Подписка
МЕНЮ
Подписка

Обеспечение безопасности Самарского метрополитена

Андрей Козлов, 29/04/20

В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники при обеспечении транспортной безопасности, и предлагаются меры по оптимизации деятельности службы транспортной безопасности.

Соберем  для  вас  лиды!

Служба транспортной безопасности в Самарском метрополитене была создана в 2012 г., она не допустила ни одного акта незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры. Кадровый состав службы составляет 100 человек, из них 53 аттестованных работника. Обеспечение транспортной безопасности ведется на 21 объекте транспортной инфраструктуры (ОТИ), в том числе на 14 оборудованных контрольно-пропускных пунктах (КПП). Для соблюдения всех требований по обеспечению транспортной безопасности в подразделении необходимо иметь 922 человека.

metroСлужба транспортной безопасности в Самарском метрополитене создана в 2012 г.

Рассмотрим основные вопросы, с которыми мы сталкиваемся при обеспечении безопасности в Самарском метрополитене.

Подбор и трудоустройство кадров

Длительность проверок кандидатов на работу является одной из основных сложностей при подборе и трудоустройстве персонала. Необходимо:

  • получение справок об отсутствии судимости и административных наказаний за употребление наркотических и психотропных веществ без медицинских показаний;
  • выдача органами внутренних дел заключения о возможности допуска лица к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности.

Эти процессы занимают в общей сложности не менее двух месяцев с момента обращения кандидата по вакансии на трудоустройство.

Следует отметить, что приказом МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1203 предусмотрен срок выдачи заключения не более 30 дней со дня регистрации письменного обращения заявителя в территориальном органе МВД России.

Подготовка кадров также занимает длительное время.

На данный момент в Едином квалификационном справочнике отсутствует наименование профессий в области транспортной безопасности, а это напрямую влечет за собой затягивание процесса разработки и принятия профессионального стандарта, который должен определить требования к  квалификации и уровню образования работников транспортной безопасности.

Обучение в области транспортной безопасности работники проходят по программе курсов повышения квалификации, в то время как соответствующие программы образования в вузах или ссузах отсутствуют.

Сложившийся в стране рынок труда, характеризующийся дефицитом квалифицированных и аттестованных по соответствующим категориям транспортной безопасности работников, также осложняет укомплектование службы транспортной безопасности метрополитена штатными единицами.

Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, сопряжены с рисками причинения вреда здоровью, а в худшем случае – лишения жизни.

Распознавание предметов и веществ, перемещение которых в зону транспортной безопасности запрещено либо ограничено

Исходя из интенсивности пассажиропотока на различных видах транспорта и хозяйственно-бытовых потребностях граждан, перечень предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, должен быть дифференцирован. Так, например в общественном транспорте (городские пассажироперевозки трамваями, троллейбусами, автобусами, поездами метрополитена) граждане для своих нужд могут перевозить различные вещества и предметы, конструктивно схожие с холодным, огнестрельным, пневматическим оружием, причем порядок провоза оружия на некоторых видах транспорта не регламентирован ведомственными нормативно-правовыми актами, в отличие от перевозок воздушным транспортом.

Распознавание изделий, конструктивно сходных с вышеназванным оружием, а также способных применяться при совершении актов незаконного вмешательства (АНВ) в качестве таких видов оружия, и иных предметов и веществ, запрещенных для перемещения в зону транспортной безопасности, на наш взгляд, возможен лишь в условиях соответствующих экспертно-криминалистических и медико-биологических лабораторий.

Работники, выполняющие функции, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не обладают специальными экспертными познаниями, позволяющими однозначно распознавать и (или) идентифицировать проносимые предметы и вещества.

Порядок оборудования ОТИ техническими средствами для обеспечения транспортной безопасности

В соответствии с п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.04.2017 г. № 410, субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить объект метрополитена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими обнаружение и распознавание на основании данных видеонаблюдения характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время (далее – видеораспознавание) в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта метрополитена.

metro1Работы по обеспечению транспортной безопасности сопряжены с рисками причинения вреда здоровью

Определение понятия "характер событий" в нормативных документах по обеспечению транспортной безопасности отсутствует. Законодатель не учитывает архитектонику объектов транспортной инфраструктуры и не дает разъяснения по порядку и алгоритму оборудования их техническими средствами видеораспознавания. В итоге субъект транспортной инфраструктуры, основываясь на предлагаемых вариантах проектов специализированных организаций, самостоятельно принимает решение. Правильность его выбора не регламентирована ни одним законодательным актом, что может повлечь за собой чрезмерное увеличение количества технических средств видеораспознавания и, соответственно, финансовую нагрузку на предприятие и не исключает неточностей обнаружения характера событий в произвольном месте и произвольное время.

В соответствии п. 25 Правил проведения досмотра место, где производится досмотр, должно быть ограждено таким образом, чтобы посторонние лица не могли наблюдать за мероприятиями, осуществляемыми в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра. Законодатель не дает разъяснений по регламенту и порядку установки заграждений, обеспечивающих приватность досмотровых процедур.

"Глобальный роуминг в беспроводных системах безопасности" читать >>>

Опыт установки таковых заграждений на станциях нашего предприятия показал, что они создают дискомфорт гражданам и увеличивают время проведения досмотровых мероприятий, что влечет за собой скопление людей в районе КПП и порождает дополнительные возможности совершения АНВ.

Предложения по решению проблемных вопросов

Решение вышеназванных проблем нами видится в следующем.

Необходимо обратиться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с предложением внести в Единый квалификационный справочник руководителей и специалистов и других служащих должности специалистов, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ СТИ, определив при этом квалификационные требования, предъявляемые к вышеназванным работникам, а также должностные обязанности и необходимые знания.

В целях выполнения требований приказа МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1203 о выдаче заключения о возможности (или заключения о невозможности) допуска лица к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, целесообразно обратиться в МВД России с предложением о том, чтобы соответствующие органы МВД неукоснительно соблюдали сроки выдачи заключений.

Необходимо также обратиться в Минпросвещения России с предложением обязательной аттестации выпускников вузов или колледжей, прошедших курсы обучения по соответствующим программам образования в области транспортной безопасности, с одновременным получением диплома об образовании установленного образца.

Следует выйти в Законодательное собрание РФ с инициативой законодательного закрепления обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры.

Следует предложить Минтрансу России внести изменения в приказ от 23 июля 2015 г. № 227 "Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" в части, касающейся исключения из перечня оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, позиций, не способных распознаваться и (или) идентифицироваться в силу отсутствия на рынке технических устройств и систем, способных осуществлять необходимые исследования в условиях реального пассажиропотока.

Для конкретизации требований оснащения объектов метрополитена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими на основании данных видеонаблюдения обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта метрополитена, и с учетом отсутствия на рынке требуемого и сертифицированного продукта, предложить Минтрансу России разработать и принять в виде нормативно-правового документа конкретные требования к конструктивным особенностям и техническим характеристикам вышеназванных средств обеспечения транспортной безопасности. Одновременно выработать рекомендации по оборудованию КПП заграждениями, исключающими наблюдение лиц, не относящихся к силам обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, за мероприятиями, осуществляемыми в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.

COVID-19 и рынок безопасности: риски и возможности >>>

Темы:Транспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №2/2020Самарский метрополитенДосмотрБезопасность объектов

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

Получить консультацию
Печатное издание
Интернет-портал
Стать автором
Комментарии

More...