Подписка

У вас в торговой сети не воруют? Или вам так хочется думать?

Константин Сергеев, 09/12/19

Чем опасны потери в магазинах? Тем, что они множатся в пропорции. Если в магазине безнаказанно совершаются внешние кражи, то количество воров и хищений будет только увеличиваться. Так же происходит и с персоналом (внутренние воры), нередки случаи, когда "болезнь липких рук" поражает целые коллективы. Профилактика краж требует системной работы и уже успешно ведется в рамках объединения усилий торговых сетей и полиции.

Адская, острая, тупая, ноющая, пульсирующая, внезапная, резкая, сверлящая, хроническая – и это далеко не полный перечень эпитетов боли.

Боль – это сигнал неблагополучия. Значит, надо что-то быстро делать! И чем сильнее боль, тем быстрее. Но боль можно заглушить, притупить ее сигналы, а некоторые болезни вообще проходят без болевых ощущений.

Позволю себе сравнить торговую сеть с неким живым организмом, подверженным внешним и внутренним угрозам, вызывающих "боль". И если не уделять этому внимание и не удерживать данные угрозы в допустимых рамках, не контролируя уязвимости и не реагируя на сигналы своевременно, возникает риск значительных потерь, в первую очередь потери конкурентного преимущества торговой сети.

Различные формы внутренних и внешних хищений, как вирус, прогрессируют, поражая всю торговую сеть, делая ее менее конкурентной. И далее по кругу: не вложились в безопасность, допустили потери, потери привели к снижению доходов, а также и инвестиций в безопасность.

На работу с потерями (а, зачастую это рутинная, нацеленная на профилактику работа, без ореола героизма) влияет "закон сохранения сотрудниками компании энергии": если можно не делать, зачем это делать, зачем проводить подснятия касс, локальные инвентаризации, банальные мероприятия, направленные на сохранность товаров? Игнорированию и сокрытию реальных потерь способствует также и расстановка приоритетов, в том числе различных форм KPI менеджмента торговой сети, нацеленных на короткий период (месяц, квартал и даже год). Влияет и зрелость систем учета и контроля, которые часто бывают несовершенны. По итогу: нет боли – нет сигнала – нет необходимости уделять этому направлению значительное внимание.

Не в фокусе безопасности

Размытый фокус внимания к кражам не способствует решению проблемы магазинных краж. На мой взгляд, проблему воровства в ритейле необходимо поднимать и решать на государственном уровне. С помощью новых технологий видеоаналитики объединять в единый контур межсетевые усилия служб безопасности, полиции, общественных объединений. Повышать нетерпимость общества к совершению правонарушений и преступлений, в том числе кражам.

Для информации: по статистике МВД кража (тайное хищение) – самое распространенное преступление

В то же время стоит уделить внимание и ужесточению ответственности за рецидивные кражи, и созданию действенной системы реабилитации и контроля отбывших наказание за совершенное преступление.

Смещение шоплифтеров в каналы Telegram

Шоплифтингом называют кражу в розничном магазине, но сами участники таких краж предпочитают называть себя "освободителями товаров". По факту вся эта надуманная романтика заканчивается банальной ст. 158 УК РФ. "Зачем платить, если можно вынести?" – примерно так звучит негласный девиз шоплифтеров.

Буквально пять лет назад профессиональным сообществом специалистов по безопасности "Союз руководителей служб безопасности бизнеса" совместно с прокуратурой РФ была начата активная работа по запрету доступа к форумам и многочисленным группам в различных социальных сетях, пропагандирующим магазинные кражи. К большинству подобных ресурсов был ограничен доступ. Из открытого информационного поля удалось загнать эти группы в "подполье", тем самым создав дополнительный рубеж на пути привлечения новых членов в эти сообщества.

"Модернизировать нельзя заменить. Видеонаблюдение в банковском секторе" читать >>>

Сейчас эти группы смогли переместиться в Telegram – кросс-платформенный мессенджер, позволяющий обмениваться сообщениями и медиафайлами многих форматов.

На 1 ноября 2019 г. доступна следующая статистика:

  • активных групп шоплифтеров – 16;
  • численность участников таких групп – 15 577 человек.

Шоплифтеры активно обсуждают способы краж и методы ухода от административной и уголовной ответственности. Делятся характеристиками технических средств защиты товаров от краж и способами их нейтрализации.

Стоит отметить, что одним из самых действенных методов профилактики краж сами опытные шоплифтеры считают систему распознавания лиц и магазины, оснащенные подобной системой, новичкам не рекомендуют

На данный момент проводится работа по деанонимизации активных пользователей групп в Telegram, подготовлено обращение в прокуратуру.

Рациональный подход к профилактике краж

2020 год предвещает российскому ритейлу продолжение тенденции снижения покупательской активности и необходимость более рационального подхода к затратам, в том числе на безопасность.  Происходит осмысление и изменение подходов к сохранности товаров и удерживанию злоумышленников от попыток хищения. На первый план выходят умные инвестиции в эффективные системы профилактики краж, например в систему распознавания лиц, точечную профилактику шоплифтинга. Работа над этим уже успешно ведется в рамках объединения усилий торговых сетей и полиции в едином контуре профилактики внешних магазинных краж на базе информационной аналитической системы "СТОП Шоплифтер" и дальнейших шагов по интегрированию системы в аппаратно-программные комплексы "Безопасный город".

Безусловно, далее необходимо, как отмечалось ранее, формировать культуру нетерпимости к различным формам правонарушений и преступлений, в том числе магазинным кражам; ограждать молодежь от негативных информационных форм воздействия; реализовывать совместные инновационные проекты по примеру "Безопасный город – безопасный магазин". Все это требует системной работы.

Темы:ВидеонаблюдениеРитейлВидеоаналитикаЖурнал "Системы безопасности" №6/2019

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

Получить консультацию
Печатное издание
Интернет-портал
Стать автором
Комментарии

More...