Пожарная безопасность объектов с массовым пребыванием людей. Совершенствование законодательства на стадии проектирования
Александр Красавин, 02/10/19
В сфере пожарной безопасности проводится большая работа, направленная на повышение уровня противопожарной защиты зданий и сооружений.
Идет активная работа, направленная на устранение избыточных административных барьеров и совершенствование законодательства, вносятся изменения в Положение о составе и содержании разделов проектной документации и корректируется законопроект, направленный на совершенствование деятельности государственного пожарного надзора.
Сделано на сегодня
1. Внесены необходимые изменения в законодательство.
Принимаются новые своды правил, дополняются существующие требования, отменяются устаревшие нормы.
2. Внедрен риск-ориентированный подход.
Предоставленное инженерам право выбирать различные комбинации и варианты противопожарной защиты зданий и сооружений позволяет заказчику строительства принять наиболее эффективную в техническом плане, оптимальную с экономической точки зрения и удобную для последующего обслуживания систему обеспечения пожарной безопасности. Поэтому используемый квалифицированными специалистами риск-ориентированный подход является тем самым инструментом, который обеспечивает инвесторам колоссальную экономию ресурсов в масштабах страны, сохраняя при этом высокий уровень защищенности людей и материальных ценностей.
3. Вносятся изменения в Положение о составе и содержании разделов проектной документации в части их оптимизации.
Сегодня любой проект должен содержать раздел, где указаны противопожарные мероприятия. При этом для многих категорий объектов в этом нет никакой необходимости. Волоконнооптические линии передачи, берегоукрепительные сооружения, автомобильные дороги, радиорелейные линии связи и т.д. – для всех этих и многих других объектов разработка отдельного раздела по пожарной безопасности является явно избыточной. При этом нет никаких сомнений, что проекты объектов с массовым пребыванием людей должны содержать раздел по пожарной безопасности. То, что в одних проектах крайне важно и необходимо, в других может быть бессмысленно и даже вредно. Поэтому планируется предусмотреть дифференцированный подход к составу и содержанию разделов проектной документации в зависимости от видов и назначения объектов.
В рамках совершенствования законодательства также важно установить более четкие и конкретные требования к объему разрабатываемой и предоставляемой на экспертизу проектной документации
4. Ведется работа над законопроектом, направленным на совершенствование деятельности государственного пожарного надзора.
Это важная и нужная инициатива, поскольку необходимость корректировки полномочий МЧС в этом направлении назрела давно. Для того чтобы изменилось отношение к соблюдению требований пожарной безопасности, на стадии эксплуатации необходим целый комплекс мероприятий, в числе которых и осуществление надзора за объектами, а не юридическими лицами, и проведение проверок без предварительного уведомления, и повышение ответственности собственников за нарушение требований пожарной безопасности, и т.д.
Однако, несмотря на большую работу, проделываемую в рамках устранения существующих сложностей, ряд проблем по-прежнему остается. Перечислим некоторые основные пожелания, которые, на наш взгляд, важно учитывать при совершенствовании законодательства.
Корректировка нормативной документации
Первое пожелание касается необходимости в рамках проводимой актуализации откорректировать нормативные документы таким образом, чтобы специалисты могли осуществлять проектирование зданий и сооружений без разработки специальных технических условий (СТУ). Количество ежегодно разрабатываемых и согласовываемых по схожим или аналогичным основаниям СТУ со стандартным набором компенсирующих мероприятий для одних и тех же категорий объектов капитального строительства сегодня очень велико. Сложившаяся ситуация ведет и к затягиванию сроков реализации проектов, и к удорожанию стоимости проектирования.
Это такие своего рода дополнительные санкции, которые мы установили себе сами. В этой связи необходимо провести полноценный анализ разработанных специальных технических условий с целью систематизации решений, согласованных в них за уже достаточно длительный промежуток времени, и по результатам данного анализа провести работу по актуализации нормативных документов в части включения в них положений, многократно согласованных в СТУ.
В рамках совершенствования законодательства также важно установить более четкие и конкретные требования к объему разрабатываемой и предоставляемой на экспертизу проектной документации. Положение о составе и содержании разделов вводит лишь общие, рамочные требования, поэтому сегодня у профессионального сообщества нет единой позиции по данному вопросу. Это приводит к разногласиям между специалистами. Ранее данный вопрос был урегулирован строительными нормами СН 202-81, которые устанавливали вполне определенные требования как к содержанию разделов проектной документации, так и к процедуре их согласования при проведении экспертизы. Тем самым обеспечивалось формирование в строительном сообществе единой позиции. Проектировщики четко понимали необходимый для разработки объем проектной документации и были защищены от избыточных требований перестраховывающихся экспертов, а эксперты, зная границы своей ответственности, не спрашивали лишнее. Актуальность появления подобного документа сегодня очень высока. Это, с одной стороны, способствовало бы сокращению требований, ведущих к дополнительному, зачастую излишнему, усложнению и удорожанию процессов проектирования и экспертизы, в том числе по вопросам пожарной безопасности. А с другой – способствовало бы более четкому распределению полномочий между экспертными и надзорными органами.
Кроме этого, в ходе актуализации законодательства важно совершенствовать нормативную базу для обоснованного применения уже упоминаемого риск-ориентированного подхода, причем как в плане отнесения объектов защиты к определенной категории риска, так и в плане доработки существующих методик. Имеющиеся в распоряжении специалистов методики, во-первых, не учитывают материальные риски, а во-вторых, не позволяют обосновывать отступления от требований добровольных документов в части устройства проездов и подъездов для пожарной техники, параметров противопожарного водоснабжения, показателей огнестойкости строительных конструкций, устройства противопожарных преград, площади пожарных отсеков и т.д. Сегодня это создает специалистам значительные сложности, которые требуют скорейшего регулирования.
При актуализации необходимо также учитывать широкое внедрение технологий информационного моделирования и переход на цифровое проектирование объектов. В ходе реализации данной задачи было бы правильным с точки зрения безопасности внедрить для объектов что-то вроде электронного паспорта и обеспечить к нему доступ в режиме реального времени для контролирующих органов. Основные архитектурные и конструктивные параметры объекта, исправность инженерно-технических систем противопожарной защиты и других систем безопасности, состояние эвакуационных путей и выходов, изменение объемно-планировочных решений – все это могло бы быть отражено в такой информационной модели.
Взаимодействие при разработке нормативных документов
Сегодня нормы, содержащие требования пожарной безопасности, утверждаются и Минстроем, и МЧС, и Росстандартом. У профессионального сообщества имеется немало вопросов к разрабатываемым и принимаемым ведомствами требованиям. Без преувеличения можно сказать, что их качество зачастую оставляет желать лучшего. Одним из наиболее действенных способов повышения качества подготовки нормативных документов является их совместная, коллегиальная разработка. "Одна голова хорошо, а две лучше" – гласит народная мудрость. В Советском Союзе недаром все подготовленные строительные нормы и правила, все ведомственные нормативные технические документы перед утверждением и введением в действие проходили обязательную процедуру согласования с заинтересованными ведомствами. Нужно ли говорить, что содержащиеся в них требования были гораздо более полными, взвешенными и обоснованными. Именно этим объясняется, что нормативы, созданные более 30 лет назад, до сих пор являются актуальными и успешно используются специалистами при проектировании и строительстве. Поэтому важно воспользоваться положительным опытом Советского Союза. Помните у Крылова: "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука."
В этой связи в рамках совершенствования нормотворческой деятельности была создана межведомственная Рабочая группа по синхронизации и приведению в соответствие сводов правил в области строительства со сводами правил по пожарной безопасности.
Теперь важно, чтобы эта Рабочая группа начала эффективно функционировать, поскольку вопросов накопилось очень много.
Только совместная работа, основанная на взаимном уважении и учете международного опыта, позволит совершенствовать законодательство в нужном направлении, и в этом случае в нормативные документы будут включаться взвешенные, достижимые и эффективные требования, обоснованность которых подтверждена отечественным или международным опытом.
Революционный характер законопроекта
Третье пожелание также касается законопроекта. Несмотря на всецелую поддержку данной инициативы, направленной на совершенствование деятельности государственного пожарного надзора (ГПН), отдельные положения законопроекта, на наш взгляд, носят отчасти революционный характер и применительно к этапу проектирования являются, скорее, деструктивными, так как нарушают функционирование института экспертизы проектной документации по принципу "одного окна". В этой связи передача органам ГПН полномочий по согласованию проектной документации в части пожарной безопасности может привести к негативным последствиям в строительном комплексе по нескольким основаниям.
Негативные последствия
1. Барьеры. В процессе экспертизы проект по замечаниям экспертов претерпевает значительные, принципиальные изменения по самым разным направлениям: конструктив, пожарная безопасность, технология, антитеррор и т.д.
Таким образом, предварительное согласование проектной документации по вопросам пожарной безопасности в МЧС будет уже неактуальным и потребуется повторное ее направление на рассмотрение в органы ГПН. Там к измененному проекту могут возникнуть дополнительные замечания, требующие корректировки решений, повторной экспертизы и т.д.
2. Оптимальность. При проведении экспертизы технические аспекты проекта оцениваются в сочетании с экономической составляющей.
Эксперты, участвующие в проведении государственной экспертизы, отвечают не только за правильность принятых решений и мероприятий, но также за величину затрат, необходимых на их реализацию. Сегодня мы регулярно сталкиваемся с необоснованно предусматриваемыми в проектах затратами на те или иные решения и противопожарные мероприятия. Под лозунгом "Безопасности много не бывает" в проекты зачастую включают избыточные, сверхнормативные и, самое главное, неэффективные мероприятия, исключение которых практически не влияет на уровень пожарной безопасности объектов. Нарушение функционирования института единой экспертизы может привести к тому, что экономический аспект реализации тех или иных противопожарных мероприятий на стадии проектирования в должной мере учитываться не будет.
Соответственно, стоимость затрат на противопожарную защиту объектов может также существенно вырасти.
3. Безопасность. На протяжении всего срока экспертизы коллектив экспертов (изыскатели, инженеры, конструкторы, сметчики, технологи и т.д.) совместно с проектировщиками обсуждает наиболее сложные и проблемные вопросы, согласованно ищет возможные пути устранения проектировщиками допущенных ошибок и нарушений.
Учитывая, что пожарная безопасность зданий и сооружений носит всеобъемлющий междисциплинарный характер, решения и мероприятия по ее обеспечению на объектах капитального строительства присутствуют в большей или меньшей степени почти во всех разделах проектной документации. Поэтому искусственное отделение пожарной безопасности от других направлений экспертной деятельности с последующей ее автономной оценкой невозможно без снижения качества предусматриваемых в проектах противопожарных мероприятий.
Сегодня уже многие застройщики говорят, что экспертиза – это не административный барьер, а механизм оперативного доведения проектов с точки зрения безопасности и надежности до такого состояния, когда их можно смело утверждать и реализовывать
Эффективность созданной в России системы экспертизы подтверждается тем, что государства – участники ЕврАзЭС перестраивают сегодня свои экспертные системы по нашему подобию, чтобы, с одной стороны, в проектной документации обеспечивалось соблюдение требований безопасности для проектируемых объектов по самым различным ее аспектам, а с другой – чтобы экспертиза оказывала минимальное влияние на сроки реализации проектов.
В этой связи хочется поблагодарить наших коллег из МЧС за то, что они продолжают работу над законопроектом с учетом мнения профессионального сообщества относительно возможных рисков и негативных последствий для строительного комплекса, которые могут произойти в случае разрушения института единой экспертизы.
Градостроительный кодекс
Если же говорить о необходимости усиления контроля со стороны государства за вопросами обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей на стадии их проектирования, то для этого, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть возможность корректировки ст. 48.1 Градостроительного кодекса. Данная статья определяет перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе на федеральном уровне.
В соответствии с Градкодексом к особо опасным и технически сложным объектам отнесены гидротехнические сооружения, объекты использования атомной энергии, тепловые электростанции, объекты электросетевого хозяйства, портовые сооружения, объекты космической, авиационной железнодорожной инфраструктуры, канатные дороги и т.д. Все эти объекты отнесены к особо опасным из-за высоких технологических рисков. Таким образом, на стадии проектирования со стороны государства осуществляется контроль за обеспечением технологической безопасности.
"Новые виды угроз и безопасность высокорисковых объектов" читать >>>
Из-за высоких промышленных рисков к особо опасным объектам отнесены опасные производственные объекты I и II класса опасности, металлургические производства, объекты, на которых ведутся горные работы и обогащаются полезные ископаемые. Это также позволяет в рамках экспертизы на ранней стадии осуществлять государственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на данных объектах.
Но при этом в данном перечне отсутствуют здания и сооружения гражданского назначения, которые для человека нередко могут оказаться как раз самыми что ни на есть особо опасными объектами с точки зрения их пожарной безопасности. Это становится еще более актуальным, когда в проекте имеются отступления от требований пожарной безопасности сводов правил, включенных в добровольные перечни к техрегламентам. Тем не менее государство такие объекты на стадии проектирования не контролирует. Вопросы обеспечения пожарной безопасности на них полностью отданы на откуп негосударственным экспертным организациям.
С уникальными объектами, подлежащими госэкспертизе, аналогичная ситуация. Этой же статьей Градкодекса к уникальным, в основном с целью контроля за обеспечением механической безопасности, отнесены объекты, имеющие высоту или пролеты более 100 м, консоль более 20 или заглубление более 15 м. Таким образом, гигантские многофункциональные комплексы, состоящие из десятков тысяч квадратных метров и рассчитанные на единовременное пребывание многих тысяч людей, уникальными не являются. Для получения разрешения на строительство таких объектов, которые по своим масштабам зачастую сопоставимы с целым городом, также достаточно проведения негосударственной экспертизы.
Я ни в коей мере не хочу ставить под сомнение профессионализм негосударственных экспертных организаций, но тем не менее контроль со стороны государства за правильностью и обоснованностью принятых решений на стадии проектирования подобных объектов необходим, наверное, ничуть не меньше, чем за проектированием подвесной канатной дороги или склада с азотной кислотой.
Поэтому предлагаем рассмотреть возможность корректировки Перечня особо опасных и уникальных объектов, включив в него дополнительные категории с точки зрения пожарной безопасности. К примеру, такие как "объекты с массовым пребыванием людей" и "объекты, запроектированные по индивидуальным нормативам в соответствии с требованиями СТУ".
В этом случае сложнейшие вопросы обеспечения их пожарной безопасности будут находиться на стадии проектирования под государственным контролем.