Подписка
МЕНЮ
Подписка

Обеспечение транспортной безопасности в аэропорту Пулково

Евгений Степанов, 16/02/21

Аэропорт Санкт-Петербурга Пулково начал свою работу в 1932 г. и тогда назывался аэродромом "Шоссейная". В 2010 г. было заключено соглашение о государственно-частном партнерстве, в соответствии с которым главным оператором аэропорта стало ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" (ВВСС). В результате проведенной реконструкции пропускная способность аэропорта значительна возросла: по итогам 2019 г. пассажиропоток составил 19,6 млн человек. Приоритетной задачей при обслуживании пассажиров остается высокое качество предоставляемых сервисов с соблюдением стандартов безопасности.

ВВСС аккредитовано в качестве подразделения транспортной безопасности, выполнение функций которого на объекте транспортной инфраструктуры (ОТИ) "Аэропорт Санкт-Петербург (Пулково)" возложено на Дирекцию по авиационной безопасности ВВСС, численность которой составляет более 1,5 тыс. сотрудников.

ВВСС подтвердило также соответствие требованиям федеральных авиационных правил в сфере деятельности "авиационная безопасность" и получило сертификат соответствия.

01-4

Выполнение законодательства в области ТБ (АБ): острые вопросы

Очевидно, что законодательством РФ в области транспортной и авиационной безопасности (ТБ и АБ) предусмотрены дублирующие по целям процедуры аккредитации подразделений транспортной безопасности и получения сертификата соответствия деятельности федеральным авиационным правилам.

Отсутствие продвижения в сфере гармонизации законодательства в области транспортной и авиационной безопасности, устранения двойного нормативного регулирования приводит к необходимости субъекту транспортной инфраструктуры (СТИ) разрабатывать дублирующие процедуры. Так, в части планирования мероприятий по защите от актов незаконного вмешательства (АНВ) законодательством по АБ и ТБ предусмотрены программа обеспечения АБ аэропорта и план обеспечения транспортной безопасности ОТИ соответственно. несмотря на то что, согласно Федеральному закону от 09.07.2007 г. № 16-Фз "О транспортной безопасности", план обеспечения транспортной безопасности аэропорта (аэродрома) является программой авиационной безопасности соответствующего аэропорта (аэродрома), это требование не реализуется на практике в связи с тем, что требования к содержанию и структуре документов (в том числе требования ИКАО) совершенно различны. Схожая ситуация складывается с разработкой аэропортом инструкции об организации пропускного и внутриобъектового режимов. При проведении аудитов в области авиационной безопасности проверяющие запрашивают документ, соответствующий ФАП-142, согласованный с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, притом в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1605 данное согласование не требуется. Таким образом, перед СТИ возникает вопрос, какими нормами стоит руководствоваться при разработке документов.

Кроме того, не определен порядок актуализации плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Не определен порядок управления планом ОТБ, например возможность его переиздания при наличии большого числа дополнений по аналогии с программой обеспечения авиационной безопасности, версии которой обновляются. Так, ВВСС обеспечило проведение семи дополнительных оценок уязвимости и, соответственно, разработало семь дополнений в план обеспечения ТБ. В настоящий момент план ОТБ с дополнениями к нему представляет собой документ объемом более 1200 листов, что значительно осложняет работу с ним, в том числе и надзорных органов.

На ОТИ "Аэропорт Санкт-Петербург (Пулково)" установлено более 900 камер видеонаблюдения, в том числе и в целях обеспечения транспортной (авиационной) безопасности.

Пробелы в терминологии

Дополнительно СТИ в сфере воздушного транспорта сталкиваются с проблемами при разработке внутренних нормативных документов в связи с несоответствием терминологии законодательства в области авиационной и транспортной безопасности. СТИ вынуждены самостоятельно соотносить понятия, которые определяют схожие объекты/структуры/процессы по требованиям авиационной и транспортной безопасности. К примеру, не увязаны между собой понятия "контролируемая зона" и "зона транспортной безопасности (ее части)", "подразделение транспортной безопасности" и "служба авиационной безопасности", при том что предполагается их одновременное функционирование в аэропорту. По аналогии с приказом Минтранса России от 17.04.1994 г. № 76 "О введении в действие Типового положения о службе авиационной безопасности" в сфере обеспечения транспортной безопасности не определен правовой статус сотрудника подразделения ТБ (полномочия сотрудника), не утверждена номенклатура должностей сил ТБ, их функционал, не внесены соответствующие должности в квалификационный справочник работников гражданской авиации.

Надеемся, что при пересмотре нормативных актов РФ в области обеспечения ТБ (АБ), запланированном на 2021 г., вышеназванные проблемы найдут решение на законодательном уровне и разрешится правовая коллизия.

Основные направления обеспечения ТБ (АБ)

Дирекция по авиационной безопасности, выполняющая также функции подразделения транспортной безопасности на ОТИ "Аэропорт Санкт-Петербург (Пулково)", реализует требования по обеспечению ТБ в соответствии с действующим законодательством, в частности по осуществлению:

  • охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов;
  • контроля за оперативной обстановкой, обеспечением и соблюдением мер ТБ (АБ) в зоне ТБ ОТИ, в том числе с применением ИТС ОТБ;
  • оперативного реагирования на сообщение о подготовке совершения или совершении АНВ в зоне ТБ ОТИ.

Ограждение, установленное по периметру ОТИ, на всем своем протяжении оснащено радиолокационной системой, системой стационарных тепловизоров с интеллектуальным программным обеспечением, техническими средствами сигнализации и видеонаблюдения. на границах зоны ТБ организовано 36 КПП и постов ОТБ, установлены инженерные сооружения различных типов:

  • усиленные взломостойкие двери;
  • металлические решетки на окнах;
  • усиленные ворота;
  • противотаранные устройства;
  • устройства принудительной остановки автотранспорта.

Все КПП и посты оборудованы СКУД, на транспортных КПП дополнительно установлена система проезда "АвтоСКУД". Данные с технических средств ОТБ выводятся в пункт управления обеспечением транспортной безопасности (ПУОТБ).

02-3

Меры транспортной безопасности в отношении багажа в аэропорту Санкт-Петербург (Пулково) обеспечиваются посредством пятиуровневой системы обработки багажа.

Конструктивные предложения

При практической реализации требований законодательства у ВВСС как СТИ возникают трудности и рождаются инициативы.

Охрана периметра

Например, в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 01.02.2011 г. № 42 "Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры" охрана границ территории аэропорта осуществляется подразделениями войск национальной гвардии либо подразделениями ведомственной охраны Минтранса России на возмездной основе. Предлагаем дополнить этот список аккредитованными подразделениями ТБ СТИ и предоставить СТИ право выбора при решении вопроса охраны периметра аэропорта, учитывая, что вся ответственность за обеспечение ТБ на ОТИ возлагается на СТИ.

Видеонаблюдение

В части, касающейся функционирования ПУОТБ, ВВСС столкнулось со следующей проблемой: в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 допускается вывод на один видеомонитор не более четырех видеокамер для непрерывного наблюдения одним оператором, при этом по постановлению Правительства РФ от 05.10.2020 г. № 1605 требуется наличие не менее трех работников сил ОТБ для осуществления непрерывного контроля.

Штатная численность сотрудников ПУОТБ ВВСС, осуществляющих непрерывных контроль за сигналами ИТС, в смену составляет от четырех до пяти работников. На ОТИ "Аэропорт Санкт-Петербург (Пулково)" установлено более 900 камер видеонаблюдения, в том числе и в целях обеспечения транспортной (авиационной) безопасности. Таким образом, для обеспечения непрерывного наблюдения за камерами понадобится более 200 мониторов, расширение штата операторов (диспетчеров) и большие площади производственных помещений, что, на наш взгляд, повлечет излишнюю финансовую нагрузку на СТИ.

Предлагаем уточнить порядок функционирования ПУОТБ на ОТИ в части реализации требования по видеонаблюдению, принимая во внимание тот факт, что в настоящее время системы видеонаблюдения оснащены интеллектуальным программным обеспечением, позволяющим минимизировать участие человека.

"Цифровые технологии в обеспечении сохранности грузов" читать >>>

Процедуры досмотра

Что касается проведения досмотров в целях безопасности, то благодаря отсутствию серьезных различий в требованиях, предъявляемых АБ и ТБ к данным процедурам, ВВСС не сталкивается с трудностями при реализации требований законодательства.

В ВВСС организованы пункты досмотра (ПД) на границах зоны ТБ (ее частей), а также внутри зоны ТБ для проведения повторного и дополнительного досмотров. Общее количество ПД – 104, из них для осуществления предполетного досмотра пассажиров – 38.

ПД оснащены в соответствии с требованиями законодательства техническими системами досмотра, средствами видео- и аудиозаписи, информация с которых также выводится на ПУОТБ. Часть технических средств и систем уже имеет сертификаты соответствия требованиям постановления № 969, часть находится в стадии сертификации.

Меры транспортной безопасности в отношении багажа в аэропорту Санкт-Петербург (Пулково) обеспечиваются посредством пятиуровневой системы обработки багажа.

При этом хотелось бы отметить, что ВВСС как СТИ, в обязанности которого вменяется оснащение ОТИ сертифицированными системами и средствами обеспечения ТБ, столкнулось с тем, что на сегодняшний день отсутствуют нормативно закрепленные сертификационные требования к техническим средствам досмотра, обеспечивающим выявление опасных химических и опасных биологических агентов, их функциональным свойствам, а также отсутствует утвержденная методика проведения сертификационных испытаний. Это приводит к вынужденному применению в деятельности по обеспечению ТБ несертифицированного оборудования и, как результат, к замечаниям со стороны надзорных органов.

Предлагаем внести соответствующие поправки в законодательство по ТБ (АБ) в части сертификационных требований к системам и средствам обеспечения транспортной безопасности.

03-3

Подготовка персонала

В ВВСС функционирует авиационный учебный центр, реализующий программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Однако наряду с подготовкой, регламентированной законодательством в сфере транспортной (авиационной) безопасности, ВВСС проводит занятия с персоналом в рамках иных проектов, одним из которых является проект "Точка внимания".

04-2

Пулково назван лучшим аэропортом в рейтинге ASQ среди европейских аэропортов с годовым пассажиропотоком от 15 до 25 млн человек

Проект "Точка внимания"

Специалисты корпоративного университета ВВСС совместно с дирекцией по персоналу и дирекцией по авиационной безопасности, исходя из нашей принципиальной позиции "В безопасности главное – люди, которые ее обеспечивают", разработали и успешно внедрили проект "Точка внимания", ориентируясь на специфику деятельности дирекции по авиационной безопасности. "Точка внимания" является элементом системы Blueprinting, применяемой в аэропортах России для конструирования предполагаемой реакции пассажира при взаимодействии, в частности, с работником досмотра и создания ряда возможных решений для совершенствования коммуникации.

"Точка внимания" состоит из пяти модулей:

  1. "Стандарты" – описывает модели поведения, дает рекомендации по общению с пассажирами при проведении досмотра.
  2. "Эмоции" – обучает персонал распознавать различные эмоции, контролировать свое влияние на других людей.
  3. "Стрессоустойчивость" – освоение техники работы с собственным стрессом, приобретение навыков избегания конфликтов.
  4. "Типы пассажиров" (психотипы) – раскрывает возможности для установления контакта с пассажирами различных психологических типов.
  5. "Конфликтология" – разработан на основании знаний, полученных в Международной академии исследования лжи. Освоив данный модуль, персонал службы досмотра с легкостью решает конфликтные ситуации, возникающие при проведении мероприятий по досмотру физических лиц.

Разработка и внедрение внутренних программ обучения, направленных и на формирование психологической компетенции, позволило аэропорту Санкт-Петербург (Пулково) повысить не только свою позицию в рейтинге ASQ (Airport Service Quality) Международного совета аэропортов (Airports Council International), но и качество проведения наблюдения и собеседования в целях обеспечения ТБ (профайлинга). Интересный и полезный дополнительный эффект данного обучения – улучшение микроклимата внутри коллектива, что, безусловно, положительно сказывается и на качестве мер безопасности.

Специалисты корпоративного университета ВВСС совместно с дирекцией по персоналу и дирекцией по авиационной безопасности разработали и успешно внедрили проект "Точка внимания". Проект является элементом системы Blueprinting, применяемой в аэропортах России для конструирования предполагаемой реакции пассажира при взаимодействии, в частности, с работником досмотра и создания ряда возможных решений для совершенствования коммуникации.

Результаты опросов ASQ в IV квартале 2019 г. и I квартале 2020 г.

Завершив обучение персонала по программе "Точка внимания" в декабре 2019 г., ВВСС добилось того, что в I квартале 2020 г. аэропорт Санкт-Петербург (Пулково) возглавил европейский рейтинг ASQ Международного совета аэропортов по критерию общей удовлетворенности пассажиров качеством обслуживания.

Повышение позиций в рейтинге ACI ASQ – это огромное достижение для нашей команды. безупречный сервис является одним из наших главных приоритетов.

Аудиты и рейтинги

Несмотря на возникающие трудности при реализации требований законодательства по ТБ (АБ), в 2019 г. ВВСС успешно прошло аудиты ICAO и ISAGO, а аэропорт Пулково стал лауреатом престижной премии ACI, ежегодно вручаемой авиатранспортным комплексам по всему миру за высокое качество обслуживания пассажиров. Пулково назван лучшим аэропортом в рейтинге ASQ среди европейских аэропортов с годовым пассажиропотоком от 15 до 25 млн человек.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №6/2020

Темы:Транспортная безопасностьЭксплуатация аэропортовБезопасность объектовТрибуна заказчикаЖурнал "Системы безопасности" №6/2020

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ 2021
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ 2021
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
ПРОЕКТ «СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ»
Комментарии

More...