Гася энергию удара
Герман Большаков 02/03/20
К противотаранным устройствам (ПТУ) предъявляются все более жесткие требования по сохранению работоспособности (отсутствию пластических деформаций) после таранного удара транспортным средством на малой скорости или расчетной скорости взаимодействия. В статье рассмотрены вопросы разработки ПТУ, которые сохраняют работоспособность после такого таранного удара.
Наиболее распространенные конструкции ПТУ обеспечивают защиту за счет собственной способности рассеивать полностью или значительную долю кинетической энергии транспортного средства (ТС). При этом большая часть (по габаритам) силовой системы либо вся конструкция ПТУ рассчитаны на однократное применение, что, естественно, вызывает вопросы у заказчиков: "Почему ПТУ при столкновении получает повреждения визуально более значительные, чем ударяющее ТС?" Однако такой подход позволяет останавливать транспортное средство любой жесткости с не превышающими заявленные значения скоростью и массой, а также существенно снизить материалоемкость конструкции ПТУ. Кроме того, для подтверждения заявленных характеристик достаточно единичного испытания максимально жестким транспортным средством.
Непростая задача
Основой для расчета характеристик ПТУ является закон сохранения энергии. Для случая столкновения объекта с неподвижным противотаранным устройством математическое выражение имеет вид: ET1 + ER1 = E′T1 + E′T2 + E′R1 + E′R2 + ED1 + ED2 + ERest, где ET1 и ER1 – составляющие поступательного и вращательного движения перед столкновением ТС с ПТУ; E′T1, E′T2 и E′R1, E′R2 – составляющие поступательного и вращательного движения после столкновения для каждого из тел; ED1, ED2 – энергия, затраченная на пластическую деформацию каждого из тел; ERest – энергия, рассеянная в результате трения между взаимодействующими объектами, резания металла, вертикального перемещения автотранспортного средства в процессе удара, потери энергии на вращение в трансмиссии и колесах, а также другие энергетические затраты.
Проектирование противотаранного устройства, обеспечивающего остановку транспортного средства без собственных значительных деформаций, представляет собой сложную задачу ввиду того, что упругие деформации ПТУ относительно малы и перемещение ТС (рассеивание энергии) при остановке происходит за счет его собственных деформаций. Как следствие, силовое воздействие на конструкцию ПТУ зависит от степени деформации транспортного средства. При этом жесткость ТС во фронтальном направлении их производителями не указывается.
Соотношение усилия и возникающей деформации транспортного средства достаточно подробно изучается при расследовании дорожно-транспортных происшествий в практике судебных экспертиз, а также при подтверждении безопасности легковых ТС.
Энергия деформации в цифрах
В настоящее время для определения энергетического эквивалента деформации широко применяется метод сравнительного анализа с использованием предназначенных для этого баз данных (программных модулей). При этом по известной величине деформации выявляется начальная скорость.
Оценивать степень интенсивности столкновения на основе энергии деформации поврежденных ТС предложено еще в начале 1970-х гг.1 Энергия деформации ТС при соударении эквивалентна соответствующему изменению кинетической энергии. При соударении с бетонным барьером при 100%-ном перекрытии либо при столкновениях, после которых ТС обладает незначительным запасом кинетической энергии, можно принять, что кинетическая энергия, которой обладало транспортное средство перед столкновением, равна энергии деформации:
M х V2/2=Fm х sm, где Fm – средняя деформирующая сила, sm – среднее значение остаточной деформации.
Зависимость удельной силы f от величины деформации выглядит соответствующим образом1: f = a0 + a1 х sm, где a0 – сила, при превышении которой наступает остаточная деформация; a1 – относительная (по ширине) жесткость структуры кузова.
Параметры a0 и a1 определяются на основе анализа проводимых краш-тестов, результаты которых находятся в общедоступных специализированных базах данных. На их базе существуют программы для определения энергии деформации по величине повреждений, например Crash 3 – EBS Calculation программного комплекса PC-CRASH. При этом характеристики жесткости ТС существенно разнятся в зависимости от производителя, конкретной марки, года выпуска и типа транспортного средства (рис. 1).
Энергия деформации для легкового автомобиля определяется по величине деформированного объема:
Ed = 0,5 х w х h х C2∙х k*,
где w – ширина деформированной части кузова, м; h – высота деформированной части кузова, м; C – глубина деформации, м; k* – коэффициент сопротивления деформации, Н/м∙х м2.
Нагрузки на ПТУ
Применение указанной формулы и коэффициента сопротивления деформации позволяет рассчитывать нагрузки на противотаранное устройство в зависимости от его геометрии, а также параметров транспортного средства.
Наиболее полные данные представлены на легковые автомобили, легкие грузовики и внедорожники. Параметры жесткости легковых автомобилей во фронтальном направлении по результатам краш-тестов приводятся в литературных источниках и имеют значения в диапазоне от 650 000 до 2 100 000 Н/м∙х м2.
Рис.1 Результаты краш-теста для заданного ТС в программе Crash 3 – EBS Calculation
Результаты расчета скорости столкновения и энергии деформации по величине деформации на основе данных краш-теста легкого грузовика Ford F250 Pickup в программе PC-CRASH о плоское препятствие представлены на рис. 2.
Рис. 2. Расчет скорости столкновения и энергии деформации по заданной величине деформации для выбранного ТС
На основе заданной деформации и соответствующей ей энергии может быть рассчитано максимальное усилие воздействия на ПТУ:
F = 2∙х Ed/s = 2∙х 1 082 400/1 = 216,5 т.
В результате расчета скорости столкновения и энергии деформации по величине деформации на основе данных краш-теста разных марок внедорожников и легких грузовиков массой от 2,4 до 3,05 т для энергии 1 МДж определяются максимальное усилие деформации, которое колеблется от 216,5 до 321,7 т.
Таблица. Максимальная сила взаимодействия с плоским жестким препятствием транспортного средства с энергией 1 МДж и без остаточных деформаций ТС, скорость 12 км/ч
Проектирование недеформируемого ПТУ
Учитывая, что поглощаемая энергия пропорциональна объемной деформации, то с целью уменьшения материалоемкости противотаранного устройства рациональным является сокращение площади ПТУ с увеличением продольной деформации автомобиля.
Например, если размеры зоны деформации соответствуют полной ширине автомобиля, равной 2 м, а высота – высоте силового элемента противотаранного устройства, равной 0,2 м, то удельное усилие деформации для современных жестких легковых автомобилей составит:
f = 2 100 000∙х 2∙х 0,2 = 840 000 Н/м, или 84 т/м.
Таким образом, если необходима остановка c заданной энергией 1 MДж (3 600 кг при скорости 23,6 м/с, или 84,9 км/час), деформация составит C = 1,54 м. При этом максимальное усилие равно:
F = f∙х С = 840 000 Н/м∙х 1,54 м = 129,4 т.
Линейная зависимость усилия от деформации является немаловажным фактором при проектировании противотаранного устройства. То есть максимальное усилие, воздействующее на ПТУ, зависит от энергии автомобиля, площади взаимодействия с ПТУ, а также жесткости конструкций автомобиля.
Рис. 3. Зависимость максимального усилия взаимодействия от удельной жесткости (1 МДж, h = 0,2 м)
Рис. 4. Зависимость максимального усилия от высоты силового элемента ПТУ (1 МДж, жесткость современного автомобиля)
Рис. 5. Зависимость силы воздействия на ПТУ от энергии ТС (1 МДж, жесткость современного автомобиля)
На графиках приведена зависимость максимальной силы при деформации автомобиля от различных факторов, из чего следует, что площадь взаимодействия, высота силового элемента ПТУ, удельная жесткость и энергия автомобиля влияют на максимальную силу взаимодействия линейно.
Кроме того, вышеуказанные данные позволяют определить усилие, возникающее при столкновении с нулевой деформацией ТС.
Таким образом, проектирование недеформируемого противотаранного устройства, сохраняющего работоспособность при столкновении с автомобилем, возможно в расчете на конкретный либо усредненный легковой автомобиль или легкий грузовик. При этом для снижения усилий, воздействующих на ПТУ, необходимо уменьшать площадь взаимодействия ПТУ и ТС. Например, для ПТУ шлагбаумного типа это достигается за счет уменьшения высоты силового элемента, однако при этом требуется решать проблему прогибов под действием собственного веса.
Жесткость ТС как главный критерий
Данные о результатах краш-тестов грузовиков о недеформируемое препятствие в открытых источниках приводятся ограниченно. Грузовые автомобили в основном рассматриваются как объект столкновения с легковым автомобилем. Жесткость крупнотоннажного транспорта может быть определена на примере автобусов.
Для автобуса Thomas Conventional массой 8056 кг:
F = 2∙х Ed/s = 2∙х 1 021 108/0,2 = 1021 т.
Параметры жесткости грузовых автомобилей исследованы ограниченно, поскольку существующие нормы безопасности описывают конструкцию не всего автомобиля, а только его кабины. Так, стандартом2 предусмотрены требования к конструкции кабины грузовых автомобилей: возможность поглощения 45 кДж энергии при фронтальном ударе, сохранение пространства для водителя и целостности крепления к раме.
Однако данные о жесткости автобусов, имеющих сходство конструкции с грузовыми автомобилями, указывают на значительное увеличение усилий, в 3–5 раз по сравнению с легкими грузовиками и внедорожниками при столкновении с плоским препятствием. Наибольшее усилие воздействия возникает при таране бескапотного грузовика в плоские противотаранные ворота.
Проверенные конструкции недеформируемых ПТУ
Под указанные зависимости подпадают конструкции недеформируемых ПТУ: болларды, жесткие балки малой высоты ПТУ шлагбаумного типа, а также распашные противотаранные ᴧ-образные ворота, спроектированные с учетом уменьшения площади взаимодействия с автомобилем.
Таким образом, создание противотаранного устройства, рассчитанного на таранный удар крупнотоннажным ТС без собственных повреждений, требует детальной проработки конструкции с целью увеличения податливости транспортного средства за счет рационального расположения поверхности взаимодействия.
---------------------------
1 В. Митунявичус В. Оценка энергии деформации при анализе столкновений. http://pc-crash.sudexa.ru/publikacii/teoreticheskoe-obosnovanie.php.
2 ГОСТ Р 41.29-99 (Правила ЕЭК ООН № 29) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты лиц, находящихся в кабине грузового транспортного средства.
Герман Большаков
Доцент кафедры компьютерного проектирования технологического оборудования политехнического института Пензенского государственного университета, к.т.н.
Денис Тарасов
Начальник отдела инженерного анализа конструкций ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ", к.т.н.
Редакция советует
Противотаранные устройства шлагбаумного и накладного типов, столбы противотаранные производит компания "ЦеСИС" – ведущее предприятие Российской Федерации в области проектирования, разработки и производства комплексов инженерно-технических средств физической защиты и охраны объектов различного назначения и степени важности.
- Безопасность объектов (302)
- Видеонаблюдение (276)
- Комплексная безопасность (271)
- Пожарная безопасность (270)
- СКУД (258)
- Транспортная безопасность (169)
- Пожарная сигнализация (139)
- Каталог "Пожарная безопасность" (123)
- Мнения экспертов (115)
- Цифровая трансформация (110)
- Видеоаналитика (106)
- Биометрия (97)
- Видеокамеры (97)
- Искусственный интеллект (81)
- Пожаротушение (61)
- Информационная безопасность (57)
- Киберзащита (57)
- Цифровое ЖКХ (56)
- Места с массовым пребыванием людей (55)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2021 (48)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2023 (48)
- Ритейл (48)
- Охрана периметра (46)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2021 (45)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2022 (43)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2022 (42)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2023 (42)
- Беспроводные технологии (41)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2022 (41)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2024 (41)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2022 (41)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2020 (40)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2024 (39)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2020 (39)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2022 (39)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2023 (39)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2019 (39)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2023 (38)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2024 (38)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2021 (38)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2022 (37)
- Технологии распознавания (37)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2021 (36)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2023 (36)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2020 (36)
- Умный дом (36)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2021 (35)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2020 (35)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2020 (34)
- Рынок безопасности (34)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2023 (33)
- Журнал "Системы безопасности" №2/2024 (33)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2020 (33)
- Журнал "Системы безопасности" №5/2019 (31)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2021 (30)
- Защита от БПЛА (30)
- ТЭК и нефтегаз (30)
- Тепловидение (30)
- Центры обработки данных (ЦОД) (30)
- Автоматизация зданий (29)
- Интернет вещей (IoT) (29)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2024 (27)
- Журнал "Системы безопасности" №6/2024 (27)
- Машинное зрение (27)
- Умный город (27)
- Журнал "Системы безопасности" №4/2019 (25)
- Идентификация (25)
- Безопасность (24)
- Импортозамещение (24)
- Нейросети (24)
- Транспорт (24)
- СОУЭ (23)
- Антидрон (22)
- Журнал "Системы безопасности" №3/2019 (22)
- Облачные технологии (22)
- Охрана труда и промышленная безопасность (ОТиПБ) (20)
- Банки и финансы (19)
- Промышленность (19)
- PSIM (17)
- НВП "Болид" (17)
- Антитеррор (16)
- COVID-19 (15)
- Охрана объектов (15)
- Интеграция (14)
- Аргус-Спектр (13)
- Исследование (13)
- Турникеты (13)
- Итоги (12)
- Охранная сигнализация (12)
- Рейтинги (12)
- Системы хранения данных (СХД) (12)
- Удаленный доступ (12)
- All-over-IP (11)
- Beward (11)
- Извещатели (11)
- BioSmart (10)
- CCTV (10)
- Автоматизация (10)
- Безопасный город (10)
- Домофоны (10)
- МЧС России (10)
- Проектирование и монтаж (10)
- Сертификация (10)
- ТБ Форум (10)
- IdM (9)
- Дайджест (9)
- Источники бесперебойного питания (ИБП) (9)
- Распознавание лиц (9)
- Роботизация (9)
- Axis Communications (8)
- PERCo (8)
- Взрывозащита (8)
- Интервью (8)
- Программное обеспечение (8)
- Стрелец-ПРО (8)
- ААМ Системз (7)
- АРМО-Системы (7)
- Авиакомпании и аэропорты (7)
- БАС (7)
- Болид (7)
- ИТ-инфраструктура (7)
- Метрополитен (7)
- ПБ (7)
- DSSL (6)
- Бизнес, идеи и мнения (6)
- Лидеры технологий (6)
- Радиоканальные системы (6)
- АСУ ТП (5)
- Беспилотники (5)
- Досмотр (5)
- Индустрия 4.0 (5)
- Металлургия (5)
- Мобильный доступ (5)
- Новости компаний (5)
- Шлагбаумы (5)
- IDIS (4)
- ITV Group (4)
- Бюро Технического Развития (4)
- Досмотр багажа (4)
- Журнал "Системы безопасности" (4)
- Законодательство (4)
- ИПДА (4)
- ИТ-отрасль (4)
- Коммутаторы (4)
- Машинное обучение (4)
- Музеи (4)
- Огнезащита (4)
- Регулирование (4)
- ТД Актив-СБ (4)
- Тестирование (4)
- BIM-технологии (3)
- PERCo-Web (3)
- Smartec (3)
- dormakaba (3)
- АСКУЭ (3)
- АУП (3)
- Агрокомплекс (3)
- Алкотестер (3)
- Астрон (3)
- Безопасность КИИ (3)
- Важные люди (3)
- Гибридная война (3)
- Досмотровые системы (3)
- Информационные технологии (3)
- Колонка эксперта (3)
- Компании (3)
- Микроэлектроника (3)
- ОПС (3)
- Персональные данные (3)
- Промышленная автоматизация (3)
- Противотаранные устройства (3)
- СУРВ (3)
- Сельское хозяйство (3)
- ТЕКО (3)
- Трибуна заказчика (3)
- Умные парковки (3)
- Учет рабочего времени (3)
- Эксклюзив (3)
- 5G (2)
- ACaaS (2)
- EverFocus (2)
- IT-системы (2)
- Iron Logic (2)
- PALMJET (2)
- PCI DSS (2)
- Parsec (2)
- RPA (2)
- RusGuard (2)
- SaaS (2)
- Synology (2)
- TRASSIR (2)
- Vidau Systems (2)
- ZKTeco (2)
- АО "ОКБ "АСТРОН" (2)
- Астра-А (2)
- Аттестация (2)
- Аттестация персонала (2)
- Безопасность данных (2)
- Беспроводные системы (2)
- Виртуальный рабочий стол (2)
- Главгосэкспертиза (2)
- Делетрон (2)
- ЖКХ (2)
- Журнал "Системы безопасности" №1/2025 (2)
- Защита информации и связи, кибербезопасность (2)
- ИТС (2)
- Инновации (2)
- Кабельная продукция (2)
- Категорирование (2)
- Контроллеры (2)
- Конференции (2)
- Корпоративная безопасность (2)
- Мероприятия по безопасности (2)
- Метро (2)
- Минтранс (2)
- Объекты культурного наследия (2)
- Охранный мониторинг (2)
- ПО (2)
- Производитель (2)
- РЖД (2)
- Росгвардия (2)
- ССОИ (2)
- Ситуационные центры (2)
- Современный офис (2)
- Стандарты, нормы и требования (2)
- Строительная экспертиза (2)
- Термокожухи (2)
- Тоннели (2)
- Хранение оружия (2)
- ЦеСИС НИКИРЭТ (2)
- Цифровизация (2)
- Цифровые технологии (2)
- Энергетика (2)
- логистика (2)
- 3D-моделирование (1)
- Ajax (1)
- Alphalogic (1)
- Alphaopen (1)
- Autonomic Systems (1)
- Axiomtek AIE100-FL-NX (1)
- Axis Talk 2021 (1)
- BARNET (1)
- BIM- моделирование (1)
- BYOD (1)
- Baikal-M (1)
- Basler AG (1)
- Beyond Security (1)
- Big Data (1)
- Bosch (1)
- CMOS-технология (1)
- COPE (1)
- ChatGPT (1)
- Cincoze GM-1000 (1)
- Cloud4Y (1)
- Composable Applications (1)
- D-link (1)
- DBaaS (1)
- DCImanager (1)
- DDoS-атаки (1)
- DIS Group (1)
- Dahua (1)
- Data Fabric (1)
- Deep Learning (1)
- Delta Системы безопасности (1)
- Distributed Enterprise (1)
- EAS-система (1)
- EKF (1)
- Edge AI + Vision (1)
- Face ID (1)
- FaceStation 2 (1)
- Faceter Russia (1)
- Flamax (1)
- GDPR-террористы (1)
- Grundig Security (1)
- Guard SaaS (1)
- HID Global (1)
- HR Tech (1)
- Hanwha Techwin (1)
- Hi-Tech Security (1)
- Hikvision Russia (1)
- Hrtech (1)
- INTELVISION (1)
- IP-коммуникации (1)
- IP-протокол (1)
- IP-системы (1)
- ISPsystem (1)
- IT-инфраструктура (1)
- IaaS (1)
- InPrice Distribution (1)
- InfoWatch Traffic Monitor (1)
- Intel (1)
- Intelligent Video (1)
- Karneev Systems (1)
- Milestone Systems (1)
- Mission Critical (1)
- NAS (1)
- NFC (1)
- NFC BLE (1)
- NOVIcam (1)
- NVIDIA Jetson Nano (1)
- NVR (1)
- OSDP (1)
- OSRAM (1)
- ParsecNET 3 (1)
- Pelco EHS8000-3-H (1)
- Penetration Test (1)
- Phoenix Contact (1)
- QNAP (1)
- QR-коды (1)
- RFID (1)
- RPA-платформы (1)
- RecFaces (1)
- SIP (1)
- SVA/SVI (1)
- SVP/SVZ (1)
- Seagate (1)
- Seagate Technology (1)
- SecuriSmoke (1)
- Securika Moscow (1)
- Sicurezza (1)
- Sigur (1)
- Synology DVA3219 (1)
- UEM SafeMobile (1)
- Ultra-Wideband (1)
- VMS (1)
- VUCA-мир (1)
- deepfake (1)
- e-commerce (1)
- e-сommerce (1)
- eIVP1570 VE (1)
- АДИС (1)
- АМТ-ГРУП (1)
- АНВ (1)
- АПС rubetek (1)
- АСУДД (1)
- АУТП (1)
- Адресные СПС (1)
- Александр Горбанев (1)
- Аналитика (1)
- Аппаратное шифрование (1)
- Аспирационные системы (1)
- Астра-Z-8845 (1)
- Астра-Zитадель (1)
- Астра-РИ-М (1)
- БГ-Оптикс (1)
- БайтЭрг (1)
- Безопасный регион (1)
- Бесконтактный сканер (1)
- Беспилотный транспорт (1)
- Бизнес (1)
- Биотехнологии (1)
- Большие данные (1)
- Бун Эдам (1)
- В2В (1)
- В2С (1)
- Вентиляция (1)
- Верификация (1)
- Виртуальный ассистент (1)
- Вирусная активность (1)
- Вишинг (1)
- Всероссийский союз страховщиков (1)
- ГИС ЖКХ (1)
- ГК "Эпотос" (1)
- Гениус Первый (1)
- Гибридная пена (1)
- Город будущего (1)
- Государственный надзор (1)
- Дактилоскопия (1)
- Деловая программа (1)
- Детекция лиц (1)
- Дистанционное обучение (1)
- Добродел (1)
- ЕБС (1)
- Евразийский экономический союз (1)
- Европейский союз (1)
- ЖКУ (1)
- Защита оконных конструкций (1)
- Зимняя вишня (1)
- ИИС (1)
- ИК-детектор (1)
- ИКАО (1)
- ИПДЛ (1)
- ИСБ (1)
- ИСО Орион (1)
- ИСП (1)
- ИТРИУМ СПб (1)
- Игорь Олейник (1)
- Иконоскоп Зворыкина (1)
- Интернет (1)
- Интером (1)
- Источники информации (1)
- К2Тех (1)
- Квантовые вычисления (1)
- Киберугрозы (1)
- Контрафактная продукция (1)
- Контроллер Matrix-VI (1)
- Контроль доступа (1)
- Конфиденциальная информация (1)
- Критически важные объекты (КВО) (1)
- Логический доступ (1)
- МГП ЗАРЯ (1)
- МФСБ (1)
- МЦД (1)
- Малленом Системс (1)
- Менеджер по продажам СБ (1)
- Металлодетектор (1)
- Методы защиты информации (1)
- Метрология (1)
- Микропроцессоры (1)
- Минимизация последствий ЧС (1)
- Минэнерго (1)
- Минэнерго России (1)
- Мировая урбанизация (1)
- Мобильные мошенники (1)
- Модели нарушителей (1)
- Модули подключения (1)
- Морская безопасность (1)
- Мосгортранс (1)
- Московский метрополитен (1)
- Мошеннические схемы (1)
- Мощность излучения (1)
- НИПИГАЗ (1)
- НПЗ (1)
- НПК "Фотоника" (1)
- Нетворк Профи (1)
- Ниеншанц-Автоматика (1)
- Новости (1)
- Норникель (1)
- ОКБ "Гамма" (1)
- ОС QuTS hero (1)
- ОТИ (1)
- Огневые испытания (1)
- Опрос онлайн (1)
- Оптимизация систем безопасности (1)
- Отраслевые сайты по безопасности (1)
- Отрасль (1)
- Охранные системы (1)
- ПАО "КАМАЗ" (1)
- ПК (1)
- Передатчик (1)
- Пожтехника (1)
- Полупроводники (1)
- Предикативная аналитика (1)
- Развитие экономики (1)
- Результаты сертификации (1)
- Росжелдор (1)
- Росморречфлот (1)
- Ростехнадзор (1)
- Рынок ИТ (1)
- СБ "Марит" (1)
- СМК (1)
- СУУТП-системы (1)
- Самарский метрополитен (1)
- Самолет-амфибия (1)
- Сбербанк (1)
- Сверхвысокочастотный сигнал (1)
- Световая демаркация (1)
- Сенсорные барьеры (1)
- Сертификация средств досмотра (1)
- Система досмотра (1)
- Система измерения (1)
- Система наблюдения "ФЕНИКС" (1)
- Система пенного тушения (1)
- Системы безопасности (1)
- Системы защиты с трибоэлектрическим кабелем (1)
- Системы позиционирования (1)
- Системы связи и мониторинга (1)
- Ситуационно-аналитический центр (1)
- Сканер отпечатков пальцев (1)
- Сканирование пассажиров в метро (1)
- Сколково (1)
- Смарт-считыватели (1)
- События (1)
- Советы менеджерам (1)
- Социальная инженерия (1)
- Стивен Кови (1)
- Стрелец-Мониторинг (1)
- Строительство (1)
- Считыватели (1)
- Считыватели рисунка вен (1)
- Т8 Сенсор (1)
- ТЕНЗОР (1)
- ТПУ (1)
- ТСПО (1)
- Тайм менеджмент (1)
- Телевидение (1)
- Телеком (1)
- Телеметрия (1)
- Телефонные мошенники (1)
- Терагерцовая технология (1)
- Термометрия (1)
- Тест (1)
- Технологии досмотра (1)
- УГП Эол (1)
- Удаленная занятость (1)
- Удаленная работа (1)
- Управление доступом (1)
- Управляемый хаос (1)
- ФЕНИКС-СПП (1)
- ФПКО (1)
- ФСБ (1)
- ФСТЭК (1)
- Фиксация нарушений ПДД (1)
- Форум (1)
- Центр ФСБ России (1)
- Центр управления регионом (1)
- Цикл продаж СБ (1)
- Чат-бот (1)
- Широкополосный доступ (1)
- Шоплифтер (1)
- Экономическая безопасность (1)
- Экспертиза (1)
- Электрозамки (1)
- Электромагнитная совместимость (1)
- Эпоха диджитализации (1)
- виртуальная реальность (1)
- здравоохранение (1)
- маркетинг (1)
- процессоры (1)
- связь (1)
- фишинг (1)
- Февраль 2025 (17)
- Январь 2025 (17)
- Декабрь 2024 (21)
- Ноябрь 2024 (26)
- Октябрь 2024 (24)
- Сентябрь 2024 (22)
- Август 2024 (23)
- Июль 2024 (23)
- Июнь 2024 (18)
- Май 2024 (23)
- Апрель 2024 (20)
- Март 2024 (21)
- Февраль 2024 (19)
- Январь 2024 (25)
- Декабрь 2023 (30)
- Ноябрь 2023 (24)
- Октябрь 2023 (19)
- Сентябрь 2023 (23)
- Август 2023 (26)
- Июль 2023 (21)
- Июнь 2023 (20)
- Май 2023 (24)
- Апрель 2023 (17)
- Март 2023 (21)
- Февраль 2023 (24)
- Январь 2023 (24)
- Декабрь 2022 (32)
- Ноябрь 2022 (28)
- Октябрь 2022 (24)
- Сентябрь 2022 (25)
- Август 2022 (21)
- Июль 2022 (24)
- Июнь 2022 (27)
- Май 2022 (24)
- Апрель 2022 (24)
- Март 2022 (27)
- Февраль 2022 (21)
- Январь 2022 (22)
- Декабрь 2021 (25)
- Ноябрь 2021 (23)
- Октябрь 2021 (24)
- Сентябрь 2021 (25)
- Август 2021 (24)
- Июль 2021 (26)
- Июнь 2021 (30)
- Май 2021 (25)
- Апрель 2021 (25)
- Март 2021 (22)
- Февраль 2021 (17)
- Январь 2021 (17)
- Декабрь 2020 (23)
- Ноябрь 2020 (19)
- Октябрь 2020 (17)
- Сентябрь 2020 (16)
- Август 2020 (23)
- Июль 2020 (20)
- Июнь 2020 (22)
- Май 2020 (16)
- Апрель 2020 (26)
- Март 2020 (22)
- Февраль 2020 (17)
- Январь 2020 (20)
- Декабрь 2019 (21)
- Ноябрь 2019 (12)
- Октябрь 2019 (18)
- Сентябрь 2019 (24)
- Август 2019 (14)
- Июль 2019 (17)
- Июнь 2019 (17)
- Май 2019 (13)
- Апрель 2019 (18)
- Март 2019 (18)
- Февраль 2019 (25)
Поделитесь вашими идеями