Подписка

Специфика обеспечения пожарной безопасности на объектах авторитейла

Сергей Виноградов, 05/09/19

Правила противопожарного режима обязательны для соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности РФ. И автосалоны не исключение: все, что прописано, они обязаны выполнять. При этом в существующих нормативных документах просто нет зданий такого назначения, что создает неоднозначность в оценке достаточности организационных и технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в автосалонах. Кто-то из инспекторов МЧС трактует их как объединение зданий различного функционального назначения, кто-то нет…

Типовой объект авторитейла — салон по продаже автомобилей, совмещенный с техническим центром по их ремонту и обслуживанию. Конструктивно это может быть одно или два рядом расположенных здания.

В свою очередь, салон разделяется на демонстрационный зал, клиентские зоны, помещения фронт-офиса и служебную офисную зону. Технический центр состоит из производственной зоны, где осуществляется ремонт и обслуживание автомобилей, она может состоять из слесарного и кузовного цехов (при наличии последнего). В техническом центре находятся склады, необходимые для обеспечения запчастями и расходными материалами сотрудников производственной зоны. В кузовной цех входят арматурный и малярный участки, в последнем расположены окрасочно-сушильные камеры.

С точки зрения пожарной безопасности это набор зон различной функциональности, одна часть которых относится к производственным помещениям и подлежит категорированию по взрывопожарной опасности (слесарный цех, кузовной цех, склады), другая — к выставочным залам (шоурум), а третья — к офисным помещениям. При этом все зоны, как правило, объединены общими стенами и крышей.

Действующие нормативные документы

В 2010 г. ФГУ ВНИИПО МЧС России разработало проект свода правил (СП) "Салоны по продаже и ремонту автомобилей. Требования пожарной безопасности", благодаря которому салоны по продаже автомобилей получили бы самостоятельный статус как здания определенного функционального назначения. В данном СП снималось много спорных вопросов о необходимости использования тех или иных противопожарных инженерных систем в автосалоне. Но, как говорится, воз и ныне там. Дальше проекта дело не пошло по неизвестным причинам.

Пока же единственным действующим документом по этой тематике являются Ведомственные строительные нормы ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей" от 12 января 1990 г. При этом ВСН 01-89 разработаны исключительно под существующие в то время автопредприятия, в которых не было никакого шоурума и покупателей.

Лучшие технические решения

Свод правил СП5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические" регламентирует типы допустимых пожарных извещателей и средств автоматического пожаротушения.

Пожарные извещатели

Для предприятий по обслуживанию автомобилей разрешены дымовые, тепловые извещатели, и извещатели пламени. В качестве основных систем автоматического пожаротушения используются большей частью две системы — водная и порошковая.

В производственной зоне и на складах обычно используются дымовые пожарные извещатели, в окрасочно-сушильных камерах — только тепловые.

В офисных, клиентских зонах и шоурумах применяются только дымовые извещатели.

Извещатели пламени мы не внедряем. У нас был печальный опыт на одном арендованном ТСК. Как оказалось, механики очень часто поднимают на подъемниках машины с включенными фарами, что вызывало срабатывание извещателей пламени. Этого не должно было происходить, но они все равно срабатывали. Что мы только ни предпринимали, но проблему решить так и не смогли. Фары бывают разные, на одних машинах лампы накаливания, на других — ксенон, на третьих — светодиодные.

Мое личное предпочтение для шоурумов и слесарных цехов (если потолок высокий, помещение длинное и нет конструктивных препятствий) — это линейные дымовые пожарные извещатели. Да, они дороже точечных, но при этом их требуется намного меньше, обслуживать их проще и общая стоимость владения такой системой ниже. Они "простреливают" все помещение лучом (до 140 м, в зависимости от типа извещателя), который отражается от специальной мишени на противоположной стене и возвращается на приемник, встроенный в излучатель. При задымлении меняется мощность отраженного сигнала, и датчик выдает тревогу.

Системы пожаротушения

В помещениях, где находятся люди, на складах и закрытых стоянках товарного запаса автомобилей, с моей точки зрения, эффективнее системы водяного автоматического пожаротушения. В окрасочно-сушильных камерах и масленках в основном применяются порошковые системы пожаротушения: при тушении легковоспламеняющихся жидкостей они эффективнее систем, использующих воду. Порошковое тушение не требует подвода трубопроводов, не надо ставить насосы — повысители давления. Но порошковые модули имеют ограниченный срок службы, и при больших площадях помещений их замена выливается в немалую сумму.

Мероприятия по реализации противопожарного режима

При плановых или внеплановых проверках автосалонов сотрудниками МЧС в первую очередь проверяется наличие необходимой документации по пожарной тематике. Все системы противопожарной защиты подлежат обслуживанию специализированной организацией, которая должна иметь лицензию МЧС на проведение регламентно-восстановительных работ. Разумеется, с этой организацией заключается договор на обслуживание, в составе которого есть раздел, содержащий перечень и периодичность регламентных работ. Кроме них, обслуживающая организация обязана регулярно проводить комплексную проверку работоспособности систем противопожарной защиты.

Методика проведения такой проверки отработана годами. Сначала с помощью специального аэрозоля — имитатора дыма вызывают сработку дымового датчика, а далее проверяется отработка остальных систем. После того как датчик зафиксировал пожар, должно включиться звуковое оповещение, сработать разблокировка дверей на путях эвакуации людей, отключиться приточная вентиляция, закрыться в транзитных воздуховодах огнезащитные клапаны и включиться система дымоудаления, если она существует на объекте.

Инструкций по пожарной тематике существует множество, на объекте они обязаны быть, что проверяется инспекторами МЧС. Все организационные мероприятия и работа противопожарных систем направлены на то, чтобы предотвратить гибель людей. Жизнь человека на первом месте, материальные потери вторичны.

Главные инструкции, с моей точки зрения, — это те, которые содержат меры по обеспечению пожарной безопасности на объекте и регламентируют действия людей при пожаре. А по большому счету, никакая инструкция не заменит регулярную разъяснительную работу с сотрудниками. Можно написать все правильно, но важнее донести до людей две главные мысли: чего делать никогда не надо и как себя вести при пожаре.

Должно быть налажено проведение регулярных учебных тревог, чтобы у сотрудников было заложено в подсознании, как правильно эвакуироваться при пожаре и как пользоваться первичными средствами тушения пожара без риска для собственной жизни. На собственном опыте убедился: 99% людей не знают, что при пожаре ближе к полу находится полоса незадымленного пространства и иногда лучше ползком пробираться к эвакуационному выходу. Достаточно нескольких вдохов дыма, в котором могут содержаться ядовитые продукты горения, и человек теряет сознание, после чего его уже накрывает огнем. Еще лучше — дышать через плотно сложенную намоченную ткань. На вопрос, где ее намочить, один бывший сотрудник МЧС, 20 лет тушивший пожары, отвечал: "Жидкость в организме всегда есть, жить захочешь — не побрезгуешь".

Регламент пожарного надзора

Для объектов авторитейла регламент пожарного надзора не отличается какой-то особой спецификой. МЧС по истечении -трехлетнего срока со времени проведения предыдущей плановой проверки или ввода здания в эксплуатацию отсылает в прокуратуру список объектов, подлежащих проверке в следующем году. Прокуратура рассматривает этот список и может либо утвердить проверку конкретного объекта, либо отменить, если на то есть основания.

Надзорные каникулы действовали только в отношении малых предприятий. Если конкретный автосалон относился к данной категории, то для него действительно МЧС соблюдало надзорные каникулы. Правда, при одном условии: в отношении этого салона не должно было быть незакрытых предписаний со стороны МЧС на момент объявления надзорных каникул.

Результатом любой плановой проверки являются акты выявленных нарушений, на основании которых составляется предписание об их устранении в конкретные сроки. Причем для каждого нарушения инспектор может установить свой срок. По истечении указанного времени инспектор МЧС обязан провести повторную проверку, и если нарушения не устранены, то может и подать в суд на применение самой суровой меры — закрытие объекта на срок от 30 до 90 дней.

Внеплановые проверки

Пожар в Кемерово, как и предыдущие крупные пожары с человеческими жертвами, вызвал волну инициированных прокуратурой внеплановых проверок с привлечением инспекторов государственного пожарного надзора МЧС. В первую очередь это коснулось крупных торгово-развлекательных центров, но, конечно, зацепило и автосалоны.

Самое интересное, что пожар в Кемерово вызвал шквал заявлений от частных лиц по тематике несоблюдения правил пожарной безопасности на том или ином объекте торговли, да и не только торговли. Причем иногда абсолютно абсурдных, поскольку большинство заявителей незнакомы с действующими нормами пожарной безопасности. А некоторые граждане "под шумок" пытались отомстить владельцу здания за какие-то свои личные обиды путем подачи заявления о несоблюдении пожарных норм.

Наиболее эффективное решение для предотвращения жертв при пожаре — это своевременное включение всех противопожарных систем при возникновении очага возгорания и наличие путей эвакуации, обеспечивающих выход людей из здания до наступления опасных факторов пожара (дым, токсичные продукты горения, пониженное содержание кислорода, повышенная температура).

Технологии будущего

Вероятно, спустя какое-то время будут использоваться возможности видеосистем, многие из которых уже имеют встроенные детекторы огня или дыма. К таким решениям для их официального использования и сертификации в качестве пожарных извещателей возникает очень много вопросов. Это и автономность питания видеокамер и серверов при отключении электричества, и достоверность определения возгорания/задымления, и возможность управления другими противопожарными инженерными системами. В нормативной документации по пожарной тематике о них не говорится ни слова. Хотя те же датчики пламени по существу являются видеокамерой с заложенным алгоритмом накопления изображения возгорания в определенном спектре света за определенное время. Но… какое-то время назад и пожарные извещатели, работающие по радиоканалу, не входили в разрешенный перечень. А теперь они все шире предлагаются к применению.

Возможности видеосистем уже активно используются при определении очагов пожара в безлюдных местностях. Там же не поставишь пожарные извещатели, а дрон с установленной видеокамерой легко облетает большие территории. Насколько мне известно, уже даже дачников начали штрафовать за разведение костров на их же участках, документируя это съемками с дронов. Мало кто осведомлен, что даже разведение костра на собственном участке допустимо только на расстоянии не менее 50 м от жилого строения. Знаю людей, у которых есть участки, где от дома до кострища можно организовать 50 м, но таких немного.

В заключение приведу статистику, предоставленную МЧС по пожарам с участием транспортных средств в г. Москва за 2017 и 2018 гг. Из нее следует, что поджоги — не самая распространенная причина возгорания автомобилей (рис. 1).

ris1Рис. 1. Распределение пожаров на транспортных средствах по причинам возникновения

Так что берегите свое имущество и жизни, не доверяйте ремонт неквалифицированным людям и сами не нарушайте правила пожарной безопасности.

Стать рекламодателем

Темы:ТранспортПожарная безопасностьРитейл

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

Печатное издание
Интернет-портал
Стать автором
Комментарии

More...