Подписка
МЕНЮ
Подписка

Совершенствование досмотровых мероприятий в аэропорту Шереметьево

Андрей Бугаков, 04/06/20

Улучшение качества досмотра в аэропортах ведется по двум направлениям: техническому, что предполагает оптимизацию использования и модернизацию досмотровой техники, и профессиональному – повышение квалификации операторов, сотрудников безопасности. В этой статье будет рассказано о совершенствовании технических средств досмотра в аэропорту Шереметьево.

Новая услуга проекта "Системы безопасности" >>>

фото1

Открывшийся 17 января этого года новый терминал С Международного аэропорта Шереметьево имени А.С. Пушкина стал экспериментальной площадкой и дал возможность опробовать на практике многие современные технологии досмотра. Ряд реализованных инновационных нововведений до этого не применялся ни в одном аэропорту России.

Система автоматического возврата лотков

В зоне предполетного досмотра были установлены системы автоматического возврата лотков, интегрированные с двухпроекционными рентгенотелевизионными установками. Данное оборудование позволяет автоматически возвращать использованные в ходе досмотра лотки в зону их выдачи, тем самым исключая необходимость их сбора и переноса. Таким образом, обеспечивается высокий уровень непрерывности и скорости досмотра.

Линия повторного досмотра

В систему также интегрировано оборудование сортировки проблемной ручной клади, которое исключает контакт пассажира со своими вещами. В случае обнаружения подозрительных или запрещенных к провозу предметов лоток с ручной кладью пассажира направляется на специально выделенную линию повторного досмотра.

На конце данной линии располагается станция повторного анализа изображения, обладающая всеми функциями, как и у основного оператора, на которую передается изображение проблемной ручной клади с рентгенотелевизионной установки (РТУ) в двух проекциях, а также фотография места ручной клади для безошибочной идентификации.

Оператор службы авиационной безопасности в присутствии пассажира производит анализ изображения, вскрытие и извлечение запрещенных к провозу предметов.

Данная технология позволяет проводить досмотр подозрительной ручной клади без остановки основной линии досмотра, что в конечном итоге повышает пропускную способность зоны досмотра практически в два раза и составляет 400 мест ручной клади в час.

Особенности и преимущества изолированной РТУ-зоны

Стоит отметить, что впервые в России все операторы РТУ-зоны предполетного досмотра работают в отдельной операторской комнате, изолированной от пассажиров. Обработка изображений и принятие решений по ним проводится удаленно.

Использование отдельного сервера распределения изображений и удаленных сетевых рабочих станций совместно с автоматическими системами возврата лотков дает возможность свести к минимуму количество отвлекающих факторов для оператора, таких как естественный шум и обращения пассажиров, что позволяет сосредоточиться на анализе теневых изображений.

Система централизованного управления и мониторинга работы металлодетекторов

Еще одно нововведение в терминале С – система централизованного управления, сбора информации и мониторинга состояния работы многозонных арочных металлодетекторов. Благодаря этому решению мы имеем возможность управлять настройками оборудования, получать достоверную информацию о загруженности каждого пункта пропуска, что в свою очередь помогает нам более четко и эффективно планировать людские ресурсы, задействованные при досмотре.

Радиационный контроль

Во исполнение требований Правил досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227, в новом терминале С аэропорта Шереметьево все входные группы оснащены системами радиационного контроля.

"Опасен ли для глаз ИК-сканер радужной оболочки?" читать >>>

Компактное решение позволяет без доставления неудобств посетителям обеспечивать проверку радиационной безопасности объекта. Система также позволяет минимизировать человеческий фактор в части регистрации, архивирования и обработки данных, генерирует оповещения о тревожных событиях в целях оперативного реагирования. Системы радиационного контроля включают в себя также комплект видеонаблюдения, блок сбора и обработки информации с выводом ее на рабочее место оператора.

рис1

Контроль рабочего места оператора 

Внедрение инновационных технологий для обеспечения безопасности в Шереметьево реализовано не только в терминале С. В настоящее время успешно прошла тестовую эксплуатацию и запланирована к закупке система мониторинга состояния внимания операторов, которая впоследствии будет интегрирована в в досмотровую технику всех терминалов аэропорта.

Данная программа разработана с целью повышения качества работы операторов на интроскопах и минимизации рисков пропуска опасных предметов в зону транспортной безопасности. Это первое в России решение по автоматизации контроля состояния и работоспособности персонала, работающего за рентгенотелевизионным интроскопом (РТИ), которое анализирует видеопоток с камеры, установленной на экране монитора оператора. Видеоаналитика построена на базе двух сверхточных нейронных сетей: одна определяет положение глаз и головы оператора, а вторая анализирует направление взгляда и определяет предметы и области на экране монитора, на которых фиксируется взгляд оператора.

В процессе работы происходит непрерывное отслеживание состояния оператора на соответствие следующим профилям состояний:

  • сон;
  • поворот головы;
  • взгляд за пределы экрана;
  • потеря бдительности;
  • отсутствие человека на месте.

В случае возникновения соответствия одному из указанных профилей система классифицирует данное состояние как нарушение, за этим последует звуковой сигнал и блокировка конвейерной ленты РТИ. Факт наступления события вносится в электронный журнал безопасности с возможностью просмотра видеоизображения. Данные настройки могут варьироваться в зависимости от задач.

Использование нейросетевых технологий

На сегодняшний день в Шереметьево успешно протестирован программно-аппаратный комплекс по обнаружению запрещенных к проносу в зону транспортной безопасности предметов.

Оборудование, в программное обеспечение которого заложен принцип работы нейросетей, устанавливается на каждый интроскоп, анализирует выводимое с интроскопа на рабочий монитор РТУ изображение, распознает и обнаруживает такие подозрительные и запрещенные предметы, как огнестрельное и холодное оружие и их компоненты, емкости из любого металла объемом 50 мл и более, электронику, пиротехнику и другое.

фото2

Высокотехнологический путь развития обеспечения безопасности

Внедрение новых достижений в области развития технических систем и оборудования для обеспечения транспортной и авиационной безопасности является неотъемлемой частью технической политики АО "Международный аэропорт Шереметьево" при модернизации существующих и строительстве новых объектов в аэропорту.

В настоящее время в Шереметьево функционируют два высокотехнологичных зональных пункта управления обеспечением транспортной безопасностью в южном и северном терминальных комплексах. Операторы пунктов в режиме реального времени контролируют весь периметр аэропорта и автоматически
получают тревожные сообщения с информацией о месте возникновения событий.

Помимо досмотра с использованием технических средств в аэропорту Шереметьево применяются многие другие меры обеспечения безопасности: используются розыскные собаки кинологической службы, осуществляется патрулирование в терминалах и на привокзальных площадях, в том числе в пассажиропотоке работают инспекторы-профайлеры "в штатском", реализуется комплекс мер по охране воздушных судов и объектов аэропорта.

Система обеспечения безопасности в аэропорту Шереметьево постоянно совершенствуется и позволяет с высокой эффективностью выявлять и предотвращать пронос опасных предметов и веществ в самолеты. Так, по итогам 2019 г. при досмотре пассажиров, ручной клади и багажа, а также грузов и почтовых отправлений в аэропорту Шереметьево было выявлено и изъято 2087 единиц оружия, в том числе: 5 – огнестрельного, 88 – холодного, 34 единицы оружия других видов, 1830 единиц специальных средств, 2123 единицы колюще-режущих предметов.

С 17 по 28 июня 2019 г. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) провела плановую проверку Российской Федерации в рамках механизма непрерывного мониторинга универсальной программы проверок ИКАО в сфере обеспечения авиационной безопасности. Аэропорт Шереметьево стал одним из аэропортов России, в котором зарубежные аудиторы провели проверку практической реализации государственных требований по обеспечению авиационной безопасности.

По результатам проверки аэропорт Шереметьево был признан полностью соответствующим стандартам ИКАО. В ходе аудита положительную оценку получили новые объекты, введенные в эксплуатацию в преддверии чемпионата мира по футболу–2018: пассажирский терминал В на 20 млн пассажиров и грузовой комплекс ООО "Москва Карго" мощностью 380 тыс. тонн грузов в год. Особо отмечено, что в ходе проектирования и строительства данных объектов инфраструктуры были учтены основополагающие принципы ИКАО – обеспечение должного уровня авиационной безопасности при упрощении процедур и сокращении времени предполетных формальностей.

Обеспечение самых высоких стандартов транспортной и авиационной безопасности – безусловный приоритет деятельности аэропорта. Учет всех требований при планировании терминального комплекса, анализ лучших мировых и отечественных практик, тщательный отбор технических систем и оборудования, обучение и постоянное повышение квалификации сотрудников дают возможность комплексно подходить к этой деятельности в условиях интенсивного роста пассажиропотока.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №2/2020

Больше статей по безопасности >>>

Темы:ВидеонаблюдениеСКУДКонтроль доступаАвиационная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №2/2020ДосмотрБезопасность пассажировЭксплуатация аэропортов

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

Получить консультацию
Печатное издание
Интернет-портал
Стать автором
Комментарии

More...