Система досмотра днища транспортных средств для оптимизации досмотровых мероприятий на КПП
Алексей Юдин, 26/06/20
КПП – это объект, на котором установлен пропускной режим, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа/выхода лиц, въезда/выезда транспортных средств, вноса/выноса либо ввоза/вывоза имущества. При этом КПП должен обеспечивать необходимую пропускную способность прохода людей и проезда транспорта. Устройства управления механизмами открывания, прохода/проезда, охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ посторонних лиц к устройствам управления. Для осмотра автотранспорта на КПП должны быть оборудованы смотровые площадки и эстакады, а для осмотра железнодорожного транспорта – вышки с площадками.
Досмотр транспортного средства на КПП проводится личным составом (сотрудником службы безопасности) с применением зеркала или технических средств. Как правило, на КПП задействованы не менее трех сотрудников, которые меняются каждые 20 минут:
- первый – для досмотра физических лиц при перемещении через КПП;
- второй – для досмотра транспортного средства (сотрудник находится на улице, досматривает ТС, водителя ТС и принимает решение по допуску ТС в контролируемую зону);
- третий – "сменный".
Минусы зеркала
Проведение досмотра транспортных средств на КПП сотрудником службы с помощью зеркала имеет ряд недостатков, например:
- Зависимость качества досмотра от конкретного исполнителя (сотрудника), который выполняет досмотр ТС. При этом есть риски сговора между сотрудником службы безопасности и нарушителем либо некачественного досмотра.
- Сроки проведения досмотровых мероприятий ТС "плавают" и зависят от различных моментов, условно говоря, от настроения исполнителя.
Эти минусы можно нивелировать применением технических средств, а именно – использовать систему досмотра днища транспортных средств.
Что не так со стационарными системами?
На рынке представлены два решения досмотра днища – мобильное и стационарное.
Мобильную систему рационально применять на временных КПП, где требуется без использования/повреждения текущих коммуникаций, сетей и т.д. обеспечить выполнение комплекса досмотровых мероприятий. Это достаточно простое в исполнении и реализации решение.
Оснащение КПП стационарной системой досмотра днища транспортных средств имеет нюансы. В основном производители и поставщики предлагают заказчику готовое "коробочное" решение, которое не учитывает:
- особенности технологии допуска на контролируемую территорию конкретного заказчика;
- местоположение КПП и его конфигурацию;
- режим работы и климатические условия;
- изображение со сканирующей камеры;
- сканирование водителя;
- скорость движения транспортного средства.
Комплексный подход
Как правило, укрупненно система досмотра днища состоит из:
- камеры для досмотра днища;
- системного блока;
- ПО (и модулей), которое обрабатывает информацию;
- камер для определения государственного номера транспортного средства.
По сути, заказчику предлагается еще одна система, которую каким-то образом необходимо приспосабливать к текущим условиям, устанавливать еще одно рабочее место и т.д.
Проведя анализ существующих на рынке решений, потребностей заказчика и законодательной базы, предлагаю производителям и поставщикам изменить концепцию и провести модернизацию своих систем. Для применения на КПП системы досмотра днища необходим комплексный подход, а именно:
- Интеграция системы досмотра днища с системой управления и контроля доступа (бюро пропусков) заказчика.
- Интеграция системы досмотра днища с системой видеонаблюдения объекта.
- Интеграция системы досмотра днища с системой распознавания номеров заказчика.
- Индивидуальный подход к месту установки элементов системы досмотра днища для исключения возможности повреждения сканирующей поверхности (есть ограничения по оси).
- Использование нескольких камер для полного сканирования ТС (многие предлагаемые системы не могут отсканировать полностью длинномерные ТС, например бензовоз и т.д.).
- Применение средств и элементов для самоочистки сканирующего пространства.
- Применение защищенных (IP не менее 68) корпусов, в которых устанавливается дисплей и/или система сбора, обработки и хранения
данных. - Применение технологии идентификации на подъезде к КПП как транспортного средства, так и водителя.
Результат – оптимизация досмотра
Комплексный подход позволит заказчику организовать досмотр транспортного средства и идентификацию следующим образом (при этом количество рабочих мест – АРМ – будет минимальным):
- При подъезде транспортного средства к КПП считывающие устройства обеспечивают получение идентификационного признака с идентификаторов, установленных в ТС. В этот момент происходит процесс сопоставления полученных данных с данными бюро пропусков (СКУД) и системы видеонаблюдения:
а) выдавался ли пропуск на ТС;
b) выдавался ли пропуск на водителя;
c) допущен ли водитель к управлению данным ТС и наоборот;
d) прочее.
Таким образом, сотрудники службы безопасности (как на КПП, так и в пункте управления объектом) на подъезде транспортного средства к
КПП уже имеют достоверную информацию по ТС и водителю, которая позволяет определить необходимость применения превентивных мер,
например вызов группы быстрого реагирования (ГБР) для пресечения попытки проникновения на объект. Кроме того, с помощью данной технологии можно контролировать перемещение транспортного средства по территории объекта. - На КПП (в идеале желательно наличие шлюза) элементы системы досмотра днища сканируют днище ТС вне зависимости от его длины и загрязненности. Далее система анализирует и сопоставляет текущую картинку днища транспортного средства с эталоном, который хранится в базе системы. Сотрудники службы безопасности проводят дополнительный досмотр днища, только если в этом есть необходимость. В результате время на досмотр транспортного средства сокращается.
- Досмотр транспортного средства проводится с минимальным привлечением сотрудников службы безопасности. Транспортное средство допускается в контролируемую зону только после того, как проведен комплекс мероприятий и вспомогательные системы на каждом этапе санкционировали проезд (проход) транспортных средств (людей) на (из) охраняемый объект путем их идентификации по комбинации признаков, сведя к минимуму влияние сотрудников службы безопасности на принятие решения.