Подписка

Транспортная безопасность на промышленных объектах

Коллектив авторов ООО "Московский электроламповый завод", 19/06/19

Транспортная сфера деятельности гипотетического промышленного объекта (ТСПО) – это функционально связанная совокупность транспортного комплекса и участников дорожного движения на автомобилях. Безопасность на автотранспорте представляет собой серьезную государственную проблему, решение которой в настоящее время имеет огромное социальное и экономическое значение.

foto

Вариант структуры ТСПО приведен на рис. 1. В состав транспортного комплекса ПО входят:

  • объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) – диспетчерский пункт, гараж, авторемонтная мастерская, мойка и т.д.;
  • колесные транспортные средства (ТС) – подвижной состав автомобильного транспорта различного назначения;
  • субъекты транспортной инфраструктуры – юридические или физические лица, являющиеся собственником ОТИ и ТС (в частном случае – собственником только ОТИ или ТС). 

ris-1

К участникам дорожного движения по автомобильным трассам федерального значения, межмуниципальным и местным дорогам относятся:

  • транспортные средства субъекта транспортной инфраструктуры ПО или перевозчика, принявшего на себя по договору с ПО обязанность по доставке вверенного ему груза (средств материально-технического обеспечения ПО, выпускаемой им продукции и т.д.);
  • водители указанных ТС, пассажиры (персонал, обслуживающий перевозки), пешеходы;
  • дорожная инфраструктура, состоящая из набора различных технологических подсистем, выполняющих специализированные функции на территории применения.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России является органом, осуществляющим возложенные на него специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Нормативно-правовое регулирование безопасности в ТСПО

Основу нормативно-правового регулирования безопасности в транспортной сфере деятельности ПО составляет Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Он юридически закрепляет понятие "транспортная безопасность", определяет задачи ее обеспечения и устанавливает ответственность за обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Важное место в нормативно-правовом регулировании безопасности в ТСПО занимают:

  • утвержденные в апреле 2011 г. постановлением Правительства РФ Правила перевозки грузов автомобильным транспортом;
  • утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте;
  • утвержденные постановлением Правительства РФ № 969 от 26 сентября 2016 г. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации указанных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ "целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства".

Под актами незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ОТИ и ТС понимаются "противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий".

Спецпроект ТРАНСПОРТ >>

Перечень видов АНВ в деятельности ОТИ и ТС определен приказом Министерства транспорта РФ, ФСБ России и МВД России от 5 марта 2010 г. № 52/112/134. В каждом конкретном случае АНВ могут быть квалифицированы как внешние или внутренние угрозы безопасности ПО. Полностью исключить возможность совершения АНВ не представляется возможным.

Правовые коллизии между законодательством о транспортной безопасности (предмет правового регулирования – защита от АНВ) и об охране (предмет правового регулирования – защита от противоправных посягательств) в статье не рассматриваются.

Задачи обеспечения безопасности в ТСПО

Транспортная безопасность (в редакции ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ) – это "состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства" в их деятельность.

Понятие "обеспечение транспортной безопасности" трактуется как "реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства" (п. 4 ст. 1 № 16-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 указанного закона задачами обеспечения безопасности на автомобильном транспорте являются:

  • категорирование ОТИ и ТС;
  • оценка уязвимости ОТИ и ТС от угроз совершения АНВ;
  • разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

Рассмотрим их более подробно.

Категорирование ОТИ и ТС

Категорирование ОТИ и ТС заключается в отнесении их к определенным категориям с учетом степени угроз совершения АНВ и его возможных последствий. Приказом Минтранса от 21 февраля 2011 г. № 62 установлены четыре категории и критерии категорирования ОТИ и ТС.

Категорирование осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, в частности Федеральным дорожным агентством (Росавтодор). Перечень ОТИ и ТС, подлежащих категорированию, устанавливает Минтранс, руководствуясь п. 5 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ. Вопрос об отнесении к ОТИ объектов автомобильного транспорта, не значащихся в указанном законе, решается Минтрансом по представлению Росавтодора. Транспортные средства, которым в соответствии с приказами Росавтодора присвоены категории и которые включены в Реестр категорированных ОТИ и ТС, включаются в группу идентичных по типу, марке, модели и модификации с указанием идентификационного номера VIN.

Оценка уязвимости ОТИ и ТС

Оценка уязвимости ОТИ и ТС рассматривается как определение степени защищенности ОТИ и ТС от угроз совершения АНВ в их деятельность. Полагают, что ОТИ и ТС с высокой степенью защищенности обладают низкой уязвимостью и, соответственно, объекты с менее эффективной защищенностью более уязвимы.

Оценка уязвимости ОТИ и ТС проводится специализированными организациями, имеющими лицензию об аккредитации в области обеспечения транспортной безопасности. Работа выполняется на основе публичного договора по тарифам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Методический подход к проведению и оформлению результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ и ТС сформулирован в методических рекомендациях ОДМ 218.4.009–2011 Росавтодора. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ сведения об указанных результатах относятся к информации ограниченного доступа.

Результаты оценки уязвимости ОТИ и ТС, утвержденные Росавтодором, являются основой для планирования и реализации мер по обеспечению безопасности в ТСПО.

Планирование мер по обеспечению безопасности в ТСПО

План разрабатывается специалистами ПО (перевозчика грузов) в порядке, регламентированном требованиями приказа Минтранса от 11 февраля 2010 г. № 34.

План предусматривает систему мер по приведению ОТИ и ТС в соответствие с Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (утверждены постановлением Правительства РФ № 924 от 14 сентября 2016 г.). Под уровнем безопасности здесь понимается степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.

В общем случае к мерам обеспечения безопасности в ТСПО могут быть отнесены:

1) оборудование категорированного объекта транспортной инфраструктуры интегрированной системой обеспечения безопасности, представляющей собой алгоритмически объединенные подсистемы:

  • охрана (включая телевизионные средства охранного наблюдения) и управление доступом, а также меры противокриминальной защиты;
  • меры пожарной безопасности (в том числе пожаротушения);
  • производственно-технологический и санитарно-экологический контроль;

2) оснащение категорированных транспортных средств техническими средствами и системами, под которыми понимаются:

  • бортовые противоугонные средства (электронная сигнализация, иммобилайзер, замок блокировки рулевой колонки, защита стекол, система идентификации ТС и т.д., устанавливаемые автопроизводителями еще на конвейере);
  • средства пассивной защиты водителя и пассажиров (ремни безопасности, подушки, подлокотники);
  • средства устойчивости связи и электронного вызова помощи при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) или нападении;
  • спутниковая навигационная противоугонная и радиопоисковая система (целесообразна для ТС, осуществляющих перевозки опасных грузов);
  • система контроля доступа к перевозимому грузу.

План может содержать памятку с перечнем возможных мер (технических решений) для предупреждения ДТП, минимизации указанных ДТП и ликвидации их последствий. Напомним, под ДТП понимается конкретное непреднамеренное событие, возникающее в результате неблагоприятного сочетания факторов в условиях динамической системы "человек – автомобиль – дорога", вероятность которого может увеличиваться под воздействием неблагоприятных факторов (дождь, гололед, сумерки, дорожные работы и т.д.) и следствием которого является ущерб здоровью человека, повреждение ТС (перевозимого груза) и дорожного обустройства.

План обеспечения безопасности категорированных ОТИ и ТС, разработанный ПО (перевозчиком грузов), подлежит утверждению в Росавтодоре.

Ответственность за обеспечение транспортной безопасности

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

В целях повышения ответственности за нарушение требований безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 195-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с обеспечением безопасности на транспорте" внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ. Кроме того, для реализации Федерального закона № 16-ФЗ принят ряд подзаконных нормативных актов Росавтодора.

Проблемы совершенствования транспортной безопасности

Анализ специализированных источников информации показывает, что к проблемам совершенствования механизма обеспечения безопасности в ТСПО на автомобильном транспорте могут быть отнесены:

  • оптимизация понятийного аппарата;
  • гармонизация нормативно-правового регулирования;
  • интеграция ОТИ и ТС в интеллектуальные транспортные системы.

Член Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству А.С. Старовойтов выделяет среди проблем совершенствования транспортной безопасности:

  • несовершенство принимаемых нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
  • неурегулированность вопросов, связанных с сертификацией технических средств обеспечения транспортной безопасности;
  • проблемы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и аккредитации подразделений транспортной безопасности;
  • нераспространение российского законодательства в сфере транспортной безопасности на иностранных перевозчиков1.

Оптимизация понятийного аппарата

Известно, что юридически закрепленное понятие "транспортная безопасность" не в полной мере отражает смысловую нагрузку, возложенную на обеспечение безопасности в ТСПО, а именно учитываются только угрозы со стороны АНВ для деятельности ОТИ и ТС. Другие объективно существующие угрозы безопасности, такие как текущее состояние ОТИ и ТС, а также чрезвычайные ситуации природного и/или техногенного характера, во внимание не принимаются.

Под текущим состоянием ОТИ и ТС здесь понимается работоспособность указанных объектов, зависящая от их наработки (степени изношенности), качества технического обслуживания, а также уровня квалификации, морального и психологического состояния водителей ТС (внутренняя угроза безопасности).

ris2

Чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера определяется (в редакции Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") как обстановка на определенной территории (в непосредственной близости от ОТИ и ТС), "сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей" (внешняя угроза безопасности).

В контексте изложенного нельзя не согласиться с предложением экспертов2 о правомерности введения интегрального термина "безопасность на транспорте", определяемого как "состояние защищенности ОТИ и ТС, пассажиров и персонала на транспорте от всех видов внутренних и внешних угроз".

Гармонизация нормативно-правового регулирования транспортной безопасности

Согласно экспертным оценкам, существующее нормативно-правовое регулирование транспортной безопасности в редакции Федерального закона № 16-ФЗ слабо гармонизировано с текущими целями и задачами обеспечения транспортной безопасности. Так, по данным доктора юридических наук Сергея Шишкарева, члена Экспертного совета при Правительстве РФ, более 95% от общего числа происшествий на транспорте относится к категории техногенных или природных и только 4% приходятся на происшествия социогенного характера. В то же время содержащееся в тексте Федерального закона № 16-ФЗ понятие "транспортная безопасность" трактуется лишь с точки зрения защиты ОТИ и ТС от АНВ (подразумевая акты террористического характера). Сергей Шишкарев полагает: "В целях совершенствования законодательного обеспечения транспортной безопасности в качестве первоочередных мер необходимо:

  • активизировать работу по систематизации и упорядочению законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, исходя из ее системного характера, однозначного толкования и исключения дублирования функций федеральных органов исполнительной власти;
  • определить план создания единой транспортной системы России – выделить ключевые целевые функции, определить основной управляющий субъект будущей системы;
  • составить и законодательно закрепить требования по обеспечению безопасности для различных категорий ОТИ и ТС;
  • разработать и принять технические регламенты оснащенности различных категорий ОТИ системами обеспечения безопасности, включая специальные средства досмотра и контроля"3.

Интеграция ОТИ и ТС в интеллектуальную транспортную систему

В последние годы из оборонной сферы на транспорт выводятся новейшие информационные технологии, на основе которых строятся интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Кроме того, в Интернете опубликован для открытого обсуждения проект концепции федерального закона "Интеллектуальная транспортная система Российской Федерации".

Необходимость и значимость интеграции категорированных ОТИ и ТС в интеллектуальную транспортную систему подтверждается аргументами известных специалистов в области транспортной безопасности.

Так, В.Б. Черток, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, полагает, что "внедрение системы дистанционного надзора позволит:

  • повысить оперативность принятия принудительных мер для исполнения чрезвычайных ситуаций;
  • создать условия неотвратимости наказания за допущенное нарушение правил перевозки пассажиров и грузов;
  • уменьшить расходы федерального бюджета на устранение и ликвидацию последствий чрезвычайных операций;
  • снизить аварийность и тяжесть последствий чрезвычайных ситуаций;
  • минимизировать роль человеческого фактора при проведении надзорных мероприятий"4.

Утверждения, созвучные по содержанию приведенным выше, содержатся также в опубликованных материалах VII Международного форума "Безопасность на транспорте", состоявшегося 6 апреля 2017 г. в Санкт-Петербурге5.

Необходимость осознанного подхода. Возрастающая диспропорция между приростом числа автомобилей, не улучшающееся качество дорожной сети и инфраструктуры, недостаточная эффективность системы обеспечения безопасности дорожного движения усугубляют уже имеющиеся проблемы.

Рассмотренный в статье механизм обеспечения безопасности в ТСПО и задачи по его совершенствованию нацеливают субъекты транспортной инфраструктуры ПО (в том числе перевозчиков) и обслуживающий персонал на глубокое осмысление и корректное использование в практической деятельности нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности на используемом автомобильном транспорте.

___________________________________________
1 Старовойтов А.С. Защищенность объектов транспорта необходимо поддерживать // Транспортная безопасность и технологии. № 2 (49), 2017. С. 34.
2 Волынский-Басманов Ю.М., Михайлов Ю.Б. Понятие безопасности в транспортной сфере // Транспортная безопасность и технологии. № 3 (26), 2011. С. 24.
3 Шишкарев С.Н. Авиакатастроф можно избежать // Военно-промышленный курьер. № 40 (457), 2012. С. 8.
4 Черток В.Б. Состояние дел по категорированию, оценке уязвимости, внедрению технических средств безопасности и защиты объектов от АНВ // Транспортная безопасность и технологии. № 2 (29), 2012. С. 29.
5 VII Международный форум "Безопасность на транспорте". № 2 (49), 2017. С. 6.

 

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №2/2019

Стать рекламодателем

Темы:ТранспортТСПО

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

Печатное издание
Интернет-портал
Стать автором
Комментарии

More...