Статьи

Новый свод правил по СОУЭ

Почему нужно совершенствовать окончательную редакцию

ФБГУ ВНИИПО МЧС России представило окончательную редакцию СП 3.13130 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности". Необходимость его обновления не вызывала сомнений, ведь в действующем СП 3.13130.2009 всего восемь страниц, а в новом документе 65. Работа проведена большая. Однако, по нашему мнению, есть необходимость переработать и окончательную редакцию СП 3.13130.

Наше предприятие, как производитель средств пожарной сигнализации (СПС), имея многолетний опыт сотрудничества с проектными, монтажными организациями и предприятиями – заказчиками средств оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), весьма детально проработало текст документа, подготовило замечания и предложения с соответствующими обоснованиями и направило материалы разработчику по первой редакции СП 3.13130. Было подано более 85 замечаний, предложений, пояснений к содержанию, разделам 1, 3, 5, 6, отдельным приложениям, однако многие принципиальные формулировки не приняты во внимание. Мы уже излагали свою точку зрения на новый свод правил в журнале "Системы безопасности" № 1/2025. Приведем новые аргументы в пользу необходимости доработки данного нормативного документа.

Системы оповещения и управления эвакуацией "Антитеррор": обзор >>

Об акустике и психофизике

Слышимость звука

Известно, что в звуковом восприятии человека область слышимости составляет 16–20 тыс. Гц, она ограничена по высоте и силе звука. Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого, – это порог слышимости.

Разностным порогом частоты называют минимальный прирост частоты звука к его первоначальной частоте – 3 Гц. Разностным порогом силы звука называют минимальный прирост силы звука, дающий усиление первоначальной громкости, – 1 дБ.

Применительно к СОУЭ надо учитывать, что шум на производстве чаще всего непостоянный (разница может составлять 5 дБА и более), в условиях опасности человек быстрее реагирует на звуковой сигнал тревоги, он воспринимается человеком почти мгновенно, реакция на него в пять – семь раз быстрее, чем на световой.

Слышимость звукового оповещения и применение дополнительного светового оповещения

Для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны быть выше на 15 дБА постоянного шума в защищаемом помещении и временного шума. Кроме этого необходимо понимание, что в производственных зданиях основными источниками шума различного назначения является технологическое и инженерное оборудование.

Имеются особенности: люди могут быть в шумозащитном снаряжении, а также в защищаемых помещениях может быть уровень звука шума более 95 дБА. В этом случае звуковые оповещатели необходимо дополнительно комбинировать со световыми оповещателями красного цвета или использовать комбинированные звукосветовые оповещатели.

В защищаемом помещении уровень шума может быть и более 115 дБ, звуковые сигналы СОУЭ при ограничении в 120 дБА могут быть менее 15 дБА над уровнем шума. При этом слышимость имеется благодаря особенностям звука оповещателя (конкретная частота и модуляция), различимости разницы в сигналах 1 дБА и частоты сигналов на 3 Гц.

Имеется особенность распространения звука: в зоне до 1 м от оповещателя может быть более 120 дБА.

Форма звукового сигнала

Оповещатели СОУЭ в России в настоящее время используют в основном модулированный сигнал (НПБ 77-98 п. 8.1.2, ГОСТ 21786-76 п. 1.3.) и за длительный период к этому приучено население.

Звуковые сигнализаторы неречевых сообщений должны обеспечивать привлечение внимания работающего оператора путем неожиданности подачи сигнала, изменением уровня звукового давления, модуляции по частоте и уровню звукового давления, увеличением длительности звучания, частоты следования. Модулированный звуковой сигнал пожарной опасности вызывает у человека первобытный инстинкт, желание убежать от опасности (уровень реакции).

В окончательной редакции СП 3.13130 (Приложение В) выбрана трехимпульсная форма сигнала. Подобный импульсный сигнал используется в некоторых зарубежных странах, и население к этому приучено за очень длительный период.

Революционность, переход на импульсный сигнал (сигнал-пауза), указанный в Приложении В окончательной редакции свода правил СП 3.13130, не является рациональным, так как:

  • значительно ухудшает слышимость сигнала. На фоне импульсных сигналов будут отчетливо слышны шумы помещения, что затруднит восприятие импульсного сигнала о пожаре примерно в четыре раза по сравнению с модулированным сигналом, в том числе и как более широкополосного сигнала. Последствие: для компенсации этого необходимо увеличить превышение сигнала над шумом с 15 дБА как минимум на 6 дБА, то есть 21 дБА и верхний предел установить до 126 дБА;
  • вызывает необходимость проводить более часто периодические инструктажи по пожарной безопасности (ПБ) – ежемесячно в период около 60 лет, пока не будет приучено население;
  • изготовителям оборудования, пожарных звуковых и световых оповещателей потребуются годы для перестройки промышленного производства и сертификации оповещателей, а необходимость такой перестройки должна быть подтверждена технико-экономическим обоснованием и изменением ГОСТ 34699, в котором необходимо указать технические требования к сигналам пожарных звуковых и световых оповещателей. Это даст время на подготовку и уточнение требований. При предложенных требованиях часть изготовителей не смогут выполнить требования и уйдут с рынка, стоимость оповещателей вырастет.

О синхронизации звуковых сигналов

Требование, что для обеспечения однозначного распознавания временного шаблона сигнала эвакуации звуковые сигналы эвакуации должны быть синхронизированы (п. 6.7) в пределах помещения, имеет следующие последствия: вместо выпускаемых оповещателей в промышленности надо разработать и провести подготовку производства на выпуск систем оповещения, состоящих из динамиков (пьезопреобразователей) и генераторов сигналов с возможностью подстраивать каждый излучатель звука под заданный временной сигнал, а также специализированных приборов для измерения и подстройки временных сигналов. Для этого необходимы серьезные инвестиции.
Могут быть также последствия, связанные с расстановкой синхронизированных оповещателей: сложение двух звуковых сигналов в местах пересечения дает + 6 дБА (расположение на стенах), а четырех – + 12 дБА (расположение потолочное).

Частотные характеристики и последствия

Революционность, переход на использование одной частоты, где основная частота звука сигнала эвакуации должна находиться в пределах 460 –1000 Гц (Приложение В) имеет серьезные экономические последствия. Оповещатели на основе пьезокерамики, которые на рынке занимают более 70% его емкости, имеют в оповещателях частоту 2,8–3,8 кГц. За счет резонанса их энергопотребление и цена в два и более раза меньше, чем у оповещателей, работающих на динамическом принципе. Увеличение потребляемой мощности почти пропорционально увеличивает стоимость СОУЭ.

Разработчики не представили данные, что заказчикам нужно будет оплачивать за СОУЭ в два раза больше в связи со статистикой или научными исследованиями, что население не реагирует на сигнал о пожаре кроме как на частотах 460–1000 Гц.

Об ограничениях

Еще одно новшество, которого не было в СП 3.13130.2009: "п. 6.8.2. В помещениях с эквивалентным УЗД постоянного шума свыше 85 дБА слышимость может быть обеспечена согласно п. 6.7.4 или должна быть обеспечена УЗД сигнала оповещения о пожаре не менее 105 дБА на высоте 1,5 м от уровня пола помещения в любой его точке с учетом обязательного применения дополнительных способов оповещения о пожаре".

С одной стороны, формулируется требование "превышение оповещения + 15 дБА над шумом", то есть 85 дБА + 15 дБА = 100 дБА, с другой стороны, идет ужесточение требований "не менее 105 дБА". То есть превышение + 20 дБА. Это непонятно и приведет к увеличению количества оповещателей.

Следующий пример. "П. 6.8.4. Для предотвращения негативного влияния на органы слуха оповещаемых УЗД создаваемый ОП не должен превышать 110 дБА на высоте 1,5 м от уровня пола помещения (покрытия эксплуатируемой кровли, террасы) и не более 120 дБА в других доступных при нормальной эксплуатации местах без применения лестниц и подъемников".

Неясно, откуда взялся норматив "110 дБА на высоте 1,5 м". Если это санитарная норма, то пять минут оповещения на восемь часов рабочего времени – это скорее импульсный шум, и норма при этом 125 дБА.

Это несоответствие приведет к увеличению количества оповещателей. К примеру, при использовании оповещателя на 115 дБА/м ослабление звука для 4 м будет 109 дБА, для 3 м – более 110 дБА.

Указанные ограничения необходимо убрать.

Технические требования для светового способа оповещения

Предложенный световой способ оповещения предусматривает смену понятий "световое оповещение человека от светового оповещателя" на "световое оповещение за счет отраженного света от пола и стен" с показателем не менее 0,4 кд/м2 не менее чем на 80% площади поверхности пола (покрытия) и стен на высоте до 2 м от пола (покрытия).

Кроме этого, требование синхронности импульсных вспышек будет вызывать желание закрыть глаза, осмыслить, куда двигаться, и только потом начать движение.

Последствие: необходима разработка, подготовка производства световых оповещателей для указанных требований, а также методики расчетов и расположения оповещателей для выполнения указанных требований при различных архитектурно-планировочных решениях.

Световой и тактильный способ оповещения

Световой и тактильный способы оповещения (п. 6.2) рассматриваются в том числе и как самостоятельные способы оповещения. При этом не учитывается менталитет населения России, который приучен к звуковому оповещению.

Модулированный звуковой сигнал пожарной опасности у человека вызывает первобытный инстинкт, желание убежать от опасности (уровень реакции). Переход на световой и тактильный способ оповещения – это ящик Пандоры.

Подобные нормативные требования могут привести к человеческим жертвам при пожаре, кроме этого они вызывают необходимость проводить более часто периодические инструктажи по ПБ (ежемесячно в период около 60 лет, пока не будет приучено население).

Световой и тактильный способ оповещения необходимо рассматривать как дополнительный к звуковому и, в исключительных случаях, их применение отдельно с указанием в СП стоит рассматривать как исключение с введением более частых инструктажей по ПБ и других мероприятий.

О рациональности свода правил

Необходимо упрощение понимания и рациональности нормативных требований нового свода правил заказчиками, изготовителями оборудования, проектировщиками, монтажниками за счет:

  • изменения структуры содержания, структуры содержания разделов;
  • введения новых разделов;
  • исключения двойного толкования и неясности, к каким зданиям относится ряд требований;
  • исключения необоснованности ряда технических требований или ненужной информации, изложенной в виде требований;
  • понимания, как пожарный надзор будет контролировать нормативные требования.

Содержание разделов в окончательной редакции СП 3.13130

Содержание разделов в окончательной редакции СП 3.13130 необходимо дополнительно рассмотреть более рационально и подробно.

Приведем несколько примеров.

Название раздела "Общие требования" необходимо сохранить в редакции "Требования пожарной безопасности к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".

В предлагаемый раздел "Требования пожарной безопасности к другим компонентам системы технических средств оповещения" перенести подразделы:

5.4. Контроль линий связи.
5.5. Работоспособность в условиях пожара.

5.6. Электропитание и заземление.

В предлагаемый раздел "Требования пожарной безопасности к комплексу организационно-технических мероприятий и управлению эвакуацией людей, в том числе маломобильных групп населения" перенести п. 5.8. "Размещение органов управления и индикации СОУЭ на пожарном посту".

Образовать новое приложение в СП и перенести в него п. 5.9. "Монтаж, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и техническое обслуживание".

При рассмотрении раздела 6 необходимо применить принцип приоритетности СОУЭ перед другими системами СПС, АУП и др., перенести ряд подразделов в другие; устранить противоречивость и двойное толкование, не вводить норматив при недостаточном технико-экономическом обосновании и без апробирования на реальных объектах, сократить или исключить общие положения, известные из других нормативных документов, и т.п.

После уточнения содержания и перекомпоновки информации в разделах необходимо вновь рассмотреть разделы и приложения дополнительно для исключения двойного толкования, из-за необоснованности ряда технических требований или ненужной информации, изложенной в виде требований, а также для понимания, как пожарный надзор будет контролировать нормативные требования.

Заключение

К первой редакции СП 3.13130 нами было подано более 85 замечаний, предложений, пояснений, однако многие принципиальные формулировки не были приняты. В связи с этим считаем, что регуляторам необходимо отказать в согласовании окончательной редакции СП 3.13130 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", поручить разработчику переформатировать текст окончательной редакции СП 3.13130 с учетом поданных замечаний, принять его как предварительный и повторно запросить предложения от предприятий и организаций.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2025

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Изображение от rawpixel.com на Freepik

Комментарии (1)

Подписаться на новости

Технологии. Обзоры решений. Задачи заказчиков.