Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек" 23 июля. BPM/ECM-платформы для автоматизации бизнес-процессов 24 июля. Отечественные ИT-платформы и ПО для объектов КИИ 25 июля. Пожарная безопасность и минимизация ущерба от возгораний зданий 31 июля. Чат-боты и голосовые ассистенты для бизнеса   Регистрируйтесь и участвуйте!

Особенности экспертизы объектов ТЭК с учетом требований транспортной безопасности

Михаил Карпов, 11/03/24

Проектирование и прохождение государственной экспертизы строящихся и реконструируемых объектов вызывает много вопросов. В данной статье мы разберем вопросы проектирования и экспертизы объектов транспортной инфраструктуры, входящих в состав сложных объектов топливно-энергетического комплекса. Значительное число сложных объектов ТЭК включают в свой состав ОТИ.

Рассмотрев законодательные основы, на которые следует ориентироваться при проектировании и проведении экспертизы объектов транспортной инфраструктуры, входящих в состав сложных объектов топливно-энергетического комплекса, мы изучим, как они применяются для таких объектов, как вертодром в составе объектов проектируемого месторождения, автодорожный мост, терминал в морском порту и др.

Законодательные основы

В Федеральном законе от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ (ред. от 25.12.2023 г.) "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" ст. 6 в ч. 2–4 определены следующие требования:

  • Ст. 6 ч. 2: Обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса и обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
  • Ст. 6. ч. 3: Обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса, но не обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
  • Ст. 6. ч. 4: Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, могут устанавливаться особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса, от актов незаконного вмешательства.

Однако в Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" соответствующие правки внесены не были. Таким образом, сейчас для ОТИ, входящих в состав объектов ТЭК, необходимо выполнять требования этого федерального закона.

Объекты транспортной инфраструктуры определены Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1442 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", приказом Минтранса России от 28.01.2021 г. № 21 "Об определении объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, являющихся объектами транспортной инфраструктуры". Перечень ОТИ, не подлежащих категорированию, определен приказом Минтранса России от 28.08.2020 г. № 331 "Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта".

Обзор решений для защиты КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

Объекты транспортной инфраструктуры в составе объекта ТЭК

При проектировании определенных объектов, список которых я приведу ниже, следует руководствоваться Требованиями по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2418 и другими постановлениями Правительства Российской Федерации в области транспортной безопасности.

Список объектов ТЭК, куда могут входить объекты транспортной инфраструктуры (требования по транспортной безопасности для них определены Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности"):

  • тоннели, эстакады, мосты, морской терминал, участки железнодорожных путей необщего пользования;
  • участки, на которых осуществляются подача и (или) уборка вагонов с грузами повышенной опасности, маневровые работы для вагонов с грузами повышенной опасности, а также стоянка вагонов с грузами повышенной опасности;
  • участки, примыкающие (непосредственно или через другие железнодорожные пути необщего пользования) к железнодорожным станциям и (или) железнодорожным путям, на которых осуществляется высокоскоростное и (или) скоростное сообщение;
  • вертодромы и (или) посадочные площадки, за исключением вертодромов и посадочных площадок, используемых организациями авиационной промышленности в целях проведения испытательных полетов, вертодромов и посадочных площадок, используемых менее 30 дней в течение календарного года, а также вертодромов и посадочных площадок, используемых только легкими и (или) сверхлегкими воздушными судами авиации общего назначения;
  • судоходные гидротехнические сооружения, при проектировании которых необходимо следовать указанным требованиям – это месторождения, морские терминалы, нефтеперерабатывающие заводы, гидроэлектростанции, теплоэлектроцентрали и др.

Объем проектных решений по транспортной безопасности определен Требованиями по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2418.

Объекты транспортной инфраструктуры и требования к их проектированию

Предлагаю рассмотреть типовые, часто встречающиеся случаи объектов транспортной инфраструктуры в рамках сложного объекта ТЭК.

1. Вертодром в составе объектов проектируемого месторождения. В соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" вертодром для вертолета типа Ми-8, используемый более 30 дней в течение календарного года, является объектом транспортной инфраструктуры. Приказом Минтранса России от 28.08.2020 г. № 331 "Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта" определено, что вертодромы, предназначенные полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов, являются не подлежащим категорированию объектом транспортной инфраструктуры воздушного транспорта. Требования к таким ОТИ предъявляются постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 г. № 2090 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 г. № 1603".

Объем проектных решений по транспортной безопасности определен Требованиями по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2418.

2. Участок железнодорожных путей необщего пользования, на котором осуществляются подача и (или) уборка вагонов с грузами повышенной опасности, маневровые работы для вагонов с грузами повышенной опасности, а также стоянка вагонов с грузами повышенной опасности в составе нефтеперерабатывающего завода.

Наличие грузов повышенной опасности определяем в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 341 "Об утверждении перечня видов грузов повышенной опасности".

Для определения требований, предъявляемых к объекту транспортной инфраструктуры, застройщик, по согласованию с компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности, устанавливает предварительную категорию строящегося объекта транспортной инфраструктуры исходя из количества категорий и критериев категорирования, установленных в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", а также сведений о месте проведения строительных работ, технических и технологических характеристиках объекта транспортной инфраструктуры – п. 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2418.

Требования к таким ОТИ предъявляются постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта".

При проектировании морского терминала выполнение работ в части ОТИ "акватория морского порта" должно быть обосновано соглашением между субъектами – органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере морского транспорта, и терминалом.

3. Автодорожный мост в составе объектов проектируемого месторождения. в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 28.08.2020 № 331 "Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта" необходимо определить, есть ли основания считать ОТИ некатегорируемым. Если таких оснований нет, то должна быть определена предварительная категория ОТИ, как и в предыдущем примере.

Важно, что к определению категории требуется подходить очень внимательно, потому что изменить ее без изменения условий, на основании которых она была определена, практически невозможно.

4. Терминал в морском порту. в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в морском порту выделяют следующие ОТИ: морские терминалы, акватории морских портов.

В ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": "Капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта".

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности акваторий морского порта осуществляется капитанами морских портов, как указано в ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 г. № 1651 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию".

Требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ "Терминал" являются обязательными для исполнения субъектом транспортной инфраструктуры (ст. 8, ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности").

Таким образом, при проектировании морского терминала выполнение работ в части ОТИ "акватория морского порта" должно быть обосновано соглашением между субъектами – органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере морского транспорта, и терминалом. Надеюсь, что разобранные примеры позволят исключить ряд недостатков, выявляемых в проектной документации объектов ТЭК, представляемых на государственную экспертизу.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: ru.freepik.com

СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРОДУКТЫ И РЕШЕНИЯ ГОДА

Темы:ТЭК и нефтегазКомплексная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №1/2024
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...