Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  30 мая. Защита периметра для объектов транспортной инфраструктуры 4 июня. HRTech: автоматизация рекрутинга, онбординга, оффбординга 5 июня. HRTech: ИТ в управлении талантами и в корпоративном обучении 6 июня. СКУД и видеоаналитика для автоматизации бизнес-процессов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Мониторинг состояния водителей и система предотвращения столкновений железнодорожного транспорта

Сергей Кондратенко, 19/03/24

Кейсы использования компьютерного зрения в "МЕТАЛЛОИНВЕСТ"

Еще недавно стандартом контроля состояния водителя были видеорегистраторы, неплохо проявившие себя в первые годы эксплуатации. Однако с течением времени в данной технологии были выявлены слабые стороны, а задачи по безопасности и аналитике становились все сложнее. В этой статье я расскажу о кейсах внедрения технологии компьютерного зрения на объектах "МЕТАЛЛОИНВЕСТ", позволивших решить многие вопросы безопасности и охраны труда.

Видеорегистраторы на транспорте требуют регулярных проверок самого оборудования и карт памяти, затем оператор тратит большое количество времени на просмотр выборочных видеозаписей постфактум, а среди водителей участились уловки, позволяющие отключить видеозапись или создать временные помехи.

Технология требовала модернизации, и перед компанией встала задача – найти решение на основе уже существующей системы видеорегистрации, дополнив ее элементами видеоаналитики и умного зрения.

Охрана труда и промышленная безопасность. Выбрать решение >>

Проект "Мониторинг состояния водителей"

Проект "Мониторинг состояния водителей" был разработан нашей собственной ИТ-компанией. Целями проекта были определены контроль состояния водителей большегрузных автомобилей и автобусов, перевозящих сотрудников, на предмет усталости, сна, отвлечения глаз от дороги, а также общее повышение уровня промышленной безопасности. В качестве практических задач мы определили осуществление автоматизированного контроля за физическим состоянием водителя и соблюдением требований по охране труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) во время вождения:

1. Выявление и контроль соблюдения правил норм ОТиПБ:

  • отвлечение взгляда от дороги;
  • использование мобильного телефона при вождении;
  • курение при вождении.

2. Оповещение о состоянии водителя:

  • контроль усталости водителя;
  • контроль сна;
  • передача специального сигнала для водителя при обнаружении нарушения.

3. Передача инцидентов в диспетчерскую в режиме онлайн:

  • оповещение в диспетчерский пункт.

В начале 2022 г. было проведено пилотное тестирование проекта на одной единице техники, которое продолжалось чуть больше трех месяцев. Когда стало понятно, что выбранные алгоритмы нам подходят, приступили к этапу выбора оборудования. С учетом реалий того года поиск аналогов ранее подобранного оборудования занял больше времени, чем было изначально заложено в проект. Тем не менее оборудование было найдено, и уже к концу 2022 г. вся наша большегрузная техника была оснащена умным зрением. Затем проект распространился на автобусы, корректировался, и на данный момент завершается оснащение системой мониторинга тяговых агрегатов и думпкаров (саморазгружающихся железнодорожных полувагонов для перевозки сыпучих грузов).

Шаги, которые были пройдены в ходе реализации проекта:

  • обследование и проектирование;
  • определение оборудования для реализации проекта на выбранной карьерной технике (БелАЗах);
  • сбор видеопотоков для обучения алгоритмов машинного зрения;
  • реализация алгоритмов определения признаков усталости водителей по глазам, положению головы и рук;
  • перевод в промышленную эксплуатацию;
  • тестирование системы;
  • выбор конфигурации целевого оборудования для реализации проекта;
  • проработка интеграционных сценариев и каналов взаимодействия для передачи информации в систему "Цифровой карьер" об инцидентах;
  • расширенная поддержка проекта.

Как реализована система

Если инцидент связан с состоянием водителя, то ситуацию обязательно обрабатывает диспетчер, диспетчерская служба MODULAR. Диспетчеры также управляют карьерной техникой: решают, куда направить БелАЗ (под погрузку, под выгрузку) и т.д.

Если диспетчер получает сигнал от системы, что водитель засыпает (у него закрываются глаза), то он незамедлительно связывается с водителем. Если водитель не отвечает, то к нему для проверки выезжает специальная группа – механик автоколонны и руководители. возможно, водителя снимут с рейса и отправят на отдых или к врачу или просто проговорят с ним, и он дальше отправится в рейс.

Если фиксируется отклонение другого рода, например курение за рулем, разговор по мобильному телефону, отвлечение от дороги, то подобная информация накапливается в системе и механик колонны затем прорабатывает данные инциденты административным путем. При повторных нарушениях применяются более серьезные меры.

Параллельно создается рейтинг работников, внедряются мотивационные поощрения для тех водителей, которые в течении значительного периода не допускают нарушений.

Интерфейс "Инциденты водителей"

В системе постоянно накапливаются данные по инцидентам по каждому водителю и по номеру транспортного средства. Данные могут быть отсортированы за определенный промежуток времени – за смену, за месяц, за более долгий период.

С помощью цветовой и количественной маркировки оператор видит, какие именно нарушения допускались, также есть отдельная цветовая маркировка для водителей, у которых никаких нарушений не зарегистрировано.

Конечно, в процессе апробации у нас возникали споры с водителями, например про курение в кабине. В итоге были разработаны компромиссные решения о том, где и на какой период времени могут совершаться остановки для отдыха, которые система не сочтет нарушением.

рис1-Mar-19-2024-06-47-19-0484-AMРис. 1. Интерфейс "Инциденты водителей"

Результаты проекта

За относительно недолгий срок эксплуатации системы удалось снизить количество опасных происшествий, связанных с отвлечением водителя от дороги и засыпанием за рулем. После внедрения системы мониторинга подобных серьезных инцидентов не было.

Естественно, полностью исключить ничего нельзя, но минимизировать количество инцидентов получилось.

За период с января по ноябрь 2023 г. с помощью "Мониторинга состояния водителей" на Михайловском ГОКе были зафиксированы нарушения:

  • курение за рулем – 457 случаев;
  • засыпание водителей – 534 случая;
  • использование мобильного телефона – 186 случаев.

Важно отметить, что, помимо уведомления диспетчера, в ситуациях, когда система фиксирует закрытые в течение определенного времени глаза или откинутую голову водителя, в кабине также срабатывает звуковой сигнал. На данный момент алгоритмы на большегрузной технике хорошо отработаны, ложных инцидентов и срабатываний практически не случается.

Рис. 2. Интерфейс машиниста Система предотвращений столкновений жд транспортаРис. 2. Интерфейс машиниста "Система предотвращений столкновений ж/д транспорта"

Рис. 3. Структура работы системы предотвращений столкновений жд транспортаРис. 3. Структура работы системы предотвращений столкновений ж/д транспорта

Система предотвращения столкновений ж/д транспорта

После успешного внедрения и обкатки системы на большегрузной технике и на части автобусов мы поняли потенциал умного зрения для машинистов и помощников машинистов тяговых агрегатов, вывозящих руду из карьеров. Данный проект усложнился и получил название "Система предотвращения столкновений ж/д транспорта".

Здесь мы контролируем не только состояние машиниста и его помощника. Установив камеры с умной видеоаналитикой на крайние (хвостовой и головной) думпкары и на тяговый агрегат, мы получили изображение того, что происходит спереди, сзади и сбоку. Для реализации проекта на все думпкары было протянуто питание, по всем карьерам установлено покрытие LTE-сетями.

В случае обнаружения системой возможного объекта столкновения машинист получает звуковое и видеоуведомление. При максимальном сближении с посторонним объектом предусмотрено торможение.

Помимо ситуативных срабатываний система накапливает информацию об инцидентах для дальнейшей аналитики и проработки с машинистами.
Реализация данной системы позволила практически исключить инциденты со столкновениями или соприкосновением с людьми или оборудованием – тяговыми агрегатами и вагонами.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Иллюстрации предоставлены автором

Фото: ru.freepik.com

SS_Security and Safety

Темы:ВидеонаблюдениеМашинное зрениеВидеоаналитикаМеталлургияБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №1/2024
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...