Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Сертификация по схеме № 4: с чего начать подготовку?

Алексей Юдин, 05/07/19

Постановлением Правительства РФ № 969 от 30.09.2016 г. четко классифицированы системы и технические средства, подлежащие обязательной сертификации, а также установлены технические требования к ним. Участников рынка волнует, с чего начать подготовку к сертификации, оформлению заявки, какова стоимость сертификационных испытаний по схеме № 4, каким образом проводятся сертификационные испытания на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и т.д. Рассмотрим практическую сторону этих вопросов, на примере Органа по сертификации ФКУ НПО "СТиС", где проведены сертификационные испытания на четырёх крупных ОТИ, по всем получены положительные заключения от исполнительной лаборатории, в том числе по двум получены сертификаты соответствия.

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

Постановлением № 969 определены участники обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также назначены федеральные органы исполнительной власти, на которые возлагается проведение обязательной сертификации (табл. 1).

Распоряжением № НЗ-44-р от 29.03.2017 г. создана Межведомственная рабочая группа по вопросам сертификации ТСО ТБ.

Таблица 1. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за проведение обязательной сертификации

tab1tab1

С чего начать подготовку к сертификации?

Сложность формирования перечня технических средств обусловлена тем, что в нормативных документах имеются противоречия. Минтранс России проводит работу по гармонизации, например, подготовлен и опубликован (05.04.2018г.) законопроект (ID проекта: 02/07/04-18/00079696): "О внесении изменений в Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969".

Между тем не урегулированы вопросы, решение которых требуют комплексного подхода всех заинтересованных сторон: производителей и поставщиков технических средств, проектных организаций и интеграторов и представителей Объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ).

Подготовку к сертификации по схеме №4 необходимо начинать с Плана Транспортной безопасности, который является основным документом и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства (АНВ).

В основе Плана Транспортной безопасности сформированы требования по обеспечению транспортной безопасности, указанные в следующих нормативных документах:

  1. Федеральном законе ФЗ-16 "О транспортной безопасности".
  2. Постановлении Правительства РФ от 28 июля 2018 г. № 886 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта".
  3. Приказе Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности".
  4. Приказе Минтранса РФ от 12 апреля 2010 г. № 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
  5. Приказе Минтранса РФ от 11 февраля 2010 г. № 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств"  и др.

Совместно с САБ и Подразделением ТБ определяются и вносятся изменения в границы зон Транспортной безопасности на ОТИ.

СКУД для офисов и бизнец-центров. Подобрать решение >>

Следующим шагом является формирование перечня технических средств ТБ, которые непосредственно используются в рамках обеспечения транспортной безопасности (зачастую смешивают понятия  авиационной и транспортной безопасности) на Объекте транспортной инфраструктуры, составляющий основу для заявки в орган по сертификации (ФКУ НПО "СТиС" МВД РФ).

Лучше всего сделать визуализацию мест установки технических средств ТБ (указать схематично) на планировках объекта, так как иногда (например, на КПП) могут устанавливаться камеры видеонаблюдения как для обеспечения транспортной и авиационной безопасности, так и для обеспечения технологического видеонаблюдения. Графическое отображение мест установки технических средств в дальнейшем поможет не запутаться.

Кроме того, необходимо учитывать, что от системы видеонаблюдения в каждом секторе зоны ТБ требуется выполнение различных функциональных свойств (таблица 2).

Таблица 2. Сводная таблица по некоторым требованиям к системе видеонаблюдения

ПП886

ПП969

Идентификация физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через КПП, посты на границах зоны ТБ, ее частей, сектора свободного доступа, перевозочного и технологического секторов зоны ТБ ОТИ, а также на критических элементах ОТИ

Идентификация (для систем видеонаблюдения) - процесс, при котором осуществляется поиск в регистрационной базе данных и предоставляется список кандидатов, содержащих от 0 до 1 или более идентификаторов.

Запись видеоинформации в архив для последующего анализа состояния охраняемого объекта, тревожных ситуаций, идентификации нарушителей; визуальный контроль объектов охраны и прилегающих к ним территорий (прямое видеонаблюдение).

П.23 СВН: в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, количество нарушителей, направления движения нарушителя(ей) и оптимальные меры противодействия

Обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время (далее -- видеораспознавание) в секторе свободного доступа и перевозочном секторе зоны ТБ ОТИ, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры

 

Обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время (далее -- видеообнаружение) в технологическом секторе зоны ТБ ОТИ

Автоматическое обнаружение движения (сценарий "Детекторы движения")

Обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время (далее -- видеомониторинг) на периметре зоны ТБ ОТИ

Оперативный контроль действий сотрудников службы безопасности (подразделения охраны) и предоставление необходимой информации для координации этих действий

 

Видеоверификация тревог (подтверждение с помощью видеонаблюдения факта несанкционированного проникновения в зону охраны и выявление ложных срабатываний)

 

Программирование режимов работы

Интеграция и (или) совместное применение технических средств обеспечения транспортной безопасности с учетом технических характеристик инженерных систем и сооружений, препятствующих проникновению нарушителя в зону ТБ ОТИ (при наличии технической возможности)

Взаимодействие с другими подсистемами интегрированной системы безопасности обеспечения противокриминальной защиты с целью обеспечения противокриминальной защиты охраняемого объекта

 

Взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства ТСР/IР

Передача данных с систем видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в реальном времени

Обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием, унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанных на основе XML

Алексей Юдин
Независимый эксперт по транспортной безопасности

Павел Колесников
Руководитель ФКУ НПО "СТиС"

Сергей Чернов
Эксперт аккредитованной исполнительной лаборатории ФГУП НИИР

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №4/2019

Больше статей по "Транспортной безопасности"

SS_Security and Safety

Темы:ТранспортСертификацияЖурнал "Системы безопасности" №4/2019
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...