или ограничивающие функционирование объектов транспортной инфраструктуры, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности ОТИ или ТС, а также действия, направленные на повреждение (хищение) элементов ОТИ или ТС, которые могут привести их в негодное для эксплуатации состояние либо состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, пассажиров и других лиц;

д) передавать сторонним лицам документы, предоставляющие право прохождения процедуры досмотра в особом порядке, для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности;

е) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности ОТИ или ТС вне (в обход) установленных субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком проходов (проездов);

ж) предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ или ТС;

з) использовать пиротехнические изделия без разрешения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ или ТС.

Таким образом, мы видим, что работники служб безопасности имеют законные основания требовать тех или иных действий со стороны пассажиров, если эти действия направлены на обеспечение транспортной безопасности.

Еще раз стоит упомянуть, что данные требования относятся не только к пассажирам, но и ко всем лицам, которые находятся на объекте транспорта, будь то провожающий или человек, решивший воспользоваться услугами банкомата на территории объекта.

Приказом Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227 пассажиры также наделены кругом обязанностей при соблюдении договора перевозки (проездного билета). Важно подчеркнуть, что требования носят обязательный характер исполнения, имеют меры пресечения, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ, в случае их нарушения.

Приказ также предусматривает порядок проведения досмотровых мероприятий, обязательный для исполнения и работниками досмотра.
При нарушении предписанных правил перевозчик вправе расторгнуть договор перевозки в одностороннем порядке, не допустив пассажира к дальнейшему следованию.

Таким образом, мы видим, что государством так или иначе урегулированы процессы перевозки в вопросах обеспечения безопасности. Для перевозчиков так и вовсе предусмотрен целый свод законов, за соблюдением которых следят различные контрольно-надзорные органы. Именно поэтому особую важность в вопросах безопасности приобретает содействие со стороны пассажиров, направленное на устойчивое и защищенное функционирование транспорта страны.

Правила и парадоксы зон транспортной безопасности

Все три сектора зоны транспортной безопасности на практике устанавливаются лишь на вокзалах, аэропортах и пассажирских станциях. Для каждого из них законодательством предписан перечень обязательных мер антитеррористической защищенности.

Год от года опасность терроризма возрастает. Вначале он угрожал прежде всего власти и входил в разряд явлений, связанных с политическим насилием2, но со временем стал опасен всему обществу. Изменчивость природы терроризма свидетельствует о необходимости периодического пересмотра и уточнения мер защиты.

Некоторые практикоприменители утверждают, что соблюдение всех требований законодательства по транспортной безопасности в отношении каждого сектора зоны транспортной безопасности нереализуемо либо сталкивается с такими парадоксами, которые порождают новые нарушения закона и снижают эффективность принимаемых мер. Одна из основных проблем законодательства в данной сфере – его универсальность. Чем ближе мы будем к решению этой проблемы, тем эффективнее и полезнее будут проводимые мероприятия и тем надежнее будет защита транспортного комплекса.

1 Сидоренко А.В., Махина С.Н. Обеспечение транспортной безопасности в современном понимании // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 70–73.

2 Джинджолия Р.С., Хачидогова М.М. О некоторых вопросах определения терроризма и информационного терроризма // Уголовная юстиция. 2019. № 13. С. 25–28.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 5/2022

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Фото: ru.freepik.com

Темы:Транспортная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №6/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...

More...