Подписка
МЕНЮ
Подписка

Культура транспортной безопасности

Нина Николаева, 30/03/21

В данной статье автор подводит к выводу о зависимости уровня обеспечения транспортной безопасности от уровня культуры транспортной безопасности и предлагает меры по ее совершенствованию. Повышение культуры транспортной безопасности существенно укрепит национальную безопасность, и потому это задача государственной важности.

В последние годы понятие "культура безопасности" прочно вошло в повседневный обиход. Но, несмотря на значительное количество современных научных публикаций, посвященных данной теме, вопросам формирования культуры безопасности в области обеспечения транспортной безопасности уделяется недостаточное внимание.

Так, в нормативных правовых документах, регулирующих сферу транспортной безопасности, данный вопрос не отражен. Научное осмысление роли культуры транспортной безопасности на сегодняшний день также отсутствует.

 

Понятие "культура безопасности"

На сегодняшний день устоявшегося определения "культура безопасности" не существует. Сам термин пришел к нам из атомной энергетики и впервые был употреблен в Итоговом докладе Международной консультативной группы по ядерной безопасности о совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле в 1986 г., где под этим термином понимался "такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности АЭС, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью"1.

Через некоторое время понятие прочно вошло в корпоративную культуру атомной энергетики и промышленного производства. В современных документах, например концерна "Росэнергоатом" формирование, поддержание и развитие культуры безопасности определяется "как фундаментальная основа обеспечения безопасности атомных станций"2.

В области промышленного производства культура безопасности рассматривается как элемент культуры производства, где особое место отводится гуманизации и охране труда, снижению производственного травматизма. Примечательной является представленная в 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда в Сингапуре Концепция "нулевого травматизма" (Vision Zero) как "качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства"3. Это качественно новый подход к организации всей системы охраны труда на предприятии, в первую очередь в области профилактики. В основе – осознанная деятельность всех участников производственного процесса, начиная от собственника предприятия и заканчивая работниками, с целью предотвратить любые несчастные случаи на производстве. Минтруд России также стал официальным партнером глобальной кампании Концепции "нулевого травматизма".

Понятие "культура безопасности" быстро вышло из рамок опасного производства и распространилось на предприятия различной направленности. Исследователи пришли к выводу, что своевременная корректировка небезопасных действий работника и формирование осознанного безопасного поведения не только позволяют предотвратить различные несчастные случаи, но и положительно влияют на репутацию компании.

Сегодня в области управления профессиональными рисками на предприятиях используется достаточно методов и моделей для аудита и анализа, формирования и развития культуры безопасности. Общей идеей является последовательная необходимость проведения политики профилактики, включающей в себя условия труда, организацию труда, социальные отношения и психофизические характеристики каждого работника. Перечислим самые популярные модели: кривая безопасности Брэдли, теория "домино" В.Х. Хайнриха, модель зрелости культуры безопасности М. Флеминга и П. Хадсона. например, ПАО "Газпромнефть", используя модель П. Хадсона в развитии культуры безопасности, ориентировано "на вовлечение в процесс повышения уровня культуры безопасности всех сотрудников"4.

МЧС России в сфере своих полномочий оперирует понятием "культура безопасности жизнедеятельности населения", под которым понимается "целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, определяющее современное развитие личности, проявляющееся в умении действовать в условиях различных по характеру ЧС"5. Таким образом, культура безопасности распространяется не только на сотрудников предприятий и организаций, но и на всех граждан. Для формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения предусмотрено обучение в рамках учебно-воспитательного школьного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), а также проведение учений по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В транспортной отрасли сформирован подход к культуре безопасности в основном как к элементу корпоративной культуры, причем по видам транспорта. Так, например, в документах Международной организации гражданской авиации (ICAO) под культурой авиационной безопасности подразумевается "набор привычек, разделяемых тем или иным сообществом, как в виде мысленного настроя, так и общего применения рабочих процессов для поддержания авиационной безопасности"6. А согласно п. 4 Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД" 2015 г. культура безопасности движения определена как "ключевой индикатор эффективности системы менеджмента безопасности движения", и для ее развития разработана своя нормативно-правовая база7.

Культура безопасности в области безопасности дорожного движения рассматривается иначе. Она направлена уже не только на должностных лиц. Так, в рамках поручения президента по итогам Госсовета 2016 г. в поддержку реализации майских указов президента, а также Стратегии повышения безопасности дорожного движения 2018–2024 гг. реализуется широкомасштабный информационно-просветительский проект "Культура на дорогах", ориентированный на всех участников дорожного движения и призванный "создать культурный пласт поведенческих норм, который будет включать в себя не только следование букве правил, но и появление канонов культурного поведения на дороге"8.

ГИБДД России проводит различные мероприятия с целью повышения уровня культуры водителей и пешеходов. Надо обратить внимание на то, что, несмотря на значительное количество современных научных публикаций, посвященных культуре безопасности, единое научное осмысление данного понятия в области обеспечения транспортной безопасности отсутствует.

Государственную политику в области обеспечения транспортной безопасности в нашей стране формирует Министерство транспорта Российской Федерации, оно же отвечает за создание нормативной базы в сфере транспортного комплекса. Ни в одном нормативном правовом документе Минтранса России вопросы формирования культуры транспортной безопасности не отражены.

Культура транспортной безопасности

Культура транспортной безопасности – ключевое звено всей современной культуры безопасности. Связано это прежде всего с тем, что нет сегодня человека, которому удалось бы избежать взаимодействия с транспортом. Транспорт – неотъемлемая и необходимая составляющая нашей жизни, абсолютно всех слоев населения независимо от возраста или сферы деятельности. И с каждым годом, благодаря научно-техническому прогрессу, транспорт становится все более интеллектуальным, высокоскоростным, грузоподъемным и комфортным.

Появляются новые виды транспорта (беспилотный транспорт, поезда на магнитной подушке, автобус-амфибия, Hyperloop и др.). Даже малейший сбой в работе транспортного комплекса может обернуться для государства колоссальными потерями – материальными, человеческими, экологическими, технологическими. Поэтому транспортные средства отнесены к категории источников повышенной опасности, а вся транспортная система определяется как система высокорисковых объектов. Взаимодействие с транспортной системой требует от каждого человека строгого соблюдения норм и правил, повышенной личной ответственности и дисциплины. Очевидна зависимость уровня обеспечения транспортной безопасности от уровня культуры транспортной безопасности.

Под культурой транспортной безопасности предлагается понимать комплекс мер по созданию в обществе сознательного исполнения предписаний и требований транспортной безопасности при любом взаимодействии с транспортным средством или транспортной инфраструктурой. Культура транспортной безопасности должна строиться на осознании всех рисков, угроз и личной ответственности.

Возьмем для примера автомобильный транспорт. В России сегодня это самый опасный вид транспорта. По данным ГИБДД России, в 2018 г. в России в дорожно-транспортных происшествиях погибли более 16 тыс. человек9. По словам спецпосланника генсека ООН по безопасности дорожного движения Жана Тодта, смертность в ДТП на российских дорогах приобрела катастрофичный характер вследствие следующих причин: "недостатки в образовании водителей и пешеходов, вождение в нетрезвом виде, использование телефонов за рулем, а также изъяны в правовом преследовании нарушителей"10. Алкогольное опьянение водителей – причина каждой десятой аварии11. Подобные аварии имеют наибольшую тяжесть последствий по сравнению с другими видами ДТП. Опросы показали, что большинство россиян в принципе игнорируют даже элементарно пристегиваться за рулем или использовать детское кресло для перевозки детей в автомобиле12.

В майских указах президента России Владимира Путина в качестве одной из целей заявлено снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 г. – до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 г. – стремление к нулевому уровню смертности).

Эксперты констатируют, что для реализации данной цели потребуются "новые меры и инструменты, предполагающие более сложные инфраструктурные, градостроительные решения и, что самое главное, изменение поведения людей"13.

Исследуя вопросы безответственного поведения и ошибочных действий людей при взаимодействии с транспортом, эксперты часто используют термин "человеческий фактор" (ЧФ). Ведь именно ЧФ является причиной большинства происшествий на транспорте или предпосылок к ним. Достичь снижения его влияния на показатели аварийности обычно предлагается с помощью различных мер, чаще всего юридических, ужесточая меру ответственности за несоблюдение правил и норм, и организационно-технических, внедряя различные автоматизированные системы управления.

Вопросы снижения влияния человеческого фактора находятся в русле более широкой проблематики – формирования культуры безопасности, которая, в свою очередь, является важнейшей составляющей общечеловеческой культуры. необходимо менять подход к вопросам обеспечения безопасности в обществе, формировать понимание и осознанность действий и бездействий каждого члена общества в вопросах обеспечения безопасности, устранять основные поведенческие факторы риска, а значит необходим комплексный подход к формированию культуры безопасности. И данный вопрос должен быть рассмотрен широко и с прицелом на долгосрочную перспективу.
При этом культуру транспортной безопасности целесообразно разделить на:

  • культуру транспортной безопасности должностных лиц/персонала;
  • культуру транспортной безопасности населения.

Культура транспортной безопасности должностных лиц/персонала

Не вызывает сомнений, что персонал, отвечающий за обеспечение транспортной безопасности, должен быть профессионально, психофизически и мотивационно подготовлен к ответственности, которая на него возложена. Для этого важно уделять внимание тщательному отбору и обучению персонала, в том числе навыкам командной работы. Самые инновационные технические средства и устройства оказываются малоэффективными для обеспечения безопасности при низком уровне культуры безопасности персонала. Поэтому должен быть обязательно обеспечен тотальный и постоянный контроль над использованием указанных технических средств и устройств.

Так, по вине недосмотра службы безопасности аэропорта Шарм-Эль-Шейх произошла авиакатастрофа российской авиакомпании "Когалымавиа" над Синаем в 2015 г. Сотрудника аэропорта как "своего" не стали досматривать, нарушив процедуру, и он пронес бомбу на борт самолета. Как следствие – гибель 217 пассажиров и семи членов экипажа. В 2018 г. на Второй конференции высокого уровня по авиационной безопасности меры по "развитию культуры авиационной безопасности среди всех сотрудников/подрядчиков, работающих в секторе воздушного транспорта или обслуживающих его деятельность", названы оптимальным способом борьбы с обострившейся инсайдерской угрозой14.

В этой связи следует выделить два принципиальных момента. Во-первых, повышение уровня культуры транспортной безопасности должностных лиц/персонала напрямую связана с необходимостью минимизировать влияние ЧФ и внедрением автоматизированных систем обеспечения безопасности, таких как система контроля доступа с применением биометрических технологий и постоянным видеомониторингом действий персонала. Требования к знаниям и навыкам персонала, к его квалификации, системе допуска к работе установлены Федеральным законом "О транспортной безопасности" и специальными постановлениями Правительства РФ.

Во-вторых, необходимо заметить, что на сегодняшний день все уязвимые объекты транспортной инфраструктуры в Российской Федерации – вокзалы, аэропорты, метро, портовые и гидротехнические сооружения – оснащены специализированными современными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими защиту от актов незаконного вмешательства. но эффективность их работы зависит полностью от действий персонала и сотрудников, от их опытности, профессионализма, мотивации и личной ответственности. Следовательно, требования к должностным лицам/персоналу, отвечающему за обеспечение транспортной безопасности, "должны не только включать шаблонные компетенции в области охранных технологий и техники, но и формировать личность в творческом и в профессиональном плане"15. В этом отношении не менее важны не просто, например, контроль за состоянием здоровья машиниста, но и его приверженность здоровому образу жизни, а также его психоэмоциональное здоровье. Требуется постоянная работа штатных психологов, особенно в связи с выявленными инцидентами. Все ли предприятия транспортного комплекса уделяют этому внимание или готовы уделять?

Культура транспортной безопасности населения

По мнению экспертов, "анализ причин возникновения транспортных аварий и катастроф показывает, что основными из них являются "человеческий фактор" и низкая транспортная культура населения"16. Уровень культуры транспортной безопасности и культуры безопасности вообще у населения России не может не вызывать опасений.

В первую очередь виной тому царящие в обществе социальные болезни: алкоголизация населения, недисциплинированность, безответственность, пренебрежительное отношение к окружающим людям, укрывательство, намеренное бойкотирование правил и др.

Можно с уверенностью утверждать, что безответственное поведение и хулиганство при взаимодействии с транспортными средствами и транспортной инфраструктурой, несмотря на существующую в том числе уголовную ответственность, – распространенное явление в современной России. Сюда относятся такие угрожающие явления, как "зацепинг", "руфрайдинг", "трейнхоппинг", хождение по железнодорожным путям в неустановленных местах перед идущим поездом, использование лазерных указок, забрасывание камнями поезда, курение на борту самолета, драки за парковочные места, неиспользование детского автомобильного кресла, нахождение в зоне работы транспорта в состоянии алкогольного опьянения, вождение транспорта в наушниках и др.

В постановлении Мосгордумы № 40 от 13.03.2019 г. отмечаются участившиеся случаи травматизма и гибели подростков на железнодорожном транспорте при проезде на внешней стороне поезда (на крыше, между вагонами, с торцевой стороны головной или хвостовой части поезда). Говоря о широкой распространенности "зацепинга" среди несовершеннолетних, в данном постановлении, в частности, указывается на его разновидности – "трэйнхопинг", "руфрайдинг", "трэйнрайдинг", "трейнсерфинг", "андервагонрайдинг".

Несмотря на жесткие санкции и уголовное наказание, по вине нетрезвых водителей в России до сих пор происходит каждая десятая авария, и погибает в подобных авариях каждый четвертый17.

Отдельная проблема – это деструктивное поведение пассажиров на борту воздушного судна, так называемые авиадебоширы. Поведение подобных пассажиров характеризуется нецензурной бранью, отказом соблюдать правила авиаперевозчика (курение на борту, распитие алкогольных напитков, отказ пристегиваться ремнем безопасности и т.д.), драками и угрозами захвата воздушного судна. Действия авиадебоширов могут угрожать общественному порядку и безопасности полетов. В связи с участившимися хулиганскими действиями пассажиров в 2017 г. были внесены поправки в Воздушный кодекс, которые позволили авиакомпаниям составлять черные списки подобных личностей. но проблема до сих пор стоит достаточно остро.

В апреле 2019 г. ПАО "Аэрофлот" провело конференцию по проблемам противодействия деструктивным пассажирам, где участники акцентировали особую опасность участившихся ситуаций запугивания и применения физического насилия в отношении экипажа . Большинство авиадебоширов находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

"Почему отечественные сети искусственных нейронов надежнее зарубежных "нечетких экстракторов" читать >>

Формирование культуры безопасности

Основы культуры безопасности в самом широком смысле должны быть заложены уже в детстве в процессе воспитания и обучения через привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, формирования паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

При этом формирование культуры транспортной безопасности населения невозможно делать в отрыве от всех других аспектов безопасности жизнедеятельности и от воспитания общей культуры. Оно включает в себя множество направлений:

  1. Психологическая профилактика (мотивирование и стимулирование безопасной деятельности, воспитание паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, в развитии способности самостоятельно определять свои действия и поступки).
  2. Формирование умений и навыков действий в чрезвычайных ситуациях, вызванных авариями на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.
  3. Информирование и просвещение.
  4. Организация досуга, особенно для несовершеннолетних.
  5. Разработка и реализация программ, способствующих формированию безопасного поведения, и др.

Нужен комплексный подход

Наше государство уделяет большое внимание вопросам формирования культуры безопасности, так как обеспечение безопасности населения является одним из главных элементов высокого уровня жизни. Так, 2018 год был объявлен Годом культуры безопасности в России. МЧС России и Минобрнауки России активно используют различные социально-просветительские методы для формирования у населения культуры безопасности, например, при проведении занятий по курсу "Обеспечение безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в учебных заведениях и общественных организациях. Направлены они в основном на формирование правильного поведения личности в условиях чрезвычайных ситуаций. Отдельным вопросом стоит качество донесения материала, его актуальность, используемые методы подачи информации. Идет подготовка "для галочки" или удается вызвать интерес у учащихся? Используются ли современные источники подачи информации, отвечающие требованиям XXI века? Насколько усваивается материал учащимися? А главное – какой эффект дают эти занятия? Но этот вопрос требует отдельного изучения и анализа.

Несмотря на широкое общее согласие относительно важности развития культуры безопасности в транспортном комплексе, до настоящего времени практические действия по формированию комплексного подхода и общей идеологии данного вопроса в транспортной отрасли предпринимались в относительно ограниченном масштабе. Как уже отмечалось ранее, есть опыт отдельных крупных корпораций, таких как ОАО "РЖД", в области формирования культуры транспортной безопасности должностных лиц/персонала. Масштабная работа с населением ведется ГИБДД МВД России по снижению аварийности на дорогах (большое количество программ, акций). В общем и целом приходится констатировать отсутствие комплексного подхода к данному вопросу, а также оценки эффективности уже проведенной работы.
Все вышесказанное указывает на назревшую необходимость проведения фундаментального аудита относительно культуры транспортной безопасности населения.

Кроме того, необходимо рекомендовать Минтрансу России совместно с МЧС России и Минобрнауки России и при взаимодействии с субъектами транспортной отрасли изучить и проанализировать опыт ОАО "РЖД", а также соответствующий опыт, накопленный в области обеспечения безопасности полетов, и провести комплексные исследования по вопросам формирования культуры транспортной безопасности должностных лиц, задействованных в системе обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации, с целью тиражирования положительного опыта на все предприятия отрасли.

В дальнейшем на основании проведенного аудита и комплексных исследований необходимо выстроить систему формирования, развития и управления культурой транспортной безопасности с привлечением Государственной Думы ФС РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства внутренних дел РФ и других министерств и ведомств и разработать Концепцию повышения культуры транспортной безопасности Российской Федерации. Есть также необходимость доработки действующего законодательства. Это масштабная работа, требующая глубокой научной проработки, скоординированных действий органов государственной власти, а также включения в этот процесс общественных институтов. Только комплексный подход, направленный на все категории граждан и при объединении общих усилий государства, общества и человека, позволит активно формировать и развивать культуру транспортной безопасности, которая станет важным фактором укрепления транспортной безопасности.

В этой связи требуется обратить внимание на еще один немаловажный факт. Согласно Стратегии национальной безопасности, транспортная безопасность является одной из составляющих национальной безопасности РФ наряду с государственной, общественной, информационной, экологической, экономической, энергетической безопасностью, безопасностью личности и обороной нашей страны19. При этом, по мнению экспертов, "национальная безопасность находится в прямой и сильной зависимости от уровня обеспечения транспортной безопасности"20. А уровень обеспечения транспортной безопасности очевидно зависит от уровня культуры транспортной безопасности как населения, так и должностных лиц/персонала. Соответственно, формирование и повышение культуры транспортной безопасности как важного звена обеспечения транспортной безопасности – необходимая актуальная задача государственной важности.

1 Ефимова О.В., Комарова Ю.В. Культура безопасности как элемент организационной культуры транспортных компаний // Мир транспорта. 2019. № 17 (3). С. 236.
2 Заявление о Политике АО "Концерн Росэнергоатом" в области культуры безопасности от 02.07.2018 г. URL: https://www.rosenergoatom.ru/upload/iblock/fd4/fd4407dd847ddf180f21ae8de9c64c7f.pdf (дата обращения: 10.08.2020).
3 Минтруд России стал официальным партнером глобальной кампании Концепции "нулевого травматизма" 12 декабря 2017 г. // Официальный сайт Минтруда России.
4 Навигатор по основам культуры безопасности. Нефтегазстройпрофсоюз России. URL: https://www.rogwu.ru/content/bl_files_docs/КБ%2004.04.19%20на%2014.40%20окончат.pdf (дата обращения 20.05.2020). С. 26.
5 Снегирев А.В. Формирование у будущих учителей основ культуры безопасной жизнедеятельности в процессе изучения специальных дисциплин: автореф. канд. педагог. наук. Тула, 2007. С. 11.
6 Материалы второй конференции высокого уровня по авиационной безопасности. Монреаль, 29–30 ноября 2018 г. // [Электронный ресурс] URL: https://www.icao.int/Meetings/HLCAS2/Documents/PROMOTING%20SECURITY%20CULTURE.RU.pdf (дата обращения: 22.12.2019).
7 См. п. 4 Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД". Утверждена распоряжением ОАО "РЖД" от 8 декабря 2015 г. № 2855р.
8 По материалам сайта проекта "Культура на дорогах". URL: https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/culture_on_road_index (дата обращения: 12.05.2020).
9 Названо число погибших в ДТП россиян в 2018 году // [Электронный ресурс]. URL: https://www.ridus.ru/news/290134 (дата обращения: 22.03.2019).
10 В ООН назвали основные причины смертности на российских дорогах // РБК. 17 ноября 2019 г. URL: https://www.rbc.ru/society/17/11/2019/5dd0abae9a79476b5615ea87 (дата обращения: 12.05.2020).
11 Глава ГИБДД Михаил Черников: каждое десятое ДТП – по вине пьяных водителей // Аргументы и факты. 01.07.2020. URL: https://aif.ru/auto/gibdd/glava_gibdd_mihail_chernikov_kazhdoe_desyatoe_dtp_po_vine_pyanyh_voditeley (дата обращения: 10.08.2020).
12 7 мифов о ремнях безопасности: ГИБДД проводит акцию // За рулем. URL: https://www.zr.ru/content/news/920377-po-shchelchku-mify -i-pravda-o-rem/ (дата обращения: 10.08.2020).
13 Пьянкова А.И., Фаттахов Т.А. Смертность от дорожно-транспортных происшествий в России: подходы к оценке, тенденции и перспективы // Демографическое обозрение. Том 6 № 3 (2019). URL: https://demreview.hse.ru/article/view/9855(дата обращения: 12.05.2020).
14 Рабочий документ Второй конференции высокого уровня по авиационной безопасности. Монреаль, 29–30 ноября 2018 г. URL: https://avialaw.blog/sites/default/files/mp_12_insayderskaya_ugroza_i_kultura_obespecheniya_aviacionnoy_bezopasnosti.pdf (дата обращения: 12.05.2020).
15 Андреев К.Ю. Человеческий фактор в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в сфере транспортной инфраструктуры // "Вопросы российского и международного права. 2015. № 10. С. 170—181.
16 Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф. // Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности: монография. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. С. 29.
17 Глава ГИБДД Михаил Черников: каждое десятое ДТП – по вине пьяных водителей // Аргументы и факты. 01.07.2020. URL: https://aif.ru/auto/gibdd/glava_gibdd_mihail_chernikov_kazhdoe_desyatoe_dtp_po_vine_pyanyh_voditeley (дата обращения: 10.08.2020).
18 "Аэрофлот" провел конференцию по проблемам противодействия деструктивным пассажирам // Российская газета. 11.04.2019. URL: https://rg.ru/2019/04/11/aeroflot-provel-konferenciiu-po-problemam-protivodejstviia-destruktivnym-passazhiram.html (дата обращения: 12.05.2020).
19 Стратегия национальной безопасности. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.
URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391/page/1
20 Якунин В.И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития: М., 2006. С. 277.
 
 
Темы:Транспортная безопасностьБезопасность объектовТрибуна заказчикаЖурнал "Системы безопасности" №6/2020

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ 2021
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
ПРОЕКТ «СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ»
Комментарии

More...