Подписка
МЕНЮ
Подписка

Об основных направлениях нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности

Андрей Макеев, 22/04/20

Тема совершенствования нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности является для МЧС России актуальной и одной из главных. Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода исключена практика сплошных проверок подконтрольных субъектов, отменена "палочная" система. Из сферы пожарного надзора выведено свыше 730 тыс. объектов низкой категории риска, что составляет более 30% от общего их количества. В результате общее число проверок по всем видам надзора, осуществляемых министерством, за прошедшие пять лет снижено в три раза.

Антикризисные предложения

МЧС России осуществлен переход от задач по выявлению нарушений и наложению административных штрафов к партнерским отношениям. Они основаны на методах предупреждения и мотивации. Значительная часть времени в административных регламентах отведена консультированию и обучению хозяйствующих субъектов.

Результаты в цифрах

Все плановые проверки проводятся с применением проверочных листов, которые содержат ограниченный перечень вопросов и позволяют собственникам объектов подготовиться к проведению проверки. При этом
количество привлеченных к административной ответственности лиц сократилось на 70%, или в 3,2 раза.

Доля предупреждений увеличилась в три раза и составила 65% от общего количества наказаний.

Штрафные санкции в отношении бизнеса снижены более чем в три раза – с 450 тыс. до 150 тыс. руб.

С вступлением в силу Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" отменен целый пласт строительных норм и правил, документов РСФСР и СССР, установлена система гибкого противопожарного нормирования.

Таким образом, устранен существенный объем требований, затраты на реализацию которых часто превышали ожидаемый ущерб от пожара, что нарушало экономический баланс и создавало напряженность в предпринимательском сообществе. Если в среднем старое предписание содержало 20–30 нарушений требований пожарной безопасности, то сейчас это 8–12 пунктов мероприятий.

"Регуляторная гильотина"

МЧС России продолжает работу по совершенствованию нормативного правового регулирования. Министерство является активным участником реализации механизма "регуляторной гильотины" и программы "Трансформация делового климата". В рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" предусматривается глобальная актуализация всех требований нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности. Указанная работа для достижения наилучшего и сбалансированного результата проводится в тесном сотрудничестве с экспертными сообществами и различными объединениями предпринимателей.

Так, в целях исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" МЧС России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О признании утратившими силу нормативных правовых актов и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования…", которым предлагается отменить 184 устаревших акта в части, касающейся вопросов надзорной деятельности, относящейся к компетенции министерства.

31 декабря 2019 г. указанный проект постановления направлен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для рассмотрения на заседании правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии.

Новые законопроекты

Запланирована разработка и введение в действие с первого января 2021 г. 27 нормативных правовых актов, в том числе новой редакции Правил противопожарного режима, которые являются одним из основополагающих документов в нашей отрасли, а также внесение изменений еще в четыре акта.

"Цифровая трансформация транспортного комплекса России" читать >>>

В соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации организована работа по разработке проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части систематизации обязательных требований пожарной безопасности, в том числе в целях разрешения возникающих проблемных вопросов относительно установления требований к формам и способам дублирования сигнала о возникновении пожара.

Кроме того, подготовлены:

  • проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности в области пожарной безопасности", который устанавливает обязательные требования в области лицензирования деятельности по обеспечению пожарной безопасности;
  • проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в части наделения МЧС России полномочиями по разработке нормативных правовых актов, определяющих критерии оснащения объектов защиты системами противопожарной защиты.

Пересмотр специальных технических условий

Министерством пересматриваются и другие нормативные документы. Так, в целях исключения избыточных административных барьеров, а также сокращения нагрузки на бизнес-сообщество на постоянной основе осуществляется работа по актуализации нормативных документов по пожарной безопасности, направленная на исключение необходимости разработки специальных технических условий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты.

В настоящее время приказами МЧС России от 10.01.2020 г. № 5 и 15.01.2020 г. №14 утверждены свод правил "Блок начальных классов с дошкольным отделением в составе общеобразовательных организаций. Требования пожарной безопасности", устанавливающий требования пожарной безопасности к зданиям блоков начальных классов с дошкольным отделением в составе общеобразовательных организаций, и свод правил "Многофункциональные здания. Требования пожарной безопасности", устанавливающий требования к объектам, состоящим из частей различных классов функциональной пожарной опасности, а также с наличием многосветных пространств.

В полном объеме переработаны своды правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", СП 2.13130 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты. Требования пожарной безопасности", СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", подготовлены изменения в СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты", также предусматривающие исключение необходимости разработки
каких-либо специальных технических условий по обеспечению пожарной безопасности.

Кроме того, совместно с Минстроем России ведется работа по унификации требований пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"), а также разработан свод правил "Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности", устанавливающий требования для многоквартирных жилых домов высотой более 75 м и зданий иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м.

Одновременно с Минстроем России продолжается работа по унификации требований пожарной безопасности в рамках федеральных законов от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Пожарная безопасность объектов с массовым пребыванием людей

Отдельно с экспертами и предпринимателями планируется обсудить вопросы, направленные на обоснование необходимости усиления требований пожарной безопасности к объектам с массовым пребыванием людей. Корректируется и сама методика осуществления пожарного надзора с учетом концентрации усилий на объектах защиты, характеризующихся повышенными рисками наступления трагических событий при возникновении пожара.

Таким образом, объекты с пребыванием детей (детские сады, лагеря, школы), дома престарелых и инвалидов будут переведены в чрезвычайно высокую категорию риска и проверяться один раз в год (в настоящее время не чаще одного раза в год).

Крупные многофункциональные торгово-развлекательные центры с одновременным нахождением более 5 тыс. человек переводятся в категорию высокого риска с периодичностью проведения плановых проверок один раз в два года (было один раз в четыре года). Таких объектов в настоящее время
около 200.

Соответствующие изменения в установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации.

Подготовлены поправки к проекту федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора (проект федерального закона № 518816-7).

Вводятся определения "объект с массовым пребыванием людей" и "помещение с массовым пребыванием людей".

Устанавливается, что на объектах с массовым пребыванием людей государственному строительному надзору оказывается помощь со стороны должностных лиц органов государственного пожарного надзора.

Предусматривается возможность проведения проверок органами государственного пожарного надзора в отношении здания в целом, включая всех лиц, осуществляющих деятельность на данном объекте.

Кроме того, органы государственного пожарного надзора наделяются полномочиями по проведению рейдовых осмотров объектов с массовым пребыванием людей.

Соответствующий проект федерального закона подготовлен для рассмотрения во втором чтении.

Реализация предлагаемых законопроектом мер существенно повысит эффективность системы обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей.

Работа по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере обеспечения пожарной безопасности продолжается и находится на особом контроле.

Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность" 2020

Темы:МЧС РоссииРегуляторная гильотинаОбъекты с массовым пребыванием людейКаталог "Пожарная безопасность"

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

Получить консультацию
Печатное издание
Интернет-портал
Стать автором
Комментарии

More...