Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  15 мая. Профилактика пожарных рисков в крупных коммерческих объектах за счёт  использования автоматизированных систем  16 мая. Пожарная безопасность зданий и коммерческой недвижимости  22 мая. Видеоаналитика и автоматизированный видеоконтроль технологических  процессов, производственных регламентов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Цифровая трансформация Петербурга отодвинулась до 2030 года

20/10/23

Власти Петербурга еще раз скорректируют стратегию цифровой трансформации города. В новом варианте горизонт будущего отодвинется до 2030 года. "Фонтанка" вспомнила, какие футуристические мечты рисовали чиновники, презентуя документ два года назад, и выяснила, какие инновации уже стали частью повседневной жизни и почему часть из них "из области фантастики".

Стратегию цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы Петербурга вице-губернатор Станислав Казарин впервые представил в октябре 2021 г. В планах чиновники рисовали запуск беспилотного транспорта и оплату проезда лицом, геймификацию образования и создание собственной дата-корпорации. Бóльшую часть анонсированных нововведений планировалось внедрить до конца 2024 года, потратив на эти цели до 4,5 млрд рублей.

О том, что Смольный ведет работу по актуализации документа, "Фонтанке" рассказали в комитете по информатизации и связи (КИС). Внести изменения в действующую редакцию планируется в начале 2024 года. Параллельно идет разработка и утверждение типовой формы стратегии цифровой трансформации "с учетом продления срока действия до 2030 года", пояснили в пресс-службе ведомства.

Коррективы вносятся не в первый раз. В конце 2022 г. Смольный уже обновлял стратегию цифровой трансформации. Одно из ключевых изменений — появление отрасли "Безопасность" и проекта по замене иностранного сетевого и серверного оборудования, операционных систем и ПО, которое используют органы власти, на отечественные решения. Также в стратегии появилась новая отрасль "Экология и природопользование", а уже имеющиеся направления трансформации пополнились новыми проектами. Например, в "Транспорте и логистике" появился проект создания цифрового портала выдачи разрешений на полеты беспилотных воздушных судов и малой авиации над городом. Показатели, по которым оценивается исполнение плана, также подверглись корректировке.

Сколько Петербург тратит на цифровую трансформацию

Всего на создание и развитие государственных информационных систем, сайтов и порталов Смольный потратил 2,2 млрд в 2022 г. Траты на 2023 год запланированы в размере 3,2 млрд руб. В проекте бюджета на 2024 г. заложено еще 2,4 млрд руб. Итого 7,8 млрд руб. за трехлетку. Эти средства направлены в том числе на реализацию проектов стратегии цифровой трансформации, рассказали в КИС. Исключительно на цифровую трансформацию за полтора года (2022-й и первое полугодие 2023-го) израсходовано 1,4 млрд руб., так что пока Смольный укладывается в заявленный бюджет.

Другой вопрос, какую долю из заявленных планов на эти деньги удалось реализовать. Сейчас многие контракты по развитию и созданию информационных систем, за счет которых и происходит цифровая трансформация, еще находятся в стадии исполнения, отмечают в КИС. Более точная информация о достигнутых результатах появится в начале 2024 г., когда наступит время отчитываться перед Минцифры. "Фонтанка" подвела предварительные итоги, сосредоточившись на сферах госуправления, транспорта, здравоохранения и образования.

Горбигдата

Один из самых ярких проектов, представленных на презентации два года назад, — создание собственной дата-корпорации, которая будет агрегировать обезличенные пользовательские данные от банков, сотовых операторов, снабжающих организаций, а также накапливать и анализировать собственные — от городских порталов, транспорта и так далее. Предполагалось, что эти данные можно будет продавать или же предоставлять бесплатно.

От этой идеи власти не отказались. "Создание корпорации по агрегации и обработке больших данных планируется в 2024 г.", — сообщили в КИС. Впрочем, контуры будущей структуры пока туманны. Пока только формируется список "обязанностей, полномочий и выполняемых задач", отметили в ведомстве.

Ранее в качестве примера использования больших данных Станислав Казарин приводил ситуацию, когда расход потребления воды поможет вычислить нелегальные ночные заведения и "резиновые квартиры".

Транспорт

Сейчас весь общественный транспорт Петербурга оборудован системами безналичной оплаты проезда — как проездными, так и банковскими картами, — а также системами видеонаблюдения и бортовым навигационно-связным оборудованием. А все приобретаемые с прошлого года трамваи оснащены системой активной помощи водителю, которая позволяет избежать ДТП, отметили в КИС.

Впрочем, систему еще предстоит учить распознавать препятствия. Для этих целей в этом году в Петербурге договорились о строительстве полигона для трамваев различной степени беспилотности, где будут моделировать разные дорожные ситуации. Сам беспилотный трамвай тоже начали разрабатывать, но, скорее всего, он появится гораздо раньше необходимой нормативной базы.

Сходная проблема с воздушными беспилотниками. Чтобы начать тестировать их, Минэкономики инициировало запуск в Петербурге экспериментального правового режима для тестирования беспилотных авиационных систем. Начать испытания хотели еще во второй половине 2023 года, но документ так и не был утвержден.

А вот к эксперименту по оплате проезда лицом, который хотели начать к 2024 г. в трамвае "Чижик", пока толком не приступали. Для внедрения такой технологии надо сначала изучить опыт других метрополитенов, чтобы обеспечить защиту персональных данных и биометрии, комментировал ранее глава "Петербургского метрополитена" Евгений Козин. Москва использует технологию Face Pay с 2021 г.

Источник: comnews.ru

Фото: piterafisha.ru

О чем мы пишем в журнале "Системы безопасности" и на сайте Secuteck.Ru

Темы:Цифровая трансформацияБольшие данныеНовостиНовости отраслиТранспортная безопасность

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ