Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  15 мая. Профилактика пожарных рисков в крупных коммерческих объектах за счёт  использования автоматизированных систем  16 мая. Пожарная безопасность зданий и коммерческой недвижимости  22 мая. Видеоаналитика и автоматизированный видеоконтроль технологических  процессов, производственных регламентов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Безопасность и комфорт – базовые принципы создания умных городов

Александр Бодров, 17/04/20

В современном мире города сталкиваются с большим числом проблем, вызовов и угроз: высокая плотность населения, растущая миграция, транспортные и экологические проблемы, изменение требований жителей и бизнеса к качеству городской среды и предоставляемых услуг. В этих условиях происходит постепенный пересмотр подходов к управлению развитием городов, которое все больше опирается на передовые информационные и коммуникационные технологии, цифровизацию и большие данные.

рис1Мировая урбанизация уже превысила 50% и достигнет 70% к 2050 г.

В идеале должен быть совершен переход к интегрированной цифровой городской экосистеме, которая отвечала бы на возникающие вызовы, способствовала бы удовлетворению потребностей всех ее участников (жителей, бизнеса, властей и т.д.), а также обеспечивала бы более эффективную интеграцию отдельных элементов городской инфраструктуры.

Соберем для вас лиды!

Города – это основа социально-экономического развития практически всех стран мира. По оценкам ООН, в 2015 г. мировая урбанизация превысила 50% и достигнет 70% к 2050 г. По мнению ряда исследователей, глобальная конкуренция постепенно переходит от стран к городам: 57% мирового ВВП генерируют 750 крупнейших мегаполисов, а корпорации все чаще делают выбор, например, не между Бразилией и Китаем, а между Сан-Паулу и Шанхаем.

Первые упоминания термина "умный город" (Smart Сity) появились в начале 2000-х гг. Развитие информационных технологий привело к тому, что восприятие концепции умного города значительно изменилось, но базовые принципы и подходы к использованию ИТ-инфраструктуры не потеряли своей актуальности.

Создавайте ведущее отраслевое издание по безопасности вместе с нами!

Поколения умных городов

Исследование мировой практики позволяет определить три условных поколения умных городов. Первое поколение характеризуется переоснащением физической инфраструктуры и внедрением изолированных ИТ-решений, при этом основными заинтересованными лицами являются представители бизнеса – поставщики технологических решений и услуг.

Далее происходит формирование интеллектуальной цифровой инфраструктуры за счет внедрения широкополосного и мобильного доступа в Интернет, технологий IoT (Интернета вещей), основная роль отводится органам муниципальной власти.

Третье поколение характеризуется формированием полностью интегрированной интеллектуальной инфраструктуры, которая позволяет осуществлять сбор и аналитику данных в реальном времени, при этом цифровые сервисы дают возможность жителям города активно участвовать в процессе развития города и в принятии важных решений.

Сегодня принято говорить об умном устойчивом городе (Smart Sustainable City), в котором технологические инструменты используются, с одной стороны, для повышения качества жизни, конкурентоспособности и эффективности функционирования, с другой – обеспечивают благоприятную безопасную социальную и экологическую среду.

В России проект "Умный город" реализуется в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и национальной программы "Цифровая экономика". Цели, обозначенные в этомпроекте, соответствуют общемировым тенденциям: повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

В 2014 г. Правительством Российской Федерации принята концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" с целью повышения общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач.

"Извещатели разбития стекла реагируют первыми. Мнения экспертов" читать >>>

Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы государственной власти обеспечивают комплексное решение вопросов по всем аспектам безопасности жизнедеятельности населения. Такие структуры, как центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), дежурные диспетчерские службы, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, сконцентрированы на отдельных аспектах, например безопасности населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, включая общественную безопасность и защиту от чрезвычайных ситуаций, безопасности на транспорте и экологической безопасности.

Для эффективного и комплексного решения вопросов обеспечения общественной безопасности, безопасности среды обитания и рационального развития ландшафта автоматизации городских территорий необходимо создание единого информационного пространства, обеспечивающего координацию действий и эффективное взаимодействие всех участников процессов и уровней управления, а также высокое качество и быстрота принимаемых решений.

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте. Форматы участия для рекламодателей >>

Выход есть

Для решения этих задач целесообразно создание технологической платформы, обеспечивающей комплексную автоматизацию процессов для следующих целей:

  • сбор первичной информации о состоянии среды обитания, а также информации по инцидентам и чрезвычайным ситуациям;
  • автоматизация процессов реагирования и координация действий;
  • передача первичной, агрегированной и аналитической информации участникам процессов всех уровней;
  • поддержка принятия решений.

Применение комплексного подхода гарантирует ряд существенных преимуществ, главные из которых:

  • сокращение издержек по управлению процессами обеспечения безопасности населения и среды обитания;
  • оперативное предоставление полной и достоверной информации по инцидентам, угрозам и рискам всем заинтересованным лицам и организациям, включая СМИ;
  • повышение качества оценки рисков и прогнозирования наступления и развития кризисных ситуаций и происшествий;
  • повышение оперативности и качества реагирования на основе автоматизированного многофакторного анализа информации.

В результате внедрения такой платформы снижается ущерб и минимизируются последствия чрезвычайных ситуаций. Дополнительным положительным эффектом является улучшение бизнес-климата и общей социально-экономической обстановки.

QIP Shot - Screen 070-1Шанхай. Инвесторы все чаще делают выбор не между странами, а между городами

Разумеется, технологическая платформа, создаваемая для решения вышеперечисленных задач, должна соответствовать повышенным требованиям в области безопасности и доступности, быть независимой от проприетарных продуктов и технологий глобальных корпораций. Для этого целесообразно внедрять и использовать технологии с открытым исходным кодом, что также согласуется с приказами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об импортозамещении в ИТ и директивой Правительства РФ "О преимущественном использовании отечественного программного обеспечения", согласно которой доля отечественного программного обеспечения в органах власти и местного самоуправления, а также в госкомпаниях должна превысить 50% к 2021 г.

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

Препятствия для развития

Одно из наиболее существенных препятствий для развития и внедрения технологий умного и безопасного города – отсутствие нормативной документации для применения ряда технологических решений (включая Интернет вещей, большие данные, умные города, умное производство и т.д.). Нужно также отметить ограниченность бюджетных средств, которая не позволяет муниципальным органам государственной власти применять передовые технические решения.

Правильный подход

Очень важно методически правильно подходить к цифровизации городов. Необходимо проводить концептуальное и техническое проектирование, так как вновь создаваемые компоненты цифрового ландшафта должны вписываться в единую концепцию развития.

Формулировки целей и задач "Безопасного города" и "Умного города", указанные в нормативных документах, а также сложившаяся мировая практика позволяют сделать вывод о том, что концептуально умный город включает элементы безопасного города в части обеспечения безопасности населения, а также совершенствования системы управления. А безопасность и комфорт, как неразрывные понятия, закономерно вошли в список базовых принципов создания и развития умных городов.

авторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №1/2020

Темы:Умный городЖурнал "Системы безопасности" №1/2020Мировая урбанизация
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...