Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  15 мая. Профилактика пожарных рисков в крупных коммерческих объектах за счёт  использования автоматизированных систем  16 мая. Пожарная безопасность зданий и коммерческой недвижимости  22 мая. Видеоаналитика и автоматизированный видеоконтроль технологических  процессов, производственных регламентов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Беспилотники: новые вызовы транспортной безопасности

Иван Тушко, 05/03/24

Транспортная безопасность, призванная защищать жизнь и здоровье пассажиров, сталкивается с новыми вызовами и угрозами. В данной статье мы рассмотрим, насколько меры по обеспечению безопасности на транспорте адекватны новой угрозе, связанной с активным использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Беспилотные летательные аппараты (в разговорной речи "беспилотники" или "дроны") представляют собой летательные аппараты без экипажа, которые либо управляются удаленно оператором, либо работают автономно. Беспилотники часто используются в зоне военных действий, однако общая политическая обстановка в мире в последние годы настолько напряжена, что использование БПЛА стало реальной угрозой и для мирного населения в крупных городах.

Обзор технических средств обнаружения и подавления дронов

Существующие угрозы транспортной безопасности

Безопасность на транспорте в современной России уже давно поставлена на профессиональный уровень, в отличие от ситуации во многих других странах. Сегодня это огромная отрасль и значительная часть экономики страны, куда вовлечены все без исключения транспортные предприятия, некоторые научные и учебные центры, заводы по производству различных технических средств безопасности и т.д.

Законодательство в данной сфере тоже не стоит на месте и постоянно пополняется новыми нормативными актами, что впоследствии привело к необходимости провести "регуляторную гильотину", которая снизила уровень юридических коллизий и противоречий, а также улучшила практикоприменительную деятельность.

На сегодняшний день вся деятельность и все меры, применяемые для защиты транспорта и мирного населения, направлены на противодействие девяти главным угрозам, определенным межведомственным приказом ФСБ России, МВД России и Минтранса России от 05.03.2010 г. № 52/112/134 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств":

  1. Угроза захвата – возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и/или транспортных средств (ТС), установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
  2. Угроза взрыва – возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).
  3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения.
  4. Угроза поражения опасными веществами – возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  5. Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС – возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
  6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС – возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  8. Угроза блокирования – возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  9. Угроза хищения – возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Основная проблема этого документа в том, что с момента своего издания он ни разу не претерпевал изменений, хотя развитие технологий и транспорта не стоит на месте и применение беспилотников в последнее время для уничтожения мирного населения в крупных городах – прямое тому доказательство.

Начало эры беспилотников

С конца 1950-х – начала 1960-х гг. работы по созданию беспилотников начинаются и в США, и в СССР. В 1959 г. у американцев взлетает первый беспилотный вертолет Gyrodyne QH-50 DASH, предназначенный для поиска советских подлодок. Он оказался удачным и служил до 1970-х, причем во время войны во Вьетнаме применялся для корректировки артиллерийского огня по берегу.

Новую эру в развитии БПЛА открыл Израиль в 1970-х гг. В отличие от СССР и США израильтяне сосредоточились на небольших тихоходных и очень дешевых дронах, которые, однако, были частью разведывательно-ударной системы, в которой вся информация о силах противника передавалась ударным силам (тогда это была авиация) практически сразу. Фактически именно в Израиле был придуман наиболее распространенный тип БПЛА – малогабаритный легкомоторный разведчик.

Революцию в беспилотной авиации породили в дальнейшем три фактора:

  1. Космические навигационные системы. Без них БПЛА вынужден был ориентироваться по инерциальной навигационной системе, а они не бывают достаточно точными.
  2. Развитие микроэлектроники. Невозможно представить себе современные беспилотники с элементной базой хотя бы начала 1990-х, они будут технически нереализуемы по массогабаритным характеристикам.
  3. Технологии стабилизации изображения коммерческого телевидения. Все технологии удержания кадра на каком-то конкретном объекте, съемки в движении, стабилизации камеры на быстро движущемся носителе изначально обкатывались на таких вещах, как трансляция спортивных соревнований. Без этих технологий операторам приходилось смотреть на мир через дрожащую камеру, прикрученную к маленькому самолету, с немалыми вибрациями и тряской летящему со скоростью более 100 километров в час.

Применение и совершенствование БПЛА

В 2000-х гг. получило дальнейшее развитие создание беспилотников нового поколения. Среди них – беспилотные вертолеты, а также беспилотники различного назначения, от небольших малозаметных самолетов-разведчиков до ударных истребителей бомбардировщиков с увеличенным размахом крыльев, способных осуществлять взлет и посадку с современных авианосцев. Такие БПЛА способны осуществлять запуск неуправляемых ракет со своего борта.

Несмотря на развитие БПЛА в военной сфере, нельзя забывать и о гражданском применении данных аппаратов. Во-первых, подобных аппаратов с каждым годом появляется все больше и больше. Во-вторых, некоторые из аппаратов, разработанных частными компаниями, являются более развитыми в технологическом плане за счет своей узкой специализации и малых объемов производства, что позволяет инженерам более оперативно реагировать на изменение рынка потребителей.

Модельный ряд БПЛА за последние три десятилетия существенно вырос, вместе с этим увеличился и объем авиационных работ, выполняемых БПЛА, потенциальный спрос на которые по многим причинам, в том числе экономическим, сегодня очень велик.

В настоящее время БПЛА получают все большее распространение, снижается их стоимость и открываются широкие возможности для использования в разных сферах народного хозяйства. Сегодня БПЛА выполняют множество различных функций, от наблюдения и разведки до транспортного применения.

Перспектива развития рыночного сегмента, в котором широко развивается применение БПЛА, вызвана как удешевлением компонентов, необходимых для их постройки, так и расширением доступного программного обеспечения для систем управления БПЛА различного класса. Несмотря на стремительное развитие БПЛА военного назначения, нельзя забывать и о гражданском секторе, где по многим направлениям дроны стали незаменимы.

Исследователи говорят, что их разработка может привести к появлению в будущем крошечных беспилотников, которые будут заниматься экологическим контролем, разведкой и наблюдением при проведении поисково-спасательных операций и даже искусственным опылением сельскохозяйственных культур. Но самым существенным достижением они считают разработку новых материалов, компонентов и производственных технологий, которые могут быть использованы во многих других областях. Мониторинг развития чрезвычайных ситуаций, поиск людей в труднодоступных условиях, возможность обследовать здание, в котором произошел пожар, с целью определения очага пожара и наличия пострадавших – это те уникальные возможности, которые обещают предоставить спасателям создатели беспилотных микророботов.

Проблемы противодействия БПЛА

Несмотря на то что беспилотные летательные аппараты изначально разрабатывались и применялись в военном деле, а сегодняшний спектр возможностей применения БПЛА весьма широк для мирных целей и развития экономик, последние новости, касающиеся дронов, заставляют нас вспоминать в первую очередь атаки на мирное население в крупных городах.

Анализируя текущие меры по защите общественного транспорта и гражданского населения, стоит признать очевидный факт: транспортная инфраструктура еще не готова к противостоянию с новой угрозой от применения беспилотников.

Весь персонал, осуществляющий деятельность по обеспечению транспортной безопасности, проходит обучение и аттестацию по одной из восьми профессиональных образовательных программ:

  • для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (СТИ);
  • для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) на ОТИ и/или ТС;
  • для работников СТИ, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с ОТБ ОТИ и/или ТС;
  • для работников, включенных в состав группы быстрого реагирования;
  • для работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях ОТБ;
  • для работников, осуществляющих наблюдение и/или собеседование в целях ОТБ;
  • для работников, управляющих техническими средствами ОТБ;
  • для иных работников СТИ, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с ОТБ ОТИ и/или ТС.

Ни одна из учебных программ не учитывает требования к компетенциям в области защиты объекта от атаки БПЛА. Таким же пробелом обладает вышеуказанный межведомственный приказ о перечне потенциальных угроз, исходя из которого формируются нормативные акты на федеральном и ведомственном уровнях, а также многочисленные внутренние организационного-распорядительные документы транспортных предприятий по защите своих объектов.

В настоящее время существует много эффективных научных и технических разработок в сфере борьбы с беспилотниками, однако применение таких разработок еще не вошло в практику на транспорте. Объекты транспорта оснащены инженерными сооружениями, системами видеонаблюдения, сигнализации, досмотра и связи, но небольшой дрон со взрывным устройством в виде небольшой коробочки, повлекшей смерть пассажиров, может свести к нулю все затраты и меры по обеспечению безопасности такого объекта.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Развитие отрасли и законодательства

Запуск беспилотников над населенными пунктами с марта 2024 г. будет разрешен на высоте до 150 м, но только в прямой видимости пилота и вне запретных зон. Определит эти зоны Министерство транспорта по представлению региональных и местных властей. Для полетов беспилотников весом до 30 кг план перемещения авиационным властям не потребуется.

Изменения упрощают использование дронов в сельском хозяйстве: их можно будет запускать на высотах менее 30 м от земли или воды на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км от посадочных площадок без кратковременных ограничений в воздушном пространстве.

Кроме того, направлять план полета дрона можно будет через цифровую платформу обеспечения деятельности по использованию воздушного пространства, оперативно получая необходимую информацию для выполнения полета.

А как насчет создания БПЛА в России? В течение ближайших шести с половиной лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Так сформулирована главная цель Стратегии развития беспилотной авиации до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. Основой для формирования отрасли может послужить уже имеющийся опыт использования беспилотных авиационных систем (БАС). Они уже применяются, к примеру, для инспекции состояния энергосетей. Использование беспилотников позволило сократить сроки проведения таких проверок в пять раз. Вовремя выявленные повреждения снизили риск возникновения аварий на сетях в восемь раз.

В картографии и кадастре использование беспилотников уменьшило стоимость комплексных работ на 20%.

В сфере экологического контроля БАС позволяют выявлять в четыре раза больше нарушений при том же штате инспекторов.

Наибольший потенциал для применения беспилотников имеется в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании и актуализации геопространственных баз данных и для доставки грузов в труднодоступные районы.

Возвращаясь к теме применения БПЛА на транспорте в контексте новой угрозы для жизни и здоровья мирного населения, стоит отметить следующее. К чему приведут ограничения по использованию БПЛА в городах и насколько они будут соблюдаться, покажет время. Угроза атаки с применением оснащенного взрывным устройством дрона носит террористический характер, и никакие введенные ограничения и штрафы тут не помогут.

Все вышеуказанные нормативные пробелы в сфере обеспечения транспортной безопасности, начиная от внесения изменений в законодательство по изменению учебных программ и заканчивая оснащением соответствующим оборудованием и применением технологий по борьбе с БПЛА, необходимо корректировать уже сейчас.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: ru.freepik.com

Темы:Комплексная безопасностьАнтидронОхрана периметраТранспортная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №1/2024
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...