Подписка
МЕНЮ
Подписка

Онлайн-программа Форума "Технологии и безопасность 2024"  27 февраля. Управление данными современного цифрового предприятия 28 февраля. Защищенный удаленный доступ к ИТ-инфраструктуре 29 февраля. Защита периметра и верхней полусферы от атак БПЛА 1 марта. Кибербезопасность предприятия и защита от современных угроз  Изучайте программу мероприятий и участвуйте!

СКУД на транспорте: "первая скрипка" в обеспечении безопасности персонала, территорий и ценностей

Иван Тушко, 20/01/22

Системы безопасности на транспорте призваны обеспечивать бесперебойность его работы, безопасность пассажиров и защиту интересов личности, общества и государства. На объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах используются различные технические системы и средства безопасности: оборудование сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, интеллектуального видеонаблюдения, видеозаписи, аудиозаписи, связи, приема и передачи информации, оповещения, сбора и обработки информации. В этой статье мы рассмотрим систему контроля и управления доступом, требования к ее функциональным свойствам, которые предъявляются действующим законодательством о транспортной безопасности, узнаем об органе сертификации и алгоритме самой процедуры сертификации.

Создавайте ведущее отраслевое издание по безопасности вместе с нами!

Система контроля и управления доступом (СКУД) имеет огромное значение в комплексе мер по обеспечению безопасности объектов: позволяет защитить персонал, разграничить территорию по уровню доступа, осуществлять удаленный контроль за пропускным и внутриобъектовым режимом.

Важность СКУД

СКУД – это совокупность мероприятий, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью, направленных на ограничение и санкционирование доступа людей, транспорта и других объектов в помещения, здания, зоны и территории1.

От эффективного функционирования транспортного комплекса зависит поступательное социально-экономического развитие государства. Кроме того, на транспорте сосредоточивается достаточно большое количество товарно-материальных ценностей, требующих своей охраны, а целый ряд грузов необходимо перемещать с соблюдением правил безопасности2.

СКУД могут осуществлять контроль перемещения людей и транспорта по территории охраняемого объекта, обеспечивать безопасность персонала и посетителей, а также сохранность материальных и информационных ресурсов предприятия. Интерес к СКУД растет еще и потому, что наличие такой системы важно для эффективной работы предприятия3.

Кроме того, СКУД является неотъемлемым элементом комплексной системы безопасности предприятий и организаций4, а на объектах транспортной инфраструктуры наличие СКУД – обязательное условие. Требования к ее функциональным свойствам установлены действующим законодательством о транспортной безопасности (постановление Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности").

СКУД для офисов и бизнец-центров. Подобрать решение >>

Сегодня на транспорте принимают немало мер по обеспечению безопасности. Одна из них – разграничение объекта на три различных сектора – технологический, перевозочный и сектор свободного доступа, которые имеют между собой принципиальное различие с точки зрения уровня доступа на конкретный участок территории. Именно СКУД во многом помогает решить эту нелегкую задачу, ограничить доступ, а также осуществлять удаленное управление и контроль доступа.

Вопрос безопасности всегда остро поставлен в обществе. Ее обеспечение с помощью современных систем контроля управления доступом представляет собой одно из наиболее востребованных решений5.

2246Линейка створчатых турникетов в Московском метрополитене

Процедура сертификации

Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 было введено требование о сертификации устройств, оборудования и систем обеспечения безопасности. В перечень товаров, подпадающих под такие требования, входят СКУД. Чтобы сертифицировать такие устройства и комплексы, необходимо подтвердить соответствие их характеристик по постановлению № 969 и ГОСТ Р 51241–2008.

В целях исполнения постановления Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 19.05.2017 г. № 297 органом по обязательной сертификации технических систем управления доступом является ФКУ НПО "СТиС" МВД России.

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

Под СКУД постановление № 969 понимает совокупность средств, предоставляющих или ограничивающих пропуск субъектов в зоны с ограниченным доступом. Указанные средства подразделяются на:

  • электронные;
  • механические;
  • электротехнические;
  • аппаратно-программные.

Целевое назначение СКУД – это допуск лиц в определенные зоны и помещения только при наличии разрешения. Это могут быть пропуски, электронные ключи и брелоки, идентификационный код для введения на клавиатуре, биометрические данные человека. При отсутствии разрешений устройства должны ограничить несанкционированный доступ в автоматическом режиме, передавать информацию о попытке проникновения в систему безопасности объекта.

Сертификация СКУД проводится для подтверждения факта соответствия системы или средств требованиям по обеспечению допуска людей на объект при наличии разрешения, препятствуя несанкционированному проходу или проезду. Обязательным требованием для выдачи сертификата СКУД является проверка оборудования и программных приложений в лабораторных условиях.

2247Автовокзал Ялты

Правила сертификации

СКУД позволяет осуществлять круглосуточный контроль ситуации на охраняемой территории, обеспечивать безопасность сотрудников, а также посетителей, ограничить несанкционированный доступ к материальным ценностям. В целом все СКУД функционируют по одинаковым принципам, существенная разница между ними прослеживается только в надежности, качестве и удобстве повседневного использования6.

Процедура оценки соответствия СКУД проводится по следующему алгоритму:

  • заявитель (организация или ИП) подает заявку, передает необходимые документы;
  • заключается договор для проведения процедуры подтверждения соответствия;
  • выбирается одна из четырех схем подтверждения (например, можно сертифицировать единичные экземпляры устройств, серийно выпускаемую продукцию и т.д.);
  • проводится отбор оборудования для проведения тестов в лабораторных условиях.

Требования к характеристикам и свойствам техустройств предусмотрены разделом III постановления № 969 и ГОСТ Р 51241–2008. Изделия или система должны использовать один из возможных признаков (либо их комбинацию) для распознавания и идентификации – вещественные, запоминаемые, биометрические коды. В СКУД обязательно должны входить устройства считывания информации, оборудование для управления, преграждающие и иные средства.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

В ходе лабораторных испытаний будут проверяться следующие параметры:

  • надлежащее открывание после считывания и распознавания признаков (кода или брелока на электронной основе, ПИН-кода, отпечатка пальцев и т.д.);
  • запрет на открывание, если признак не прошел обязательную проверку;
  • надлежащая защита программного обеспечения и техоборудования от внесения несанкционированных изменений в систему;
  • надлежащая работа в автономном режиме, то есть при отключении источника тока;
  • обеспечение ручного, автоматического или иного варианта открывания при возникновении экстренных ситуаций (пожары, задымления и т.д.);
  • возможность удаленного блокирования доступа с пульта оператора СКУД;
  • качество сокрытия идентификационных признаков при вводе от посторонних лиц;
  • иные характеристики и функции СКУД, предусмотренные нормативными актами.

Главные задачи СКУД на транспорте

СКУД, устанавливаемые на объектах транспорта, должны обеспечивать:

а) санкционированный проход (проезд) людей на (из) охраняемый объект путем их идентификации;
б) предотвращение несанкционированного прохода (проезда) людей на (из) охраняемый объект;
в) выдачу информации на пульт централизованного наблюдения о попытках несанкционированного прохода (проезда) людей на (из) охраняемый объект;
г) взаимодействие с другими подсистемами интегрированной системы безопасности обеспечения противокриминальной защиты с целью обеспечения противокриминальной защиты охраняемого объекта;
д) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
е) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML.
 
В состав СКУД должны входить:
 
  • считывающие устройства (считыватели и идентификаторы);
  • средства управления в составе аппаратных и программных средств;
  • управляемые преграждающие устройства в составе преграждающих конструкций и исполнительных устройств.

2248Различные системы контроля управления доступом

Обязательные функциональные свойства

В основу работы СКУД заложен принцип сравнения тех или иных идентификационных признаков, принадлежащих конкретному физическому лицу или объекту, с признаками, заложенными в памяти системы.
СКУД должна выполнять следующие процедуры:

  1. санкционирование;
  2. идентификация;
  3. аутентификация;
  4. авторизация;
  5. разрешение доступа или отказ в доступе;
  6. регистрация;
  7. реагирование7.

SS_Security and Safety

Согласно требованиям законодательства установленные на транспорте СКУД должны выполнять следующие основные функции:

  • открывание управляемых преграждающих устройств после считывания идентификационного признака, доступ по которому разрешен в данную зону доступа (помещение или территорию) в заданный временной интервал, или по команде оператора СКУД;
  • запрет открывания управляемых преграждающих устройств после считывания идентификационного признака, доступ по которому не разрешен в данную зону доступа (помещение или территорию) в заданный временной интервал;
  • санкционированное изменение (добавление, удаление) идентификационных признаков в средствах управления в составе аппаратных и программных средств и обеспечение их связи с зонами доступа (помещениями или территориями) и временными интервалами доступа;
  • защита от несанкционированного доступа к программным средствам средств управления для изменения (добавления, удаления) идентификационных признаков;
  • защита технических и программных средств от несанкционированного доступа к элементам управления, установке режимов и информации в виде системы паролей и идентификации пользователей;
  • сохранение настроек и базы данных идентификационных признаков при отключении электропитания;
  • ручное, полуавтоматическое или автоматическое открывание управляемых преграждающих устройств для прохода при чрезвычайных ситуациях, пожаре, технических неисправностях в соответствии с правилами установленного режима и правилами противопожарной безопасности;
  • открытие или блокировка любых дверей, оборудованных системой и средствами контроля доступа, с рабочего места оператора системы;
  • автоматическое открытие определенных дверей по пожарной тревоге;
  • автоматическое закрытие управляемых преграждающих устройств при отсутствии факта прохода через определенное время после считывания разрешенного идентификационного признака (кода);
  • закрытие управляемых преграждающих устройств на определенное время и выдача сигнала тревоги при попытках подбора идентификационных признаков (кода);
  • отображение на пульте оператора, регистрация и протоколирование текущих и тревожных событий;
  • возможность просмотра и печати протокола работы системы контроля доступа (действия оператора, системные события, проходы клиентов, тревоги и аварийные ситуации);
  • автономная работа считывателя с управляемых преграждающих устройств в каждой точке доступа при отказе связи со средствами управления в составе аппаратных и программных средств;
  • возможность архивирования базы данных и просмотра архива в автономном режиме;
  • возможность распределения работников охраняемого объекта по структуре предприятия для удобства работы с базой клиентов системы;
  • возможность идентификации работников и посетителей охраняемого объекта по фотографиям из базы данных системы при проходе (проезде) через управляемые преграждающие устройства;
  • учет клиентов системы по типу пропусков:
    – постоянные пропуска (действуют все время работы клиента системы);
    – временные пропуска (действуют определенный срок и удаляются из системы автоматически по окончании этого срока);
    – гостевые пропуска (действуют одно посещение).

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ информация о проекте и заявка на участие

Эти требования нужно исполнять

Одним из ключевых моментов при решении на разработку СКУД является компромисс между уровнем контроля персонала, зон доступа организации и финансовыми, организационными затратами на введение в строй, обучение персонала, эксплуатацию и поддержание в работоспособном состоянии СКУД. Естественное желание заказчика – иметь полный контроль субъектов и объектов организации, но, как правило, желаемое уступает вопросам финансирования и степень контроля понижается8.

Так или иначе, СКУД на объектах транспорта по закону должна отвечать самым высоким требованиям, не имея поправки на финансовые возможности предприятия.

Считывающие устройства должны выполнять:

  1. считывание идентификационного признака с идентификаторов;
  2. сравнение введенного идентификационного признака с хранящимся в памяти или базе данных средств управления в составе аппаратных и программных средств;
  3. формирование сигнала на открывание управляемых преграждающих устройств при идентификации пользователя;
  4. обмен информацией со средствами управления в составе аппаратных и программных средств.

Средства управления в составе аппаратных и программных решений должны обеспечивать:

  • прием информации от считывающих устройств, ее обработку, отображение в заданном виде и выработку сигналов управления управляемым преграждающим устройствам;
  • ведение баз данных работников охраняемого объекта с возможностью задания характеристик их доступа (кода, временного интервала доступа, уровня доступа и других);
  • ведение электронного журнала регистрации прохода работников охраняемого объекта через точки доступа;
  • приоритетный вывод информации о тревожных ситуациях в точках доступа;
  • контроль исправности состояния управляемых преграждающих устройств, считывающих устройств и линий связи.

Конструктивно СКУД должны строиться по модульному принципу и обеспечивать:

а) взаимозаменяемость сменных однотипных технических средств;
б) удобство технического обслуживания и эксплуатации, а также ремонтопригодность;
в) исключение возможности несанкционированного доступа к элементам управления СКУД;
г) санкционированный доступ ко всем элементам, узлам и блокам, требующим регулирования, обслуживания или замены в процессе эксплуатации.
 

Что в результате?

Напряженные международные отношения ведут к увеличению количества террористических актов на социальные значимые объекты. Для обеспечения безопасности объектов, подверженных террористическим атакам, необходим контроль всех аспектов безопасности. Особую роль в этом играет система контроля и управления доступом9.
 
Несмотря на общеобязательные требования законодательства, уровень выполнения норм по СКУД на объектах транспорта в нашей стране находится на разном уровне. Важно отметить, что человеческий фактор и уровень ответственности тут совершенно ни при чем. Просто финансовые возможности внедрения современных технических систем у всех разные.

И ведь речь идет только лишь об одной из множества систем охраны, установка которых обаятельна. Намного более затратным является внедрение системы видеонаблюдения на объекте. В комплексе с грамотно инсталлированной системой видеонаблюдения система контроля и управления доступом способна принести неоценимую пользу10.
 
Стоит упомянуть и про государственный федеральный надзор за соблюдением обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности. Ведь если требования законом установлены и есть люди, наделенные полномочиями выносить административные штрафы за неустановку СКУД на объекте транспорта либо неисполнение конкретных требований, то почему бы этим правом не воспользоваться?

Однако на передний план выходит квалификация инспекторов, проводящих плановые, внеплановые и рейдовые проверки. Чтобы оценить полноту исполнения закона в части оснащения объекта СКУД или системой видеонаблюдения, необходимо быть как минимум техническим специалистом или привлекать к проведению проверок таковых.
 
Так или иначе, СКУД на транспорте – крайне сложная и интересная тема, чтобы говорить о ней столь однозначно. То, что она эффективна, не подвергается сомнению и подтверждается многими специалистами в области транспортной безопасности. Она важна для защиты объекта любой сложности и должна быть частью интегрированной системы безопасности.
 
1 Михайлова А.А., Уманский С.А., Шустрова А.Н. Современные методы повышения эффективности СКУД // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2020. С. 53–56.
2 Зиганшин М.М. Транспортная безопасность как объект административно-правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2017. № 2. С. 41–57.
3 Максимов Р.Л., Рафиков А.Г. Разработка автоматической СКУД повышенной безопасности на базе типового решения СКУД BioSmart с использованием автоматного подхода // Вопросы кибербезопасности. 2015. № 5 (13). С. 73–80.
4 Грибова В.В. Защита персональных данных в системе контроля и управления доступом (СКУД) // Символ науки. 2016. № 12–2/2016. С. 62–64.
5 Махнева О.А. Биометрические системы контроля доступа. Преимущества распределенных систем и облачных решений. Стационарный биометрический комплекс в составе распределенной облачной системы // Наука, техника и образование. 2016. С. 60–64.
6 Козлов А.Е. Система контроля и управления доступом на предприятие: понятие, характеристика и основные требования // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2019. С. 42–47.
7 Сивухин В.М., Исаков И.М., Козлов Е.А., Резниченко Н.С., Оськин А.О., Аксенов Н.А., Колчин К.А., Кузьмин Н.А. О современных системах защиты от несанкционированного доступа и перспективах их развития // Научный журнал. 2020. С. 4–6.
8 Галанкин А.В., Чащин С.В. Структура системы контроля и управления доступом организации // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021. № 4. С. 480–485.
9 Пятигин С.Ю., Усов С.П., Обрезкова В.Е. Недостатки турникетной системы контроля и управления доступом // Science Time. 2016. С. 193–197.
10 Сахбутдинов Р.М. Безопасность отрасли // Экспозиция Нефть Газ. 2008. № 4/Н (69). С. 26–27.
 
Фото предоставлены автором
 
Календарь мероприятий компании "ГРОТЕК"
 

Больше статей по теме "Транспортная безопасность"

Темы:Транспортная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №1/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...