Модернизировать нельзя заменить. Видеонаблюдение в банковском секторе
Иван Щербаков, DSSL, 28/11/19
Банки одними из первых начали использовать видеонаблюдение в целях безопасности, ведь вопросы правильной организации охраны наиболее актуальны для финансовых учреждений, где существуют прямые риски потерь денежных средств и ценностей, а задачи отслеживания возможных нарушений со стороны клиентов и сотрудников первостепенны.
До сих пор не во всех магазинах установлены видеокамеры, но что касается банков – видеонаблюдение есть в каждом. Установка
видеокамер и регистрирующих устройств входит в обязательные условия для открытий новых банковских офисов, установки новых
банкоматов, при строительстве банковских объектов. Формат и охват системы видеонаблюдения при этом каждый банк определяет по-своему. В зависимости от типа объекта, наличия и качества охранной организации, опыта операторов выбирают наиболее подходящее покрытие камерами – общий обзор, мониторинг конкретных операций, контроль помещений с ограниченным доступом.
Консервативный подход
При высокой степени оснащенности оборудованием для видеонаблюдения банки являются консервативными в техническом
плане, зачастую используя устаревшие подходы и технологии. В наше время можно легко найти объекты банковского сектора, где установлены регистраторы и камеры с разрешением 4 CIF (0,4 Мп) и ниже с использованием камер 10-летней давности. Можно встретить мониторные, где каждый оператор следит за десятками камер низкого разрешения одновременно, хотя общеизвестно, что человек эффективно может отслеживать запись только с четырех камер.
Такое положение дел отражает подход, практикуемый банками в вопросах технического оснащения: прежде всего система должна выполнять свои базовые функции – запись и воспроизведение, и в большинстве случаев этого "достаточно".
Отчасти консервативность в выборе решений поддерживается намеренно, с целью дождаться "обкатки" новых технологий, которые обычно на первых порах имеют много недостатков. Так, например, переход с аналогового видео на IPили HD-аналог на массовой основе добрался до банковского сектора только в 2016–2018 гг.
Банки не хотят быть на передовой новых технологий, и пока поставленные задачи решаются существующими средствами, они не видят поводов для рассмотрения или внедрения новых.
Тем не менее с приходом новых команд, увеличением количества операций и с развитием, на мой взгляд, главного современного орудия банка – маркетинга ценность видеонаблюдения растет и заставляет задуматься о переменах. Банки сегодня хотят быть более технологичными, менее подверженными факторам человеческих ошибок, более презентабельными и открытыми для своих клиентов. Раньше видеонаблюдение являлось самозащитой, "адвокатом" банка в сложных ситуациях. Сегодня это гарантия прозрачности и открытости для клиентов и персонализированный подход.
Сегодня выгодно быть технологически вооруженным: клиентов привлекают дополнительные гарантии защищенности, а мошенников отпугивают работающие на страже безопасности технологии.
Сбербанк России – крупнейший банк и передовое предприятие в области искусственного интеллекта (ИИ) и технологий – на своем примере показывает, что, имея в собственном распоряжении доступ к большинству современных решений в области ИИ, можно не стремиться использовать их на практике для своих нужд.
Только совсем недавно был дан старт проекту с распознаванием лиц в банкоматах, это заметно оживило рынок систем безопасности и вселило надежду в начало экспансии новейших технологий в банковский сектор.
Масштабы
Для того чтобы понять, как и что могут улучшить банки в своей системе видеонаблюдения (СВН), необходимо рассмотреть, какие бывают типы банковских объектов и какие перед ними ставятся задачи.
Самые многочисленные объекты – это банкоматы. В России насчитывается более 200 тыс. банкоматов и терминалов для приема наличных средств. Обычно такие устройства оснащаются минимум одной камерой – "портретной", для фиксирования лица клиента. Дополнительные камеры могут устанавливаться на выдаче и внесении наличных. Камеры в банкоматах сильно ограничены в размерах, обычно это модульные или корпусные миниатюрные камеры (до 56х56 мм).
IP-решения, подходящие по формату, существуют, это камера и вынесенный в отдельное устройство оцифровщик, но из-за высокой стоимости они на практике не используются. Это значит, что почти 100% камер в банкоматах России аналоговые, а запись ведется на аналоговые видеорегистраторы или платы видеозахвата.
Установка видеонаблюдения в банкоматах имеет свои особенности: в большинстве случаев СВН никак не связана с подсистемой банкомата,
то есть видеорегистратор не знает, что сейчас происходит в банкомате и что делает клиент. Такие ограничения вводились из соображений
безопасности проведения транзакции и возможного влияния на трафик. Подобное положение дел в определенной степени усложняет работу операторам, которые отсматривают архивы на предмет нарушений, имея фактически только дату/время для сопоставления операций на видео и в списке транзакций. Разработчики банкоматных систем неохотно идут на различного рода интеграции, но технологии не стоят на месте и вынуждают вендоров программного обеспечения (ПО) меняться. Усовершенствованы методы разграничения и управления трафиком, и сегодня можно не волноваться о том, что видео с камеры может как-то повлиять на прохождение транзакции.
Одним из новаторов в этой области является Тинькофф Банк, где используется СВН на базе ПК, с камерами высокого разрешения, допускающая применение видеоаналитики. Программные СВН автоматически делают доступной интеграцию с банкоматным ПО, что позволяет быстро находить операции по замаскированным номерам карт, без доступа к персональным данным, а также по суммам и типам операций. Сбербанк России, вводящий авторизацию в банкоматах с помощью систем распознавания лиц, фактически открывает новую эру взаимодействия с клиентами и убирает технические границы для синергии различных систем.
Отдельно стоящие банкоматы, обычно встроенные в стены, реже подвергаются нападениям, чем банкоматы в отделениях с доступом 24/7.
В зонах-24 банкомат чаще всего стоит отдельно (его можно обойти), а саму зону преступники могут блокировать и контролировать. Случаи
взрыва, демонтажа, вывоза банкомата из зон-24 до сих пор происходят по всей стране, поэтому наличие систем видеонаблюдения в отделениях также является обязательным.
Аналитические модули могут помочь определить заходы за банкомат (обвязывают тросом), долгую работу с окошком выдачи денежных средств (закачивают газ) и другие возможные нарушения.
Нейросетевые технологии позволяют тренировать алгоритмы на
конкретные действия злоумышленников, тем самым повышая вероятность своевременной детекции и оперативного оповещения.
Кроме постоянного мониторинга зон 24/7 в банковских отделениях, которых в России порядка 20 тыс., обычно следят за кассами: за кассиром и счетно-сортировальным оборудованием, за клиентским залом и за наличием сотрудников на рабочих местах. Современный тренд – распознавание лиц на входе в отделение для фиксации появления ВИП-клиентов, мошенников или просто создания индивидуальных приветствий, что должно повышать лояльность или улучшать имидж банка. На первое место выходит сервис: если камеры старого образца устанавливались для общего обзора помещений, то сейчас целью наблюдения (видео- и аудио-) является не только безопасность, но и контроль за действиями сотрудников и их общением с клиентами.
Другие подходы применяются в специализированных помещениях, обычно в отдельных зданиях – кассах пересчета. Это объекты, куда стекается наличность из отделений и от инкассаторских служб, они находятся под пристальной охраной и требуют особого внимания.
Кроме основательной защиты от внешних угроз, на объектах ведется строгий контроль за действиями сотрудников. Каждая счетно-сортировочная машина и рабочий стол оператора машины находятся под видеонаблюдением. Переход от аналоговых камер и регистраторов к решениям, позволяющим интегрировать СВН со счетными машинами, дает качественную оптимизацию разбора спорных ситуаций. Осмотреть архив по дате и времени, чтобы приблизительно найти место, где пересчитывался сейф-пакет c недостачей денег от ВИП-клиента или просто вбить номер сейф-пакета, чтобы перейти на фрагмент его пересчета? Что быстрее? Ответ однозначен.
Такие особенные помещения, как сейфовые хранилища, требуют также пристального внимания.
Актуальные на сегодняшний день задачи контроля и мониторинга действий клиентов и сотрудников в сейфовой зоне может решить видеоаналитика, а значит модернизация здесь неизбежна. Нахождение в сейфовой зоне обычно строго регламентировано, и отход от регламента может быть сдетектирован системой со встроенным ИИ, например нахождение не в той зоне, превышение допустимого времени нахождения, нетипичное поведение.
Модернизировать или заменить?
Что же делать заказчикам-банкам, имеющим 500/1000/5000 устаревших цифровых видеорегистраторов (DVR), еще больше аналоговых камер низкого разрешения и устаревшей инфраструктуры? Существует ли единственное оптимальное решение для построения эффективной системы видеонаблюдения? Однозначно такого единственного решения нет. Перед заказчиками, решившимися на изменения в СВН, стоит ряд важных вопросов, на которые нужно ответить, прежде чем начать проектирование изменений.
В первую очередь нужно определиться с вектором развития – планируется ли использование видеоаналитических модулей в банковской системе. Это могут быть:
- распознавание лиц и речи;
- контроль сотрудников на рабочих местах;
- контроль за зонами 24/7 в отделениях;
- интеграция с подсистемой банкомата, распознавание лиц в банкоматах;
- интеграция со счетно-сортировальными машинами, контроль сотрудников на рабочих местах в кассах пересчета;
- интеграция с ОПС, СКУД, повышенный контроль действий персонала и клиентов в хранилищах.
При использовании видеоаналитики существует ряд требований к качеству видеоизображения, к скорости его получения, и это налагает рамки на допустимый выбор решений. Например, интеграция с ПО банкомата может быть выполнена только на программном уровне (ПО банкомата – ПО видеонаблюдения, при условии полноценной функциональности – поиске транзакций, связке с видеоматериалом), а это значит, что просто DVR в банкомат уже не установить. Умная детекция действий клиента/нарушителя в зонах 24/7 требует наличия сервера с ПО, которое данную аналитику "потянет".
В будущем, безусловно, функционал перенесется в камеры, но мы говорим про сегодняшний день.
Использование видеоаналитики в 100% случае вынуждает менять СВН, если она имеет разрешение менее 1 Мп. Использование систем распознавания лиц рекомендуется на видеокамерах от 2 Мп. Чем выше детализация изображения, тем лучше будут отрабатывать нейродетекторы, которые в массе своей обучаются на видео с разрешением 2–4 Мп. Не обязательно переходить на IP-камеры, можно использовать HD-аналоговые решения, с оговоркой, что регистраторы, которые будут производить запись с камеры, могут работать с выбранным центральным ПО для аналитики и мониторинга. При этом работа по базовым протоколам типа RTSP нежелательна, так как возможность удаленной настройки и управления камерами/регистраторами имеет критическое значение. Выбранные регистраторы должны быть интегрированы в софт по нативным протоколам или качественной проработке интеграции по
ONVIF.
Определившись с аналитикой, необходимо понять, каким образом будут обрабатываться инциденты, то есть понять, как будут работать
операторы. Наличие достаточных каналов для реагирования на инцидент – одна из главных головных болей банковской инфраструктуры.
Оператор должен всегда иметь возможность просмотреть инцидент, подтвердить или отклонить событие, предложенное аналитикой, передать заявку дальше. Создание региональных центров ("хабов") обработки инцидентов, отказ от онлайн-просмотра камер в пользу событийного видео – разумное и ожидаемое развитие СВН в банках.
В зависимости от вышеназванных пунктов можно определиться с более приземленными составляющими – камерами и регистраторами.
Замена разрешения на более высокое, например переход от старого аналога на HD, даст значительный прирост в качестве работы операторов.
Замена всего парка регистраторов на новые не всегда доступна по финансам. В тех случаях, когда видеоаналитика не нужна, возможно
стоит рассмотреть вариант сохранения инфраструктуры и перехода на HD-аналог (TVI, CVI, AHD). Банк частично вынужден либо отказываться от мониторинга данных устройств, либо искать поддержку у софтверных вендоров в написании специализированных приложений
для мониторинга, управления и просмотра видео с этих регистраторов. Это сложная задача, принимая во внимание, что большая часть железа снята с поддержки, и остается надежда только на базовые сетевые протоколы.
Там, где банк решает оставить существующее видеонаблюдение, перед ним встает еще одна сложная задача – объединить все в одну контролируемую систему. Фактически, имея тысячи единиц устаревшего и, главное, разношерстного оборудования по регионам, банк не имеет контроля за всем парком устройств. Любая работа с видео подразумевает выезд на объект и демонтаж устройств или экспорт видео для последующего анализа. Единой системы мониторинга обычно нет. Встречаются случаи, когда банки на уровне регионов решают эту проблему написанием собственных приложений для банальной проверки ("живое" ли устройство) и сбора минимальных данных о сбоях. Но в целом это на 99% обслуживаемое инсталляторами оборудование.
Отказ от привычных всем видеорегистраторов в пользу умных и гибких систем является наиболее логичным, в том числе и по экономическим причинам. Так или иначе, технологии будут развиваться дальше, и апгрейд ПО осуществить гораздо проще, чем заменить железо.
На современном рынке есть множество предложений различного уровня для решения таких задач. Основная борьба среди софтверных вендоров идет за количество и качество интеграций со сторонним оборудованием, с системами СКУД и ОПС, и значительную роль в ней играет наличие и качество работы аналитических модулей. Масштабируемость имеет большое значение, поэтому при выборе решения нужно обязательно обратить внимание на возможность работы с большим количеством объектов одновременно.
Вместо эпилога
Закончить этот краткий обзор хотелось бы еще одним острым вопросом – вопросом компетенций. Банковская сфера известна тем, что службы безопасности чаще всего представляют собой замкнутую структуру с высоким уровнем ответственности и при этом урезанными возможностями, что является одной из причин "пробуксовки" применения новейших технологий. А ведь кроме технических вопросов переход на современные решения несет с собой "подводную" часть – это изменения в экспертных ролях персонала и передачи части компетенций в ИТ-отделы. Современное видеонаблюдение все больше отдаляется от служб безопасности и становится одним из ИТ-сервисов предприятия. Управление каналами (способами доставки видео), серверами (мощностями для аналитики), хранилищами (ЦОД для хранения архива) сегодня заведуют ИТ-специалисты.
Дополнительные экономические преимущества предоставляет передача монтажа оборудования для IP-видеонаблюдения в руки ИТ-подрядчиков. Практика показывает, что эта инфраструктурная часть может быть точкой экономии и на материалах, и на услугах. Так или иначе, службам безопасности необходимо подстраиваться под современные реалии, находить общие цели и язык с отделами ИТ, чтобы совместными усилиями построить эффективную, долгоживущую систему видеонаблюдения.