Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  30 мая. Защита периметра для объектов транспортной инфраструктуры 4 июня. HRTech: автоматизация рекрутинга, онбординга, оффбординга 5 июня. HRTech: ИТ в управлении талантами и в корпоративном обучении 6 июня. СКУД и видеоаналитика для автоматизации бизнес-процессов  Регистрируйтесь и участвуйте!

Транспортная безопасность морского и внутреннего водного транспорта

Алексей Нестеренко, 15/03/24

Аккредитация юридических лиц

В данной статье мы рассмотрим вопросы, связанные с аккредитацией юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, специализированных организаций и аттестующих организаций, затронем направление работы Росморречфлота по утверждению оценок уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Аккредитация и разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС), несмотря на наличие законодательной базы, вызывают наибольший интерес у юридических лиц, в том числе субъектов транспортной инфраструктуры, непосредственная деятельность которых так или иначе связана с транспортной безопасностью либо является их основным направлением работы. В законодательных актах представлена не всегда полная и понятная информация о способах реализации требований, соответствие которым будет являться основанием для получения юридическими лицами прав на осуществление соответствующего вида деятельности.

Вопросы обеспечения требований в области обеспечения транспортной безопасности в настоящее время представляют огромный интерес как для субъектов транспортной инфраструктуры, ответственных за их выполнение, так и для надзорных и контролирующих органов, на которые возложены задачи по выявлению допускаемых нарушений и по их профилактике. Работа по реализации требований в сфере обеспечения транспортной безопасности – это постоянный процесс, требующий и от представителей компетентного органа, и от субъектов транспортной инфраструктуры немало сил и средств. Существует ряд сложностей, большинство из которых связано с реализацией действующего законодательства, которое зачастую содержит не всегда понятные и доступные всем термины и формулировки, порой допускающие их двоякое толкование.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Мероприятия УТБ Росморречфлота по укреплению транспортной безопасности

В 2023 г. УТБ Росморречфлота был проведен ряд мероприятий.

1. В отношении объектов транспортной инфраструктуры:

  • категорировано и внесено в реестр категорированных ОТИ 83 объекта;
  • утверждена 141 оценка уязвимости;
  • утвержден 121 план обеспечения транспортной безопасности.

В отношении объектов транспортной инфраструктуры отказано в утверждении 30 оценок уязвимости и 122 планов обеспечения транспортной безопасности.

2. В отношении транспортных средств:

  • представлено 1008 паспортов обеспечения транспортной безопасности;
  • внесено в реестр 797 транспортных средств;
  • предоставлено 224 оценки уязвимости транспортных средств;
  • утверждено 178 планов обеспечения транспортной безопасности.

В отношении транспортных средств отказано в утверждении 15 оценок уязвимости и 66 планов обеспечения транспортной безопасности, а также в приеме 43 паспортов обеспечения транспортной безопасности.

3. В отношении юридических лиц: аккредитовано 23 юридических лица в качестве ПТБ, три юридических лица в качестве аттестующих организаций и 15 в качестве специализированных организаций.

В тот же период вынесено 48 решений об отказе в аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, пять решений об отказе в аккредитации юридических лиц в качестве аттестующих организаций и 23 в качестве специализированных организаций.

Основания для принятия Росморречфлотом решений об отказах определены законодательно по каждому направлению. Причины, которые приводят к возникновению оснований для этих отказов, как правило, заключаются в некачественной подготовке того или иного вида документов, а в некоторых случаях и в формальном подходе к перечню необходимых документов и содержанию указанных в них сведений.

Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности

Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности (ПТБ) – а эта деятельность, по нашему мнению, напрямую связана с защитой ОТИ и ТС – вызывает как у соискателей аккредитации, так и у аккредитованных в качестве ПТБ организаций наибольшее количество вопросов в ходе подготовки документов, необходимых для подачи в компетентный орган.

Положительное решение по данной государственной услуге зависит не только от правильности оформления поданных документов, но и от содержания указанной в них информации, по результатам рассмотрения которой уполномоченные на оказание данной государственной услуги работники УТБ Росморречфлота делают вывод о соответствии юридических лиц требованиям законодательства.

Процедура аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, являющаяся государственной услугой, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными по предоставлению государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности.
Росморречфлот осуществляет полномочия компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности морского и внутреннего водного транспорта.

Данная государственная услуга оказывается в соответствии с Порядком аккредитации, утвержденным приказом Минтранса России от 15.05.2023 г. № 170.

Порядком аккредитации определен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к юридическому лицу для получения либо продления аккредитации в качестве ПТБ, а также документов и сведений, предоставление которых необходимо в рамках оказания государственной услуги.

Требования, предъявляемые к юридическим лицам для получения аккредитации в качестве ПТБ

Данные требования определены п. 5 Порядка аккредитации, предъявляющим к соискателю аккредитации четыре основных требования:

1. При нахождении соискателя аккредитации под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, установление такого контроля должно быть согласовано в случае и порядке, предусмотренными Федеральным законом от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Как правило, это требование не представляет никаких сложностей для соискателей аккредитации, прежде всего потому, что большинство из организаций ему соответствуют изначально, то есть они являются резидентами Российской Федерации, зарегистрированными и поставленными на соответствующий учет в соответствии с законодательством нашей страны, и не имеют в своем составе учредителей – юридических лиц с иностранным участием либо физических лиц с гражданством иного государства. Вместе с тем даже при наличии указанных обстоятельств выполнение данного требования для получения аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности не требует от организации предоставления каких-либо документов в компетентный орган. Указанные сведения в настоящее время запрашиваются уполномоченными работниками Росморречфлота самостоятельно в Федеральной антимонопольной службе в порядке п. 15 Порядка аккредитации. Ответы, полученные в рамках направленных в ФАС запросов, являются достаточным основанием для принятия решения о соответствии соискателя аккредитации вышеуказанному требованию.

2. Наличие в штате у соискателя аккредитации по основному месту работы работников для непосредственного осуществления защиты, имеющих аттестацию, предусмотренную ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в том числе:

  • для осуществления досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра (категория 5) – не менее шести человек;
  • для осуществления реагирования на подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства (категория 4) – не менее шести;
  • для осуществления наблюдения и (или) собеседования (категория 6) – не менее двух человек;
  • для осуществления руководства выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности (категория 3), – не менее двух человек.

При этом допускается совмещение одним работником осуществления досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, а также наблюдения и (или) собеседования.

Выполнение этого требования как в части необходимого количества работников, так и наличия у них определенных категорий аттестации сил обеспечения транспортной безопасности сложностей у соискателей аккредитации также не вызывает. Но в этом случае хотелось бы отметить, что для подтверждения соответствия этому требованию соискатели аккредитации в соответствии с п. 13 Порядка аккредитации предоставляют сведения о работниках для непосредственного осуществления защиты объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, рекомендуемый образец которых приведен в приложении № 2 к Порядку аккредитации, а Росморречфлот посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) направляет соответствующие запросы в Социальный фонд России (СФР) для получения необходимых сведений о трудовой деятельности работников организации.

По результатам ответов осуществляется проверка соответствия полученных из СФР сведений с информацией, представленной соискателем аккредитации. на этом этапе выявляются определенные несоответствия, служащие причинами возникновения оснований для отказа в аккредитации. Прежде всего это несоответствие наименований должностей работников и наименований структурных подразделений, в которые они приняты на работу, что указывает на предоставление соискателем аккредитации недостоверной информации. Кроме того, выявляются случаи приема работников на работу на условиях совместительства, что противоречит требованиям Правил аккредитации. В некоторых случаях, согласно полученной из СФР информации, выявляются случаи работы работников по основному месту в иных организациях, не являющихся соискателями аккредитации.

Таким образом, выполнение данного требования напрямую зависит от соискателя аккредитации и требует правильного оформления трудовых отношений с аттестованными работниками, а также своевременного предоставления в СФР точной и полной информации, так как именно сведения из СФР являются для Росморречфлота основным источником, подтверждающим ее достоверность со стороны соискателя аккредитации.

3. Наличие подразделения для координации действий и подразделения для реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства.

Соответствие этому требованию означает наличие указанных подразделений у заявителя, что подтверждается документами, предусмотренными подп. 2 п. 13 Порядка аккредитации – копиями документов, подтверждающих наличие подразделения для осуществления координации действий и подразделения для реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (положение о подразделении транспортной безопасности, содержащее разделы о соответствующих подразделениях, штатное расписание или выписка из штатного расписания (для подразделения транспортной безопасности, созданного в субъекте транспортной инфраструктуры).

Руководствуясь содержанием подп. 2 п. 13 Порядка аккредитации, Росморречфлот исходит из того, что соискателем аккредитации должно быть создано одно единое структурное подразделение (подразделение транспортной безопасности), предназначенное для осуществления координации и обеспечения деятельности по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства. В состав этого структурного подразделения должны быть включены два других – подразделение для осуществления координации действий и подразделение для реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства.

Наличие вышеуказанных подразделений у соискателя аккредитации подтверждается путем представления в Росморречфлот в составе комплекта документов для аккредитации копии штатного расписания и положения о подразделении транспортной безопасности.

При проверке штатного расписания основные вопросы вызывает правильность его оформления, то есть отраженная в нем информация должна соответствовать всем иным представленным для аккредитации документам. В противном случае достоверность сведений, представленных соискателем аккредитации о наличии у него вышеуказанных подразделений, не будет подтверждена.

Сложности соискателей аккредитации

Практика показывает, что основную сложность для соискателя аккредитации представляет подготовка положения о подразделении транспортной безопасности. В частности, в некоторых случаях положение разрабатывается в отношении юридического лица, а не в отношении структурного подразделения, предназначенного для защиты ОТИ и ТС, а также координации и реагирования на акты незаконного вмешательства (АНВ) и созданного в юридическом лице на основании штатного расписания. Зачастую соискатели аккредитации создают положение, не учитывая, что оно должно содержать в себе описание деятельности именно структурного подразделения, раскрывать его организационную структуру, задачи и функции, должностной состав, подчиненность, порядок организации деятельности и предназначение. При подготовке положения необходимо исключить формальный подход к его наполнению, так как используемые в положении термины и формулировки должны быть достаточными для понимания его содержания, не допускать двоякого толкования и соответствовать требованиям законодательства.

В ходе проверки представляемых для аккредитации документов работники УТБ Росморречфлота учитывают, что законодательно, в том числе в соответствии с Порядком аккредитации, точная форма и содержание положения о подразделении транспортной безопасности не определены. Однако указанные ранее условия к наполнению содержания положения необходимы для определения соответствия созданного соискателем аккредитации структурного подразделения, установленным к подразделению транспортной безопасности требованиям.

Кроме того, в процессе анализа положения его содержание соотносится с иными представленными для аккредитации документами, что также подтверждает соответствие соискателя аккредитации требованиям о наличии у него необходимых структурных подразделений, в том числе для координации и реагирования.

Календарь мероприятий компании "ГРОТЕК"

Особенности продления аккредитации ПТБ

Первые два требования к уже действующему в качестве подразделения транспортной безопасности юридическому лицу, касающиеся вопросов отсутствия факта нахождения под контролем иностранного инвестора и наличия в штате по основному месту работы необходимого количества аттестованных работников, полностью аналогичны требованиям, предъявляемым при первоначальном получении аккредитации в качестве ПТБ. В соответствии с п. 6 Порядка аккредитации для продления аккредитации ПТБ установлены два других требования:

1. Соответствие работников подразделения транспортной безопасности требованиям ч. 4 ст. 12.3 Федерального закона № 16-Фз "О транспортной безопасности" (закон о транспортной безопасности), обязывающим работников подразделений транспортной безопасности ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников.

Данное требование подтверждается путем представления в Росморречфлот копий документов, подтверждающих прохождение работниками подразделения транспортной безопасности ежегодных профилактических медицинских осмотров за последний год срока действия аккредитации, и копий документов, подтверждающих прохождение ими периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, за последний год срока действия аккредитации.

Указанные проверки должны включать в себя в том числе проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия. Причем отсутствие огнестрельного оружия в процессе деятельности подразделения транспортной безопасности не освобождает его работников от обязанности прохождения периодических проверок к действиям в условиях, связанных с его применением. На это прямо указывают установленные законодательством требования, исключающие иной подход к выполнению указанного требования при продлении аккредитации ПТБ. В частности, законодательством не предусмотрена возможность прохождения периодических проверок только на предмет возможности применения работниками специальных средств, если в процессе своей деятельности подразделение транспортной безопасности не использует огнестрельное оружие. В этой связи периодические проверки должны проводиться в отношении работников в полном объеме, то есть с учетом возможного использования огнестрельного оружия.

Важно обратить внимание на точность отражения в указанных копиях документов персональных данных работников, в отношении которых они выдаются. Имеют место случаи некорректного указания в медицинских заключениях и актах периодических проверок ФИО работников, дат их рождения. В этом случае, с учетом того, что указанные документы содержат недостоверные или неполные сведения о персональных данных работников, они не могут быть учтены в ходе оказания государственной услуги как сведения, подтверждающие выполнение подразделением транспортной безопасности соответствующего требования Порядка аккредитации, и будут являться основанием для отказа в продлении аккредитации.

2. Отсутствие нарушений правил оборота оружия и патронов к нему, а также правил оборота специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, установленных законодательством Российской Федерации (при их наличии). В этом случае законодательно определено условие необходимости предоставления для продления аккредитации копий соответствующих документов, в зависимости от наличия у подразделения транспортной безопасности спецсредств и (или) огнестрельного оружия.

Следовательно, отсутствие спецсредств и (или) огнестрельного оружия не требует от подразделения транспортной безопасности предоставления каких-либо документов. Росморречфлот для проверки достоверности представленной для продления аккредитации информации направляет соответствующие запросы в территориальные подразделения Росгвардии, ответы на которые служат источником проверки представленных сведений в части наличия или отсутствия оружия, а также прохождения работниками ПТБ соответствующих периодических проверок.

В части проверки отсутствия нарушений правил оборота специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников Росморречфлот руководствуется п. 7 Правил приобретения, хранения, ношения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, используемых работниками подразделений транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 г. № 1209, согласно которому проверка правильности ведения учета и хранения специальных средств осуществляется ежемесячно комиссией подразделения транспортной безопасности, созданной приказом руководителя этого подразделения.

Отсутствие нарушений правил оборота специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников подтверждается подразделением транспортной безопасности путем предоставления копий соответствующих комиссионных актов.

С точки зрения практики аккредитации обращу внимание на значительное количество недостоверной или неполной информации, содержащейся в документах, представляемых для получения или продления аккредитации в качестве ПТБ. Это всегда является основанием для принятия компетентным органом отрицательного решения.

Вся полученная в рамках комплекта документов информация проверяется работниками Росморречфлота как посредством системы межведомственного электронного взаимодействия с другими федеральными органами государственной власти, так и путем сравнения содержащихся в предоставленных для аккредитации документах сведений друг с другом. В этом случае правильность подготовки документов, корректность отражения в них соответствующей информации и исключение формального подхода к разработке основополагающих документов, таких как положение о подразделении транспортной безопасности, непосредственно регламентирующих деятельность юридического лица по защите ОТИ и ТС, становится главным фактором для получения положительного решения по результатам оказания государственной услуги.

Аккредитация юридических лиц в качестве аттестующих организаций

Данная государственная услуга оказывается в соответствии с Правилами аккредитации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2023 г. № 906. Для получения аккредитации в качестве аттестующей организации юридическое лицо должно соответствовать определенным требованиям, которые перечислены в п. 9 Правил аккредитации. Требования включают в себя пять основных обязательных условий, соответствие которым подтверждается представленными для аккредитации документами, содержащими полную и достоверную информацию. В Росморречфлот также представляется соответствующее заявление, копии документов согласно приложению № 2 к Правилам аккредитации и сведения о кадровом составе соискателя аккредитации, который будет задействован в проведении проверок в целях аттестации аттестуемых лиц, а также сотрудников, проводящих проверки личностных (психофизиологических) качеств и знаний, умений и навыков аттестуемых лиц.

Сложности соискателей аккредитации

1. Требование о наличии помещений, в которых могут одновременно проходить проверку в целях аттестации не менее 10 человек. Юридическое лицо должно подтвердить наличие таких помещений путем предоставления копий определенных документов (копии документов, подтверждающих право пользования имуществом, фотографии помещений и автоматизированных рабочих мест).

Зачастую это требование соискателями аккредитации должным образом не выполняется. Любая неточная информация в предоставленных документах, касающаяся, например, непредоставления дополнительного соглашения к договору аренды (субаренды) помещения, сотрудниками Росморречфлота выявляется и служит основанием для отказа в аккредитации.

2. Юридическое лицо должно иметь в наличии технические средства, обеспечивающие ограниченный доступ к персональным данным аттестуемых лиц и сведениям о проведенных проверках аттестуемых лиц, а также технические средства и вспомогательное оборудование (программные комплексы, комплексы аудио- и видеофиксации процесса аттестации аттестуемых лиц), необходимые для проведения проверок аттестуемых лиц и позволяющие осуществлять дистанционную проверку аттестуемых лиц. Технические средства должны обеспечивать защиту информации в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Федеральный закон № 149-ФЗ).

Данное требование подразумевает также наличие у юридического лица автоматизированного рабочего места, аттестованного в соответствии с законодательством РФ на предмет соблюдения всех требований по защите и обработке информации ограниченного распространения.

У юридического лица должны быть разработаны организационно-распорядительные документы, направленные на соблюдение защиты информации в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона № 149-ФЗ, например приказы о допуске работников юридического лица к работе на автоматизированном рабочем месте.

Для подтверждения наличия технических средств и вспомогательного оборудования необходимо представить в компетентный орган документы, подтверждающие право пользования или нахождение в собственности технических средств и вспомогательного оборудования (чеки, квитанции, товарные накладные и другие документы, подтверждающие передачу в постоянное пользование соискателю аккредитации). Непредоставление этих документов, равно как и наличие в них неполной или недостоверной информации, будет являться основанием для отказа в аккредитации.

3. Наличие у юридического лица в штате работников, не имеющих ограничений, установленных подп. 1–6 и 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и отвечающих следующим требованиям к квалификации и опыту работы, в том числе:

  • наличие высшего (психологического) образования и стажа работы в должности психолога не менее трех лет у работников, проводящих проверки личностных (психофизиологических) качеств аттестуемого лица;
  • наличие подготовки в области обеспечения транспортной безопасности по соответствующему виду транспорта у работников, проводящих проверки знаний, умений и навыков аттестуемого лица.

Большинство соискателей аккредитации для подтверждения наличия в штате работника, проводящего проверки личностных (психофизиологических) качеств аттестуемого лица, принимают на работу работника, имеющего диплом о профессиональной переподготовке в качестве психолога. Однако согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" профессиональная переподготовка не относится к образовательным программам высшего образования, а лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Соответственно, диплом о профессиональной переподготовке не является документом, подтверждающим наличие высшего образования, а работники, имеющие исключительно такой диплом с квалификацией психолога, к проверкам личностных (психофизиологических) качеств аттестуемого лица не допускаются.

Работники, проводящие проверку знаний, умений и навыков аттестуемого лица, должны иметь подготовку в области обеспечения транспортной безопасности в сфере морского и внутреннего водного транспорта по типовым дополнительным программам, предусмотренным приказом Минтранса России от 29.12.2020 г. № 578 и соответствующим категориям аттестации, заявленным для получения аттестуемыми лицами, в отношении которых будут проводиться такие проверки.

С момента вступления в силу нового законодательства, то есть с 01.09.2023 г., в Росморречфлот обратились две организации за продлением аккредитации в качестве аттестующей организации. Они получили отказ. В первом случае одной из причин отказа в продлении аккредитации послужило несоответствие персонала требованиям об отсутствии ограничений, установленных подп. 1–6 и 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О транспортной безопасности": не были представлены заключения органов внутренних дел о возможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Во втором случае при рассмотрении поданных документов было установлено, что в период срока действия аккредитации Росморречфлот с учетом п. 13 Правил аккредитации не был уведомлен об изменении условий, влияющих на способность аттестующей организации соответствовать требованиям, предусмотренным п. 9 Правил аккредитации, и проводить проверку в целях аттестации аттестуемых лиц. в частности, не были представлены копии организационно-распорядительных документов, касающихся изменения местонахождения АРМ, что привело к аннулированию аккредитации в соответствии с подп. "г" п. 20 Правил аккредитации.

Часто организации пренебрегают такими сведениями, как дополнительные соглашения к основным договорам на предоставление пользования помещением, не представляются сведения о том, что технические средства, используемые для обработки информации о результатах проведенной оценки уязвимости, обеспечивают защиту информации от несанкционированного доступа к ним.
В некоторых случаях, с учетом требований подпункта "е" п. 9 Правил аккредитации, соискателями аккредитации не обеспечивается ограниченный доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и ТС в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Вывод об этом делается в случае непредоставления для аккредитации соответствующих организационно-распорядительных документов, в частности приказов соискателя аккредитации о допуске персонала к работе с результатами оценки уязвимости, которые должны быть изданы в отношении каждого работника, осуществляющего такую работу.

Аккредитация специализированных организаций

Данный вид аккредитации регламентирован Правилами аккредитации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.2023 г. № 907.
Процесс получения аккредитации в качестве специализированной организации во многом схож с аккредитацией аттестующих организаций. Поэтому остановлюсь на некоторых основных моментах, требующих определенных пояснений в целях упрощения понимания самого процесса аккредитации и корректного выполнения требований законодательства. вступившими в силу с 01.09.2024 г. новыми Правилами аккредитации в области транспортной безопасности существенно сокращен перечень необходимых документов.

1. Для аккредитации в качестве специализированной организации юридическое лицо представляет в Росморречфлот соответствующее заявление, копии документов согласно приложению № 2 к Правилам аккредитации и сведения о персонале юридического лица, непосредственно осуществляющего оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Предоставление сведений о персонале соискателя аккредитации, фактически включающих в себя персональные данные этих работников, исключает в настоящее время необходимость предоставления иных документов, подтверждающих наличие трудовых отношений с указанными работниками, и значительно сокращает время юридическому лицу в процессе сбора сведений и документов в целях аккредитации. Теперь при наличии сведений о персонале Росморречфлот самостоятельно запрашивает посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) информацию, предусмотренную п. 10 Правил аккредитации, в Социальном фонде страхования (СФР).

2. Для подтверждения возможности проводить оценку уязвимости ОТИ и ТС к юридическому лицу предъявляются соответствующие требования, несоответствие которым исключает возможность аккредитации в качестве специализированной организации. Подтверждение соответствия требованиям осуществляется так же, как и по другим видам аккредитации, – путем предоставления необходимых документов в полном объеме.

3. Требованиями п. 9 Правил аккредитации определена обязанность соискателя аккредитации представить копии нормативных правовых актов, регулирующих обращение со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости. выполнение этого требования обеспечивается путем подготовки соответствующей инструкции (правил) обращения с результатами оценки уязвимости, копия которой должна находиться в составе комплекта документов для аккредитации.

4. Персонал, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости, должен быть подготовлен и аттестован в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О транспортной безопасности", а также соответствовать требованиям подп.1–6 и 9 ч. 1 ст. 10 указанного федерального закона. Все работники соискателя аккредитации, непосредственно осуществляющие оценку уязвимости, с учетом требований приказов Минтранса России от 12.07.2021 г. № 232 "Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" и от 29.12.2020 г. № 578 об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ должны пройти обучение по типовой дополнительной профессиональной программе повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве, и персонала специализированных организаций, которая предназначена для организации теоретической, тренажерной и практической подготовки указанных работников. Кроме того, персонал соискателя аккредитации должен быть аттестован по одной из категорий сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Порядком аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2023 г. № 905.

Получение сведений о прохождении персоналом обучения осуществляется Росморречфлотом посредством Федеральной информационной системы ФИС ФРДО. в случае отсутствия запрошенных сведений в указанной информационной системе такая информация в письменном виде запрашивается у соискателя аккредитации путем направления соответствующего запроса о предоставлении копий документов о пройденном обучении.

5. Важным моментом правил аккредитации является своевременное уведомление организацией компетентного органа обо всех изменениях, влияющих на возможность проводить оценку уязвимости и отвечать требованиям, предусмотренным п. 9 Правил аккредитации. необходимо вовремя уведомлять Росморречфлот об изменении организационной структуры, наименования, организационно-правовой формы, адреса и (или) места нахождения специализированной организации в течение 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений, с приложением документов и сведений, подтверждающих указанные изменения. В противном случае аккредитация специализированной организации будет аннулирована на основании подп. "ж" п. 20 Правил аккредитации. Довольно часто специализированные организации забывают или не придают особого значения выполнению этого требования, что автоматически приводит к прекращению права на осуществление указанного вида разрешительной деятельности.

SS_Security and Safety

Проблемные аспекты категорирования ОТИ

В процессе подачи документов для категорирования ОТИ субъекты транспортной инфраструктуры зачастую предоставляют недостоверные данные по количественным показателям критериев категорирования "возможное количество погибших и (или) получивших вред здоровью людей" и "возможный размер материального ущерба" с обоснованием расчетов. Ввиду того, что до настоящего времени не разработана методика расчета критериев категорирования, проверка достоверности представляемых в Росморречфлот сведений в полном объеме не представляется возможной.

При этом указанные сведения по этим же критериям, только с иными показателями, отражаются заявителями в результатах представляемых в Росморречфлот оценок уязвимости и планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Например, в заявлениях на присвоение категории ОТИ указываются одни сведения по показателям критериев категорирования "возможное количество погибших и (или) получивших вред здоровью людей", а в оценках и планах того же субъекта транспортной инфраструктуры отражаются другие показатели (с иными цифрами) по этому же критерию. Таким образом, недостоверность указанных сведений ведет к возможности получения отказов в утверждении как оценок уязвимости, так и планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Трудности при утверждении оценок уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности

1. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 16-ФЗ и подп. 3 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1638, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить непрерывную защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств силами привлеченного или сформированного подразделения транспортной безопасности.

Вместе с тем, ввиду специфики и особенностей эксплуатации в межнавигационный период объектов транспортной инфраструктуры, таких как понтоны, дебаркадеры, причалы-пристани и т.д., обеспечить в отношении них принцип непрерывности представляет собой затруднительную, а в ряде случаев невыполнимую задачу.

Таким образом, субъектами транспортной инфраструктуры в содержании представляемых на утверждение в Росморречфлот планов обеспечения транспортной безопасности указываются сведения о защите ОТИ силами привлеченного ПТБ только в период навигации, исключая межнавигационный период, что нарушает требование непрерывности и служит основанием для отказа в утверждении такого плана. Следует отметить, что действующими требованиями в области ТБ в отношении межнавигационного периода установлены отлагательные меры исключительно в части отсутствия необходимости накопления и передачи информации с технических средств ОТБ, установленных на ОТИ.

2. В ряде случаев субъекты транспортной инфраструктуры не указывают в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств сведения о полном составе подразделения транспортной безопасности, силами которого осуществляется защита ОТИ от актов незаконного вмешательства.

В частности, в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ зачастую не отражаются сведения о работниках, осуществляющих руководство дежурной сменой на ОТИ, имеющих категорию аттестации сил обеспечения транспортной безопасности "работник подразделения транспортной безопасности, руководящий выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности" (категория 3), а в планах ТС субъектами транспортной инфраструктуры не указывается информация о работниках, имеющих категорию аттестации сил обеспечения транспортной безопасности "работник, управляющий инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности" (категория 7).

Получается, что субъект транспортной инфраструктуры согласно плану ОТИ привлекает неполный состав сил обеспечения транспортной безопасности, входящих в ПТБ и необходимых для защиты ОТИ, в котором, в частности, отсутствует руководитель (категория 3).

Для транспортных средств часто такие сведения не предоставляются в отношении работников ИТСО (категория 7).

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: ru.freepik.com

Темы:Транспортная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №1/2024
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...