Подписка

Противодействие вызовам гибридной войны. Использование информационных технологий в совершенствовании процесса проектирования транспортно-пересадочных узлов

Николай Махутов, 18/03/20

В первой части статьи1 были рассмотрены пути повышения эффективности обеспечения безопасности транспортно-пересадочных узлов в условиях воздействия природных, техногенных факторов, актов незаконного вмешательства и появления новых видов угроз, реализуемых в ходе гибридных войн. Теперь пора поговорить о направлениях деятельности по устранению противоречий и пробелов в нормативной базе для обеспечения безопасности транспортно-пересадочных узлов

kursу-vokzal

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечается: "В целях обеспечения государственной и общественной безопасности в РФ укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов".

Решение комплексной проблемы существенного ускорения социально-экономического развития страны и ее обороноспособности непосредственно связано с радикальным повышением эффективности объектов транспортной инфраструктуры и темпов роста масштаба производства. Одним из ключевых направлений успешного решения этих задач является интенсификация разработки и внедрения высокоэффективных систем комплексной безопасности.

Формирование межотраслевых законодательных актов

Применительно к транспортно-пересадочным узлам (ТПУ) базовым требованием становится требование обеспечения их безопасной работы по критериям приемлемых рисков.

Результаты фундаментальных и прикладных исследований по проблемам техногенной безопасности и рисков являются основой перехода от традиционных методов и систем обеспечения прочности, ресурса и надежности к методам оценки и управления рисками. Единое пространство требует организовать единую комплексную систему безопасности, что уменьшит вероятность возникновения угрозы актов незаконного вмешательства (АНВ) и терактов. При этом главной задачей становится разработка принципиально новых методов и средств синтеза перспективного класса систем комплексной безопасности – создание новой методологии построения систем комплексной безопасности с высокими производственно-экономическими характеристиками.

Комплексная система обеспечения безопасности ТПУ должна соответствовать требованиям межотраслевой группы законодательных актов. Для выполнения этой задачи необходимо при проектировании проводить анализ нормативно-правовых требований применительно к территориям различного функционального назначения и объектам в составе ТПУ. При разработке комплексной системы безопасности ТПУ следует выделить нормативно-правовые требования для каждой из территорий и объектов, сформировать концепцию обеспечения безопасности, выбрать необходимые инженерно-технические системы и средства обеспечения безопасности, определить порядок взаимодействия инженерно-технических систем и средств в рамках комплексной системы обеспечения безопасности.

Требуется организовать проведение научно-исследовательских работ и разработать научно-методическую документацию по проектированию комплексных систем безопасности ТПУ, обеспечению интеграции комплексных систем безопасности ТПУ и систем безопасности, предусмотренных государственными программами "Безопасный город или регион". Результатами работы будут являться методические правовые и технические рекомендации, проекты нормативных документов и стандартов в области обеспечения безопасности ТПУ, проекты нормативно-правовых актов для представления в правительство. Главным компонентом этой работы должны стать лучшие практики систем комплексной безопасности, адаптированные к специфическим условиям эксплуатации ТПУ и интегрированные в их информационно-управляющие системы. Полученные результаты являются системно-технической основой, обеспечивающей возможность ускоренного и гармонизированного выполнения последующих стадий работ по проектированию подсистем системы безопасности ТПУ.

Курс на интеллектуальные системы

Необходимо формирование архитектурной среды ТПУ, с учетом требований безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных композиционных решений, моделирования его внешней формы, путем создания методологии синтеза многоуровневых систем комплексной безопасности ТПУ в зависимости от производственно-экономических показателей. При этом нужно максимально использовать наработки, выполненные специалистами АСУ ТП, что важно при интеграции в рамках ТПУ объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) с объектами городской инфраструктуры, а также позволит комплексировать эти системы, кардинально снизить их стоимость и привлечь к разработкам и эксплуатации квалифицированный персонал, знакомый с конкретными объектами инфраструктуры и их критическими элементами.

Следует учитывать, что у разработчиков АСУ исторически сложилось направление деятельности при создании систем в сторону диспетчеризации процесса. Для актуализации этих разработок необходимо к ним добавить информационную и расчетно-аналитическую системы с базами данных, что позволит со временем перейти к "человеко-машинной" схеме и работе на основе баз знаний. При этом системы, аналогичные АСУ, исключают участие человека в процессе управления или максимально ограничивают его. Они не имеют аналитической и расчетной систем и никак не используют в текущей деятельности интеллект экспертов. Интеллектуальную систему отличает включение последнего компонента, что позволяет перейти от только входных данных к интеграции входных и расчетных данных, с получением синергического эффекта. Это дает возможность анализировать текущее состояние, строить всю деятельность по предотвращению и локализации нарушений (в том числе АНВ и терактов) и анализировать предшествующие события. На основе результатов этого анализа появляется возможность заранее разрабатывать сценарии развития событий, планировать и реализовывать комплексы мероприятий не только по предупреждению нарушений, но и по постоянному, а не цикличному, адаптивному совершенствованию системы.

Необходим гарантированный переход от квазиинтеллектуальных (информационных) к интеллектуальным системам поддержки принятия решений в ТПУ как ядра всей системы безопасности его объектов, с введением нового термина "цифровая безопасность". Под ним нужно понимать такой механизм развития экономических систем на основе цифрового взаимодействия и ценностных потоков данных для ТПУ, который приведет к получению сетевого эффекта при решении оперативных и стратегических задач, в первую очередь – по обеспечению безопасности ТПУ, города, региона и государства в целом.

Мониторинг рисков и угроз

Современная теория безопасности обосновывает необходимость изменения действующих традиционных подходов к обеспечению безопасных условий эксплуатации потенциально опасных объектов, к которым обносятся и ТПУ. В основу их совершенствования должны быть положены нормируемые параметры рисков и безопасности, обосновываемые для технических систем по критериям прочности, ресурса, живучести, надежности и безопасности. При этом ключевым фактором в решении данной проблемы является использование концепции мониторинга рисков, основанной на контроле, диагностике и мониторинге базовых параметров эксплуатации объектов, входящих в ТПУ, и комплексном анализе получаемых при этом результатов.

"Контроль и учет рабочего времени как инструмент эффективности бизнеса. Мнения экспертов" читать >>>

При определении угроз ТПУ нельзя учесть все угрозы и защититься от них. Приходится противостоять множеству рисков, еще и их сочетаниям – угрозам и рискам комбинированным, а также типа "домино". При этом надо руководствоваться принципом, принятым в боксе: лучше выиграть наверняка по очкам, чем может быть или нет нокаутом. Можно пренебречь угрозами, вероятность возникновения которых стремится к нулю, несмотря на то что ущерб от них очень велик.

Подход к безопасности с прицелом на будущее

Система безопасности ТПУ нацелена на создание максимальных препятствий для нарушителя при реализации им АНВ с помощью формирования архитектурной среды объекта с учетом требований безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений объекта. Это совокупность технических, организационных мер, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью обеспечения безопасности персонала, пассажиров и посетителей объекта, предотвращения АНВ и несанкционированного доступа к критическим элементам ТПУ. Требуется более тщательно выполнить начальные стадии работ по созданию систем безопасности на основании форсайт-технологии, оперирующей образами 5–7-летнего будущего. Это радикально меняет отношение к будущему, к типу управления развитием ТПУ с учетом требований безопасности будущего и позволяет изменить ресурсный подход к безопасности "по остаточному принципу" (ввиду плановой убыточности работ в области безопасности) на человеко-ориентированный.

Использование лучших практик по различным направлениям и консолидация ресурсов, создание схем эффективного совместного использования различных методов, их сочетание с ресурсосберегающими технологиями позволяет повысить надежность принимаемых проектных решений при фиксированных затратах, решить ключевую проблему безопасности (плановой убыточности) и сделать ее самоокупаемой. Повышение ее эффективности обеспечивается постоянным совершенствованием процесса проектирования структуры и компонентов подсистем с соблюдением нормативных требований к защите самих систем (см. рис.).

maxutov2-1_page-0002

Ввиду отсутствия в РФ законодательной и нормативно-технической базы для формирования безопасности ТПУ как кластерных объектов необходимо использовать нормативную базу и подзаконные акты ФЗ-16 "О транспортной безопасности". Этот подход применим для обеспечения интеграции на базе инфраструктуры безопасности систем различных объектов, входящих в ТПУ, информационного взаимодействия, получения синергического эффекта и формирования распределенной системы ситуационных центров

Основа для разработки стандартов и нормативных документов

Анализ особенностей уязвимости ТПУ позволяет выявить следующие ключевые проблемы, связанные с отсутствием нормативной базы:

  • понятие "субъект" применительно к ТПУ размывается (соответственно, отсутствуют сквозная система обеспечения безопасности ТПУ и лица, ответственные за обеспечение безопасности части объектов ТПУ);
  • отсутствует четкое зонирование части объектов и ТПУ в целом;
  • для части объектов, входящих в ТПУ, не выявляются критические элементы.

Положение усугубляется тем, что в состав ТПУ включаются жилые дома, применительно к которым в настоящее время нельзя определить субъектность. С другой стороны, уровень угроз проведения АНВ как для жителей, так и для инфраструктуры ТПУ значительно возрастает. При этом ограниченность ресурсов в области создания систем безопасности в РФ приводит к необходимости локализации усилий в данной сфере на критических направлениях. Построение системы безопасности производится с учетом требований на уровне элемента и ТПУ в целом, а также требований к построению систем безопасности города, региона и на федеральном уровне. Такой подход обладает синергическим эффектом и является основой для разработки стандартов и нормативных документов. Правовое обеспечение безопасности ТПУ основывается на нормативных актах и указах, посредством которых регламентируется безопасность на территории ТПУ и ответственность в случае их нарушения.

Одной из целей работы является определение в общегражданском общем виде возможных направлений проведения АНВ без их детализации с последующей передачей в специализированные организации для антитеррористической проработки. Такой подход является основой для разработки стандартов и нормативных документов. Он дает возможность оптимизировать деятельность абсолютно всех участников процесса разработки систем комплексной безопасности ТПУ, получить синергический эффект и улучшить производственно-экономические показатели. С другой стороны, это позволяет надежно парировать деструктивные воздействия на ТПУ факторов различной природы, значительно повысить способность локализовать и ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций.

Работа с персоналом

Повышение эффективности систем комплексной безопасности ТПУ невозможно без решения специфических задач в работе с персоналом, так как большинство АНВ проводятся с активной или пассивной помощью (бездействием) персонала объекта. Предлагается ввести постоянный контроль перемещения персонала по территории объекта с использованием специальных меток и текущий (постоянный) контроль физического состояния сотрудников. Перемещение персонала должно отражаться на мониторах ситуационного центра объекта, а переход из зоны (сектора) в зону (сектор) – подвергаться специальному анализу аппаратно-программным комплексом. Физическое состояние отдельных сотрудников постоянно сравнивается с данными их медосмотра перед заступлением на смену и анализируется с использованием технологии динамической интеграции и представления разнородных данных для отображения результатов мониторинга текущего состояния. В случае критического отличия текущего физического состояния сотрудника от контрольных данных оперативно вводится контроль за перемещением данного сотрудника и наблюдение за его действиями с помощью системы видеонаблюдения и службы собственной безопасности, а также блокируется его перемещение из зоны (сектора) в зону (сектор).

7 шагов к безопасным ТПУ

Таким образом, предлагаемый подход к проектированию ТПУ обладает следующими отличиями и альтернативные свойствами:

  1. Установление приоритетов управления защищенностью и мобилизационной готовностью ТПУ по видам безопасности, степени воздействий опасности, приоритетам действий органов регулирования и управления.
  2. Возможность комплексного анализа существующего состояния защищенности и мобилизационной готовности ТПУ, прогнозирования потенциальных опасностей и угроз, создание проактивных и интерактивных методов, средств блокирования и нейтрализации.
  3. Использование структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами элементами ТПУ для информационной поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  4. Обеспечение безопасности ТПУ как "управление стойкостью" достигается оптимизацией стойкости путем риск-информированного управления существующими уязвимостями и доступными адаптационными возможностями.
  5. Разработка систем ТПУ осуществляется с учетом требований информационной безопасности, с реализаций отдельных элементов электромагнитной безопасности применительно к информационной и кибербезопасности.
  6. Информационная безопасность ТПУ реализуется с помощью специализированных аппаратно-программных комплексов, сочетающих новейшие запатентованные технологии защиты систем управления, включая сигнатурный анализ, проактивный, поведенческий подход и эвристические методы контроля безопасности.
  7. Снижение риска реализации АНВ с активной или пассивной помощью (бездействием) персонала ТПУ достигается с помощью организационных мер и специализированных технических средств.

-------------------------------

1 Махутов Н., Шепитько Т., Балановский В., Аддонов А., Грузин И., Николаева Н., Подъяконов В. Противодействие вызовам гибридной войны. Анализ практики обеспечения безопасности на транспортно-пересадочных узлах // Журнал "Системы безопасности". – 2020. –  № 1 (151).

Список литературы:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015 г.). http://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/263/Градостроительный кодекс.pdf
  2. Балановский В.Л., Авдонов А.Ю., Балановский Л.В. Качество безопасности и защищенности объектов транспортной инфраструктуры // Каталог "Системы безопасности". 2017. – № 1 (24).
  3. Балановский В.Л., Николаева Н.В., Лысов Д.А. Разработка и внедрение актуальных нормативных документов – необходимая мера в сфере безопасности // Каталог "Системы безопасности". – 2017. – № 1 (24).
  4. Бойцов Б.В., Балановский В.Л., Шепитько Т.В., Денисов В.В., Лысов Д.А. Инструменты внедрения инноваций в сфере безопасности транспортных комплексов // Качество и жизнь. – 2018. – № 4 (20).
  5. Бойцов Б.В., Балановский В.Л., Шепитько Т.В., Денисов В.В., Щербина В.И. Обеспечение безопасности городских объектов транспортной инфраструктуры // Качество и жизнь. – 2018. – № 4 (20).
  6. Власов Д.Н. Транспортно-пересадочные узлы крупнейших городов (на примере Москвы): моногр. // Д.Н. Власов. – М: АСВ, 2009.
  7. Власов Д.Н. Структура и состав нормативных требований к городским транспортно-пересадочным узлам // Градостроительство. – 2015. – № 3 (37).
  8. Данилина Н., Власов Д. Система транспортно-пересадочных узлов и "перехватывающие" стоянки: моногр. // Д.Н. Власов. – Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013.
  9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009 г., № 20, ст. 2444.

Николай Махутов
Руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., проф.

Таисия Шепитько
Директор Института пути, строительства и сооружений МИИТ, почетный транспортный строитель РФ, д.т.н., проф.

Владимир Балановский
Член комиссии РАН по техногенной безопасности, действ. член АПК и ВАНКБ, проф. Академии военных наук

Алексей Авдонов
Генеральный директор ООО "Интерправо Инвест"

Игорь Грунин
Руководитель Экспертно-аналитического центра инженерно-технического аудита ООО "Технологический институт "ВЕМО"

Нина Николаева
Помощник члена Совета Федерации

Владимир Подъяконов
Член комиссии РАН по техногенной безопасности, член Экспертного совета Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, к.и.н.

Темы:Журнал "Системы безопасности" №2/2020Транспортно-пересадочные узлыПроектирование ТПУБезопасность мегаполисов

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

Печатное издание
Интернет-портал
Стать автором
Комментарии

More...