Подписка
МЕНЮ
Подписка

Эффективная защита объектов транспортной инфраструктуры

Алексей Ковыршин, 10/05/20

Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах является важной государственной задачей, направленной на защиту объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) с целью обеспечения безопасности населения и устойчивой работы транспортного комплекса в целом.

Антикризисные предложения

В настоящее время подразделения ФГУП "УВО Минтранса России", задействованные на 1 078 объектах, осуществляют защиту от актов незаконного вмешательства на почти 800 объектах транспортной инфраструктуры, более чем на половине которых (57%) одновременно оказывают услуги по их охране от противоправных посягательств.

Подразделения ФГУП "УВО Минтранса России" выполняют защиту 769 объектов, 435 объектов охраняются также от актов незаконного вмешательства и от противоправных действий.

Итоги 2019 года

На всех защищаемых объектах в 2019 г. было задержано 13 086 нарушителей, в том числе:

  • за попытку проникновения вне контрольно-пропускных пунктов или без пропусков – 2 133 человека;
  • за попытку проникновения по поддельному, чужому или просроченному пропуску – 971 человек;
  • за попытку проноса (провоза) в зону транспортной безопасности предметов и веществ, запрещенных или ограниченных для перемещения, – 103 человека;
  • за попытку выноса (вывоза) материальных средств без разрешительных документов – 857 человек.

За другие нарушения задержано 9 022 человека, 50% из них связаны с нарушением транспортной безопасности.

Задержано и передано в органы внутренних дел 1 184 нарушителя, информация по 11 902 нарушителям доведена до представителей заказчика, обнаружен 71 опасный, подозрительный или бесхозный предмет.

02

Количество объектов транспортной инфраструктуры, в защите которых было задействовано ФГУП "УВО Минтранса России" в 2019 г.

Анализ результатов деятельности ФГУП "УВО Минтранса России" показывает, что, использовав при защите ОТИ возможности, предоставленные законодательством об охране работникам ведомственной охраны, собственники объектов обеспечили повышение защищенности объектов, результатом которого явилось удвоение общего количества задержанных за различные нарушения. Объекты, кроме того, защищаются от хищений имущества, которые не связаны с приведением объектов в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц, тем самым предотвращается значительный материальный ущерб. В совокупности одновременно минимизируются риски совершения противоправных посягательств и актов незаконного вмешательства в отношении защищаемых объектов.

Различия между охраной и ПТБ

Привлеченный для защиты работник ведомственной охраны имеет право осуществить ряд функций, которые отсутствуют у работника подразделения транспортной безопасности (ПТБ):

  • проверку документов, дающих право на выход лиц, выезд транспортных средств, вынос и вывоз имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;
  • досмотр транспортных средств при выезде с охраняемых объектов;
  • проверку условий хранения имущества на охраняемых объектах, проверку состояния инженерно-технических средств охраны;
  • пресечение выявленных нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу возникновения пожаров, безопасности людей, а также условий, способствующих хищениям имущества, и ликвидацию указанных условий;
  • административное задержание, доставление в органы внутренних дел лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах;
  • личный досмотр, досмотра вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения;
  • обеспечение охраны места происшествия и сохранности указанных вещей и документов;
  • беспрепятственный вход в помещения охраняемых объектов и их осмотр при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений;
  • использование транспортных средств собственников охраняемых объектов для преследования лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах, и доставление их в органы внутренних дел.

Указанные функции работники ведомственной охраны реализуют в рамках договоров на защиту объектов. В 2019 г. такие договоры были заключены на 435 объектах, стоимость расходов субъекты оптимизировали, сохранив их в пределах стоимости услуг для защиты объекта. Считаю это важным достижением в нашей деятельности.

В рамках действующего законодательства ошибочно пытаться приравнять услуги по охране и услуги по защите объектов от АНВ, как делают некоторые, вводя в заблуждение транспортное сообщество заявлениями о том, что подразделения транспортной безопасности имеют право оказывать охранные услуги. Согласно законодательству, ПТБ не участвуют в процедурах на оказание услуг по охране объектов.

foto1

Аттестация работников предприятия

ФГУП "УВО Минтранса России" уделяет много внимания вопросам подготовки и аттестации своих работников в качестве сил обеспечения транспортной безопасности.

Подготовка работников осуществляется путем реализации дополнительных профессиональных программ обучения непосредственно в учебных центрах филиалов нашего предприятия на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, полученной в 2015 г.

ФГУП "УВО Минтранса России" аккредитовано как аттестующая организация для проведения проверок в целях аттестации, а также обработки персональных данных отдельных категорий указанных лиц во всех подведомственных Минтрансу России федеральных агентствах.

Формируем рынок персонала

В обеспечении защиты объектов транспортного комплекса от АНВ в настоящее время задействованы 7 387 сотрудников предприятия, в том числе:

  • Росавиация – 1 505 человек;
  • Росавтодор – 2 818 человек;
  • Росморречфлот – 2 813 человек;
  • Росжелдор – 251 человек.

По состоянию на 01.02.2020 г. основных производственных работников всего – 11 282 человека, штат – 17 721 человек, наполняемость штата составляет 63,7%.

Более 4 тыс. сотрудников предприятия в 2019 г. прошли подготовку по дополнительным профессиональным программам в сфере транспортной безопасности и были аттестованы.

"Деятельность Росавиации в предоставлении государственных услуг: безусловные достижения и будущие приоритеты" читать >>>

Рынок производственного персонала, по нашему мнению, формируется в значительной степени за счет сил ФГУП "УВО Минтранса России", а впоследствии используется всем сообществом.

В подразделения транспортной безопасности третьих юридических лиц только в 2019 г. были приняты на работу, в связи с завершившимися конкурентными процедурами, более 330 аттестованных работников нашего предприятия:

  • ООО "Формула безопасности транспорта" – 163 человека;
  • ООО "ФРЕГАТ-НН" – 66 человек;
  • ООО "Группа ПТБ" – 51 человек;
  • ООО "ФРЕГАТ" – 16 человек.

При этом ФГУП "УВО Минтранса России" понесло затраты на подготовку и аттестацию этих работников, а подразделения транспортной безопасности получили подготовленных и аттестованных работников без финансовых затрат, и в период до трех лет эти затраты можно не закладывать в бюджет.

Учитывая, что заявителем в целях аттестации является подразделение транспортной безопасности или организация, претендующая на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, а физические лица не могут самостоятельно направлять документы на аттестацию, полагаем целесообразным внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 г. № 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности", предусматривающие возможность самостоятельного направления физическими лицами документов для их аттестации и, соответственно, самостоятельной оплаты этих услуг.

03

Количество нарушителей, задержанных на объектах транспортной инфраструктуры в 2019 г.

Защита с оружием – эффективнее

Еще одним актуальным вопросом деятельности ФГУП "УВО Минтранса России" является несение службы с оружием.

Работники предприятия, имея право на применение боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, могут осуществлять защиту ОТИ от АНВ только в случаях, если его использование предусмотрено планом обеспечения транспортной безопасности.

Приведу пример.

В январе 2017 г. подразделениями ФГУП "УВО Минтранса России" с использованием огнестрельного оружия защищалось 43 объекта морского и речного транспорта, а в январе 2020 г. уже в пять раз меньше – всего девять объектов, что, несомненно, снижает степень их защищенности. Основания для исключения использования оружия каждый раз внимательно анализируются при проверках прокуратуры, требующей от предприятия уведомления субъектов о нежелательности такого исключения.

С целью повышения защищенности объектов транспортной инфраструктуры первой и второй категории предлагаем внести в законодательство о транспортной безопасности положения, предусматривающие обязательность использования огнестрельного оружия при защите объектов от АНВ.

Необходимо оптимизировать финансовую нагрузку

Еще одним из вопросов, на который хотелось бы обратить внимание транспортного сообщества, является вопрос снижения финансовой нагрузки не только на субъекты транспортной инфраструктуры, но и на подразделения транспортной безопасности.

Анализ проводимых конкурентных процедур показывает, что в последнее время наметилась тенденция установления заказчиком требований по оснащенности привлекаемых подразделений не только предусмотренными законодательством о транспортной безопасности видами оружия и специальными средствами, но и многими видами технических средств обеспечения транспортной безопасности, включая оборудованные ими транспортные средства. Зачастую общая стоимость такого оборудования превосходит годовую стоимость оказываемых услуг в два-четыре раза, что находится не только за пределами правового поля, но и за пределами разумной достаточности.

ФГУП "УВО Минтранса России" готово разумно и экономически оправданно инвестировать в приобретение технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности и оснащения ими своих подразделений для длительного их использования в целях защиты объектов.

Целесообразно предложить уважаемому транспортному сообществу задуматься над выработкой перечня технических средств и систем, оснащение которыми позволит снизить нагрузку не только на субъекта, но и обеспечит востребованное и эффективное использование таких средств для защиты объектов, а также поможет избежать претензий со стороны контрольных и надзорных органов за невыполнение плана обеспечения транспортной безопасности.

Надеюсь, что наши предложения будет поддержаны всем транспортным сообществом.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №2/2020

Больше статей по безопасности >>

Темы:СКУДРосгвардияМинтрансТранспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №2/2020Вневедомственная охранаОхрана объектов

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

Получить консультацию
Печатное издание
Интернет-портал
Стать автором
Комментарии

More...