Подписка
МЕНЮ
Подписка

Опасность и безопасность транспорта

Иван Тушко, 11/06/21

В этой статье порассуждаем о достоинствах и недостатках современного общественного транспорта. Вокруг действует целая система обеспечения безопасности, которая включает в себя одни меры со стороны государства, другие – со стороны перевозчика. Установленные правила поведения для пассажиров могут быть направлены на антитеррористическую защищенность объекта или транспортного средства, улучшение текущей санитарно-эпидемиологической обстановки либо могут быть обусловлены какими-либо иными стандартами. Однако принятие всех мер со стороны государства, перевозчика и конкретного должностного лица не может гарантировать абсолютную безопасность общественного транспорта, а порой несет в себе еще большую опасность для пассажира. Рассмотрим факторы опасности и безопасности современного транспорта и вектор развития данного направления.

 

Транспорт играет огромную роль в жизни любого современного человека и занимает особое место в развитии инфраструктуры города и целого государства. Так как транспортный комплекс крайне важен для экономической деятельности любой страны, то неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре является способность противостоять любым видам внешних угроз, будь то хулиганские действия, террористические и кибератаки или распространение коронавирусной инфекции.

Что можно и что нельзя

Для предотвращения всевозможных угроз на государственном уровне принимается система запретов и ограничений, исполнение которых носит общеобязательный характер, а за их нарушение, как правило, предусматривается административная ответственность. К таким запретам и ограничениям добавляются стандарты и правила пользования тем или иным конкретным видом транспорта (метрополитеном, воздушным и др.). Какие-то правила могут выдумываться перевозчиками или же руководством объекта (вокзала, аэропорта и др.) вне утвержденного законодательства и обусловливаться техническими и архитектурными особенностями объекта, на территории которого должен действовать четкий внутриобъектовый режим.

Таким образом, чаша весов между "можно" и "нельзя" для пассажира все больше наклоняется в сторону запретов, несмотря на то, что пребывание и пользование услугами перевозчика для пассажира является платным.
Стоит ли говорить о том, что комфорт пассажиров и качество оказываемых услуг далеко не всегда принимаются во внимание при введении некоторых ограничений.

Рис. 1. Локализация теракта в Петербургском метрополитене 3 апреля 2017 г.

Опасность транспорта

Проблемам повышения антитеррористической безопасности в большинстве государств уделяется особое внимание, поскольку теракты не только наносят серьезный материальный ущерб, но и становятся известными широкой общественности и оказывают негативное социально-политическое воздействие на население, вызывая напряженность в обществе. Решение этой сложной задачи требует как дополнительных затрат и оснащения транспорта современными техническими средствами, так и адекватных, упреждающих изменений в подходах к технологии и организации перевозочного процесса, оптимизации форм и методов обеспечения безопасности на транспорте1.

Политика государства в области обеспечения транспортной безопасности должна, с одной стороны, достигать конкретных целей, а с другой – перераспределять и минимизировать ущерб, снижать тяжесть последствий, не только экономических и технологических, но и вообще всех возможных. Задача государства здесь – формировать и проводить политику, направленную на нейтрализацию рисков в транспортной отрасли, в том числе исходящих от международных террористических организаций. Государственная политика в области обеспечения транспортной безопасности посредством перераспределения ресурсов должна способствовать балансу групп интересов в транспортной отрасли2.

Рис. 2. Оснащение станции Петербургского метрополитена "Ладожская"

Важно признать, что объекты транспорта относятся к объектам повышенной опасности для пассажиров и лиц, находящихся на этих объектах, будь то провожающие или иные граждане. Связано это в первую очередь с технологическими операциями (движение транспортных средств, функционирование различных технических систем и др.). Дополнительную опасность составляет, конечно же, массовое пребывание граждан на ограниченной архитектурными особенностями территории объектов транспортной инфраструктуры. В условиях текущей санитарно-эпидемиологической обстановки это приобретает особое значение. Безусловно, угрозы совершения актов незаконного вмешательства (АНВ), в том числе террористических, представляют собой не меньшую, а возможно, и наибольшую опасность для пользователей транспорта. Недаром повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России"3.

Чем же вызвана такая политика государства и тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры? Конечно, произошедшими террористическими актами на объектах транспорта за последние годы, призванными вызвать общественный резонанс, снизить уровень защищенности граждан, поставить под сомнение принимаемые государством меры и безопасность транспорта. Одним из таких стал теракт в Петербургском метрополитене 3 апреля 2017 г. на перегоне между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт".
По версии Следственного комитета РФ, взрыв осуществил террорист-смертник. В теракте пострадали 103 человека, 16 из них погибли (в их числе исполнитель теракта). В декабре 2019 г. 11 человек, по мнению следствия причастных к организации теракта, были осуждены на сроки от 19 лет лишения свободы до пожизненного заключения.

Вопросы обеспечения транспортной безопасности в последнее время остро обсуждаются в различных государствах всего мира. Трудно переоценить значение мероприятий по укреплению транспортной безопасности для России.

Так, надежность транспортного комплекса в процессе обеспечения национальных интересов играет важную роль, которая обусловлена:

  1. происходящими в России политическими и социально-экономическими процессами;
  2. присущими исключительно ей характеристиками территории;
  3. уникальным положением на евразийском континенте4.

Рис. 3. Очередь на входе на станцию "Электросила" Петербургского метрополитена в связи с проведением 100%-го досмотра пассажиров

Безопасность транспорта

На момент произошедшего в Петербургском метрополитене теракта (2017 г.) система транспортной безопасности страны, включающая в себя свод законодательства, контрольно-надзорную деятельность, оснащение инженерно-техническими средствами, физическую охрану объектов, профессиональную подготовку и аттестацию и т.д., действовала уже не первый год, а точнее – с 9 февраля 2007 г., то есть с момента издания Федерального закона № 16-ФЗ "О транспортной безопасности". А на воздушном транспорте подобные меры применялись так и вовсе еще в XX веке.

Многое из того, что в аэропортах давно ассоциируется с безопасностью, и сформировало у нас определенные привычки (приезжать на рейс заблаговременно, четко следовать инструкциям работников досмотра и др.), все больше входит в нашу жизнь и на других видах транспорта.
Год от года растущая опасность терроризма и изменчивость его природы свидетельствуют о необходимости периодического пересмотра и уточнения его содержания. Кроме того, данное явление, имея связь с политикой, требует к себе исключительно осторожного отношения.

Необходимо учитывать и то, что терроризм – динамичное по своей сути явление и понятие. С момента своего появления он угрожал прежде всего власти и, как любой политический феномен, входил в разряд явлений, связанных с политическим насилием, характеризующимся динамикой своего содержания5.

Государство и транспортные предприятия тратят огромные средства и усилия во благо безопасности людей. Все тот же теракт 2017 г. в метро привел к необратимым последствиям как для работников транспортной отрасли, так и для пассажиров. Количество сотрудников, задействованных в досмотровых мероприятиях, увеличилось в разы, станции все больше оснащались современными техническими системами безопасности, а досмотр на ряде станций из выборочного стал тотальным (хоть и на короткое время) и максимально приближенным к тому, что мы видим в аэропортах.

Рис. 4. Зона досмотра в аэропорту Шереметьево

Общественный резонанс

Справедливости ради стоит отметить, что описанные меры были выдуманы не самими работниками транспортного предприятия, а продиктованы требованиями законодательства, которые неизменно и в полном объеме соблюдают на воздушном транспорте, но опускают на любом общественном транспорте из-за пассажиропотока.

Одна из ключевых проблем законодательства о ТБ – его универсальность по отношению ко всем видам транспорта (авиационному, морскому и внутреннему водному, автомобильному, железнодорожному и внеуличному) и дорожному хозяйству. Нацеленность закона на формирование единых и прозрачных для всех видов транспорта правил вызывает понимание. Однако им не были учтены нормы юридических институтов, возникших ранее и действовавших на момент его вступления в силу6.

Ввиду открытости и доступности транспортного предприятия, вездесущности движения транспортных средств, широкого распространения транспортной системы и наличия многих потенциально опасных мест антитеррористические меры безопасности сталкиваются со значительными препятствиями7.

К чему привели эксперименты с тотальным досмотром на станциях метро? Все к той же социальной и общественной напряженности населения и жалобам граждан в адрес высших должностных лиц города и государства. Получается некий замкнутый круг, в котором и недостаточные, и избыточные меры приводят все к тому же общественному резонансу.

Предупреждение террористических актов на транспорте заключается в проведении эффективных мероприятий по усилению охраны важных объектов (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других мест транспортной инфраструктуры, так как они чаще всего являются объектами атак террористов). Совершенствование механизма нормативного регулирования требует внедрения самых современных технических средств контроля и защиты, что автоматически подразумевает увеличение ассигнований на подобные цели, разработку и реализацию программ подготовки спецподразделений по обеспечению безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры8.

Защищенность или комфорт?

Обеспечение транспортной безопасности в последние годы играет все более заметную роль для государства. Связано это и с некоторыми трагическими событиями, произошедшими в нашей стране, и с развитием технологий в этой области. Однако исполнение некоторых обязательных требований законодательства перевозчиками нередко приводит к дискомфорту со стороны самих пассажиров, для которых этот транспорт функционирует.

Так что же является более важным для государства и для пассажира – безопасность жизни и здоровье или комфорт при пользовании транспортом? Ведь, снижая опасность наступления таких событий, как теракт, и улучшая безопасность перевозок, субъекты транспортной инфраструктуры повышают для себя опасность снижения количества этих самых перевозок в связи с уменьшением пассажиропотока.

Как уже было сказано ранее, система авиационной безопасности и система транспортной безопасности железнодорожного, автомобильного, морского и речного транспорта значительно различаются. Однако с течением времени все меры безопасности на остальных видах транспорта так или иначе приближаются к авиационной безопасности.

Почему вновь вводимые повышенные меры, скажем, на общественном транспорте по-прежнему вызывают у нас негатив? Причин тому можно найти много, но, пожалуй, главная из них – время. Авиационная безопасность как отдельный комплекс мер, предназначенных для защиты гражданской авиации от АНВ, существует несколько десятков лет. Реализация обязательных требований авиаперевозчиками выработала в нас как в пассажирах определенные привычки. Транспортная безопасность иных видов транспорта активно развивается не более десятка лет. Мы все помним, как еще 10 лет назад на различных вокзалах и станциях отсутствовали пункты досмотра, а значит, можно было приехать непосредственно перед отправкой транспорта. Сейчас картина изменилась.

Конечно, мы не приезжаем, например, на ж/д вокзал за 1,5 часа, как в аэропорт, но все же минут 5–10 на досмотр мы учитываем. Практически на всех объектах транспорта сейчас имеются технические средства досмотра (металлодетекторы, газоанализаторы и др.).

Еще одной из причин недовольства некоторых людей при прохождении досмотра на различных видах транспорта, кроме воздушного, является его повседневность. Все-таки авиаперелет для подавляющего большинства людей – скорее редкое исключение при пользовании транспортными услугами, чем постоянное правило. Поездки на метро и железнодорожных поездах происходят чаще, а значит, мероприятия по досмотру, включающие в себя обследование человека и его ручной клади техническими средствами, контакт с работником досмотра, тоже случаются намного чаще.

Третья, но не последняя причина заключается в том, что в связи с накопленным за десятки лет опытом в области авиационной безопасности большинство аэропортов построены либо реконструированы так, чтобы была возможность осуществлять тщательный (тотальный) досмотр 100% населения, а для самих пассажиров было достаточно места для ожидания. К сожалению, нечто подобное просто невозможно реализовать на некоторых объектах других видов транспорта. К примеру, некоторые вестибюли станций метрополитена в Москве и Санкт-Петербурге оборудованы в высокоэтажных зданиях и провести их реконструкцию в целях расширения площади для досмотра весьма проблематично.

Это приводит к выборочному досмотру со стороны перевозчиков и недовольству самих пассажиров работниками досмотра из-за столпотворения в час пик.

Рис. 5. Зона досмотра Ленинградского вокзала Москвы

Вектор развития

Все вышеперечисленные особенности делают невозможным применение одних и тех же требований в области безопасности на всех видах транспорта, а гонка за обеспечением защиты транспорта со стороны государства и транспортных предприятий грозит привести к росту использования личного транспорта либо попросту к отказу пассажира от идеи воспользоваться общественным транспортом. Данный факт увеличивает опасность ухудшения условий развития транспортной отрасли для самих перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры. "В последние годы мы акцентируем внимание на вопросе оптимизации подходов к реализации требований транспортной безопасности в условиях финансовых ограничений и устранения избыточных норм, не оказывающих существенного влияния на состояние антитеррористической защищенности объектов транспорта. Вопрос финансирования мероприятий по реализации законодательства в сфере транспортной безопасности – один из самых важных при обеспечении защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Особую актуальность он приобрел в настоящее время, в период сложной экономической ситуации в стране, когда введение секторальных санкций в отношении ключевых элементов нашей экономики негативно отражается на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов транспортного комплекса, на которые возложена ответственность за реализацию требований в области обеспечения транспортной безопасности9", – именно так прокомментировал заместитель министра транспорта РФ Николай Захряпин курс развития государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности в 2017 г.

"Критические факторы, которые обеспечат рост физической безопасности к 2025 году" читать  >>

Будучи министром транспорта РФ, Максим Соколов на итоговой Коллегии Минтранса России 28 марта 2018 г. назвал одной из ключевых целей министерства повышение эффективности и безопасности функционирования транспортного комплекса. Рядом поставлены две взаимосвязанные задачи: продуктивность работы транспорта и обеспечение безопасности его функционирования. Видение безопасности на транспорте как ключевой цели деятельности Минтранса России побуждает задуматься, какими силами, средствами и методами можно добиться устойчивой, гарантированной системы безопасности, при которой транспорт станет продуктивным и привлекательным. Проявление повышенного внимания к проблемам безопасности объясняется тем, что на этапе развития транспортной системы на основе новых технологий увеличивается степень рисков, растут масштабы источников опасности. Если не прилагать новых усилий и не развивать способы, упреждающие угрозы людям и транспортной инфраструктуре, то проблемы обеспечения безопасности будут наращиваться, а транспорт станет терять свою привлекательность, что повлечет за собой причинение огромного вреда нашему Отечеству10.

Уже более десятка лет государство направляет значительную часть денежных средств на развитие и повышение уровня транспортной безопасности, формирует и совершенствует нормативную базу, изучает и применяет международный опыт. Безусловно, предпосылки для концентрации внимания в данном направлении есть и в мире, и в нашей стране. Проблемы в государственном регулировании данной отрасли существуют, как и во многих других: пробелы и несогласованность норм законодательства, недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, низкое качество обслуживания некоторыми специализированными в данной области компаниями и др. Однако хочется верить, что для совершенствования транспортной безопасности в стране просто нужно время.

1 Исаков Д.А. Риск-менеджмент в транспортной инфраструктуре как фактор обеспечения безопасности территорий // Вестник университета (ФГБОУ ВПО "Государственный университет управления"). 2013. № 7. С. 45–49.
2 Тимченко А.В. Институционализация государственной политики обеспечения транспортной безопасности как форма интеграции системы государственной политики // Политическая наука. 2017. Спецвыпуск. С. 124–136.
3 Сидоренко А.В., Махина С.Н. Обеспечение транспортной безопасности в современном понимании // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 70–73.
4 Попова М.А., Переверзева Е.С. Правовое обеспечение транспортной безопасности в России: проблемы и ретроспектива // Сборник Международной заочной научно-практической конференции "Актуальные вопросы современной юридической науки: теория, практика, методика". 2016. С. 213–216.
5 Джинджолия Р.С., Хачидогова М.М. О некоторых вопросах определения терроризма и информационного терроризма // Уголовная юстиция. 2019. № 13. С. 25–28.
6 Семенов С.А. Транспортная безопасность: проблемы становления // Транспорт Российской Федерации. 2018. № 3 (76).
С. 19–23.
7 Таова Л.Ю. Терроризм на транспорте как угроза современному обществу // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 156–158.
8 Левин А.О. Предупреждение террористических актов на транспорте // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 114–117.
9 Захряпин Н.Ю. Совершенствование государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности// Транспорт Российской Федерации. 2017. № 2 (69). С. 3–6.
10 Духно Н.А. Обеспечение безопасности при эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры // Транспортное право и безопасность. 2018. № 2 (26). С. 8–19.
 
 
Темы:Комплексная безопасностьТранспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №2/2021

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ 2021
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
ПРОЕКТ «СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ»
Комментарии

More...