Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Импортозамещение в системах видеонаблюдения * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Обязательная сертификация технических систем и средств досмотра

Андрей Киселев, 14/08/19

В соответствии с Правилами проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 969, ФСБ России является федеральным органом по сертификации в части технических систем и средств досмотра, а также интеллектуального видеонаблюдения. Приказами этого ведомства органом по сертификации назначено ФГУП "НТЦ "Орион", роль аппарата федерального органа по сертификации выполняет ФГКУ "В/ч 68240".
 

SS_Security and Safety

На данный момент аккредитованы две ведомственные испытательные лаборатории и одна коммерческая:

  • для проведения сертификационных испытаний технических систем и средств досмотра (ТССД) – ФГКУ "В/ч 35533" и ФГУП НИИР (в отношении металлодетекторов, газоанализаторов и рентгенотелевизионных установок);
  • для проведения сертификационных испытаний технических систем и средств интеллектуального видеонаблюдения – ФГКУ "В/ч 44236".

Очевидно, что наличия двух испытательных лабораторий ТССД недостаточно для своевременного обеспечения потребностей транспортного комплекса в сертифицированных ТС ОТБ. В связи с этим ведется работа по вовлечению предприятий промышленности в различных регионах страны в систему сертификации в качестве испытательных лабораторий: 27 организациям предоставлены методики сертификационных испытаний и даны разрешения на закупку испытательных средств, включая тест-предметы. Однако до настоящего времени ни одна из указанных организаций не аккредитована.

Количество выданных сертификатов

Ведомственный сегмент приступил к выполнению работ по обязательной сертификации ТС ОТБ с августа 2017 г. в полном объеме. За истекший период выдано 40 сертификатов
соответствия, из них 34 на технические средства досмотра и только шесть – на устройства интеллектуального видеонаблюдения.

Сертификаты соответствия получили технические средства досмотра всех категорий:

  • аппаратура радиационного контроля;
  • газоаналитическая и химическая аппаратура для обнаружения следовых количеств взрывчатых веществ;
  • металлодетекторы;
  • рентгенотелевизионные установки;
  • иные технические средства (рентгеновская установка персонального досмотра, нейтронная установка обнаружения взрывчатых веществ, а также стационарные инспекционно-досмотровые радиометрические комплексы – СИДРК, установленные на автомобильных подходах к Крымскому мосту).

В основном сертификация проводится по схеме № 3 (серийное производство).

ris1

Далее рассмотрим часто встречающиеся проблемные вопросы, связанные с организацией процесса обязательной сертификации ТС ОТБ.

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте. Форматы участия для рекламодателей >>

Статус заявителя

При принятии решения о проведении обязательной сертификации ТС ОТБ заявитель должен руководствоваться положениями не только Правил обязательной сертификации, но и законодательства Российской Федерации. Так, в соответствии с Правилами заявителями могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации филиалы и представительства организаций не являются юридическими лицами.

Порядок заключения договоров (необходимость предоставления доверенности лицом, уполномоченным заявителем) регулируется Гражданским кодексом, сроки действия сертификатов соответствия в отношении каждой единицы технических средств (в течение срока службы изделия, установленного производителем) – Федеральным законом "О техническом регулировании", а необходимость сертификации ТС ОТБ – Федеральным законом "О транспортной безопасности" и т.д.

Схемы сертификации

Перед выбором схемы сертификации рекомендуется еще раз и внимательно изучить Правила обязательной сертификации, так как каждая схема сертификации имеет свои особенности. Схема № 3 (серийное производство) предполагает не просто получение сертификата соответствия со сроком действия три года, но и проведение регулярного инспекционного контроля сертифицированных технических средств, который подразумевает проверку производства даже при наличии сертификата менеджмента качества, а также испытаний новых серийных образцов технических средств. При этом инспекционный контроль проводится за счет средств держателя сертификата.

Более того, заявитель несет ответственность за соблюдение всех положений Правил обязательной сертификации: он обязан извещать орган по сертификации об изменениях, внесенных
в техническую документацию или в технологический процесс производства.

На эти особенности следует обратить внимание поставщикам импортного оборудования, которые пытаются организовать псевдопроизводство в Российской Федерации. При отрицательном результате инспекционного контроля, а также при отказе от него (в том числе при отказе в предоставлении новых серийных образцов) действие сертификата может быть не только приостановлено, но и прекращено. Это грозит как финансовыми, так и репутационными потерями.

И наконец, информация для субъектов транспортной инфраструктуры: правилами не предусмотрена процедура признания сертифицированными серийных технических средств, произведенных до начала срока действия сертификата, даже по тем же техническим условиям. В данном случае для сертификации технических средств, установленных на объектах транспортной инфраструктуры, предусмотрена схема № 4.

Оформление заявки на проведение обязательной сертификации

Необходимо отметить, что именно грамотная подготовка заявки является залогом соблюдения сроков всех этапов работ по обязательной сертификации: за истекший период органами по сертификации рассмотрено свыше 1000 заявок, однако по ним было принято только 70 положительных решений. По 66 заявкам, не соответствующим требованиям Правил обязательной сертификации ТС ОТБ, заявителям направлены отказы в проведении сертификации, остальные заявки переданы на доработку.

В основном это касается попыток субъектов транспортной инфраструктуры организовать сертификацию по схеме № 4, когда документация на технические средства отсутствует либо находится в неудовлетворительном состоянии. Таким образом, орган по сертификации вынужден заниматься перепиской вместо организации работ по обязательной сертификации, то есть работает вхолостую. В ряде случаев это приводит к увеличению срока рассмотрения заявок.

Перед отбором образцов для проведения испытаний проводится идентификация сертифицируемых технических средств по признакам, указанным в прилагаемой к заявке на проведение обязательной сертификации технической документации. В случае если в заявке некорректно указаны или отсутствуют идентификационные признаки (модель технического средства, серийные номера и т.д.), идентификация и, соответственно, отбор технических средств просто физически невозможны. Кроме того, становится непонятным, какие данные о техническом средстве вносить в сертификат соответствия, а при отсутствии паспорта или формуляра – каков срок действия сертификата соответствия на конкретное изделие и т.д.

Мы постоянно ведем работу на эту тему с заявителями, а также обновляем информацию в информационно- телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте ФСБ России в разделе "Научно-техническое сотрудничество" с указанием типичных ошибок при составлении заявок. Надеемся, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему, тем более что уже есть успешный опыт.

ris2

Положительные примеры

Один из показательных примеров – проведение работ по сертификации СИДРК производства ООО "Скантроник Системс". В связи с особенностями производства и сжатыми сроками ввода в эксплуатацию производителем была проявлена гибкость и выбрана оптимальная на тот момент схема – сертификация по схеме № 1 (единичные образцы), несмотря на то что монтаж изделия осуществлялся непосредственно на объекте транспортной инфраструктуры (что, в принципе, не противоречит Правилам обязательной сертификации). Заявка надлежащего качества была подготовлена заявителем заранее (после завершения монтажных и пусконаладочных работ).

После получения уведомления о готовности СИДРК к сертификационным испытаниям с приложением акта и протоколов приемо-сдаточных работ органом по сертификации было принято решение о проведении работ по обязательной сертификации. Договор на проведение работ по сертификации был заключен и оплачен заявителем в течение одного дня.

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

В результате благодаря слаженному взаимодействию между всеми участниками процесса обязательной сертификации СИДРК срок ее проведения с учетом времени на командирование испытательной лаборатории на объект был сокращен до 22 суток. Конечно, этот уникальный опыт является исключительным: в связи со стратегическим значением ОТИ были мобилизованы все ресурсы участников сертификации.

Вместе с тем он показателен: все участники обязательной сертификации (заявитель, орган по сертификации и испытательная лаборатория) являются не антагонистами, а полноправными партнерами в деле обеспечения транспортной безопасности. Такие организации, как ООО "СКВ "Медрентех", ТСНК ООО "Диагностика-М", АО "СНТ", ОАО "НТЦ "РАТЭК" и другие, уже имеют по несколько сертификатов на производимое оборудование.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №3/2019

Распознавание лиц в СКУД. ОБЗОР ПРОДУКТОВ >>

Больше статей по безопасности >>>

Темы:ТранспортВидеонаблюдениеФСБСертификацияЖурнал "Системы безопасности" №3/2019
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...