Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек" 25 июня. Инженерная инфраструктура ЦОД: системы охлаждения и гарантированного  и бесперебойного электроснабжения 26 июня. Комплексная безопасность и защищенность объектов промышленности,  нефтегазового сектора и электроэнергетики 28 июня. Комплексный подход к кибербезопасности. Защита АСУ ТП. Безопасность  КИИ   Регистрируйтесь и участвуйте!

Цифровизация транспортной безопасности

Иван Тушко, 08/05/24

Активное внедрение цифровых сквозных технологий в различных областях свидетельствует о необходимости модернизации законодательства таким образом, чтобы оно соответствовало современным реалиям.  В этой статье мы обсудим цифровизацию транспортной безопасности и оценим ее текущий уровень.

Безопасность на транспорте находится в фокусе внимания специалистов и экспертов, вызывает повышенное внимание со стороны государства и всей общественности. Это связано с очевидным увеличением различных потенциальных угроз.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Спрос рождает предложение

Этот известный постулат появился в нашей теме неспроста. Действительно, спрос всегда был главным триггером развития экономики. В последние годы настойчиво звучит тема цифровой трансформации в различных отраслях экономики, включая транспорт. Почему цифровизация так важна для отрасли транспортной безопасности нашей страны?

Причин несколько:

1. Увеличение риска реализации различных потенциальных угроз на транспорте. Проще говоря, в настоящее время как никогда есть спрос на безопасность. Граждане хотят чувствовать себя защищенными, пользуясь общественным транспортом. Чиновники понимают эту тенденцию, увеличивая финансирование различных программ и усиливая государственный надзор по транспортной безопасности.

2. Общемировые тенденции развития цифровых технологий. Если какая-то область экономики остается в стороне от этого тренда, это грозит неминуемым спадом темпов роста и резким снижением значимости данного сектора экономики для государства и общества.

3. Человеческий фактор. В обеспечении безопасности транспорта применяется все больше технических и программных разработок, роль человека все больше отходит на второй план.

На авансцену выходит многоуровневый комплекс инженерно-технических средств, где человеку отводится скромная роль оператора. В этой дилемме нет единого мнения: существуют сторонники идеи, что всю защиту транспортных объектов стоит перевести в автоматический режим, практически полностью исключив даже физическую охрану; другие полагают, что процесс автоматизации безопасности протекает слишком быстро, а исключение участия человека приведет лишь к новым угрозам.

По моему мнению, правильный ответ всегда находится где-то на срезе подходов: нет смысла стоять на пути прогресса и пытаться удерживать цифровизацию и автоматизацию транспортной безопасности, поскольку это приведет к ослаблению отрасли. С другой стороны, перевести всю защиту на автоматический режим, лишив работы тысячи специалистов, тоже выглядит плохим решением.

Человеческий фактор важно не исключать, а развивать его в более высококвалифицированный.

Стратегия цифровизации

Цифровизация, а также новые разработки в области искусственного интеллекта, блокчейна, Интернета и автоматизации приобретают все большее значение для транспорта. Они помогают оптимизировать существующие процессы, создавать новые возможности для бизнеса и трансформировать цепочки поставок и географию торговли. Несмотря на потенциальные возможности и выгоды, предоставляемые этими технологиями, они одновременно создают новые риски и потенциальные издержки для транспортных субъектов.

Министерство транспорта России приступило к реализации стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли, получившей одобрение Правительства РФ и высокую заинтересованность и поддержку со стороны бизнес-сообщества. Стратегия включает шесть ключевых инициатив: "Беспилотники для пассажиров и грузов", "Зеленый цифровой коридор пассажира", "Бесшовная грузовая логистика", "Цифровое управление транспортной системой Российской Федерации", "Цифровизация для транспортной безопасности", "Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры". Реализация стратегии строится на приоритетном использовании отечественного программного обеспечения и массовом применении технологий искусственного интеллекта.

Планируется, что к 2030 г. комплекс инициатив обеспечит коммерческое использование беспилотников на всех видах транспорта для перевозки пассажиров и грузов. При этом товары между Азией и Европой через Россию будут доставлять отечественные и иностранные автономные грузовики. Помимо увеличения скорости перевозок и снижения стоимости транспортно-логистических услуг, реализация стратегии позволит на 8% снизить количество погибших в ДТП за счет использования беспилотных автомобилей.

Предполагается, что оформление грузоперевозок в цифровом виде и технологическая бесшовность процедур на границах увеличат объем транзита через страны ЕАЭС в 10 раз. Количество часов на прохождение контрольных мероприятий железнодорожными и автоперевозчиками на погранпереходах снизится на 90% и более.

Пассажиры к обозначенному периоду времени получат цифровые профили, забудут о необходимости бумажных документов, смогут при помощи биометрии оплачивать проезд и быстро проходить досмотры в аэропортах и на вокзалах. Почти на четверть сократится время ожидания городского общественного транспорта, скорость перемещения пассажиров в котором возрастет на 37%. В зоне действия региональных сервисов построения оптимального маршрута поездки (MaaS, Mobility-as-aService) на треть снизится доля жителей, которые сегодня предпочитают использовать личный автомобиль.

Безопасность, надежность и непрерывность функционирования всех объектов транспортной инфраструктуры будут контролироваться с помощью цифровых двойников, для моделирования транспортных потоков будут использоваться технологии искусственного интеллекта. К разработке стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли были привлечены руководители и эксперты более 200 предприятий различных отраслей.

Особенности реализации

Ужесточение нормативно-правовых требований к обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры ведет к увеличению числа программно-аппаратных решений и повышению уровня их сложности.

Цифровизация транспортной безопасности характеризуется тем, что в ходе ее реализации осуществляется:

  • перенос деловых процессов в цифровую среду, их выполнение непосредственно с использованием цифровых инструментов, а не в бумажном виде или в виде электронных скан-копий;
  • интеллектуальная поддержка деятельности пользователей на различных этапах процесса обеспечения транспортной безопасности;
  • переход от продолжительных по времени процессов взаимодействия с использованием традиционной корреспонденции к оперативному онлайн-взаимодействию;
  • формирование интегральной информационной картины состояния безопасности транспортного комплекса на основе создания и ведения актуальных частных информационных ресурсов по различным аспектам транспортной деятельности и различным видам транспорта.

Данные изменения призваны создать условия для:

  • сокращения времени в целом на реализацию процессов, в том числе сокращения затрат времени уполномоченных государственных органов, ускорения выполнения государственных функций и оказания государственных услуг для бизнес-структур;
  • снижения финансовых затрат и сокращения временных затрат вследствие исключения значительного количества ручных и дублирующих вспомогательных процедур;
  • повышения производительности труда уполномоченных органов;
  • повышения актуальности и качества данных в составе информационной системы, информированности всех участников деятельности в предметной области, возможности непосредственного доступа к данным в рамках своих полномочий;
  • исключения или существенного сокращения рутинных операций по формированию реестров, верификации данных, подготовке всякого рода справок, отчетов и т.п.;
  • трансформации реестров из слабоформализованных разрозненных ресурсов типа файлов Excel в актуальные строгоформализованные информационные ресурсы, пригодные для автоматизированной обработки;
  • обеспечения прозрачности и информативности процессов.

В 2022–2023 гг. темпы работ и объемы задач по цифровизации деятельности в сфере транспортной безопасности существенно возросли. В ходе исполнения постановления Правительства РФ от 30.07.2021 г. № 1279 целый ряд государственных услуг проходит процедуру оптимизации, в ходе которой пересматриваются в сторону сокращения сроки их предоставления, уменьшается количество документов, требуемых при подаче заявок на услуги, сами услуги переводятся в электронный вид, подключаются к Единому порталу государственных услуг (ЕПГУ) и становятся доступными онлайн.

Данная работа затрагивает госуслуги компетентных органов в области транспортной безопасности: аккредитацию органов аттестации, аттестующих организаций, подразделений транспортной безопасности, аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности для каждого из видов транспорта.

All-over-IP 2024 12 – 13 ноября | живой старт  и встречи 14 ноября  – 6 декабря | онлайн

ЕГИС ОТБ

Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) предназначена для информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации установленных государством правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Информационное обеспечение ЕГИС ОТБ представляет собой государственный информационный ресурс.

Информационное обеспечение деятельности ФСБ России, МВД России, уполномоченных подразделений транспортной безопасности Минтранса России, Ространснадзора, Росавиации, Роавтодора, Росжелдора, Росморречфлота в сфере обеспечения транспортной безопасности осуществляется на безвозмездной основе.

Посредством инфраструктуры ЕГИС ОТБ уполномоченные органы оказывают государственные услуги и функции в области транспортной безопасности в цифровом виде. Переход от "бумаги" к "цифре" позволил отрасли сократить финансовые и временные затраты на совершение юридически значимых действий.

Разработчиком ЕГИС ОТБ выступило подведомственное Минтрансу России ФГУП "ЗащитаИнфоТранс". Данная организация также осуществляет эксплуатацию системы на всех этапах жизненного цикла.

Основная цель создания ЕГИС ОТБ – сбор, накопление и обработка с использованием современных информационно-коммуникационных технологий информации в интересах:

  • информационной поддержки деятельности должностных лиц Министерства транспорта Российской Федерации, подведомственных ему федеральных агентств и служб;
  • информационного обеспечения деятельности уполномоченного органа по формированию государственной политики, разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов и нормативно-правовому обеспечению деятельности органов государственной власти и хозяйствующих субъектов в области транспортной безопасности;
  • информационного обеспечения текущей деятельности подразделений Минтранса России и подведомственных ему федеральных агентств и службы в области транспортной безопасности;
  • информационного обеспечения деятельности уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти в области транспортной безопасности в рамках установленной сферы деятельности, в том числе связанной с обработкой персональных данных о пассажирах.

ЕГИС ОТБ разработана как территориально распределенная информационная система в защищенном исполнении. На федеральном уровне она состоит из основного и резервного центров обработки данных и включает программно-технические комплексы, которыми оснащены Департамент транспортной безопасности, а также специальные программы Минтранса России и управления транспортной безопасности подведомственных Минтрансу России служб и агентств. На территориальном уровне система состоит из программно-технических комплексов, которыми оснащены территориальные органы управления транспортной безопасности Ространснадзора (8 объектов), Росавиации (16 объектов) и Росжелдора (7 объектов).

Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (АЦБПДП) в составе ЕГИС ОТБ являются частью Системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте (СИОБНТ).

АЦБПДП предназначены для автоматизации процессов сбора и обработки персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, формирования и ведения баз данных, которые используются при решении определяемых государством правовых, организационных и иных задач обеспечения транспортной безопасности.

Порядок формирования и ведения АЦБПДП определен приказом Минтранса России от 19.07.2012 г. № 243. Предоставление источниками информации данных в АЦБПДП осуществляется в электронной форме по защищенным каналам связи (VPN-каналам сети "Интернет" или каналам защищенных отраслевых сетей):

  • в автоматическом режиме по расписанию путем отбора требуемых данных из информационной системы субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика, их выгрузки в обменный файл (или сообщение) согласованного формата и передачи с использованием установленных протоколов (FTP, SITATEX) и форматов обмена (CSV, UN/EDIFACT) на входные шлюзы АЦБПДП;
  • в интерактивном режиме путем ввода данных о пассажирской перевозке непосредственно на портале АЦБПДП.

Интеллектуальные системы видеонаблюдения

Сегодня владельцы объектов транспортной инфраструктуры неизбежно сталкиваются с несколькими проблемами.

Во-первых, это огромные массивы данных, которые генерируют камеры видеонаблюдения. Для подобных архивов необходимы центры хранения, при том что полезная информация содержится не более чем в 5% от общего объема записанных данных.

Во-вторых, в большинстве систем информация хранится без какой-либо систематизации, ее невозможно оперативно использовать.

В-третьих, система работает по принципу "записи события", но она не способна предотвратить инцидент.

Решить эти вопросы поможет трансформация обычных систем видеонаблюдения в интеллектуальные. В сегменте обеспечения транспортной безопасности использование глубокого анализа "больших данных" позволит оперативно обрабатывать информацию о трафике и управлять потоками, прогнозировать сложные ситуации на дорогах, обеспечивать общественную безопасность путем распознавания не только номерных знаков, но и индивидуальных особенностей транспортного средства. Появляется возможность в режиме реального времени анализировать аномальное поведение с целью пресечения правонарушений и преступлений, например система может фиксировать факты внезапного бега, праздношатания, пересечения определенных зон и линий, обозначенных оператором. 

Для решения широкого круга специфических задач, которые стоят перед системами видеонаблюдения на транспорте, необходимо использовать специализированное оборудование, соответствующее определенным, очень высоким, требованиям для корректной работы. Производители на рынке видеонаблюдения постоянно совершенствуют линейки своей продукции, предназначенные для работы на транспорте, а разработчики алгоритмов для видеоаналитики создают все новые и новые методы контроля и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: ru.freepik.com

ОБЗОРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ >>

Темы:Цифровая трансформацияТранспортная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №1/2024
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...