Подписка
МЕНЮ
Подписка

Новые угрозы транспортной безопасности

Иван Тушко, 09/03/21

События последних лет заставляют уделять вопросам безопасности большее внимание. И несмотря на то что некоторые дополнительные меры со стороны государства и транспортных предприятий вызывают общественный резонанс и сопровождаются негативом некоторых пассажиров, они все же обоснованны с точки зрения безопасного функционирования транспортного комплекса и защиты граждан. Данная статья посвящена исследованию установленных и действующих угроз транспортной безопасности, а также анализу новых. В ней рассмотрены проблемные вопросы применения действующего законодательства в части определения угроз в условиях текущей санитарно-эпидемиологической обстановки, а также практический опыт и возможные пути решения, которые будут интересны коллегам по транспортной отрасли и представителям компетентных органов.

Для защиты объектов каждого вида транспорта создано три уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС). Различие системы принимаемых мер для каждого уровня является отдельной темой.

В этой статье мы упомянем лишь 1-й уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов и создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Данный уровень действует постоянно, если не объявлен другой, и именно для него создан специальный перечень потенциальных угроз, о которых мы и поговорим.

1-4Международный автовокзал "Северные Ворота", Москва

Трансформация транспортного терроризма

Никогда не следует забывать, что среди всех практически возможных мест массового скопления людей наиболее часто террористическим актам подвергаются именно объекты транспортной инфраструктуры, где, согласно существующей статистике, происходит до 70% всех нападений. Подобная особенность предопределяет необходимость повышенного внимания к транспортному терроризму как наиболее распространенной форме столь неблаговидной и предельно опасной общественной деятельности. С другой стороны, терроризм на транспорте не стоит на месте, а постоянно совершенствуется в плане извращенности своих разрушительных действий. Смысл этого тренда заключается в систематической трансформации типов и форм использования транспортных средств для претворения в жизнь асоциальных намерений террористов, в результате чего статистика транспортного терроризма приобретает особую и все возрастающую актуальность как в научном, так и в прикладном аспектах1.

Текущий перечень потенциальных угроз

В нашей стране установлено девять потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и ТС. Они утверждены межведомственным приказом Минтранса России, ФСБ России и МВД России от 5 марта 2010 г. № 52/112/134. Данные угрозы установлены по отношению ко всем видам транспорта, а во избежание совершения самих актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, предусмотрены специальные меры.

Перечень потенциальных угроз и их определений:

  1. Угроза захвата – возможность захвата ОТИ и/или ТС, установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
  2. Угроза взрыва – возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).
  3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения.

2-2Обнаружение бесхозного подозрительного предмета 

  1. Угроза поражения опасными веществами – возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементовопасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  2. Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС – возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
  3. Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС – возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  4. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

3-1Бесхозный подозрительный предмет 

  1. Угроза блокирования – возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
  2. Угроза хищения – возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц. 

Слабые места в нормативном регулировании

Предупреждение террористических актов на транспорте заключается в проведении эффективных мероприятий по усилению охраны важных объектов (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других мест транспортной инфраструктуры, так как они чаще всего являются объектами атак террористов). Совершенствование механизма нормативного регулирования требует внедрения самых современных технических средств контроля и защиты, что автоматически подразумевает увеличение ассигнований на подобные цели, разработку и реализацию программ подготовки спецподразделений по обеспечению безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры2.

В настоящее время городской пассажирский автомобильный транспорт обладает высокой степенью децентрализации управления, с необоснованно большим количеством хозяйствующих субъектов, многие из которых характеризуются малым количеством подвижного состава, низкой производственно-технической культурой, не позволяющей должным образом организовать подготовку и осуществить процесс перевозки. Безопасности и качеству перевозок этими хозяйствующими субъектами не уделяется должного внимания3.

Анализ действующих угроз

Компетентными причастными органами рассмотрены самые возможные потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства на транспортном комплексе. Некоторые из угроз являются наиболее привлекательными для достижения целей нарушителей. Вместе с тем, если учитывать текущий уровень информационных технологий и условия санитарно-эпидемиологической обстановки, которые уже никому не кажутся временным явлением, данный перечень угроз должен быть актуализирован, а главное – не быть типовым для каждого вида транспорта.

Прежде чем рассмотреть возможные новые угрозы транспортной безопасности, постараемся понять, какие из уже действующих являются актуальными и незаменимыми.

Угрозы 1–3 весьма актуальны в силу анализа террористических актов прошлых лет. Несмотря на широкий спектр принимаемых мер по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, данные угрозы остаются одними из наиболее опасных и сложных для предотвращения. При этом в межведомственном приказе взрыв и обстрел рассматриваются в качестве единой угрозы, что, по мнению автора, не совсем верно. Стоит также отметить, что угроза захвата представлена только в отношении ОТИ и ТС, но формально не применима к возможной угрозе захвата персонала и угрозе захвата пассажиров, которые могли бы стать двумя самостоятельными угрозами.

Угроза 4 не так распространена на практике в связи со сложностью ее реализации и риском недостижения конечных целей для нарушителей. Однако не стоит забывать про террористический акт с применением отравляющего вещества зарина, произошедший 20 марта 1995 г. в токийском метро. По разным данным, погибло от 10 до 12 человек, более 5 тыс. человек получили отравления различной степени тяжести.

4-1Зариновая атака в Токийском метро, 20 марта 1995 г. 

Угрозы 5–7 сопряжены с критическим элементом и возможностью его захвата или разрушения. Критический элемент ОТИ и/или ТС – это строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

Если применять данные угрозы в отношении автомобильного городского наземного транспорта, то их актуальность и востребованность вызывает вопросы, поскольку де-юре критические элементы на автовокзале могут быть установлены, а де-факто отсутствуют, что еще раз подтверждает мысль о том, что перечень угроз должен быть актуализирован для каждого вида транспорта.

Угрозы 8–9 в отношении городского автомобильного транспорта применяются нечасто, однако технически более реализуемы в сравнении с любым другим видом транспорта.

Полноценное видение решения максимума задач по совершенствованию антитеррористической защищенности объектов транспорта находит свое отражение в глубоком и многогранном анализе потенциальных угроз. Объективность и своевременность анализа позволяют выбирать наиболее правильное направление для каждого объекта в отдельности, с дальнейшим устранением необоснованных затрат как человеческого, так и финансового ресурса, обеспечивая при этом должную защиту4.

Теперь рассмотрим новые возможные угрозы транспортной безопасности, которые пока не имеют юридической основы.

Смешанные угрозы

Перечисленные выше угрозы, безусловно, важны к рассмотрению и неслучайно были приняты компетентными органами. Каждая угроза при проведении оценки уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС предусматривает комплекс мер по предотвращению данной конкретной угрозы. Однако на практике сценарий террористического акта может предусматривать, а также включать в себя одновременно несколько угроз. Именно поэтому важно, чтобы транспортный комплекс оказался готов к отражению подобного типа угроз.

Угрозы эпидемиологического характера

Пандемия – один из тех современных мировых вызовов, которые сегодня представляют собой глобальную угрозу всему человечеству. Обращение к проблематике пандемии, обеспечению охраны здоровья человека через призму правового обеспечения экологической безопасности имеет весьма актуальный характер. Вполне понятно, что неблагоприятные санитарно-эпидемиологические условия, помимо многих прочих причин, могут возникнуть и в силу отсутствия хорошо обоснованной правовой базы, поддерживающей реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду5.

И здесь транспорт, являясь объектом массового скопления граждан, имеет прямое и непосредственное отношение к возникшим угрозам эпидемиологического характера. Приказом Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 утверждены Правила проведения досмотровых мероприятий. Важнейшей составляющей Правил являются перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть. Один из таких перечней включает в себя:

  • предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные агенты;
  • предметы и вещества, содержащие опасные химические агенты;
  • предметы и вещества, содержащие опасные биологические агенты;
  • предметы, содержащие взрывчатые вещества;
  • изделия, конструктивно сходные с оружием.

Проведение мероприятий по обнаружению, распознаванию и идентификации большинства перечисленных веществ возможно только в лабораторных условиях, которыми не обладает ни один объект транспорта!

5Масочный режим в общественном городском наземном транспорте 

При этом в состав предметов и веществ, содержащих опасные биологические агенты, помимо прочего, входят вирусы, вызывающие болезни, даже такие, как грипп и пневмония, J10, J11. В современных условиях пандемии COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, это приобретает особое значение.

Как применять требования закона по выявлению веществ, входящих в данный перечень, нет ответа ни у одного транспортного предприятия страны, а остановить перевозочный процесс в угоду неукоснительному исполнению законодательства также не видится самым целесообразным решением6.

"Формирование систем безопасности сложных объектов в полярных регионах" читать >>>

Угрозы информационной безопасности

Глобальные вызовы и угрозы политического и экономического характера выражаются в виде политических, экономических и социально-культурных кризисов. Например, главным современным вызовом развитию всей мировой экономики является активное внедрение цифровых технологий. Все это сопровождается угрозой ослабления информационной безопасности и нарастания кибератак, что требует повышения уровня защиты и вложения дополнительных инвестиций в информационную безопасность7.

Говоря об угрозах информационной безопасности, важно понимать, что сегодня объекты транспорта оснащены техническими системами обеспечения транспортной безопасности (сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, досмотра и др.). Взяв под контроль данные системы через удаленный доступ либо применив модель внутреннего скрытого нарушителя, возникает возможность совершения акта незаконного вмешательства любой сложности. Именно поэтому следует рассматривать угрозы транспортной и информационной безопасности не в отдельности, а как части единого целого.

Помимо изложенного, законодателем не учитываются и новые угрозы транспортной безопасности, возникновение которых обусловлено современным развитием науки, техники и технологий8.

6-1Кибератака 

Так, не уделяется должного внимания киберугрозам. Помимо отсутствия в вышеуказанном перечне, в приказе Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" потенциальная уязвимость информационных систем не выступает объектом подобной оценки. Однако ущерб от кибератаки может превосходить ущерб от традиционного способа нападения. К примеру, даже незначительный сбой в системе реализации билетов в период сезона отпусков может вызвать большие проблемы в функционировании транспортной системы. Будет парализована доставка товаров, корреспонденции и особо важных грузов. Все это делает данный аспект обеспечения безопасности на транспорте крайне актуальным как в организационном, так и законодательном плане9.

Угроза применения беспилотников

Стоит признаться, что применение беспилотных летающих аппаратов еще не стало очевидной и существенной проблемой для транспортной безопасности. Однако можно рассмотреть данное явление как одну из многих скрытых угроз, обделенных вниманием действующего законодательства по транспортной безопасности.

Согласно Прогнозу научно-технологического развития РФ на период до 2030 г., подготовленному Минобрнауки России и утвержденному Правительством РФ 3 января 2014 г., перспективными рынками и продуктовыми группами определены в том числе интеллектуальные транспортные системы автоматизированного и автоматического управления воздушными транспортными средствами, в том числе беспилотными, а также их группами8.

Пути совершенствования

Проведя анализ действующего законодательства в области транспортной безопасности и рассмотрев установленные потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства (в том числе террористических актов), можно сделать вывод о необходимости актуализации установленного перечня угроз. При этом практический опыт показывает, что законодательные нормы требуют детализации по отношению к каждому конкретному виду транспорта.

Новые угрозы транспортной безопасности актуализировались и требуют принятия адекватных и своевременных мер. Вместе с тем законодателем такие факторы опасности необоснованно игнорируются, политика в области обеспечения транспортной безопасности является узконаправленной и сосредоточена лишь на антитеррористической защищенности, значимость которой не отрицается, но и не исчерпывает эффективное противодействие актуальным угрозам. Своевременное комплексное осуществление законодательных и административных реформ, принятие предупредительных и профилактических мер уполномоченными органами, безусловно, может снизить угрозы транспортной безопасности и риски их реализации8.

На основании изложенного простым и логичным решением в сложившейся ситуации является отмена действующего перечня потенциальных угроз в рамках проекта "регуляторной гильотины". Принятие нового актуального перечня потенциальных угроз актов незаконного вмешательства может стать новым шагом в развитии отрасли транспортной безопасности. Наличие вышеупомянутых новых угроз транспортной безопасности говорит о желании транспортного сообщества участвовать в обсуждении изменений законодательства для совершенствования функционирования транспортного комплекса.

1 Карманов М.В., Кузин С.И. Особенности статистической характеристики терроризма на транспорте // Вестник государственного университета управления. 2018. № 2. С. 147–152.

2 Левин А.О. Предупреждение террористических актов на транспорте // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 114–117.

3 Якунина Н.В. Совершенствование методологии определения структуры подвижного состава городского пассажирского автомобильного транспорта // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 10 (129). С. 13–19.

4 Амельчаков И.Ф., Тычинин С.В., Карагодин А.В., Москаленко С.А. Актуальные проблемы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 1. С. 6–10.

5 Нематов А.Р., Собитдухт Н. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях глобализации, мировых угроз и вызовов на примере пандемии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. № 3. С. 513–529.

6 Тушко И.С. Предметы и вещества, запрещенные к перевозке // Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2020. № 3. С. 72–77.

7 Меркулов А.В., Авдеева И.Л., Головина Т.А. Информационное обеспечение системы публичного управления с учетом современных вызовов и угроз // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 3. № 1. С. 153–165.

8 Фокин М.С. Новые угрозы безопасности на транспорте // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 86–96.

9 Мотин В.В. Проблемы обеспечения транспортной безопасности при развитии современных информационных технологий // Транспортное право. №2, 2013. С. 5–6.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №1/2021

Больше статей по теме "Транспортная безопасность"

Темы:Транспортная безопасностьТрибуна заказчикаЖурнал "Системы безопасности" №1/2021

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ 2021
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
ПРОЕКТ «СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ»
Комментарии

More...