Подписка
МЕНЮ
Подписка

Противодействие вызовам гибридной войны. Использование информационных технологий в совершенствовании процесса проектирования транспортно-пересадочных узлов

Николай Махутов, 18/03/20

В первой части статьи1 были рассмотрены пути повышения эффективности обеспечения безопасности транспортно-пересадочных узлов в условиях воздействия природных, техногенных факторов, актов незаконного вмешательства и появления новых видов угроз, реализуемых в ходе гибридных войн. Теперь пора поговорить о направлениях деятельности по устранению противоречий и пробелов в нормативной базе для обеспечения безопасности транспортно-пересадочных узлов

kursу-vokzal

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечается: "В целях обеспечения государственной и общественной безопасности в РФ укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов".

Решение комплексной проблемы существенного ускорения социально-экономического развития страны и ее обороноспособности непосредственно связано с радикальным повышением эффективности объектов транспортной инфраструктуры и темпов роста масштаба производства. Одним из ключевых направлений успешного решения этих задач является интенсификация разработки и внедрения высокоэффективных систем комплексной безопасности.

Формирование межотраслевых законодательных актов

Применительно к транспортно-пересадочным узлам (ТПУ) базовым требованием становится требование обеспечения их безопасной работы по критериям приемлемых рисков.

Результаты фундаментальных и прикладных исследований по проблемам техногенной безопасности и рисков являются основой перехода от традиционных методов и систем обеспечения прочности, ресурса и надежности к методам оценки и управления рисками. Единое пространство требует организовать единую комплексную систему безопасности, что уменьшит вероятность возникновения угрозы актов незаконного вмешательства (АНВ) и терактов. При этом главной задачей становится разработка принципиально новых методов и средств синтеза перспективного класса систем комплексной безопасности – создание новой методологии построения систем комплексной безопасности с высокими производственно-экономическими характеристиками.

Комплексная система обеспечения безопасности ТПУ должна соответствовать требованиям межотраслевой группы законодательных актов. Для выполнения этой задачи необходимо при проектировании проводить анализ нормативно-правовых требований применительно к территориям различного функционального назначения и объектам в составе ТПУ. При разработке комплексной системы безопасности ТПУ следует выделить нормативно-правовые требования для каждой из территорий и объектов, сформировать концепцию обеспечения безопасности, выбрать необходимые инженерно-технические системы и средства обеспечения безопасности, определить порядок взаимодействия инженерно-технических систем и средств в рамках комплексной системы обеспечения безопасности.

Требуется организовать проведение научно-исследовательских работ и разработать научно-методическую документацию по проектированию комплексных систем безопасности ТПУ, обеспечению интеграции комплексных систем безопасности ТПУ и систем безопасности, предусмотренных государственными программами "Безопасный город или регион". Результатами работы будут являться методические правовые и технические рекомендации, проекты нормативных документов и стандартов в области обеспечения безопасности ТПУ, проекты нормативно-правовых актов для представления в правительство. Главным компонентом этой работы должны стать лучшие практики систем комплексной безопасности, адаптированные к специфическим условиям эксплуатации ТПУ и интегрированные в их информационно-управляющие системы. Полученные результаты являются системно-технической основой, обеспечивающей возможность ускоренного и гармонизированного выполнения последующих стадий работ по проектированию подсистем системы безопасности ТПУ.

Курс на интеллектуальные системы

Необходимо формирование архитектурной среды ТПУ, с учетом требований безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных композиционных решений, моделирования его внешней формы, путем создания методологии синтеза многоуровневых систем комплексной безопасности ТПУ в зависимости от производственно-экономических показателей. При этом нужно максимально использовать наработки, выполненные специалистами АСУ ТП, что важно при интеграции в рамках ТПУ объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) с объектами городской инфраструктуры, а также позволит комплексировать эти системы, кардинально снизить их стоимость и привлечь к разработкам и эксплуатации квалифицированный персонал, знакомый с конкретными объектами инфраструктуры и их критическими элементами.

Следует учитывать, что у разработчиков АСУ исторически сложилось направление деятельности при создании систем в сторону диспетчеризации процесса. Для актуализации этих разработок необходимо к ним добавить информационную и расчетно-аналитическую системы с базами данных, что позволит со временем перейти к "человеко-машинной" схеме и работе на основе баз знаний. При этом системы, аналогичные АСУ, исключают участие человека в процессе управления или максимально ограничивают его. Они не имеют аналитической и расчетной систем и никак не используют в текущей деятельности интеллект экспертов. Интеллектуальную систему отличает включение последнего компонента, что позволяет перейти от только входных данных к интеграции входных и расчетных данных, с получением синергического эффекта. Это дает возможность анализировать текущее состояние, строить всю деятельность по предотвращению и локализации нарушений (в том числе АНВ и терактов) и анализировать предшествующие события. На основе результатов этого анализа появляется возможность заранее разрабатывать сценарии развития событий, планировать и реализовывать комплексы мероприятий не только по предупреждению нарушений, но и по постоянному, а не цикличному, адаптивному совершенствованию системы.

Необходим гарантированный переход от квазиинтеллектуальных (информационных) к интеллектуальным системам поддержки принятия решений в ТПУ как ядра всей системы безопасности его объектов, с введением нового термина "цифровая безопасность". Под ним нужно понимать такой механизм развития экономических систем на основе цифрового взаимодействия и ценностных потоков данных для ТПУ, который приведет к получению сетевого эффекта при решении оперативных и стратегических задач, в первую очередь – по обеспечению безопасности ТПУ, города, региона и государства в целом.

Мониторинг рисков и угроз

Современная теория безопасности обосновывает необходимость изменения действующих традиционных подходов к обеспечению безопасных условий эксплуатации потенциально опасных объектов, к которым обносятся и ТПУ. В основу их совершенствования должны быть положены нормируемые параметры рисков и безопасности, обосновываемые для технических систем по критериям прочности, ресурса, живучести, надежности и безопасности. При этом ключевым фактором в решении данной проблемы является использование концепции мониторинга рисков, основанной на контроле, диагностике и мониторинге базовых параметров эксплуатации объектов, входящих в ТПУ, и комплексном анализе получаемых при этом результатов.

"Контроль и учет рабочего времени как инструмент эффективности бизнеса. Мнения экспертов" читать >>>

При определении угроз ТПУ нельзя учесть все угрозы и защититься от них. Приходится противостоять множеству рисков, еще и их сочетаниям – угрозам и рискам комбинированным, а также типа "домино". При этом надо руководствоваться принципом, принятым в боксе: лучше выиграть наверняка по очкам, чем может быть или нет нокаутом. Можно пренебречь угрозами, вероятность возникновения которых стремится к нулю, несмотря на то что ущерб от них очень велик.

Подход к безопасности с прицелом на будущее

Система безопасности ТПУ нацелена на создание максимальных препятствий для нарушителя при реализации им АНВ с помощью формирования архитектурной среды объекта с учетом требований безопасности архитектурно-планировочных и объемно-планировочных решений объекта. Это совокупность технических, организационных мер, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью обеспечения безопасности персонала, пассажиров и посетителей объекта, предотвращения АНВ и несанкционированного доступа к критическим элементам ТПУ. Требуется более тщательно выполнить начальные стадии работ по созданию систем безопасности на основании форсайт-технологии, оперирующей образами 5–7-летнего будущего. Это радикально меняет отношение к будущему, к типу управления развитием ТПУ с учетом требований безопасности будущего и позволяет изменить ресурсный подход к безопасности "по остаточному принципу" (ввиду плановой убыточности работ в области безопасности) на человеко-ориентированный.

Использование лучших практик по различным направлениям и консолидация ресурсов, создание схем эффективного совместного использования различных методов, их сочетание с ресурсосберегающими технологиями позволяет повысить надежность принимаемых проектных решений при фиксированных затратах, решить ключевую проблему безопасности (плановой убыточности) и сделать ее самоокупаемой. Повышение ее эффективности обеспечивается постоянным совершенствованием процесса проектирования структуры и компонентов подсистем с соблюдением нормативных требований к защите самих систем (см. рис.).

maxutov2-1_page-0002

Ввиду отсутствия в РФ законодательной и нормативно-технической базы для формирования безопасности ТПУ как кластерных объектов необходимо использовать нормативную базу и подзаконные акты ФЗ-16 "О транспортной безопасности". Этот подход применим для обеспечения интеграции на базе инфраструктуры безопасности систем различных объектов, входящих в ТПУ, информационного взаимодействия, получения синергического эффекта и формирования распределенной системы ситуационных центров

Основа для разработки стандартов и нормативных документов

Анализ особенностей уязвимости ТПУ позволяет выявить следующие ключевые проблемы, связанные с отсутствием нормативной базы:

  • понятие "субъект" применительно к ТПУ размывается (соответственно, отсутствуют сквозная система обеспечения безопасности ТПУ и лица, ответственные за обеспечение безопасности части объектов ТПУ);
  • отсутствует четкое зонирование части объектов и ТПУ в целом;
  • для части объектов, входящих в ТПУ, не выявляются критические элементы.

Положение усугубляется тем, что в состав ТПУ включаются жилые дома, применительно к которым в настоящее время нельзя определить субъектность. С другой стороны, уровень угроз проведения АНВ как для жителей, так и для инфраструктуры ТПУ значительно возрастает. При этом ограниченность ресурсов в области создания систем безопасности в РФ приводит к необходимости локализации усилий в данной сфере на критических направлениях. Построение системы безопасности производится с учетом требований на уровне элемента и ТПУ в целом, а также требований к построению систем безопасности города, региона и на федеральном уровне. Такой подход обладает синергическим эффектом и является основой для разработки стандартов и нормативных документов. Правовое обеспечение безопасности ТПУ основывается на нормативных актах и указах, посредством которых регламентируется безопасность на территории ТПУ и ответственность в случае их нарушения.

Одной из целей работы является определение в общегражданском общем виде возможных направлений проведения АНВ без их детализации с последующей передачей в специализированные организации для антитеррористической проработки. Такой подход является основой для разработки стандартов и нормативных документов. Он дает возможность оптимизировать деятельность абсолютно всех участников процесса разработки систем комплексной безопасности ТПУ, получить синергический эффект и улучшить производственно-экономические показатели. С другой стороны, это позволяет надежно парировать деструктивные воздействия на ТПУ факторов различной природы, значительно повысить способность локализовать и ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций.

Работа с персоналом

Повышение эффективности систем комплексной безопасности ТПУ невозможно без решения специфических задач в работе с персоналом, так как большинство АНВ проводятся с активной или пассивной помощью (бездействием) персонала объекта. Предлагается ввести постоянный контроль перемещения персонала по территории объекта с использованием специальных меток и текущий (постоянный) контроль физического состояния сотрудников. Перемещение персонала должно отражаться на мониторах ситуационного центра объекта, а переход из зоны (сектора) в зону (сектор) – подвергаться специальному анализу аппаратно-программным комплексом. Физическое состояние отдельных сотрудников постоянно сравнивается с данными их медосмотра перед заступлением на смену и анализируется с использованием технологии динамической интеграции и представления разнородных данных для отображения результатов мониторинга текущего состояния. В случае критического отличия текущего физического состояния сотрудника от контрольных данных оперативно вводится контроль за перемещением данного сотрудника и наблюдение за его действиями с помощью системы видеонаблюдения и службы собственной безопасности, а также блокируется его перемещение из зоны (сектора) в зону (сектор).

7 шагов к безопасным ТПУ

Таким образом, предлагаемый подход к проектированию ТПУ обладает следующими отличиями и альтернативные свойствами:

  1. Установление приоритетов управления защищенностью и мобилизационной готовностью ТПУ по видам безопасности, степени воздействий опасности, приоритетам действий органов регулирования и управления.
  2. Возможность комплексного анализа существующего состояния защищенности и мобилизационной готовности ТПУ, прогнозирования потенциальных опасностей и угроз, создание проактивных и интерактивных методов, средств блокирования и нейтрализации.
  3. Использование структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами элементами ТПУ для информационной поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  4. Обеспечение безопасности ТПУ как "управление стойкостью" достигается оптимизацией стойкости путем риск-информированного управления существующими уязвимостями и доступными адаптационными возможностями.
  5. Разработка систем ТПУ осуществляется с учетом требований информационной безопасности, с реализаций отдельных элементов электромагнитной безопасности применительно к информационной и кибербезопасности.
  6. Информационная безопасность ТПУ реализуется с помощью специализированных аппаратно-программных комплексов, сочетающих новейшие запатентованные технологии защиты систем управления, включая сигнатурный анализ, проактивный, поведенческий подход и эвристические методы контроля безопасности.
  7. Снижение риска реализации АНВ с активной или пассивной помощью (бездействием) персонала ТПУ достигается с помощью организационных мер и специализированных технических средств.

-------------------------------

1 Махутов Н., Шепитько Т., Балановский В., Аддонов А., Грузин И., Николаева Н., Подъяконов В. Противодействие вызовам гибридной войны. Анализ практики обеспечения безопасности на транспортно-пересадочных узлах // Журнал "Системы безопасности". – 2020. –  № 1 (151).

Список литературы:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015 г.). http://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/263/Градостроительный кодекс.pdf
  2. Балановский В.Л., Авдонов А.Ю., Балановский Л.В. Качество безопасности и защищенности объектов транспортной инфраструктуры // Каталог "Системы безопасности". 2017. – № 1 (24).
  3. Балановский В.Л., Николаева Н.В., Лысов Д.А. Разработка и внедрение актуальных нормативных документов – необходимая мера в сфере безопасности // Каталог "Системы безопасности". – 2017. – № 1 (24).
  4. Бойцов Б.В., Балановский В.Л., Шепитько Т.В., Денисов В.В., Лысов Д.А. Инструменты внедрения инноваций в сфере безопасности транспортных комплексов // Качество и жизнь. – 2018. – № 4 (20).
  5. Бойцов Б.В., Балановский В.Л., Шепитько Т.В., Денисов В.В., Щербина В.И. Обеспечение безопасности городских объектов транспортной инфраструктуры // Качество и жизнь. – 2018. – № 4 (20).
  6. Власов Д.Н. Транспортно-пересадочные узлы крупнейших городов (на примере Москвы): моногр. // Д.Н. Власов. – М: АСВ, 2009.
  7. Власов Д.Н. Структура и состав нормативных требований к городским транспортно-пересадочным узлам // Градостроительство. – 2015. – № 3 (37).
  8. Данилина Н., Власов Д. Система транспортно-пересадочных узлов и "перехватывающие" стоянки: моногр. // Д.Н. Власов. – Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013.
  9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009 г., № 20, ст. 2444.

Николай Махутов
Руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., проф.

Таисия Шепитько
Директор Института пути, строительства и сооружений МИИТ, почетный транспортный строитель РФ, д.т.н., проф.

Владимир Балановский
Член комиссии РАН по техногенной безопасности, действ. член АПК и ВАНКБ, проф. Академии военных наук

Алексей Авдонов
Генеральный директор ООО "Интерправо Инвест"

Игорь Грунин
Руководитель Экспертно-аналитического центра инженерно-технического аудита ООО "Технологический институт "ВЕМО"

Нина Николаева
Помощник члена Совета Федерации

Владимир Подъяконов
Член комиссии РАН по техногенной безопасности, член Экспертного совета Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, к.и.н.

Темы:Безопасный городЖурнал "Системы безопасности" №2/2020Транспортно-пересадочные узлыПроектирование ТПУ
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ 2021
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...