Малые гражданские беспилотники – новая угроза XXI века
Андрей Пименов, 25/03/19
Развитие рынка беспилотных воздушных судов (БВС) объяснимо, для этого сложились определенные предпосылки:
- появление легких и прочных композитных материалов;
- совершенствование микроэлектронной компонентной базы;
- появление и развитие эффективных возобновляемых источников питания;
- разработки в области высокоресурсных электродвигателей, реактивных и поршневых двигателей;
- развитие глобальной спутниковой навигационной системы (ГНСС);
- развитие вычислительной техники, математического и алгоритмического обеспечения.
Лидерами рынка гражданских беспилотных авиационных систем являются компании DJI, Parrot, 3DR, при этом доля DJI составляет более 60%.
Полезное и опасное применение
Условно полезное применение БВС можно поделить на следующие направления:
- мониторинг – охрана объектов, наблюдение за коммуникациями, контроль судоходства, картографирование, поиск полезных ископаемых и т.д.;
- развлечения – сопровождение мероприятий, соревнования, авиамоделизм, реклама;
- доставка – почта, стройматериалы, монтаж и ремонт, медикаменты, эвакуация пострадавших;
- ретрансляция аудио- и других сигналов: увеличение дальности радиоканалов связи, установка осветительного оборудования, громкоговорителей, генераторов и т.д.
Если ранее беспилотные системы применялись в вооруженных силах или для решения бизнес-задач, то сейчас за сравнительно небольшие деньги в ритейле можно приобрести аппарат, который обладает отличной управляемостью, может нести полезную нагрузку в виде, например, видеокамеры и обеспечивает продолжительность полета порядка получаса.
Из полезного применения беспилотных авиационных систем следует и возможное опасное:
- мониторинг – несанкционированный мониторинг частных и секретных объектов с целью разведки и получения закрытой информации;
- развлечения – возможность столкновения с аппаратами малой авиации, нанесение вреда наземным объектам и людям;
- доставка – перенос запрещенных веществ или опасных грузов;
- ретрансляция аудио- и других сигналов – постановка радиопомех для различных устройств.
Все это говорит о том, что необходимо организационное и правовое регулирование использования беспилотных авиационных систем. Хотя организационные меры неэффективны, когда БВС применяются сознательно и заведомо в противозаконных целях.
Сложности правового регулирования
Несмотря на шаги государства к упорядочиванию использования гражданских беспилотных авиационных систем, в соответствии с которыми для совершения полета необходимо пройти ряд процедур по согласованию, мы ежедневно наблюдаем, как в небе над нами летают беспилотники без какого-либо разрешения.
Кто-то производит видеосъемку праздников и других мероприятий, кто-то снимает сюжеты для телевидения, у кого-то полеты на дронах – хобби.
Почему люди их используют без получения разрешения? Во-первых, потому что получить его непросто, а порой и невозможно. Во-вторых, многие внешние пилоты-любители не знают о каких-либо запретах и процедурах, так как отрасль все-таки новая и для закрепления правил в головах должно пройти какое-то время.
Проблема обнаружения
Актуальна ли проблема предотвращения угроз, связанных с использованием беспилотников? Или нас пугают с целью получения выгоды? Безусловно, проблема актуальна. Чтобы в этом убедиться, достаточно ввести соответствующий запрос в поисковые системы.
По Интернету в открытом доступе гуляет множество роликов, на которых можно наблюдать, как, например, маленький беспилотный аппарат сбрасывает взрывчатые вещества и уничтожает крупный объект.
Наиболее сложными для обнаружения являются аппараты малого и легкого классов (к которым относится большинство широко используемых гражданских беспилотных авиационных систем) – малые размеры, малые скорости и высоты полета затрудняют обнаружение, сопровождение, идентификацию и противодействие дронам на фоне местности, а высокие скорости полета и высокая маневренность уменьшают время накопления информации, достаточное для обнаружения, а значит и время на принятие решения.
Основной проблемой при работе по аппаратам малого класса является необходимость селекции малоразмерных низкоскоростных аппаратов от фона и отражений от наземных ярких (в том числе движущихся) объектов, а также от гидрометеоров.
Специализированные решения и средства борьбы
На рынке систем безопасности представлены различные средства и методы борьбы с беспилотниками. Каждый отдельно взятый способ обнаружения беспилотных воздушных судов только ограниченно эффективен и имеет свои достоинства и недостатки.
- Средства радиопеленгации и радиоэлектронного подавления (РЭП). Неэффективны в случаях, когда БВС выполняет полетное задание в режиме радиомолчания. Кроме того, система РЭП создает помехи работе легитимных радиоэлектронных средств.
- Средства оптико-электронной разведки. Неэффективны при ухудшении погодных условий, имеют сравнительно низкую дальность действия.
- Средства акустической разведки. Работают неэффективно в условиях естественного акустического шумового фона, также их эффективность невысока при обнаружении аппаратов, обладающих низким собственным акустическим шумом.
- Радиолокационные средства (РЛС). Не в полной мере решают задачу при малых скоростях движения БВС на фоне подстилающей поверхности.
- Средства пассивной (скрытой) радиолокации. Работают неэффективно в условиях городской инфраструктуры, ошибка измерения координат стремительно растет при увеличении количества целей.
- Программные средства (встроенные зоны, полеты в которых запрещены). Являются защитой от ошибок, не выдерживают критики с точки зрения возможности программного взлома.
До недавнего времени в России отсутствовали комплексные малогабаритные системы обнаружения и обезвреживания наземных и низколетящих целей, позволяющие обеспечивать безопасность и контроль наземного и воздушного пространства. Кроме того, на международном и отечественном рынках не существовало коммерческой системы обеспечения безопасности объектов от проникновения наземных и низколетящих целей с использованием мультиспектрального компьютерного зрения.
Представленные на рынке средства борьбы с беспилотниками, как правило, являются военными или околовоенными разработками. Существуют также попытки применить неспециализированные решения для обнаружения дронов, эффективность которых оставляет желать лучшего.
К недостаткам описанных выше систем относятся:
- колоссальная стоимость;
- громоздкость;
- невозможность приобретения на гражданском рынке;
- невозможность обнаружения малых дронов на малых дальностях при низких скоростях полета.
Читайте полностью в журнале "Системы безопасности" #1, 2019
Больше статей по безопасности >>>
Изображения предоставлены автором
Фото: ru.freepik.com